Сетевые проекты как инструмент развития читательской активности школьников | Библиосфера. 2016. № 3. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-46-51

Сетевые проекты как инструмент развития читательской активности школьников

Чтение остается основой как для индивидуальной успешности школьников, так и для образовательного процесса в целом. Спад читательской активности подрастающего поколения значительно затрудняет решение образовательных задач, снижает культурный уровень. Необходимы новые подходы и новые инструменты для продвижения чтения. В статье рассматриваются некоторые аспекты повышения читательской активности среди участников сетевых литературных проектов в школьной библиотеке.

Network projects as a tool to develop pupils’ reading activity.pdf Овая образовательная, личностно ориентированная парадигма, предполагающая формирование у обучающегося познавательных интересов, стимулировала внедрение в систему обучения проектного метода, который нацелен на развитие у школьников высших форм умственной деятельности (анализа, синтеза), оценку полученных знаний, уход от простого их накопления. Это, в свою очередь, требует развития понимания, критического мышления, умения самостоятельно добывать, оценивать информацию и использовать ее в различных видах деятельности. Проектный метод позволяет вызвать у молодых людей состояние непосредственной заинтересованности, научить их самостоятельному, критическому мышлению, умению работать с информацией, размышлять, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения [1], конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи. Еще Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [2, с. 118]. Проектный метод в педагогической и библиотековедческой литературе Проектный метод обучения неоднократно описан в научной, педагогической и справочной литературе. Наиболее глубоко и полно это сделано в работах Е. С. Полат, в которых раскрывается методика образовательной технологии, сфера и результативность их применения, приводится классификация проектов; впервые дается характеристика не только традиционному, но и телекоммуникационному (сетевому) проекту. Об этой разновидности проектов пишут также Е. Н. Ястребцева, Е. Д. Патаракин, В. А. Полякова. Названные авторы в своих работах формулируют ряд дидактических принципов, характерных для технологии подготовки и проведения сетевых проектов. В российском образовании большой вклад в развитие данной технологии был сделан благодаря работам Е. П. Круподеровой, О. Ф. Брыксиной, М. А. Смирновой, О. Г. Петровой и других экспертов и преподавателей программы «Intel. Образование для будущего». Малое распространение проектной, в особенности сетевой, деятельности в библиотечной среде не могло не отразиться на освещении данного вопроса в специальной литературе. По словам И. И. Тихомировой, в библиотековедческой литературе проектная деятельность рассматривается в достаточно широком, порой размытом, контексте [13, с. 108]. Самые распространенные публикации такого рода - рекомендации по составлению проектов для грантов [6] или различные библиотечные программы, привычно именуемые «проектами». Использование проектной деятельности в библиотеке для социокультурного проектирования с точки зрения менеджмента рассматривает А. Лисицкий; им выполнен наиболее подробный анализ терминологии проектной деятельности, технологии разработки проекта, предпринята попытка типологизации проектов [8]. Однако представление о проектной деятельности библиотеки исключительно с позиций менеджмента представляется неверным: оно снижает ценность представленного материала и затрудняет более широкое применение метода проектов в сфере чтения. Проектную технологию как форму руководства чтением молодежи рассматривает в своем исследовании С. В. Дорохина, но делает это, к сожалению, несколько поверхностно [5]. Практическая направленность и подробная детализация метода проектов представлена в исследовании Т. В. Пантюховой: здесь добротная теоретическая основа подведена под самую традиционную форму работы библиотеки - организацию книжной выставки, что способствует раскрытию педагогической составляющей библиотечной проектной деятельности [11]. Е. Н. Ястребцева рассматривает сетевые библиотечные проекты как основу формирования медийной и информационной грамотности у школьников, отмечая сильнейший образовательный ресурс проектной технологии, возможность с ее помощью формировать и развивать читательские компетенции подростков [15]. Отличительной особенностью публикаций данного автора является актуализация проблемы педагогической деятельности библиотек в сетевых проектах, раскрытие новых форматов библиотечной деятельности для детской и подростковой среды. Статьи Е. Г. Смутневой, Е. В. Качевой, Г. Н. Водневой, Г. А. Косаговской об использовании проектного метода в библиотечном обслуживании детей и подростков будут интересны, прежде всего, библиотекарям-практикам, поскольку основываются на личном опыте реализации локальных и сетевых проектов различного уровня: от муниципального до международного. Обзор литературы по интересующему нас вопросу и полученный опыт убеждают, что именно сетевые проекты, благодаря использованию в школе специфичных средств и методов библиотечной работы, увеличивают эффективность обучения навыкам поиска информации, работы с книгой, повышают уровень книжной и читательской культуры. Поскольку именно в библиотечном сетевом проекте обучающиеся могут не только получить надпредметные знания и навыки, но и повысить уровень своих читательских компетенций, активизировать собственную читательскую деятельность, данная форма работы имеет все шансы стать результативным инструментом формирования и развития указанных компетенций и деятельности. Сетевые проекты в практике школьных библиотек Специфика детской, подростковой, читательской группы состоит в том, что книга ей нужна «здесь и сейчас», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности; не получив сиюминутного отклика на свои запросы, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга [4]. На ситуа-цию в сфере детско-юношеского чтения значительно влияет компьютеризация, которая подвергла существенным изменениям социальные отношения людей в процессах образования, досуговой деятельности и повседневного общения и в то же время дала толчок к развитию новых практик чтения [10]. Библиотекарей закономерно интересует вопрос повышения читательской активности школьников, формирования с помощью информационных технологий их читательских компетенций. В зарубежной практике стало нормой, что школьный библиотекарь имеет статус учителя, который владеет коммуникационными технологиями продвижения чтения и занимается этой деятельностью [16], у нас же эти процессы только набирают силу. Сегодня российские библиотекари активно осваивают интернет-технологии и сетевое пространство: проводятся различные акции, конкурсы и проекты, но большинство из них не соответствуют технологии создания и реализации проекта. За последние годы проведено немало интересных обучающих сетевых мероприятий: марафон «Книга соединяет столетия» (2014), проекты «Классика в неформате» (2014), «Читать не вредно - вредно не читать!» (2014), «Литературные герои в социальных сетях» (2015), «Книжный шкаф поколения NEXT» (2015) и др. Все они направлены на стимулирование читательской деятельности детей и взрослых, имеют хорошую обучающую платформу. Активность библиотекарей, в том числе и школьных, заслуживает всесторонней поддержки и внимания. Однако необходим и подробный анализ этой деятельности, поскольку данные мероприятия имеют преимущественно культурно-досуговую направленность, что явно не отвечает основным задачам школьной библиотеки. Наш опыт освоения сетевой проектной технологии начался в 2010 г. с телекоммуникационного литературного марафона «В школе, дома, в Интернете» по книге Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», который был реализован на базе библиотеки школы № 8 г. Златоуста. Это было открытие новых перспектив работы школьной библиотеки и очень увлекательное занятие для детей-участников. Работа с художественным текстом на протяжении всего марафона была не только необычной и интересной, но и давала конкретный результат. Ребята научились искать информацию, обрели опыт совместной работы, получили импульс к развитию смыслового чтения и критического мышления. Из отзыва школьников: «Мы с девчонками увидели, что художественную книгу можно не только с удовольствием читать, а еще многому можно научиться!». Кроме того, позиции взрослого и ребенка стали личностно-равноправными. В проекте взрослый актуализирует исследовательскую активность ученика, стимулирует его стремление к личностному росту, создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач. Участие в сетевом проекте позволяет реализовать персонифицированный подход. Последнее означает построение такого общения, которое было бы адекватно возрастным и индивидуальным особенностям, способностям и склонностям всех учащихся [7]. К развитию любви к чтению это имеет самое непосредственное отношение: чтение - процесс крайне персонифицированный, строящийся на особенностях развития каждой личности. Опыт показал, что для развития читательской активности весьма эффективны литературные проекты. Например, проект «Путешествия с литературными героями» предоставил возможность освоения новых форм взаимодействия с книгой. Работа с текстом художественного произведения, поиск по различным источникам информации о странах и городах, в которых бывал литературный герой, создание аватарки от имени персонажа, разметка на карте маршрута путешествия помогли участникам не только освоить поиск информации, но и осмыслить литературное произведение, характер героя, отчетливо представить, где он побывал. В период с 2010 по 2012 г. автор статьи и ученики приняли участие в семи сетевых проектах различной направленности: исследовательских «Вчера - сегодня - завтра» (автор А. А. Исаева) и «Гений русской науки» (автор Е. А. Разживина); познавательных «Со скоростью света по Млечному пути» (авторы М. А. Смирнова, С. А. Шейкина, Т. А. Жукова) и «Слон - больше, чем животное» (автор Н. А. Плотникова); литературных «В школе, дома, в Интернете» (авторы М. А. Смирнова, О. А. Плотникова, О. С. Асафьева), «Путешествие с литературными героями» (авторы Е. Н. Ястребцева, Т. А. Рогоз), «Сокровища Каменного великана» (автор Е. В. Качева). Среди детей, которые участвовали во всех сетевых проектах, большая часть была из категории мало читающих. Авторы проектов, не акцентируя внимания на чтении, разрабатывали задания так, чтобы у самого ребенка возникла потребность найти информацию. Например, давалось задание составить математическую задачу по сюжету книги или создать видеоролик о приключениях героя в наши дни. Это заставляло школьников обращаться к тексту и искать дополнительную информацию. В результате реализации проекта дети не «уходили» из библиотеки, а, наоборот, старались как можно чаще бывать в ней. В чем же причина? К сожалению, пока что во многих семьях и учебных организациях самым распространенным «методом» развития любви к чтению является принуждение (во всех формах) и даже наказание чтением, в результате чего у молодых людей возникает психологический барьер по отношению к книге. А во время проекта участники много читают, потому что у них возни-кает личная заинтересованность, они боятся подвести команду, хотят лучше выглядеть в глазах учителей и сверстников. Проектный метод доказал свою результативность в активизации читательской деятельности различных категорий учащейся молодежи даже в тех случаях, когда разработчиками не ставилась такая задача. Иная ситуация с библиотечными проектами, кото-рые по определению нацелены на активизацию читательской деятельности. Планирование формирования и развития читательских компетенций позволяет управлять процессом, отслеживать результат, делать проект более эффективным. Сетевые проекты могут стать тем важнейшим инструментом активизации читательской деятельности школьников, который позволит не только привлечь к чтению подрастающее поколение, развить его читательские навыки, но и совместить интерес к электронным технологиям с традиционным чтением. Активизация читательской деятельности на основе формирования читательских компетенций посредством сетевых библиотечных проектов Если следовать компетентностному подходу, то новой категорией измерения результата обучения является компетенция - «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [14, с. 60]. Соответственно, у школьников в процессе учебы должны быть сформированы определенные читательские умения работы с информацией (текстом). Рассмотрим, как это происходит в сетевых проектах. Мой первый авторский проект «Недаром помнит вся Россия…», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г., был адресован ученикам четвертых классов. Особенностью проекта было не только участие зарубежной команды, но и организационные решения. Он был стилизован под военный поход: участникам был предложен выбор ролей по интересам, при оценивании и взаимооценивании на сайте появлялись изображения ордена св. Георгия. Лексика проекта «погружала» участников в XIX век, участникам давалась возможность провести мини-исследование «Мой край в Отечественной войне 1812 года». Одним из результатов было огромное число созданных детьми информационных продуктов: 177 работ на первом этапе, 69 лент времени - на втором, 66 итоговых работ и 64 эссе на тему главной темы проекта. Несмотря на то, что проект был посвящен истории, уместно говорить и о привлечении детей к чтению. Работа с текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» была многообразной: искали военные термины, историзмы, крылатые выражения, составляли картинный словарь, кроссворд, ментальную карту. Ожидаемые (и достижимые!) результаты - развитие смыслового чтения, критического мышления. Второй и третий этапы требовали от участников не только поиска, но и анализа найденной информации, что сделало обращение к чтению обязательным. На последнем, самом сложном, этапе команды должны были создать проектный продукт «Мой край в Отечественной войне 1812 года», для чего требовались хорошие читательские навыки, умение отбирать и анализировать информацию. Литературный проект «Сокровища Каменного Великана» был реализован с учениками пятых классов дважды: в 2012 и 2015 гг. Основа проекта - работа с легендами и сказами Южного Урала. На основе предложенных текстов нужно было создать облако слов, найти в тексте устаревшие диалектные слова и выражения, дать им объяснения и визуализацию. Создание на основе текстов кроссвордов, 3D-книги и коллективного продукта (Google-карты, интерактивной виртуальной стены) потребовало от участников не только умения находить информацию, но и анализировать, синтезировать полученный материал. Завершился проект написанием эссе на тему «Что является настоящим сокровищем для человека?», которое и стало показателем начитанности и умения излагать свои мысли. Литературные проекты активно способствуют развитию читательских компетенций, поскольку их авторы имеют возможность заложить все планируемые результаты в структуру проектов. Так случилось и в литературном проекте для первоклассников «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу» по сказкам В. Г. Сутеева. В данном проекте привлечение к чтению было целью, которая достигалась посредством решения ряда задач. Задания строились так: предлагалось сочинить ментальную сказку по карте, нарисовать главного героя, узнать, кем он является в окружающем мире, о чем эта сказка и т. д. Ребята сочинили свою собственную сказку о дружбе, которую потом «издали», создав книжку-малютку. На последнем этапе проекта участники представляли свои сказки одноклассникам или в детских садах, размещали информацию об этом на карте буккроссинга проекта, читали сочинения других команд и писали на специальном форуме отзывы о них. В ходе проекта было создано 106 сказок! Результат: прочитаны все сказки Владимира Сутеева, составлено 69 ментальных карт по произведениям автора, написано 106 сказок о дружбе, составлена карта буккроссинга проекта. Были и другие, не менее значимые итоги. В частности, в ходе проекта действовали два детских форума. Один - запланированный, в нем размещались отзывы участников о сказках, которые были созданы в рамках проекта. Другой был создан под напором сетевой активности участников (за один день было оставлено около 300 комментариев на страницах команд). Оба форума решали задачи развития коммуникативных навыков, но второй - «Ищем слово» - был особенным. Там дети публиковали свои «изыскания» и размышления о красоте русского языка, использовании молодежного сленга и культуре общения: «Конечно, если бы Владимир Сутеев писал свои сказки, такими словами-“паразитами”, я думаю, что он не был настолько любим своими читателями на протяжении 110 лет, и у нас сейчас не было бы такого проекта. Будем учиться не только писать грамотно, но и говорить!» (команда «Буквоежки»); «Спасибо проекту, мы научимся грамотно общаться, нам это очень пригодится в жизни!» (команда «Радуга-Москва»). После начала работы этого форума комментарии и к страницам, и к работам команд стали совершенно иными: «Отличное название для любознательной команды, ведь ключиком можно открыть дверь в мир удивительных знаний и секретов. Удачи вам в проекте!», «Вы Лучики большого города, а мы Лучики небольшого Удмуртского села, земляки Бурановских бабушек. Успехов вам!». Межрегиональный краеведческий проект «Если по соседству жить…» для учеников седьмых-девятых классов не ставил целью повышение читательской активности участников. Однако на протяжении всего проекта школьники работали с краеведческой литературой; с помощью определенных заданий (составления облака слов, разработки виртуальной книжной выставки, проведения виртуальной экскурсии) разработчики проекта старались привлечь участников к чтению. Последнее задание - разработать и провести виртуальную экскурсию по своему городу - потребовало не только знания краеведческой литературы, но и умения отбирать информацию, представлять ее в разных форматах. В 2015 г. был проведен краеведческий веб-квест «Вершины Каменного пояса», в ходе которого участники изучали не только научно-популярную, но и художественную краеведческую литературу. Из отзывов: «Пересмотрели много литературы, обратились к соседям, друзьям, классу. Тяжело, но очень интересно, узнали много нового. Для нас это задание оказалось самым сложным. Сидели над ним два дня, но зато узнали много нового и интересного о Златоусте и его писателях» (школа № 90, «Кузюки»); «Выполняя шаг, я узнал много новых авторов и поэтов. Для меня был удивительный Константин Скворцов со своими стихами. Мне были интересны песни о Златоусте нашего местного барда Юрия Зыкова» (школа № 15, Тау); «Чтобы выполнить эти задания, нам пришлось перечитать много полезной и важной информации. И не зря!!! Мы узнали новых для нас писателей, которые сочиняли стихи о нашем родном городе. Спасибо вам за эти вопросы!!!» (команда «Гелиодор», школа № 36); «Я и моя подруга очень любим стихи и песни о Златоусте, но, несмотря на это, многое оказалось незнакомым. Пришлось обратиться не только к нашим учителям и библиотекарю, но и к руководителю хора. Спасибо им за помощь!» (школа № 35); «При выполнении столкнулись с трудностями, преодолеть которые помогли библиотекарь школы и учителя. С удивлением узнали, что стихов о нашем городе и нашей природе больше, чем мы знали» (команда «Самоцветы», школа № 12). Приведены отзывы только одного - литературного - этапа квеста. Остальные этапы веб-квеста также предполагали поиск информации не только в Интернете, но и в книгах. Особенность детской читательской аудитории хорошо описал Ю. М. Лотман: «Существует два типа аудитории: “взрослая”… и “детская”… Первая относится к художественному тексту как получатель информации… Вторая относится к тексту как участник игры: кричит, трогает, вмешивается, картинку не смотрит, а вертит, тыкает в нее пальцами, говорит за нарисованных людей, в пьесу вмешивается, мешая актерам, бьет книжку или целует ее. В первом случае - получение информации, во втором - выработка ее в процессе игры» [9, с. 377-378]. В сетевых библиотечных проектах обращение к литературе происходит в игровой форме, что позволяет непринужденно и без педагогического прессинга активизировать читательскую деятельность, поддерживать ее, естественным образом наращивать уровень читательской компетентности, поскольку чтение рассматривается учеником как необходимое условие решения занимательных задач. Заключение Анализ реализованных проектов показывает, что, несмотря на их различия по теме, форме, типам заданий, возрасту участников, сетевые проекты успешно решают задачи активизации читательской деятельности. В сетевом проекте участники имеют возможность проявлять свою активность и самостоятельность в соответствии со своими индивидуальными способностями, интересами, склонностями, причем делать это в синтезе и сочетании различных видов деятельности (исследовательской, поисковой, познавательно-игровой и т. д.) [3, с. 136]. Процессы развития чтения в сетевом проекте можно рассмотреть и с точки зрения когнитивной теории чтения, которая «предполагает движение потоков информации от текста к читателю и от читателя к тексту во время обработки читателем этих информационных потоков в соответствии с имеющимися знаниями и пониманием этих текстов» [12, с. 21]. Участники проектов создают на основе текстов индивидуальные и коллективные информационные продукты, являющиеся по сути результатом появления новых знаний и умений участников. В сетевом проекте школьники не только получают/ищут информацию, прочитывая различные источники, пополняют/ закрепляют свои знания по предметам, но и общаются посредством книги и чтения, повышают общекультурный уровень, проявляют свои познавательные и творческие способности. Таким образом, библиотечный сетевой проект работает на повышение качества образования. Кроме того, сетевой проект позволяет совместить ценностные предпочтения разных поколений: старшего (чтение, книга) и молодого (интернет-серфинг). Проекты могут стать инструментом сохранения культуры чтения, читательского опыта разных поколений. Использование сетевых проектов в библиотечной практике затруднено многими факторами: неподготовленностью библиотекарей к данной форме работы, нерешенностью многих теоретико-методических проблем восприятия электронного текста, недостаточной продуманностью заданий, отсутствием четких индикаторов результативности сетевой проектной деятельности и т. д. Однако все это преодолимо. С 2012 г., являясь тьютором программы «Intel. Обучение для будущего», автор разработал и провел на различных дистанционных площадках несколько мастер-классов для библиотекарей и педагогов: «Достижения метапредметных результатов обучения через проектную деятельность школьной библиотеки» (2012 г., Международная образовательная онлайн-конференция «Наша новая школа: мой маршрут»), «Зачем библиотекарю проект?» (2014 г., II Международная образовательная онлайн конференция «Наша новая школа: мой маршрут»). С 2014 г. автор - фасилитатор Летней мастерской «Разрабатываем сетевой проект в начальной школе». В 2013 и 2015 гг. автором проведены Мастерские «Разрабатываем проект в библиотеке» (портал ВикиСибириада), выпускники которой провели 6 сетевых проектов, и один из этих проектов - «Жил на свете язык» (автор Е. А. Ванюхина) - в 2015 г. победил в конкурсе учебных и социальных проектов образовательных программ Intel. Дальнейшая теоретическая проработка технологии сетевого проектирования и экспериментальная работа школьной библиотеки позволит превратить сетевые проекты в наиболее результативный и любимый школьниками инструмент активизации чтения и приобретения новых читательских компетенций.

Ключевые слова

чтение, сетевой проект, проектная деятельность, образование, школьные библиотеки, reading, network project, project activity, education, school libraries

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Качева Елена ВалериевнаЦентр методического и хозяйственного обеспеченияметодистhelgoct@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Викторова Т. А. Особенности технологии проектного обучения. URL: http://festival.1september.ru/articles/5567 77/ (дата обращения: 23.08.2013).
Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс, 1991. 480 с.
Галактионова Т. Г. «Педагогика текста: опыт семиотического решения»: приглашение к чтению // Кризис чтения: энергия преодоления. Москва, 2013. С. 129-138.
Грек Е. Л. Формирование читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС. URL: http://goo.gl/y03Jhh (дата обращения: 26.09.2014).
Дорохина С. В. Интернет-руководство чтением молодёжи как средство развития и поддержки чтения в информационном обществе : дис. … канд. пед. наук. Москва, 2014. 196 c.
Жесткова И. П. Проектная деятельность в библиотеке. URL: http://goo.gl/Jm7oKu (дата обращения: 05.01.2016).
Клюева Н. В. Принципы гуманизации педагогического взаимодействия. URL: http://goo.gl/puMmX5 (дата обращения: 30.12.2013).
Лисицкий А. Библиотечный проект и его успешная реализация в школьной и детской библиотеке: школа библиотечного лидерства // Библиотека в школе. 2007. № 24. С. 34-41.
Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Избран-ные статьи : в 3 т. Таллинн : Александра, 1992. Т. 1. С. 377-380.
Матвеева И. Ю. Читать подано! Социальные сети в поддержку и продвижению чтению // Вестник Челябинской государственно академии культуры и искусства. 2010. № 3. С. 25-31.
Пантюхова Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций // Библиотековедение. 2008. № 3. С. 61-64.
Сметанникова Н. Н. Ведущие зарубежные теории чтения XX века и их воплощение в методологии и методиках обучения // Чтение. XXI век. Москва, 2015. С. 9-54.
Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Москва : РШБА, 2014. 342 с.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2004. № 4. С. 60.
Ястребцева Е. Н. Проекты, которые обучают: формирование медийно-информационной грамотности школьников через библиотечные сетевые обучающие проекты. URL: https://goo.gl/Oa0NPX (дата обращения: 18.05.2016).
Hay L., Todd R. J. Report of the school libraries 21C online discussion, commissioned by School Libraries and Information Literacy Unit, Curriculum K-12 Directorate. URL: http://goo.gl/8Fk6y1 (accessed 05.01.2016).
 Сетевые проекты как инструмент развития читательской активности школьников | Библиосфера. 2016. № 3. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-46-51

Сетевые проекты как инструмент развития читательской активности школьников | Библиосфера. 2016. № 3. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-3-46-51