«Гарцующий слон», «К2» и другие (местные книготорговые формирования как основа регионального книжного бизнеса) | Библиосфера. 2016. № 3. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-9-14

«Гарцующий слон», «К2» и другие (местные книготорговые формирования как основа регионального книжного бизнеса)

В статье анализируется книготорговое наполнение больших и малых сибирских городов. Описана история возникновения и современное состояние местных книготорговых формирований: сетей, независимых книжных магазинов. Особое внимание уделено новым каналам коммуникации региональных книготорговцев. Выделены особенности, присущие книжным рынкам сибирских городов.

«Prancing elephant», «K2» and others (local bookselling groups as the regional book business base).pdf О оценкам аналитиков, книгопроизводство современной России развито значительно лучше книгораспространительской инфраструктуры [4]. К сожалению, мы не имеем государственной статистики книгораспространения и не знаем точного количества книжных магазинов в стране, «известно лишь, что их очень мало и с каждым годом остается все меньше. В РСФСР в 1990 г. было около 8,5 тыс. магазинов. Следующая приблизительная оценка по состоянию на середину 2000-х гг. - 3,5 тыс. В 2013 г., по данным Росстата, их было около 1 тыс.» [12]. Общие негативные тенденции особенно остро ощущаются в регионах, причем книгораспространение в больших и малых сибирских городах существенно различается, не говоря уже об отличиях от столичных рынков. Анализ различных каналов, форматов и форм книжного предложения сибирского региона позволяет сделать вывод о значительном усложнении структуры книготорговой деятельности и динамичных непрекращающихся изменениях этой структуры. В распространении книжных изданий возрастает значение интернет-торговли. Привычным книготорговым каналом становятся непрофильные торговые объекты: площадки киосковых сетей, специализирующихся на продаже периодических печатных изданий, площадки сетевого FMCG-ритейла, магазины детских и канцелярских товаров. Но, несмотря на все изменения, именно книжный магазин, по мнению экспертов, издателей и покупателей, остается наиболее востребованным форматом розничной книготорговли. По данным мониторинга московского книжного рынка, большинство (78%) издателей в первую очередь предпочли бы видеть свои книги на полке обычного книжного магазина, так как «именно этот канал дает издателям некое ощущение стабильности в финансовом смысле и понятных правил взаимодействия» [17]. И для покупателей традиционные книжные магазины остаются наиболее предпочтительным местом приобретения книги: например, москвичи предпочитают приобретать книги в «специализированном книжном магазине с большим выбором» (75,9% от общего числа респондентов) [17]. Причем за последние три года, по данным аналогичных опросов, этот процент увеличился. Похожие результаты были получены и при опросе издателей и покупателей Новосибирска [14]. Традиционно книжные магазины подразделяются на независимые книготорговые предприятия и книготорговые сети. Книготорговые сети представлены тремя видами: федеральные, региональные и местные. Книжные магазины являются основным элементом книгораспространения как на столичном, так и на региональном книжных рынках; но если, в силу сложившихся обстоятельств, наиболее востребованным форматом розничной книготорговли на территории Москвы является крупноформатный (более 100 кв. м) книжный магазин с универсальным ассортиментом (не менее 50-60% - книги) [18], то основу регионального книготоргового ландшафта составляют небольшие независимые книготорговые предприятия и местные книготорговые формирования. Деление это весьма условно: очень часто независимый книжный магазин постепенно открывает филиалы, превращаясь в небольшую местную сеть, либо параллельно развивает и оптовое, и розничное направления торговли, становясь магазином-складом. Широко представлены на региональном рынке книготорговые структуры, владелец и руководитель которых имеет 2-3 книготорговых предприятия. В целом региональный книжный рынок очень неоднороден, что позволяет выделить несколько уровней его развития. К наиболее развитому уровню, насыщенному с точки зрения количества, разнообразия форм и форматов, сочетания местных и федеральных книготорговых формирований рынка, можно отнести города с миллионным населением. В Сибирском федеральном округе это Новосибирск, Омск, Красноярск. Но книжный рынок Новосибирска - третьего по величине города России, самого большого мегаполиса сибирско-дальневосточного региона - выделяется в этом ряду. Современный Новосибирск является крупнейшим в России центром оптовой книжной торговли. Здесь расположены представительства - оптовые центры издательств «Олма Медиа групп», «Питер паблишинг», «Росмэн», «Эксмо» и др. Особенностью Новосибирска является то, что оптовые и оптово-розничные компании, находящиеся в городе, работают и на другие территории региона, выступая в качестве перевалочных пунктов, производя отгрузки более мелким оптово-розничным и розничным предприятиям соседних регионов. Пул оптово-розничных книготорговых предприятий составляют компании «Сибверк», «Библионик», «Аристотель», «Эксмар плюс», а также «Книгиня», «Юнисервис. Автоаксессуары и книги», «Книжный склад» «Книги Сибири», оптово-розничная компания (ИП Духновский) и др. Розничное предложение мегаполиса богато и разнообразно: это один из самых больших за Уралом литературный магазин «КапиталЪ» (1500 кв. м, 90 тыс. названий); 8 крупных универсальных магазинов федеральной сети «Читай-город»; 9 магазинов разных форматов сети «Аристотель» («Плиний старший», «BOOK-LOOK», «BOOK'ля», книжный супермаркет «Иван Федоров»); большое количество мелких специализированных магазинов; отделы в FMCG сетях; множество пунктов доставки федеральных и местных интернет-магазинов. Из-за значительного присутствия крупных универсальных магазинов небольшие книготорговые формирования не являются превалирующими на книжном рынке столицы Сибири («Книготорг» - 8 магазинов, «Книгозор» - 8 магазинов, «Нонкин» - 2 магазина, «Почитай-ка» - 2 магазина и др.). Книгораспространение двух других городов-миллионников, Омска и Красноярска, значительно отличается от новосибирского. Городом сетевой книж-ной торговли можно назвать Омск. Основу некоторых предприятий составили остатки бывших магазинов областного книготорга, например ОАО «Омсккнига», разместившееся в левобережном Доме книги (300 кв. м) и небольшом арендуемом магазине «Книги». Другая местная сеть - «Омский книготорговый дом», сохраняя статус муниципального предприятия, торговала универсальным ассортиментом в пяти магазинах: «Наш друг» (300 кв. м), «Пятерка» (170 кв. м), «Слово» (300 кв. м), «Учебная литература» (150 кв. м) и «Мысль (150 кв. м). Вполне комфортно чувствовала себя на омском книжном рынке сеть ООО «Фирма “Принт”». Ее магазины «Знание», «Просвещение», «Эрудит», «Библио-глобус», «Слово» и «Подписные издания» (от 100 до 400 кв. м) предлагали омичам универсальный ассортимент книг по умеренным ценам [20]. Динамично развивалась книготорговая сеть «Центр-Книга» [11], возникшая в конце 1990-х гг. и выросшая в крупный холдинг. К 2014 г. сеть включала девять книжных магазинов, оптовый склад открыток и канцелярии, бибколлектор, комплектующий библиотеки высших и средних учебных заведений города. Крупнейший магазин сети расположен в специально построенном в 2007 г. двухэтажном здании (450 кв. м, 36 тыс. наименований книг) [8]. Общий ассортимент сети - 50 тыс. названий книг, а также музыкальные диски, канцелярские товары и игрушки. Книготорговый ландшафт города дополняли местные сети «Super книга» (5 магазинов), «Знайка» (2 магазина), «Сеть магазинов книг и канцелярских товаров, ИП Караваев Ю. Н.» (2 магазина) и сеть «К2: Книжный и Канцелярский» (4 магазина). Особенностью омского книжного рынка являются сети, специализирующиеся на продаже автокниг: «Автокниги и бумажники для водителя» (ИП Шевченко Н. И.), включающая 4 торговые точки, и магазины автокниг «У Марковны» (ИП Лукьянова Л. В.) Значимой особенностью книжного рынка Красноярска стала проводимая с 2007 г. фондом Прохорова Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК). Во время ее проведения в город завозится более 100 тыс. экземпляров книг лучших издательств России. Большинство этих книг остается в городе: на деньги, выделяемые фондом Прохорова (от 5 до 15 млн руб.), книги закупаются для местных библиотек, что во многом формирует книжный облик города. К особенностям книжного рынка Красноярска относятся существование единственного уцелевшего с советских времен бибколлектора и появление в последние годы магазинов интеллектуальной книги клубно-кулуарного формата «Бакен» и «Федормихалыч» [1] (крайне редкое явление на сибирском книжном рынке). В городе работает большое количество книготорговых сетевых формирований. Наиболее крупной местной сетью является «Городской бестселлер». В состав компании, основанной в 1993 г., входят 26 фирменных магазинов и 7 отделов в крупных магазинах города и края (Сосновоборск, Дивногорск, Ачинск), собственный склад c постоянным наличием более 50 тыс. наименований книг универсального ассортимента. Сеть владеет интернет-магазином «Бестселлер» [7] и собственной службой доставки. Штат компании насчитывает около 200 сотрудников. С 1993 г. работает компания «Мила-В» [16], специализирующаяся на оптовых поставках книжной продукции, канцелярских товаров и игрушек на территории Красноярского края. Магазины компании расположены в Канске, Ачинске, Лесосибирске, Большой Мурте, поселках Балахта и Бирилюссы. В Красноярске находятся магазин и склад компании. «Площадь магазинов небольшая, но именно такой размер позволяет фирме работать с прибылью» [19]. На начальном этапе развития предложение компании ограничивалось 10 наименованиями книг (по 1000 экз. каждого); к 2010 г. совокупный ассортимент ООО «Мила-В» насчитывал около 50 тыс. названий. Местными сетями Красноярска можно считать «Книголюб» (13 торговых точек, в том числе 2 за пределами города: в Сосновоборске и в Дивногорске), «Колизей» (2 магазина), «Дом книги» (2 магазина), «Литероград» (2 магазина). Одним из крупных игроков на красноярском региональном книжном рынке до последнего времени являлась компания «ЛитЭкс». Созданная в 1992 г. как оптовая книготорговая фирма, с 1996 г. компания развивала розничное направление. Под маркой «ЛитЭкс» в Красноярске работало 12 магазинов, географически охватывая все ключевые районы города (общая площадь торговых точек 1425 кв. м) [9]. Особенностью красноярского книжного рынка является сеть книготорговых предприятий по продаже иностранной литературы [15]. Межрегиональный лингвистический центр, состоящий из трех книготорговых предприятий, существует с 1996 г. и является эксклюзивным представителем в Красноярском крае английских, немецких и французских издательств, выпускающих учебную и научно-методическую литературу на иностранных языках: Oxford UP, Cambridge UP, Longman, Express Publishing, Macmillan, Hueber, Langenscheidt, Klett, Larousse, Hachette и др. Сотрудники Межрегионального лингвистического центра постоянно принимают участие в международных лингвистических и методических конференциях. Межрегиональный лингвистический центр сотрудничает с ведущими зарубежными методистами, всемирно известными авторами учебников и регулярно организует семинары с ними для красноярской преподавательской аудитории, студентов и школьников края. Еще одно отличие сетевой торговли Красноярска - специализированная сеть магазинов детской литературы «Этажерка», состоящая из 2-3 небольших магазинов. Сеть имеет интернет-магазин, активно работает в социальных сетях «Живой Журнал», «В Контакте», проводит и принимает участие в социокультурных мероприятиях города: Зеленом фестивале [23], Большом фестивале мультфильмов [24] и др. Книготорговое предложение городов с населением от 700 до 500 тыс. человек (Барнаул, Иркутск, Томск, Новокузнецк, Кемерово) достаточно насыщено и мало чем отличается от книготорговых рынков Омска и Красноярска. На развитие книжной торговли Барнаула значительное влияние до своего банкротства оказывала «Топ-книга», имевшая в Алтайском крае в 2000-2010-е гг. около 30 торговых точек, из них 10 - в Барнауле [2]. Собственный книготорговый рынок Барнаула можно назвать насыщенным и разнообразным. В городе действует крупный культурно-информационный центр «Книжный мир» (4000 кв. м, из них площадь под книги - 1200 кв. м, 90 тыс. наименований), большое количество местных книготорговых формирований. В 1993 г. была создана фирма «СКМ Книги» (ИП Хасанова К. З.). Основатель и руководитель сети К. З. Хасанова - поэт[1], журналист, предприниматель. В начале деятельности фирма арендовала отделы в торговых предприятиях. В 2000 г. К. З. Хасанова в помещении без книжной истории открыла на собственные средства первый в Барнауле частный книжный магазин (92 кв. м). В 2004, 2008, 2015 гг. компанией были открыты еще три книготорговых предприятия (80; 51; 60 кв. м). Постепенно магазины превратились в объединение. Сеть не имеет склада и работает преимущественно под заказ. Руководитель предприятия так определяет формулу бескризисного развития: «Постоянный, хоть и маленький, но ежегодный прирост по выручке дает возможность оставаться на плаву в условиях повышения затрат и уменьшения спроса» [21]. К. З. Хасанова диверсифицировала бизнес необычным, единственным в своем роде, способом: «Я открыла новое для себя направление: магазин «Большое платье». Он вполне конкурентоспособный. Опыт книг в подборе ассортимента стал просто незаменим. И сейчас мы имеем от 30 до 90 неповторимых моделей на каждый размер, от 52 до 74. До недавнего времени найти достойную одежду было большой редкостью на рынке города» [21]. Другая местная сеть Барнаула - «Бисер» - была основана в 1993 г. Стабильная работа с розничными и мелкооптовыми покупателями, а также по государственным контрактам с библиотеками, вузами, школами и другими образовательными учреждениями Алтайского края и за его пределами привела к возможности создания сети оптовых и розничных книжных магазинов. В 2003 и 2005 гг. были открыты розничные магазины; в 2010 г. перед началом нового учебного года фирма расширила свое оптово-розничное направление: открыла магазин-склад с системой самообслуживания. Несмотря на стабильное развитие, экономическое положение местных книготорговых сетей сложное. Чтобы выживать, многие книжные магазины вынуждены расширять ассортимент сопутствующих товаров. По словам генерального директора компании «Бисер» С. Коваленко, «розничный товарооборот вместе с учебниками и канцелярией в «Бисере» составляет всего 1,5 миллиона в год. С оптом дела обстоят несколько лучше - от трех до пяти миллионов. Все выживают за счет канцелярии и интерактивных игрушек. И, конечно, огромный спрос на учебники - есть потребность, есть обороты» [3]. В состав созданной в октябре 1995 г. компании «Летопись» входят оптовый склад с ассортиментом выставочного зала в 12 тыс. названий (и возможностью заказа по каталогу 60 тыс. названий), оптово-розничный магазин на автовокзале, 3 розничных магазина (100-200 кв. м), открытых в 2003, 2008 гг., и полученный в аренду крупнейший в сети магазин «Слово» (40 тыс. названий) [13]. При формировании ассортимента компания предпочитает работать напрямую с издательствами. На поставках в библиотеки вузов и колледжей (не только Барнаула, но и Новокузнецка, Сургута) научно-технической и учебной литературы специализируется оптовая фирма ООО «НТЛ-Центр», созданная в конце 1990-х гг. Фирма располагает небольшим складским запасом и работает по прайсу (50 тыс. названий). Ее эксклюзивная услуга - поиск редких вузовских изданий (в том числе и из других регионов РФ) на заказ и работа напрямую с издательствами. В 1994 г. было образовано оптово-розничное предприятие ЧП Останина Н. И., создавшее сеть киосков во всех университетах Барнаула и открывшее магазин «Знание» [2]. Иркутск - форпост крупнейшей региональной компании Восточной Сибири «ПродаЛитЪ» (47 магазинов сети, из них 20 магазинов компании составляют основу книжного рынка Иркутска). С 2005 г. успешно работает местная книжная сеть «Светлана». К 2014 г. в состав компании входило 12 магазинов в различных районах Иркутска и за его пределами: в Шелехове, Саянске, Тулуне, Братске, Маме, Железногорске, Усть-Орде, а также в других городах и поселках Иркутской области. Ведущим направлением деятельности компании является оптовая поставка учебной и методической литературы для школ и вузов [10]. К локальным книжным сетям Иркутска можно отнести и компанию «Знай-Ка» (3 магазина канцелярских товаров и книг). В 1991 г. была образована компания «Литекс» (Иркутск), объединившая к 2006 г. оптовые подразделения и 15 книжных магазинов. Также в городе работают независимые книжные магазины, универсальные и специализированные. Книготорговля в Томске имеет давние традиции и связана с именем П. И. Макушина. С 1989 г. работает фирма «Томкнига», три ее магазина в Томске и один в Северске (от 108 до 350 кв. м, 136 тыс. названий суммарно) предлагают универсальный книжный ассортимент. С середины 1990-х гг. стартовала на книготорговом рынке крупная сеть ООО «Книжный Клуб плюс». К 2010 г. сеть насчитывала 7 магазинов (от 50 до 200 кв. м, 50 тыс. названий суммарно) [22]. Местной сетью является фирма «Учебники» (2 магазина). В Томске открыто большое количество независимых книжных магазинов. В научной библиотеке Томского госуниверситета с 1992 г. действует книжный магазин «Позитив», в 1999 г. ставший самостоятельным предприятием. В 1991 г на основе бывшего томского библиотечного коллектора и книготорговой базы был создан книжный магазин «Водолей». В Улан-Удэ достаточно прочное положение занимает иркутская региональная сеть «ПродаЛитЪ» (6 магазинов). В городе апробирован ее пионерный проект - хобби-маркет «Креатив» (3 этажа, 2500 кв. м) [25]. Несмотря на наличие магазинов ««ПродаЛитъ», в городе успешно функционируют несколько местных книжных сетей: «Полином» (8 магазинов), «Глобус» (3 магазина), «Джайв-Бук» (3 магазина), «Кругозор» (3 магазина). В Чите действуют следующие локальные книжные сети: «Букеръ» (4 магазина), «Ваша книга» (2 магазина в Чите, один - в городе Хилок Читинской области), «Генезис» (9 книжно-канцелярских магазинов). Интересна и показательна история книгораспространения в Кузбассе. К началу 2000-х гг. от 120 магазинов Кемеровского облкниготорга (крупнейший показатель в СССР) в Кузбассе осталось четыре книготорговых предприятия. В пору расцвета «Топ-книги» она была представлена на кузбасском рынке большим количеством магазинов различных форматов; после банкротства фирмы (2011 г.) магазины закрылись. Среди местных игроков преобладают малоформатные книготорговые площадки со специализированным ассортиментом. Например, ООО «Книга-центр Глосса» - центр информационной поддержки изучения и преподавания иностранных языков. С 2002 г. действует ООО «Деловая книга», в составе которой книжный магазин (40 кв. м) и 2 киоска. Универсальной сетью является действующая с 2000 г. «Книжная лавка» (6 небольших магазинов) с суммарным ассортиментом в 27 тыс. наименований, «Кузбасская книга» с универсальным ассортиментом в 3 тыс. названий, закупаемых напрямую у издательств. В 2010 г. в Кемерово появился новый универсал - компания «Ценная информация» (2 магазина) с регулярно обновляемым ассортиментом. Новокузнецк интересен своей местной книжной сетью «Гарцующий слон». Ее основатель С. А. Куимов начинал свою деятельность в 1985 г., привозя дефицитные книги из советской Средней Азии и торгуя ими на местной барахолке. Первую торговую точку - лоток в магазине «Спортсмен» - предприниматель открыл в 1992 г. В дальнейшем появилось еще несколько киосков в хлебных, овощных, рыбных магазинах. В 1998 г. открылся первый книжный магазин сети. С 1999 г. действовал знаменитый магазин «Полиграф Полиграфыч», выдержанный в атмосфере булгаковского «Собачьего сердца» и пользовавшийся популярностью у горожан [26]; в дальнейшем магазин пришлось закрыть. К 2015 г. в компании осталось 3 наиболее финансово успешных предприятия. Своеобразна книжная торговля заполярного Норильска, в основном сформированная местным издательством «Апекс» [5]. Книжной торговлей «Апекс» занимается с 1991 г. после открытия первого киоска. За прошедшие 25 лет были периоды, когда киоски «Апекса» являлись единственной книготорговой сетью Норильска. Количество книготорговых точек в сети нестабильно, обычно около 10-12. Постоянные киоски и павильоны (3-4) расположены в основном в торговых центрах («Гостиный двор», универмаг «Талнах», торговый центр «Диско»); остальные находятся в постоянном движении (закрываются, открываются, переезжают). Суммарный ассортимент сети насчитывает более 30 тыс. названий; средний ассортимент каждой из торговых точек - около 5 тыс. названий, формируется он в результате прямой и опосредованной работы с более чем 30 издательствами [6]. В целом, анализируя современный книготорговый ландшафт Сибири, можно сделать вывод о его разнообразии и крайней неравномерности распределения предприятий книжного бизнеса. Уровень развития книжного рынка городов-миллионников сопоставим со столичным и представлен всеми каналами книгораспространения: здесь действуют большие универсальные книжные магазины с ассортиментом в 60-80 тыс. названий; специализированные книжные магазины; многоэтажные мультимедийные культурно-информационные центры; в универсальных гипермаркетах работают книжные отделы. Чем больше город, тем большая вероятность наличия в нем пунктов выдачи федеральных и местных интернет-магазинов; в больших городах проходят книжные выставки-ярмарки. Другие провинциальные города (500-100 тыс. населения) имеют небольшие книжные магазины с универсальным ассортиментом (до 5 тыс. названий), но чаще всего книготорговые предприятия небольшого города или поселка - это киоски (отделы) в каком-либо магазине. В малых городах, поселках и деревнях, за редким исключением, книготорговые объекты отсутствуют. Безусловно, малые книготорговые объекты уступают большим универсальным книжным магазинам по количеству представленных названий, формам работы, другим параметрам. Но именно такие предприятия, в силу финансовых и организационных обстоятельств, слабой покупательной способности населения провинциальных территорий, являются единственно возможным, а потому оптимальным форматом регионального книготоргового предприятия. Сохранение и расширение местных книготорговых формирований как важнейших элементов региональной инфраструктуры чтения, модераторов регионального культурного процесса является основой и гарантией развития книжной культуры региона.

Ключевые слова

книгораспространение, книготорговые сети, независимые книжные магазины, книжная интернет-торговля, Сибирь, book distribution, bookselling network, independent bookstores, book online trade, Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Альшевская Ольга НиколаевнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории книговедения, доцент ИФМИП ФГОУ ВПО НГПУknigoved@spsl.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Альшевская О. Н. «Культурная самоотверженность»: малоформатные независимые книжные магазины на сибирском книжном рынке // Библиосфера. 2015. № 3. С. 19-30.
Барнаул // Книжная индустрия. 2010. № 2. С. 36-37.
Беломытцева В. Остаться в живых: как развивается книжный рынок в Барнауле. URL: http://planetasmi.ru/ blogi/comments/33566.html (дата обращения: 14.01.2016).
Год литературы: первые итоги // Книжная индустрия. 2015. № 9/10. С. 5.
Издательство «Апекс». URL: http://apex-norilsk.livejournal. com/ (дата обращения: 20.12.2015).
Интервью с директором издательства «Апекс» Л. Н. Стрючковой 20 нояб. 2014 г. // Архив О. Н. Альшевской.
Интернет-магазин «Бестселлер». URL: http://бестселлер 24.рф/ (дата обращения: 20.12.2015).
Как на книжкино новоселье. URL: http://www.omskrielt. com/news/realty/15739/ (дата обращения: 12.12.2015).
Книготорговая компания «ЛитЭкс». URL: http://www. litex. ru/ (дата обращения: 20.12.2012).
Книготорговая компания «Светлана». URL: http://www. kksbooks.ru (дата обращения: 20.12.2015).
Книжный магазин «Центр-книга». URL: http://www. omskbook.ru/ (дата обращения: 20.12.2015).
Книжный ритейл как возможность выбирать эмоции. Университетская книга. 2014. № 6. С 52.
Летопись. Книги. Канцтовары. URL: http://letopis22.ru/ ?ext=contact (дата обращения: 11.11.2015).
Макеева О. В. Книга и чтение произведений сибирских авторов в Новосибирске и Новосибирской области: современное состояние и проблемы (по материалам исследования «Знай наших! Читай наших!») // Сибирская книга: сб. материалов (по итогам Программы «Регион. фестиваль “Сиб. книга”: комплекс социал. значимых мероприятий, направл. на популяризацию кн. и чтения в Новосиб. обл.»). Новосибирск, 2015. С. 56-68.
Межрегиональный лингвистический центр. URL: www. eltarea.ru/yelc/index.htm (дата обращения: 11.10.2015).
Мила-В. Книготорговая компания. URL: http://www. мила-в.рф/about.html (дата обращения: 22.10.2014).
Мониторинг московского книжного рынка. 2012 г. URL: http://www.bookunion.ru/upload/iblock/7cb/7cbbb305fe5092 9f2b1935d1202215b2.pdf (дата обращения: 20.12.2015).
Мониторинг московского книжного рынка. 2013 г. URL: http://www.bookunion.ru/upload/iblock/56f/56f4deab74c2afbce9d72c3fe83f00a3.doc (дата обращения: 20.12.2015).
Нас знают как ответственных и порядочных людей // Книжная индустрия. 2010. № 1. С. 40-41.
Омск // Книжная индустрия. 2009. № 8. С 46-47.
Палочкин М. «Три четверти книг - откровенный мусор» // Эксперт Сибирь. 2013. № 12. URL: http://expert.ru/ siberia/2013/12/tri-chetverti-knig--otkrovennyij-musor/ (дата обращения: 15.07.2015).
Томск // Книжная индустрия. 2010. № 7. С. 48-49.
Фестиваль Зеленый на Татышева. URL: http://etagerka-book.livejournal.com/2013/06/27/ (дата обращения: 20.11.2015).
Фотографии БФМ. URL: http://etagerka-book.livejournal. com/2013/04/17/ (дата обращения: 20.11.2015).
Хобби-маркет «Креатив»: чтобы дети были умными и развитыми! URL: www.newbur.ru/articles14929 (дата обращения: 14.12.2015).
Шрамко С. Книги не пахнут? : Лит. дневник. URL: http://www.proza.ru/diary/v1150094/2015-05-05 (дата обращения: 18.12.2015).
 «Гарцующий слон», «К2» и другие (местные книготорговые формирования как основа регионального книжного бизнеса) | Библиосфера. 2016. № 3. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-9-14

«Гарцующий слон», «К2» и другие (местные книготорговые формирования как основа регионального книжного бизнеса) | Библиосфера. 2016. № 3. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-9-14