Количественная парадигма в научных исследованиях: преодолен ли «кризис числа»? | Библиосфера. 2014. № 1.

Количественная парадигма в научных исследованиях: преодолен ли «кризис числа»?

Рассматриваются проблемы, связанные с проведением научных исследований в рамках количественной парадигмы. Определяются основные методы количественных исследований, подчеркиваются их пре- имущества и недостатки применительно к предмету изучения. Акцентируются вопросы научно-иссле- довательской подготовки специалистов высшего образования.

Quantitative paradigm in researchs: whether the «crisis of the number?» is overcome.pdf Современных условиях усложнения библи- отечно-информационной деятельности, не- обходимости разработки и внедрения ин- новационных направлений в работе библиотек возрастает роль научного сообщества библиотечно- информационной отрасли. Именно на него возла- гается «профессиональная ответственность за хра- нение, передачу и использование специализиро- ванной суммы знаний, и часто за расширение этих знаний, как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях» [9, с. 28]. Директивность расширения суммы научных знаний предполагает активизацию научного поиска, качество и эффективность которого во многом предопределяется разработанностью методологи- ческих парадигм. Сегодня для проведения науч- ных исследований в библиотековедении ориенти- ром служат основные положения двух методоло- гических парадигм: качественной и количествен- ной. Очерчивание контуров и границ применения смешанной методологии, формулировка требова- ний к дизайну исследований, реализуемым в ее рамках, находится в стадии теоретического обос- нования [10]. Принимая решение о методологии, которая бу- дет лежать в основе проведения библиотековедче- ского исследования, учитывают сущность изучаемой проблемы, необходимую глубину ее исследо- вания, степень и масштабы распространенности, предполагаемую научную и практическую значи- мость результатов и др. В отечественном научном сообществе укоренено понимание того, что коли- чественные и качественные исследования, реали- зуемые в рамках количественной и качественной парадигм, дополняют друг друга и только их со- вместное использование позволяет получить досто- верную и надежную информацию о библиотечной реальности. Именно этим объясняется отсутствие в нашей стране противостояния между сторонни- ками количественных и качественных методов, ко- торого не смогло избежать, например, американ- ское библиотековедение. Философская база количественных исследова- ний – позитивизм и неопозитивизм, чья методоло- гия оказала большое влияние на проведение ис- следований в науках социального цикла. О. Конт и его последователи предприняли попытку обос- новать возможность получения истинного знания на основе сбора и систематизации эмпирических фактов. По мнению ученых, наука должна иссле- довать именно факты, так как это – единственный путь к получению объективного и точного знания. Г. Спенсер и Дж. С. Милль также подчеркивали безусловную надежность и обоснованность изучения фактов, имели склонность к инструменталистской трактовке теоретического знания, недооценивали значимость научных обобщений, закономерностей и законов. Неопозитивизм, возникший в середине 3 МЕТОДОЛОГИЯ НИР 1920-х гг., поддерживая базовые отличительные черты позитивизма, при поиске подходов к реше- нию философских проблем ориентирует на приме- нение аппарата математической логики [7]. Количественная методологическая парадигма, лежащая в основе библиотековедческих исследо- ваний, в рамках собственных концептуальных ус- тановок помогает организовать научную деятельность, ориентированную на получение нового зна- ния, предлагает способы интерпретации результатов проведенного исследования, способствует выявле- нию закономерностей, созданию новых подходов и теоретических концептов. Количественные исследования проводятся биб- лиотековедами, когда необходимы точные и наде- жные количественные данные о предмете изучения или об ограниченном круге проблем с ним связан- ных. Данный тип исследования, основанный на использовании больших выборок, обрабатываемых математико-статистическими методами, позволяет создавать статистические модели, а в дальнейшем экстраполировать результаты исследований на всю изучаемую генеральную совокупность. При опросе респондентов для получения дополнительной ин- формации о них могут использоваться разного рода тесты и проективные методики. Количественный анализ эффективен также в случае проверки пред- варительно сформированной в ходе качественного исследования гипотезы о предмете изучения. Наиболее значимые функции количественных исследований [2]: • выход за пределы индивидуального созна- ния; • определение количественных характеристик объектов и явлений; • выявление классов объектов на основе боль- шого числа параметров; • обозначение динамических тенденций; • проверка логических гипотез. Отличия исследований, проведенных в рамках количественной и качественной парадигм, неоднократно становились темой рассмотрения специа- листов. «Качественные исследования позволяют изучать микросоциальные явления, а количествен- ные – макросоциальные. Качественные исследова- ния ориентированы на понимание смысла проис- ходящих явлений/событий/процессов как предме- тов изучения и др. Количественные исследования направлены на то, чтобы получить количествен- ную информацию о предмете изучения, измерить его параметры, установить взаимосвязи и взаимо- зависимости между ними. В связи с этим маститые ученые рекомендуют новичкам выбирать качест- венный тип исследования, если нужно ответить на вопросы “почему?” и “как?”, на вопросы “что?” и “сколько?” отвечают количественные исследова- ния» [4]. Основными методами количественных иссле- дований в сфере библиотековедения являются наб- людение, эксперимент, опрос, контент-анализ. Ка- ждый из названных методов может выступать в ка- честве единственного/основного, а может исполь- зоваться и в тесной связи с другими методами, в том числе и качественными. Характеристика методов количественных исследований нашла глубокое отражение в работах специалистов [3, 10]. Однако необходимо доба- вить, что использование количественных методов динамизируется применением современных тех- нологий. Сегодня количественные исследования доста- точно часто проводятся с использованием аудио- видеоаппаратуры, возможностей интернета и прог- раммно-технологических средств, что важно с точки зрения удешевления процесса исследования, обес- печения доступа к удаленным респондентам, а так- же оперативности получения, обработки и анализа данных. Примечательно, что использование технологий создает благоприятные условия не только для изу- чения предмета исследования на количественном уровне, но и одновременно подготавливает почву для проведения качественного исследования (если в нем существует потребность). Наблюдение/эксперимент/опрос респондентов, осуществляемые с помощью аудиовидеоаппарату- ры/Skype/использования видеосайтов на чатах и др., делают возможным анализ лингвистической и экс- тралингвистический модели говорения/слушания/ поведения респондентов и на этой основе позво- ляют перейти к получению более полной и глу- бинной информации на качественном уровне. Тем самым современные технологии, сохраняя особен- ности методологии и дизайна количественных и ка- чественных исследований, создают уникальные воз- можности для перехода от одного типа исследова- ний к другому, открывают перспективы для более углубленного и многоаспектного изучения биб- лиотековедческих проблем с наименьшими финан- совыми, трудовыми и временными затратами. С использованием компьютерных технологий библиотековеды наиболее часто прибегают к про- ведению опросов, в частности таких видов, как анкетирование и стандартизованное интервью. Тех- нологии используются при организации одноразо- вых и многоразовых опросов (классификация по частоте проведения), сплошных и выборочных/мас- совых и групповых (классификация по изучаемому сегменту) и др. Массовый и групповой опросы, охватывающие значительное число респондентов, способствуют по- лучению разносторонней по содержанию инфор- мации, которая сравнительно легко поддается количественной обработке. 4 Г. В. Варганова, 2014, № 1, с. 3–8 Массовые и групповые опросы подразделяются на экспресс-опрос, exit-poll, экспертный, прессовый, почтовый, телефонный опрос, интервью и др. Экспресс-опрос в составе незначительного чи- сла вопросов помогает оперативно получить ин- формацию о предмете исследования от большого числа респондентов. Сущность опроса exit-poll заключается в том, что набор респондентов и по- лучение сведений начинается непосредственно после их участия в акциях, проводимых библиоте- кой (встречи с писателями, поэтами, учеными, по- сещение выставок новых поступлений, тематиче- ских обзоров литературы и др.). Экспертный опрос предполагает обращение к экспертам, обладающим высокими профессио- нальными компетенциями в определенной сфере деятельности, при этом количество задаваемых им вопросов значительно больше, чем при экспресс- опросе. Прессовый опрос, как известно, проводится на основе опросного листа, публикуемого в периоди- ческих/продолжающихся изданиях. Однако сегодня многие газеты и журналы, представленные в элек- тронном формате, также проводят опросы. Столь солидные периодические издания, как The Guardian, The New York Times, на протяжении многих лет организуют работу электронных книжных клубов на базе своих газет и в целях постоянного повы- шения интереса участников к книгам (преследуя в том числе и коммерческие цели) проводят прес- совые опросы и анализируют полученные ответы. Почтовые опросы сегодня предусматривают рассылку инструментария не только по домашнему адресу респондента, но и по электронной почте. Интернет-опросы также проводят путем размеще- ния анкеты на сайте библиотеки/профессиональ- ного объединения. Многие учреждения, в том числе книгоиздательские, книгораспространительские, му- зеи книги, центры творческого развития и др., ино- гда по заказу социологических агентств, школьных ассоциаций также осуществляют Интернет-оп- росы, чаще связанные с изучением чтения различ- ных групп населения. Наряду с этим для проведе- ния опросов используются возможности социаль- ных сетей и блогов. Стандартизованное интервью как самостоятельный вид опроса, проводимый по заранее детально разработанной программе, в том числе и с указа- нием последовательности задаваемых вопросов, также дает информацию количественного харак- тера. Для проведения интервью используются про- грамма CATI (Computer Assisted Telephone Inter- viewing) и программа CAPI (Computer Assisted Per- sonal Interviewing), позволяющие во время интер- вью с помощью компьютера оперативно вводить ответы респондентов. Для широкомасштабных ис- следований может быть полезна и Bellview CAPI – программа с более широкими функциональными возможностями, которая позволяет использовать компьютер с рукописным вводом. При обработке и анализе данных, полученных в результате количественных исследований, наи- более востребованы такие пакеты программ, как Excel, STАTISTICA, SPS, STATA, PASW и др. Качество и эффективность проведения количественных исследований на этапах сбора и анализа результатов во многом зависят от уровня владения библиотечно-информационными специалистами при- кладными знаниями в области математики и стати- стики, от умения использовать математико-стати- стические методы в ходе научной деятельности. Необходимость владения основами приклад- ной математики и статистики осознана междуна- родным библиотечным сообществом. Данная тема находится в фокусе внимания и отечественных ученых. Н. С. Карташов указывал: «В настоящее время математизация библиотековедения – устой- чивая тенденция развития мирового библиотеко- ведения, обеспечивающая познание тех проблем библиотечной теории и практики, которые не мо- гут быть успешно решены без применения матема- тического аппарата, т. е. количественных проблем. Дальнейшее развитие библиотековедения во мно- гом зависит от степени математизации исследо- ваний» [5]. Математика и статистика дают мощные сред- ства для проведения научных исследований прак- тически в любом сегменте библиотечно-информа- ционной деятельности. Без знания основ данных наук в высшей степени сложно диагностировать и изучать внутренние/внешние, очевидные/слабо проявляющиеся и другие противоречия библио- течно-информационной деятельности во всей их множественности, а также предвидеть степень их потенциального конструктивного/деструктивного развития и др. В связи с этим преподавателями вузов культуры и исследователями библиотечно-информационной отрасли подготовлены диссертации, монографии, научные статьи, учебные пособия, направленные на привитие студентам знаний в области матема- тики и статистики. В 1988 г. издана монография профессора Санкт-Петербургского государственного универси- тета культуры и искусств (СПбГУКИ) В. М. Моты- лева «Основы количественных исследований в биб- лиотечной теории и практике» [8], не потерявшая до сих пор своей актуальности. Помимо своего содержания данная монография примечательна тем, что она была опубликована примерно в те же годы, когда в европейском и американском библиотеко- ведении появились многочисленные публикации по использованию статистики и математики в биб- лиотековедческих исследованиях. 5 МЕТОДОЛОГИЯ НИР Обращение к данной теме ученых разных стран, придерживающихся разных научных и куль- турно-исторических традиций, в одном временном промежутке весьма значимо. Это позволяет пред- положить, что осознание необходимости разработки данной проблемы профессором В. М. Мотылевым предопределялось не только пониманием практи- ческих задач, но также и внутринаучными потреб- ностями библиотековедения. Именно это заста- вило исследователя выйти за круг единичных фак- тов/ситуаций/явлений, преодолеть рамки эмпири- ческого поля и обогатить библиотековедческое знание, повысив его теоретический уровень. Отметим докторскую диссертацию Т. И. Клю- ченко, в которой подняты серьезные проблемы ма- тематизации библиотечно-информационного обра- зования и предлагаются пути их решения [6]. Пред- ставляют бесспорный интерес работы Ю. В. Чис- тилина, А. М. Елизарова, Ю. Е. Хохлова и др. Однако сегодняшние студенты библиотечно-ин- формационных факультетов отечественных вузов и ряда библиотечных школ зарубежных университетов демонстрируют низкую мотивацию к изуче- нию математики и статистики и, как следствие, недостаточный уровень усвоения, воспроизведе- ния и использования полученных знаний в ходе научной работы. Проведенное автором изучение и анализ пуб- ликаций ведущих периодических изданий в области социальных и гуманитарных наук по базе данных EBSCO позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, данная проблема характерна и в высшей степени остра не только для нашей страны (факультетов социальных и гуманитарных наук, в том числе и библиотечно-информационных), но и для других стран, что, впрочем, не отменяет не- обходимости ее самостоятельного решения в рам- ках каждой отдельной предметной области. Во-вторых, профессорско-преподавательский со- став отечественных и зарубежных университетов убеждены в том, что выбор абитуриентом социального/гуманитарного факультета во многом пре- допределен стремлением избежать изучения пред- метов математического цикла, а отсутствие инте- реса к математике в вузе связывают с формирова- нием негативного отношения к математике в школе. Одними из первых констатировали остроту проблемы преподаватели университетов Велико- британии, осознав, что ее нерешенность снижает уровень высшего образования, получаемого на со- циальных/гуманитарных факультетах. Данной про- блеме было присвоено название «кризис числа» [1]. В последние 5–7 лет в Великобритании много- аспектному рассмотрению «кризиса числа», исто- кам его возникновения, негативному влиянию на образование и развитие науки, а также механизмам преодоления посвящены многочисленные научные конференции, семинары и круглые столы. Участ- никами этих мероприятий являются историки, фи- лологи, политологи, культурологи, этнологи, ан- тропологи, а также специалисты в области библио- течно-информационной науки. Сегодня в Великобритании повышается уро- вень математического образования в школах; в об- разовательные программы социальных, гуманитарных, библиотечных факультетов большинства уни- верситетов включены учебные курсы, связанные с математическим и статистическим знанием. Они имеют разные названия: «математика», «статис- тика», «математико-статистические методы обра- ботки информации», «анализ данных» и др. На уро- вне университетов выделяются гранты, стимули- рующие студентов к проведению количественных исследований с использованием математико-стати- стических методов. Центр научных исследований (ЦНИ) – весьма уважаемая структура – выплачивает стипендию тем студентам, которые выбирают именно количе- ственные методы для выполнения квалификационной работы, а после получения диплома о выс- шем образовании ЦНИ обеспечивает им место ра- боты в активно развивающейся компании с предо- ставлением возможностей дальнейшего карьерного роста. На государственном уровне нашей страны по- вышение качества математического образования также определяется как в высшей степени акту- альная проблема. Неслучайно уже предприняты шаги по организационной и информационной под- держке изменения сложившейся ситуации в сфере школьного математического образования и, что особенно важно и показательно, – в его тесной привязке к высшему профессиональному образо- ванию. Так, в 2010 г. спустя более чем 100 лет по- сле проведения Первого съезда (состоявшегося в 1911 г. в Петрограде), на базе Московского госу- дарственного университета был проведен Всерос- сийский съезд учителей математики. Реализуется программа повышения престижа математики и учи- телей, ведущих данный предмет, увеличивается число математических олимпиад для учащихся общеобразовательных школ, созданы благотвори- тельные фонды поддержки математики, в том числе и на уровне основного общего образования и др. Решение вышеназванных проблем, безусловно, тре- бует высокой степени самоорганизации препода- вателей и руководителей общеобразовательных уч- реждений [1]. Другой, не менее серьезной проблемой, пре- пятствующей эффективному проведению количе- ственных исследований, является то, что препода- вателям именно гуманитарных, социальных, в том числе и библиотечно-информационных факульте- тов сложнее, чем преподавателям естественно-на- 6 учных и технических факультетов, обучать сту- дентов данным дисциплинам. Ряд трудностей свя- зан с тем, что во многих образовательных про- граммах прикладная математика и статистика не обязательные для изучения курсы, а элективные (картина, весьма напоминающая ситуацию, сложив- шуюся на отечественных библиотечно-информаци- онных факультетах). Данная проблема усугубля- ется отсутствием современных учебников/учебных пособий по математико-статистическим методам, используемым в количественных исследованиях, в которых бы рассматривались вопросы практиче- ского освоения программ обработки и анализа ко- личественных данных (SPS, STAT, STATISTICA, PASW) применительно к библиотековедению. В целях нивелирования данных проблем в Ве- ликобритании используют ресурсы Интернета. Так, представляет интерес Jorum – национальный сер- вис, созданный в 2002 г. по инициативе универси- тетов Манчестера и Эдинбурга. Jorum позволяет получать и обмениваться электронными научными и учебными материалами (статьями, рабочими программами учебных курсов, аудио- и видеофай- лами, презентациями, клипами, анимацией, филь- мами и др.) по количественным исследованиям, предназначенным для подготовки специалистов в системе высшего образования Великобритании. Основные возможности Jorum заключены в трех ключевых словах: «найти», «обменяться», «обсу- дить». Данный ресурс уделяет большое внимание обучению студентов социальных и гуманитарных, в том числе и библиотечных факультетов/школ, организации и проведению исследований с ис- пользованием математико-статистических методов. Основные функции сервиса Jorum заключаются в сборе, регистрации поступающих материалов, а также их хранении, обработке и актуализации. Достоинством ресурса является то, что все предла- гаемые к размещению материалы проходят экспер- тную оценку, в ходе которой выявляется логиче- ская целостность представленного материала, пол- нота и понятность изложения информации по теме, устранение несогласованностей и ошибок, возмож- ность верификации данных и др. В случае отсутст- вия должного научного, методологического, мето- дического уровня материал возвращается автору. В области библиотечной и информационной науки на сайте размещено свыше 3,5 тыс. материа- лов. При этом наиболее активны преподаватели университетов Брайтона, Бристона, Ньюкасла, Ли- верпуля, Шеффилда, в рамках которых осуществ- ляется подготовка специалистов по библиотечной науке и информационному менеджменту. Изучение контента показывает, что наиболее часто с использованием количественных методов изучаются следующие библиотечно-информационные проблемы: Г. В. Варганова, 2014, № 1, с. 3–8 • информационные потребности пользовате- лей; • различные группы потребителей информа- ции, в том числе и с ограниченными возможностями жизнедеятельности; • информационное поведение и информаци- онно-поисковые навыки читателей библиотек; • информационный поиск (бизнес-информация, страховая информация, финансовая информация и др.); • сравнительная характеристика электронных ресурсов, отражающих материалы различных областей знаний; • электронный каталог и его использование в библиотеках университетов и школ; • библиотечный фонд; • библиотечно-информационное обслуживание; • авторское право и его соблюдение в библиотеках и др. Анализ библиотечно-информационного кон- тента, размещенного на сайте, позволяет увидеть, что Jorum вышел за национальные рамки и приоб- ретает статус мирового образовательного ресурса, что сопровождается увеличением числа пользова- телей, среди которых помимо преподавателей уни- верситетов и студентов растет число сотрудников публичных, детских, вузовских и специальных биб- лиотек из разных стран. Это позволяет сделать вы- вод о том, что в мировом образовательном про- странстве активизируются процессы обучения сту- дентов библиотечно-информационных факультетов/ школ проведению научных исследований в рамках количественной парадигмы, а специалисты биб- лиотек стремятся проводить исследования в со- временном контексте. Представляется, что электронный ресурс Jorum может применяться на библиотечно-информацион- ных факультетах университетов культуры и ис- кусств. Его использование при подготовке бака- лавров и магистров по направлению «библиотечно- информационная деятельность» делает более эф- фективными усилия преподавателя, ведущего курс по основам научно-исследовательской работы, ор- ганизации и методике проведения научных иссле- дований. Еще раз подчеркнем, что создание организаци- онных, педагогических и технологических условий для овладения студентами библиотечно-информа- ционных факультетов вузов культуры и искусств прикладной математикой и статистикой не явля- ется самоцелью. Знание основ данных наук – в вы- сшей степени важный механизм повышения ка- чества и эффективности подготовки библиотечно- информационных специалистов, готовых к прове- дению научных исследований с использованием математико-статистических методов. И особенно 7 МЕТОДОЛОГИЯ НИР исследований, ориентированных на получение но- вого знания, способного предвосхитить требую- щие решения проблемы с точки зрения трендов развития библиотековедения и тех ожиданий, ко- торые социум предъявляет к нашей профессио- нальной группе. Отечественное библиотечное со- общество, обладающее высоким научным потен- циалом, способно внести достойный вклад в пре- одоление «кризиса числа» как проблемы, нерешен- ность которой препятствует динамике развития научно-исследовательской деятельности в области библиотековедения.

Ключевые слова

научные исследования, количественная парадигма, методы количественных исследо- ваний, высшее образование, researches, quantitative paradigm, methods of a quantitative research, higher education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Варганова Галина ВладимировнаСанкт-Петербургский государственный университет культуры и искусствпрофессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтенияinterel@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Агапова Е. Н., Чурилина Е. Н. Самоорганизация ру- ководителя и педагога образовательного учрежде- ния: дидактический аспект // Нар. образование. – 2013. – № 2. – С. 88–93.
Белановский С. А. Метод фокус-групп. – М. : Николо-Медиа, 2001. – 278 с.
Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. – М. : Книга, 1980. – 232 с.
Варганова Г. В. Качественная парадигма в библиотековедческих исследованиях // Библиосфера. – 2011. – № 3. – С. 3–7.
Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотеко- ведение. – М. : МГУКИ, 1997. – 256 с.
Ключенко Т. И. Математизация библиотечного обра- зования. – Казань : Медицина, 2001. – 196 с.
Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия. – СПб. – Питер, 2009. – 352 с.
Мотылев В. М. Основы количественных исследова- ний в библиотечной теории и практике. – Л. : Наука, 1988. – 196 с.
Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки // Научная деятельность: структура и институты. – М. : Прогресс, 1980. – С. 25–55.
Современное состояние методологии научных ис- следований в области библиотековедения (по материалам журнала «Библиосфера») : сб. науч. ст. – Но- восибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. – 382 с.
Payne G., Williams M. Teaching quantitative methods. – Los Angeles [etc.] : Sage Publ. Ltd, 2011. – 187 p.
 Количественная парадигма в научных исследованиях: преодолен ли «кризис числа»? | Библиосфера. 2014. № 1.

Количественная парадигма в научных исследованиях: преодолен ли «кризис числа»? | Библиосфера. 2014. № 1.