Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов | Библиосфера. 2014. № 1.

Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов

Проанализирована структура научно-исследовательского метода и составляющих ее элементов с ис- пользованием терминологическо-понятийного подхода.

The structure of a research method and terminology interpretation of its elements.pdf Истема терминов – это остов науки, на ко- тором крепится все остальное. Если терми- нология слабая, наука «шатается» и может развалиться. Без терминологии науки нет. От упо- рядоченности терминологии в значительной сте- пени зависит развитие науки, подготовка кадров, планирование и учет работы научных учреждений и многое др. Наконец, по тому, насколько правильно обуча- ющийся усвоил содержание тех или иных понятий, можно судить о глубине овладения им предметом. Возникает вопрос: если понятия поверхностны и не отвечают современным знаниям? Поэтому, при- ступая к рассмотрению любого научного вопроса необходимо, прежде всего, уточнить терминологи- ческое поле, в пределах которого будет прово- диться исследование. В методологии библиотековедения большое внимание уделяется изучению, уточнению и раз- работке исследовательских методов потому, что метод – это основа любого исследования, его серд- цевина. До настоящего времени еще не было глу- боких исследований по структуре метода в терми- нологическом плане: зная четко, что представляет собой каждая часть исследовательского метода, какова ее роль в работе метода, ее содержательное наполнение, легче, глубже и лучше идет работа по изучению и развитию каждого метода, всей ее сис- темы в методологии библиотековедения. Мы рассмотрим, не претендуя на окончательное и единственно правильное решение сложного вопроса, структуру научного метода в методологии библиотековедения и попытаемся дать ее тер- минологическую трактовку. Так сказать, попробуем подойти к проблеме, опираясь на терминологи- ческо-понятийный подход. Одно из достоинств по- добной работы – установка репера для дальнейших обсуждений вопроса и решения задачи в целом. Напомним, что термин должен быть точным носителем информации о своем научном понятии, поскольку организованная терминологическая си- стема предполагает соотношение «один термин – одно понятие». Что же касается понятия, то оно составляет ядро, сердцевину значения термина. Знать суть термина означает определить содержа- ние понятия, соотносимого с данным термином. В определении необходимо четко назвать наибо- лее важные и существенные признаки, выделен- ные в обозначаемых этим понятием однородных библиотековедческих предметах, фактах, явлениях или отношениях между ними. До того, как перейти к определению структуры научного метода, раскроем содержание двух ис- ходных ключевых терминов: «методология биб- лиотековедения» и «научно-исследовательский ме- тод (научный метод) в библиотековедении». Методология библиотековедения – это та часть библиотечной науки, в которой собирается и сис- тематизируется накопленная информация о мето- дологических принципах, научных методах и дру- гих средствах познания, а также сведения о воз- можностях их эффективного использования. В методологии библиотековедения предметом познания является сам исследовательский процесс, 9 МЕТОДОЛОГИЯ НИР т. е. не то, что изучается, а то, как, какими спосо- бами оно изучается. Процесс исследования рас- крывается с точки зрения его истории развития, теории, технологии и практики; организации и про- ведения таких исследований, их структуры, осо- бенно научных методов в них. Важными направлениями работы в методоло- гии библиотековедения являются: • поиск в других науках подходящих методов и адаптирование их с учетом собственных нужд, а после проверки – включение в арсе- нал методов библиотековедения; • консилиум старых методов и в случае поло- жительного решения по каким-то из них – модернизация этих методов в целях их даль- нейшего использования; • поиск исследовательских элементов в мето- дах библиотечной практики и, где это возможно, усиление их возможностей и вклю- чение уже улучшенных методов в арсенал библиотековедения; • разработка теоретико-практических основ для создания, конструирования новых научных методов. Сейчас библиотековедение остро испытывает отсутствие нужного количества новых методов. Поиск и усиление действенных путей и средств библиотечного познания, которые помогут обес- печить все более глубокое и полное проникнове- ние в сущность библиотечных явлений, фактов, событий, отношений между ними, является пер- спективным социально важным назначением ме- тодологии библиотечной отрасли. Целесообразно продумать в методологии биб- лиотековедения возможности создания так назы- ваемых методологических кластеров, т. е. мно- жеств внутренне «взаимосвязанных между собой методов научного познания, образующих некото- рую целостную систему средств, наиболее адек- ватно приспособленную к когнитивному обслужи- ванию» [1, 2]. Методологических кластеров такого специфического типа содержания как библиотеч- ная реальность и ее конкретные части (предметы). Научный метод – это способ, обеспечивающий внутреннюю организацию и регулирование про- цесса познания в библиотековедении. Он состоит из системы предписаний (регулятивов), операций и других познавательных элементов. Они собраны в каждом методе так, чтобы помочь решить ту кон- кретную задачу, которая поставлена перед этим ме- тодом: у каждого метода своя задача, направление на получение определенного вида знаний. Такой подход делает каждый метод более маневренным, эффективным, чем, если бы речь шла о создании единого громоздкого метода, который «все умеет». Метод – это ключ от двери определенного библиотековедческого предмета. Если исследователь ошибется с выбором метода, тогда «дверь» не от- кроется, а «ключ» (метод) может сломаться. (От- мычек в науке не бывает!) Для того чтобы не до- пустить ошибки, необходимо изучать методы науки и разбираться в их познавательных возможностях и направленности, создавать новые необходимые методы для тех «дверей», к которым пока «клю- чей» нет. Закон метода прост: каждый метод может только то, что он может. Это очень наглядно демонстри- рует трехуровневая классификация методов по степени общности и сфере действия, которая давно применяется в библиотековедении. По этой клас- сификации все методы делятся на три группы: фи- лософские, общенаучные и специальные. К группе общенаучных методов можно отнести и общелоги- ческие методы. Они успешно используются в виде элементов (целиком или частично, как приемы) во всех других методах. Итак, метод состоит из системы взаимосвязан- ных и взаимодействующих элементов. Качествен- ная особенность и количество элементов определены технологией каждого отдельного метода. Эле- менты находятся на своем, предусмотренном техно- логией этого метода, месте. Тот или иной элемент вступает в исследовательское действие в последо- вательности, которая также предусмотрена. Основных элементов метода восемь: средства познания, элемент метода, операция, прием, регу- лятив, часть метода, процедура, цель метода. 1. Средства познания – совокупность исполь- зуемых в познавательной деятельности инструментов: методологических принципов; научных ме- тодов; различных приборов, категорий, понятий, имеющих методологическое значение и др. 2. Элемент метода – слово, означающее и опе- рации, и приемы, и другие самостоятельные части, составляющие метод. 3. Операция – основной элемент из которого собирается научный метод, своеобразный систем- ный объект. Операции – неделимые исследовательские единицы действия в методе – могут быть: логическими, педагогическими, психологическими, математическими и др. Так, П. Бриджмен выделил еще операции: инструментальные, например, опе- рации измерения; операции мыслительные, в пер- вую очередь – бумажно-карандашные, операции как манипуляции с символами. Он считал полез- ным введение и вербальных операций [3]. Коли- чество (связанное с качеством и содержанием) операций и порядок последовательности исполь- зования их являются важным показателем каждого метода, во многом определяющим его, метода, ис- следовательскую возможность и целевую направ- ленность изучения библиотековедческого предмета (т. е. показывает, что может и что не может метод, для чего он создан). 10 В. С. Крейденко, 2014, № 1, с. 9–12 В методе действуют операции обязательные, вариантные и дополнительные. Обязательные опе- рации присутствуют и действуют в методе всегда, без хотя бы одной из них, как правило, метод те- ряет свою специфику. Вариантные операции пред- полагают, что может использоваться именно тот вариант, который больше устраивает исследова- теля. Например, в анкете есть такая операция, как вопрос-ловушка. Вопросов-ловушек имеется не- сколько вариантов. Исследователь выбирает тот, ко- торый ему лучше подходит. Дополнительные опе- рации – такие, которые можно добавить, а можно и не добавлять во время использования метода. Это решается при разработке программы самими исследователями. 4. Прием – несколько операций метода, объе- диненных для осуществления более эффективного действия. 5. Регулятив – указание (требование) для дан- ного метода, как в каждом конкретном случае дей- ствовать для реализации той или иной операции, приема или другого элемента метода. В структуре метода присутствуют различные регулятивы, на- правляющие действия исследователя по правилам методов в библиотековедении вообще и данного конкретного метода в частности. У каждого метода свой набор регулятивов, их последовательность и виды. В методах они выступают в качестве «пу- теводителей». Перечислим основные регулятивы, действующие в методах: призывы, предостереже- ния, запреты, советы, рекомендации, ограничения, инструкции, распоряжения, требования, указания, предписания, пояснения, алгоритмы. Требуется изу- чение особенностей научных регулятивов и их клас- сификация. 6. Часть метода – более одного приема плюс несколько или одна отдельная операция. Часть как некоторая сумма действия реализует свою задачу в методе. В методе решается несколько задач. Сумма решаемых задач – это цель метода. 7. Процедура – официально предусмотренный алгоритм. Порядок действий с элементами метода и выполнение указаний, предписанных именно это- му методу. Процедура может относиться ко всему методу, части метода, приему и другим его эле- ментам. 8. Цель метода означает те возможности, ко- торые заложены в метод его создателями – изучать тщательно и глубоко какую-то сторону (или цели- ком) определенный библиотековедческий предмет, факт, явление или отношения между ними. Цель метода – это еще и ожидаемый конечный результат. Здесь весьма важно для нас высказывание В. В. Налимова, который, характеризуя отраслевые понятия, отметил: «В отличие от обыденного языка людей язык науки носит значительно более резко выраженный кодовый (курсив наш. – Прим. авт.) характер. Глубина кодирования, или, иначе, ин- формационная емкость понятий, растет во времени по мере развития научных концепций» [4]. Таким образом, предложенные определения со- держания рассмотренных нами понятий будут из- меняться и углубляться по мере развития методо- логии библиотековедения. Постоянное уточнение содержания понятий проводится также и при помощи такой логической операции, как определение [5, 6]. К рассмотренным выше терминам, входящим в структуру научного метода, добавим еще четыре термина, сопроводив каждый рассуждениями о том, что может войти в каждое понятие. Здесь специа- листы должны дать свои предложения [7]. 1. История метода. Изучив историю метода, можно узнать, как появился метод, в каких исследованиях использовался, какие трудности встреча- лись в работе с ним, отношение к методу различ- ных специалистов и многое др. 2. Теория метода. Зная теорию метода, можно увидеть, на что есть основания рассчитывать, насколько прочны теоретические положения метода, позволительно ли в данном случае утверждать, что они помогут решить поставленную задачу, что надо еще сделать, чтобы углубить теорию метода. 3. Технология метода. Здесь исследователь узнает обо всех элементах, какими располагает ме- тод, как их использовать, чему служит каждый, что лучше отобрать для своего исследования из вариантов операций. 4. Методика (или практика) метода. Отвечает на вопросы: Что взять из технологии метода и пе- ренести в методику метода? Как лучше «состыко- вать» метод с другими в методике исследования? Как этот метод сумеет взаимодействовать с ос- тальными? Где будет помогать, а где мешать? Как снять в методике все «шероховатости» во взаимо- действии методов? Методика отвечает и на другие вопросы. Метод, который готовится к использованию в конкретном исследовании, должен быть подго- товлен в виде схемы, раскрывающей его на опера- ционном уровне. Такое раскрытие обеспечивает более точное и продуманное включение метода в методическую ткань исследования (в методику конкретного исследования с учетом взаимодейст- вия с другими методами, представленными в ней) с отметкой (когда, где и как) будет действовать каждый элемент метода. Как видно из изложенного выше, методы – это своеобразные системные объекты. Каждый метод предполагает совокупность компонентов (элемен- тов), находящихся в отношениях и связях между собой. Они образуют определенную целостность, единство. Напомним, что при этом компонентом, или элементом системы, выступает минимальная 11 МЕТОДОЛОГИЯ НИР структурообразующая единица системы, имеющая предел делимости в ее границах, обладающая функциональной и структурной специфичностью, а также функциональной интегративностью. Отличительной особенностью системы метода является то, что она обладает новыми, интегратив- ными качествами – характеристиками, не содер- жащимися в составляющих ее элементах. Причем на качественную характеристику системы метода влияют как ее структура, так и состав, и порядок компонентов. Создание приведенной выше терминологиче- ской системы научного метода во многом поможет выйти на технологический уровень в работе с ме- тодами, используемыми в библиотековедческих исследованиях. Это и есть уровень операционный, когда появляется возможность, зная, что есть что в методе, научно обосновывать производимые опе- рации или другие элементы метода, совершенствуя их для получения все более и более точных ре- зультатов.

Ключевые слова

методология библиотековедения, методологический кластер, научный метод, опера- ция, способ, прием, процедура, цель, история, methodology of library science, methdological cluster, a scientific method, operation, way, accep- tance, procedure, purpose, history

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крейденко Владимир СеменовичСанкт-Петербургский государственный университет культуры и искусствдоктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член-корреспондент Международной академии наук высшей школыKreyd_VS@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Методологический кластер // Философские науки : слов. основных терминов / С. А. Лебедев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Акад. Проект, 2006. – С. 132.
Кластер. Методологический кластер // Философские науки : крат. энцикл. / С. А. Лебедев. – М. : Акад. Проект, 2008. – С. 390–391, 440–441.
Bridgman P. The nature of some of our physical con- cepts. – New York, 1952. – P. 9.
Налимов В. В. Вероятностная модель языка. – М. : 1974. – С. 144.
Асмус В. Ф. Логика. – М. : Госполитиздат, 1947. – С. 57–68.
Кондаков Н. И. Логический словарь–справочник. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Наука, 1975. – С. 408–412.
Крейденко В. С., Ужовский А. Т. Основы НИР : аль- бом нагляд. материалов. – Л. : Изд-во ЛГИК, 1989. – Л. 11.
 Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов | Библиосфера. 2014. № 1.

Структура научно-исследовательского метода и терминологическая трактовка ее элементов | Библиосфера. 2014. № 1.