Библиотековедческие научные школы:методы анализа и диагностики | Библиосфера. 2014. № 1.

Библиотековедческие научные школы:методы анализа и диагностики

Рассматриваются природа и специфика научных школ библиографоведения и библиотековедения, их место в сохранении высокого уровня библиотечной науки. Характеризуются методы исследования со- стояния когнитивных и социальных коммуникаций.

Research schools in librarianship:methods of analysis and diagnostics.pdf Ема статьи многогранна. Поэтому остано- вимся на наиболее важных ее аспектах, тем более что некоторые из них являются спорными. Прежде всего, зададимся вопросами: какую роль играют научные школы в институализации библиотековедческого знания? Что предшествовало их появлению? Какое место научные школы за- нимают в организации стратегии научного поиска в библиотековедении? К сожалению, нет общепринятых методов исследования научных школ как социокультурного института, как нет и общепринятой стратегии их развития в библиотековедении. С одной стороны, это связано с многозначностью понятия «научная школа», отсутствием единого понимания сущности этого явления [1–3]. С другой стороны, научная школа определяется очень жестко, в ее характери- стике обязательно присутствует утверждение о вос- производстве не менее трех поколений привержен- цев программы той или иной школы. Очевидно, что такой подход не учитывает двух основных философских категорий – времени и пространства. Осмысление пространственных ин- ституций научных школ необходимо потому, что они характеризуют формы бытия названного яв- ления, его важнейшие атрибуты. Пространство – это контур формирования любой деятельности, в том числе научной библиотечной. Время – объ- ективное свойство любых материальных процес- сов и систем, в том числе научных школ. Время позволяет фиксировать деятельность научных школ от начала их возникновения до момента, когда ин- ституализация научных знаний достигает наиболь- шего развития. Приведем простой пример, иллюстрирующий необходимость изучения эволюции научных школ в пространственно-временном континууме. Научные школы и коллективы зародились в Москве и Санкт- Петербурге еще в начале ХХ в. на базе крупней- ших библиотек и вузов. Они упоминались в тру- дах таких специалистов, как Н. Ю. Ульянинский, И. В. Владивлавлев, В. И. Невский, Б. В. Банк и др. Становление сибирско-дальневосточной школы регионального библиографоведения и библиотековедения происходило в начале 60-х гг. XX в., что определялось появлением в регионе крупнейшего библиотечного учреждения – Государственной пуб- личной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Академии наук СССР (ГПНТБ СО АН СССР – ныне ГПНТБ СО РАН). Чуть позже, в конце 60-х – начале 70-х гг. были открыты вузы культуры – Восточно-Сибирский, Хабаровский, Ке- меровский, Алтайский. Кроме того, на развитие теории и практики библиотечного дела и библиографии существенное влияние оказали территориальные библиотечные связи, – зональные и региональные библиотечные объединения, просуществовавшие в Сибири и на Дальнем Востоке намного дольше, чем в централь- ной части России. 22 Л. А. Кожевникова, 2014, № 1, с. 22–25 Межличностные коммуникации, имевшие ме- сто в рамках этих объединений, сыграли сущест- венную роль в ликвидации дублирования научных исследований библиотечного сообщества региона. Эти коммуникации оказались настолько прочными, что сохранились в сложных для библиотечного сообщества условиях 1990-х гг., когда в России не стало больших исследовательских коллективов и каждая региональная научная школа должна была опираться на собственные силы и традиции. Однако новый век способствовал развитию на- учных школ в библиотековедении и библиографо- ведении. Эти дисциплины представляют сегодня сложную знаниевую конструкцию, что заставило библиотечное сообщество выйти за пределы про- фессиональной корпорации и проводить исследо- вания в междисциплинарном пространстве. Формировать новые методологические подходы и категории, описывающие явления научной ре- альности в библиотековедении и библиографове- дении, стало невозможно на уровне отдельных библиотечных специалистов. Новые знания и но- вые технологии, их институализация активизиро- вали разработку концепций и парадигм наиболее перспективных для развития теории библиотеко- ведения и библиографоведения в целом. А это стало возможным лишь в рамках научных школ – со- циального феномена, объединяющего ученых для проведения исследований в междисциплинарном пространстве. Таким образом, обращение к теме научных школ в библиотековедении особенно актуально в период создания новых знаниевых конструкций. Для создания научной школы, как правило, не- обходим ряд факторов: • развитие форм социальной и когнитивной институализации библиотековедения, • повышение уровня знаний библиотечных специалистов, • расширение методологического поля библио- тековедческих исследований. Методологическая страта научного сообщества библиотековедов, которая и составляет научные школы, определяет аксиологические основания на- учного знания, доказывает универсальность науч- ных законов и категорий, отслеживает совокупный потенциал библиотековедения и основные законо- мерности его развития. Таким образом, можно ут- верждать, что она выполняет социокультурную миссию, сохраняя интеллектуальную элиту и орга- низуя ее. К сожалению, научные школы как носители научного знания и формы его управления все еще не рассматриваются в качестве современной формы самосознания библиотековедения в целом и от- дельных библиотечных специалистов в частности. Поэтому вынесенная в заглавие статьи проблема методов анализа и диагностики научных школ имеет особое значение. Не углубляясь в многообразие определений понятия «научная школа» отметим, что во всех случаях ее задачи сводятся к решению крупной научной проблемы, недоступной отдельным ис- следователям, а также подготовке молодых ученых к формированию профессиональной культуры спе- циалистов. Для того чтобы понять закономерности функ- ционирования, определить методы исследования такого сложного социокультурного явления как научные школы, обратимся к региональному библиотековедению. Точность оценки его потенциала, создание прогноза его развития в структуре общего библиотековедения целиком зависит от осознания роли научных школ в производстве знания и в из- менении уровней его структурной организации. Научные школы регионального библиотекове- дения, как и все объекты исследования в социаль- ных и гуманитарных науках, находятся в процессе постоянного изменения, причем эти изменения нельзя рассматривать в отвлечении от истории раз- вития объекта, в данном конкретном случае – на- учных школ. Вряд ли нужно доказывать, что пригодные для изучения научных школ регионального библиотековедения на этапе их становления методы могут быть применимы сегодня, в условиях изменения научной деятельности библиотечных специалистов. Меняются модели постановки проблем и их реше- ния, меняются границы познавательной и практи- ческой функции исследуемых дисциплин, соотно- шение эмпирического знания, их сущностные ха- рактеристики. В этой ситуации принцип историзма, т. е. вы- растание явления из идей прошлого, когда зачатки научных школ еще только формировались и гово- рить об их архитектонике не приходилось, весьма актуален. Задачей научных школ регионального библиотековедения на начальном этапе их сущест- вования, а именно в 1960-е гг., было определение общей основы развития территориальных библио- течных систем как специфического явления куль- туры территории и как одного из социальных ин- ститутов, связанных с книгой и чтением. Это был период, когда в рамках научных школ региональ- ного библиотековедения шло осмысление содер- жания таких когнитивных ценностей, как рацио- нальное знание, истинность, доказательность, что нашло свое выражение в стремлении библиотеч- ного сообщества достичь определенности понятий, значений и смыслов в исследуемой сфере. Качественный скачок в деятельности научных школ регионального библиотековедения совпал с пе- риодом полипарадигмальности подходов в исследовании регионального библиотековедения. 23 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Сложность изучения процессов функциониро- вания региональных библиотечных систем в усло- виях меняющихся социокультурных практик насе- ления (90-е гг. ХХ в. – первое десятилетие XXI в.) заставила библиотечное сообщество формировать новую систему методологических понятий и под- ходов. Это потребовало анализа в рамках научных школ природы и видов, идеалов и норм когнитив- ных ценностей в региональном библиотековедении. Таким образом, можно констатировать, что принцип историзма и категория «историческое» тесно переплетаются с категорией «логическое». Обе названные категории характеризуют отношения между исторически развивающейся объектив- ной действительностью и ее отражением в теоре- тическом познании, а значит, в сущностных свой- ствах, закономерностях, связях, имеющих место в деятельности научных школ. Категории могут быть исследованы с применением институциональ- ного подхода. Это возможно потому, что научные школы регионального библиотековедения предста- вляют собой соответствующим образом структу- рированную организацию, ведущую определенную социальную деятельность, связанную с получением нового знания и подготовкой кадров научных спе- циалистов. Все составные части этой организации функционируют в рамках определенных норм, цен- ностей, правил, этических принципов, законов. Именно они и должны стать объектами исследова- ния при изучении научных школ. Стабильность институционального порядка в рамках отдельно взятой научной школы время от времени наруша- ется. Это нормальное явление, поскольку меняется статус самой научной школы в региональном биб- лиотековедении. Постоянно эволюционирует и стру- ктура институциональной среды функционирова- ния региональных библиотечных систем: возни- кают формальные и неформальные институты и ин- ституции, цели и нормы деятельности которых могут вступать в противоречие со стереотипами поведения отдельных структурных элементов на- учных школ. Сложность изучения деятельности научных школ регионального библиотековедения обуслов- лена тем, что объективные процессы, протекающие в их структуре и подчиняющиеся действию объективных законов, по форме субъективны, реа- лизуются в конкретной внутренней среде. Поэтому при изучении научных школ регионального биб- лиотековедения уместен процессуальный (процесс- ный) подход. Суть его заключается в том, что от- дельные явления (социокультурные, экономиче- ские), имеющие место в деятельности научных школ, рассматриваются как процессы, обусловлен- ные отношениями субъектов деятельности. В ка- честве таковых могут выступать отдельные институции, существующие в рамках социальных ком- муникаций и проявляющие себя как внутри струк- туры научных школ, так и в процессе их взаи- модействия с различными институтами и подсис- темами культуры. Оценка вклада различного рода коммуникаций (сборников научных трудов, профессиональных журналов, конференций, научной биографики и др.) в общий базис формирования научных школ час- тично нами уже рассматривался [2]. Все коммуни- кации должны изучаться с применением специаль- ных методов и подходов, являющихся объектом отдельного исследования. Так, например, анализ содержания сборников научных трудов позволяет установить степень активности отдельных пред- ставителей научной школы в процессе формиро- вания знаниевой конструкции отрасли. Задачи специальной периодики – оценить вклад авторов статей в разработку тех или иных научных направ- лений, в оценку (через рецензии) научной продук- ции. Анализ авторефератов диссертаций связан с оценкой подготовки кадров для научных школ. Таким образом, активное применение фило- софских подходов и методов позволяет получить новое видение казалось бы решенных ранее про- блем и оценить значение научных школ (признан- ных и развивающихся) как управленческого фак- тора в системе библиотековедческого знания. Однако структура теоретического знания, фор- мируемая в рамках научных школ регионального библиотековедения, изменчива во времени, требует постоянной корректировки инструментария, набора методов исследования, способов их организации. Речь, в частности, может идти о методах диагно- стики и мониторинга. Принципы социальной ди- агностики позволяют рассматривать любой объект (в том числе научные школы регионального биб- лиотековедения) через призму выполнения этим объектом требований того социального института (в данном случае науки), в деятельность которого он вовлечен. Предметная специфика социально- диагностических технологий дает возможность про- гнозировать состояние объекта через соотношение его реального и должного состояний. Дефиниция понятий, характеризующих структу- ру диагностических исследований, дается В. Н. Лексиным [4] и позволяет рассматривать диагностику как метод изучения явления (научные школы) и как минимальное исследование, необходимое для вы- явления описания, классификации проблем (ска- жем, состояния когнитивных и социальных ком- муникаций), а также отклонения их от желаемого состояния объекта. Нами были разработаны ос- новные планы, цели и предметные области диаг- ностики региональных библиотечных систем, ко- торые могут быть применены для анализа научных школ этой отрасли [5]. 24 Л. А. Кожевникова, 2014, № 1, с. 22–25 Основным источником получения исходной информации для проведения диагностических ис- следований научных школ регионального библио- тековедения являются мониторинговые исследова- ния, представляющие собой совокупность количе- ственных и качественных индикаторов: • наличие видов и единиц научного знания (теорий, областей исследования), разрабатываемых научной школой; • соотношение теоретических и прикладных исследований; • количество лабораторий, специалистов, занимающихся организацией научных исследований; • характеристики системы библиокоммуникаций; • объем затрат на научные школы в общем объеме общих затрат на библиотечную деятельность; • средняя заработная плата научных работников по отношению к средней заработной плате других категорий библиотечных специалистов. Следует отметить, что на разных стадиях диаг- ностики проблем научных школ регионального библиотековедения названные индикаторы могут менять свое значение, но так или иначе они являются необходимыми признаками, позволяющими отличать научное библиотековедческое знание от вненаучного. Подводя итог сказанному, еще раз подчеркнем, что научные школы регионального библиотекове- дения – важный социальный институт, основной задачей которого является получение нового зна- ния и подготовка научных кадров. В основе мето- дологии исследования научных школ – совокуп- ность методов, правил, приемов, операций теоре- тического или практического освоения действи- тельности, способствующая новым парадигмальным образцам решения теоретических задач региональ- ного библиотековедения.

Ключевые слова

научные школы, библиотековедение, библиографоведение, коммуникации, регионы, профессиональная печать, scientific schools, librarianship, bibliography, communications, regions, professional publication

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кожевникова Лариса АнатольевнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наукдоктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной и методической работы
Всего: 1

Ссылки

Захарчук Т. В. Теория и методика идентификации научных школ в библиографоведении // Библио- сфера. – 2012. – № 3. – С. 43–50.
Кожевникова Л. А. Научные школы в библиографо- ведении и библиотековедении как фактор прогресса российского библиотечного сообщества (подходы, методы, модели) // Гуманитар. науки в Сибири. – 2013. – № 3. – С. 70–74.
Макеева О. В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса // Библиотековедение. – 2014. – В печати.
Лексин В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в совре- менной России // Рос. экон. журн. – 2003. – № 5. – С. 18–21.
Кожевникова Л. А. Методология регионального библиотековедения: проблемы и перспективы. – Но- восибирск : ГПНТБ СО РАН, 2012. – 144 с.
 Библиотековедческие научные школы:методы анализа и диагностики | Библиосфера. 2014. № 1.

Библиотековедческие научные школы:методы анализа и диагностики | Библиосфера. 2014. № 1.