Современные читательские предпочтения подростков и юношества | Библиосфера. 2014. № 1.

Современные читательские предпочтения подростков и юношества

Представлены результаты анкетирования подростков и студентов, направленного на изучение чита- тельских предпочтений. В работе также анализируются причины популярности тех или иных жанров литературы.

Modern readers' preferences of teenagers.pdf Итает ли сегодня молодежь? Что и сколько читает? – вопросы, которые волнуют роди- телей, педагогов и, конечно, библиотекарей. Даже без научных исследований понятно, что современные подростки читают меньше, чем их сверстники в советскую эпоху, к тому же книги, которые сейчас оказываются в руках детей, не все- гда высокого качества. Однако прежде чем под- вергнуть негативной оценке круг читательских ин- тересов, следует тщательно разобраться, что во- обще сегодня читают подростки, а, главное, почему. Именно это явилось импульсом для проведения исследований читательских предпочтений подро- стков и студентов. Отметим, что важным для нас показалось не только определить читательские тен- денции, но и понять, почему продолжает возрас- тать популярность жанра фэнтези, ставшего за по- следнее время главным жанром массовой лите- ратуры. Основным методом исследования было выб- рано анкетирование, которое проводилось среди учащихся (школьников и студентов) г. Череповца. Всего опрошено 204 респондента, из них 119 дево- чек и 85 мальчиков. Респондентами выступили 112 учащихся Муниципального бюджетного общеоб- разовательного учреждения (МБОУ) «Общеобра- зовательная школа № 14» г. Череповца (возраст – 12–15 лет); 30 учащихся Муниципального бюд- жетного вечернего (сменного) общеобразователь- ного учреждения (МБВСОУ) «Центр образования» (возраст – 16–19 лет); 62 студента Федерального государственного бюджетного образовательного уч- реждения высшего профессионального образова- ния (ФГБОУ ВПО) «Череповецкий государствен- ный университет» (ЧГУ) (возраст – 18–25 лет). (Анкетирование проводилось при участии магист- ранта кафедры отечественной филологии и при- кладных коммуникаций ЧГУ, учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы № 14 г. Череповца Ю. Н. Карпейкиной). Испытуемым предлагалась анкета из 17 вопро- сов открытого и закрытого типа. Вопросы каса- лись, во-первых, того, что дети читают, во-вторых, какие жанры и каких авторов они предпочитают, в-третьих, какие произведения и персонажи по- казались им наиболее интересными, в-четвертых, в каком формате (бумажном, электронном, аудио) им удобнее воспринимать текст, в-пятых, интере- суют ли их другие источники знакомства с произ- ведениями (например, экранизации). Подобные исследования читательских предпоч- тений проводились ранее неоднократно. Так, С. Ка- пица, опираясь на данные опроса 2009 г. Всерос- сийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором приняло участие 1600 чело- век разных возрастов, пишет, что 35% жителей России не читают книг вообще. Среди читающей публики наибольшей популярностью пользуются детективы и «боевики» (46%), фантастика и фэн- тези (26%), классические историко-приключенческие 1 Работа проведена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг.». 31 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ романы (26%), русская и зарубежная классика (25%), зарубежные детективы (25%), женский де- тектив (25%) и др. [6]. Если сравнить результаты этого опроса ВЦИОМ с аналогичными исследованиями прошлых лет, то можно отметить, во-первых, снижение доли чи- тающих людей (в 1996 г. не читали 30%, в 2000 г. – 34%, в 2009 г. – 35%); во-вторых, увеличение доли фэнтези и фантастики (с 12 до 26%) [4, с. 197]. Исследовательница Ю. В. Мелентьева приво- дит результаты всероссийского эксперимента за 2006–2007 гг., в котором были опрошены школь- ники от 13 лет и старше из 23 регионов. Анкеты состояли из 55 вопросов, всего удалось собрать 17 тыс. анкет. Анализ ответов респондентов пока- зал, что читают 40,8% школьников. При этом по- мимо школьной программы к книге обращаются постоянно (практически ежедневно) только 17,2% опрошенных, совсем не читают вне школьной про- граммы лишь 6%. Предпочитаемым чтением реципиентов явля- ется современная отечественная литература – 40,7%, русскую классику читают 22,4%; современную за- рубежную литературу – 10,1%. Популярными жан- рами являются приключения (в среднем – 36,1%), мистика (36,1%), фантастика (33,6%), детектив (28,8%), юмористические произведения (22,7%) [10, с. 46]. О том, какие жанры популярны среди детей школьного возраста, можно судить по результа- там социологического исследования, проведенного в 2001 г. издательством «Детская литература» по заказу Министерства по делам печати, телерадио- вещания и средств массовых коммуникаций. Ис- следование показало, что сказки и фэнтези читают 13,5% школьников; фантастику вообще – еще 6,1%; детективы – 8,8%; романы о любви – 4,2%; приключения и «ужастики» – 10,8% и т. д. [19, c. 8]. Кроме того, эти данные выявляют и гендерные различия, которые издатели стремятся учитывать, выпуская книги (как художественные, так и нехудо- жественные) для подростков отдельно в сериях «для мальчиков» и «для девочек»2. Гендерному аспекту посвящено также иссле- дование О. А. Уткиной. В ее проекте принимали участие мальчики и девочки. Исследование пока- зало, что мальчики 10–14 лет выбирают историче- ские, детективные и приключенческие книги, чи- тают произведения о войне, специальную, профес- сионально направленную литературу, а также их привлекают книги о машинах, компьютерах, Ин- тернете. Зато их совсем не интересуют книги ро- 2 Серии «Для мальчиков» («АСТ»), «Только для маль- чишек» («РОСМЭН»); серии «Библиотека для девочек» («Книжный клуб “Терра”»), «Любимые книги девочек», «Любимые книги девушек» и «Любимые книги девчонок» («АСТ», «Астрель», «Олимп») и др. мантического содержания. В целом мужская поло- вина опрошенных читает меньше женской [17, c. 79–83]. Возраст девочек, принявших участие в иссле- довании О. А. Уткиной, – 9–14 лет. Автор опроса по полученным данным делает вывод: женская по- ловина «предпочитает следующие жанры: сказки, поэзию, романы, рассказы, детские детективы, “страшилки”, фэнтези» [16, c. 328–331]. С вось- мого класса девочки начинают заметно интересо- ваться «женскими» книгами, т. е. книгами с ро- мантическими историями и книгами по домовод- ству [16, c. 328–331]. Результаты анкетирования учащихся и студентов г. Череповца Результаты нашего опроса показывают, что среди детей и молодежи признают себя нечитающими всего 10 из 204 опрошенных (4,9%). Отметим, что несмотря на возрастные различия предпочтения юношества совпадают с мнением подростков. Самым популярным жанром стал фэнтези – 169 голосов (82,8%); далее следуют детективы, приключения – 78 голосов (38,2%), произведения о жизни современных подростков/молодежи – 45 (22%), классическая литература – 38 (18,6%), книги о любви – 37 (18,1%), книги об исторических со- бытиях – 25 голосов (12,2%). Процентное соотно- шение жанровых предпочтений мужской и женской читательской аудитории представлено в таблице. У мужской аудитории наибольшей популяр- ностью пользуется фэнтези – 78 голосов из 85 (91,8%), произведения об исторических событиях Таблица Гендерный аспект жанровых предпочтений реципиентов,% Жанр Мужская аудитория Женская аудитория Всего Фэнтези 91,8 76,5 82,8 Детективы, приклю- чения 29,4 44,5 38,2 Произведения о жизни современных подрост- ков/молодежи 18,8 24,4 22,0 Классическая литера- тура 10,6 24,4 18,6 Книги о любви 4,7 27,7 18,1 Тексты об историче- ских событиях 29,4 17,1 12,2 Примечание. Не читают 4,9% опрошенных, в том числе 3,5% мужской аудитории и 5,9% – женской. 32 В. А. Белов, В. В. Громова, 2014, № 1, с. 31–37 и детективы, приключения – по 25 голосов (29,4%), чуть с меньшим энтузиазмом юноши выбирают художественные тексты о жизни современных под- ростков/молодежи – 16 голосов (18,8%). Наименее популярны классическая литература – 9 голосов (10,6%) и книги о любви – всего 4 голоса (4,7%). Наибольший успех у женской аудитории также имеют произведения в жанре фэнтези – 91 голос (76,5%), детективы и приключения – 53 голоса (44,5%), далее следуют книги о любви – 33 (27,7%), классическая литература, книги о жизни совре- менных подростков/молодежи – 29 (24,4%). Анализируя приведенные данные, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, только 5% школьников совсем не читают. Значит, дети, подростки по-прежнему остаются самой читаемой возрастной группой (ср., например, с данными ВЦИОМ, согласно которым нечитающего населе- ния вообще – 35%). Во-вторых, самыми популяр- ными жанрами стали фэнтези, детективы и прик- лючения. В-третьих, классическая литература поль- зуется спросом лишь у 18% опрошенных (несмотря на то, что именно классику так усердно рекомен- дуют в школе). На вопрос о том, в каком виде лучше знако- миться с текстом, чаще всего отвечали: «Посмот- реть фильм» (77 голосов из 204 – 37,7%). Посмотреть фильм и прочитать книгу предпочитают 34% реципиентов (69 ответов). Вариант прочитать книгу выбрали всего 20% опрошенных (41 человек). Не- смотря на бурный рост всевозможных гаджетов чи- тать на электронных носителях пока любят только 8% ребят. Наименьшей популярностью пользуются аудиоверсии книг – слушают тексты только 4%. Основным фактором, влияющим на выбор того или иного произведения, является реклама – 90 го- лосов (44,1%) и советы друзей – 48 голосов (23,5%). Немаловажный фактор, также влияющий на выбор книги – экранизация. Этому в анкете было уделено отдельное внимание. На вопрос о том, как они поступят, если произведение экранизиро- вано, 34% опрошенных (69 голосов из 204) от- ветили, что в первую очередь посмотрят фильм; 18% (37 голосов) согласились посмотреть фильм и прочитать книгу; 8% школьников и студентов (17 человек) после просмотра фильма могут ре- шиться познакомиться с продолжением по книге, и только 7% (14 проголосовавших)откажутся от просмотра фильма, зато прочитают книгу. Так происходит замена одного объекта (книги) другим (экранизацией). При этом фильм является другим источником по отношению к первому (изначаль- ному авторскому тексту). Таким образом, экрани- зация произведений не стимулирует подростков читать книжный оригинал, более того фильм «за- меняет» книгу. Массовая литература VS классика Наше исследование подтверждает наметившуюся еще в 90-х гг. XX в. тенденцию снижения интереса к классической литературе и бόльшую увлечен- ность так называемой массовой литературой. Отношение ученых и педагогов к возраста- ющей популярности «низких» жанров в России неоднозначно. Так, ряд исследователей считает, что чтение массовой литературы отрывает ребят от компьютеров и готовит к прочтению классических образцов [1, 5, 8, 13, 20 и др.]. Н. А. Купина объяс- няет причины заинтересованности подобной лите- ратурой так: «Банальность массовой литературы, которую ставят ей в вину критики, имеет свои обоснования. Массовая литература несет комплекс социокультурных ценностей, соответствующих уро- вню потребностей и вкусу массового потребителя. Она относится к тому типу культурного “произ- водства”, которое рассчитано на комфортное по- требление. Ощущение комфорта возникает у чита- теля в результате уверенности в удовлетворении ожиданий» [8, c. 55]. Другие исследователи, напротив, отмечают явную деградацию читателя и медленное исключе- ние чтения из социального процесса [3, c. 24–33; 9; 14; 18, c. 74–78]. С. Лем, критикуя современ- ную читательскую ситуацию, обнаруживает следу- ющую тенденцию: «Однако что-то такое произошло в наше время с писателями, а может, и с издате- лями, что они осмеливаются вести нас через изо- щренную скуку, претендующую на оригинальность, а новых певцов поразительного богатства мира не встречается. Не знаю, касается ли это также ли- тературы, адресованной детям и молодежи, но бо- юсь, что за магией маленького Поттера возникла неимоверно скупо заселенная окраина, в напрасном поиске переживаний выглядящая подобно некоему пепелищу. Мы все еще ждем творцов, которые просто смогут занимательно и волнующе расска- зать. Или они уже покинули этот мир?» [9, c. 521]. Другой исследователь, А. В. Воронцов, кроме выявления проблемы чтения предлагает способы ее решения: «Для выхода из создавшегося крити- ческого положения, чреватого деградацией, тре- буются неординарные усилия со стороны всех ин- ституциализированных структур как гражданского общества, так и государства. Масштабы этой соци- альной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе чита- тельской (и писательской) культуры в нашей стране. Совершенно очевидно, что привитие навыков чте- ния как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению как жизненной по- требности в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социаль- ные институты» [3, c. 31]. 33 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Основные признаки фэнтези, определяющие популярность жанра В связи с резким ростом интереса к фэнтези со стороны читателей и исследователей попробуем проанализировать причины востребованности жанра. Сами ребята на вопрос: почему им нравится фэн- тези? – чаще всего отвечают, что их привлекает ин- тересный сюжет (28% ответов), необычность произ- ведений (24%), отличный от реального мир (23%). Таким образом, фэнтези для читателей стано- вится способом уйти от реальности и отвлечься от насущных проблем. Популярность фэнтези и фантастики у подро- стков в первую очередь объясняется возрастным восприятием. Одна из важных функций, присущих массовой литературе, – функция эскапизма. С. Лем, с одной стороны, резко критикующий такого рода литературу, при этом очень точно пишет об этой одной из самых важных ее характеристик: «Меня поразил странный успех книг госпожи Роулинг, воспевающих волшебные умения, полученные маль- чиком по имени Гарри Поттер. Это явление до- вольно симптоматично для нашего времени, осо- бенно потому, что не только толпы детей стара- лись как можно быстрее познакомиться с силой волшебства этого мальчика, но и – как я читал – эти сказки пришлись по вкусу и взрослым читате- лям. Таким образом, это выглядит так, будто успех сочинения зависит от расстояния, которое отделяет его сюжет от реального мира, в котором мы живем и который как будто все меньше нам нравится. Короче говоря, мы называем это бегством от ре- альности, или эскапизмом» [9, c. 331]. Книга рассматривается как продукт, дающий возможность отвлечься от насущных проблем. Это желание «убежать» в новую, иную реальность – типичное для представителей современного обще- ства потребления – и находит отражение в чтении фэнтези-литературы. Далее постараемся ответить на вопрос: за счет чего это происходит? Рассмотрим пять жанрообразующих признаков фэнтези, непосредственно влияющих на рост его популярности. 1. Создание «вторичного» мира, непохожего на обычный. Это жанрообразующая черта заимст- вуется фэнтези из сказки: «Народные (волшебные и бытовые) и литературные сказки имеют широкий читательский адрес, потребность в произведениях данного жанра в значительной мере присуща и стар- шим возрастным группам детских читателей, что обуславливает неизменную популярность такого направления детской фантастической литературы, как фэнтези» [7, c. 133]. Новая реальность позволяет читателю забыть на какое-то время о привычных вещах и пробле- мах, окунуться в мир, наполненный уникальными предметами и реалиями: «Волшебный мир для школьников связан с уверенностью в своих силах, могуществом и многочисленными возможностями, неожиданностью. Волшебный мир в представле- нии подростков можно обобщенно назвать идеаль- ным миром, миром, где все красиво и хорошо, со- вершенно и правильно. Реальный мир и реальный человек, напротив, связаны со скукой, обыден- ностью, бессилием, серостью. Реальный мир – ру- тина, в нем нет места чуду» [15, c. 90–91]. Как правило, фэнтезийный мир в каждом про- изведении детализирован до мельчайших подроб- ностей, что создает эффект подлинности и реальности. Например, такие фантастические детали, как движущиеся фотографии, «исчезательные» ле- денцы (Дж. К. Роулинг) не только создают вол- шебный эффект, но позволяют увидеть в обычных вещах удивительное. При этом взаимосвязь между реальным и параллельным мирами у каждого про- изведения своя. Так, герои романа-эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» живут внутри вымышленной действительности: этот мир преподносится как жизнь на земле в стародавние времена. Персонажи Дж. К. Роулинг, напротив, могут войти в магиче- ский мир, если они обладают колдовской силой или через специальные, невидимые для обычных людей, порталы. А для того чтобы попасть в мир «сумеречных книг» Ст. Майер, нужно родиться или стать вампиром или оборотнем: при этом иные существа могут весьма успешно выдавать себя за обычных людей. Как видим, для книг Дж. К. Роулинг, Ст. Майер и других авторов произведений фэнтези характерна связь придуманного мира с ре- альным. Возможно, такой прием усиливает иллю- зию правдоподобия вымысла и побуждает читате- лей смотреть на привычные вещи новым взглядом. 2. В центре повествования находится персо- наж, который вызывает симпатию у читателя. Как правило, читатель (особенно это характерно для детско-юношеского возраста) ставит себя на место героя, проживая события текста вместе с ним. Популярность героев объясняется тем, что школь- ники и студенты находятся приблизительно в од- ной возрастной категории с главными персонажами произведений. Гарри Поттеру в первой книге – 13, а в последней – 17 лет; хоббиты – всегда озорные и маленькие ростом, а эльфы вообще никогда не стареют; Бэлле Свон и Эдварду Каллену – по 17 лет; Тане Гроттер в первой книге 10 лет). Возрастная типичность предполагает, что читатель сравнивает себя с героями-сверстниками и ори- ентируется на них. В этом есть серьезный воспита- тельный смысл: в произведениях фэнтези значи- тельное место уделяется вопросам нравственности, морали и пр. Так, важная тема произведений фэн- тези – отношение детей к родителям (например, 34 В. А. Белов, В. В. Громова, 2014, № 1, с. 31–37 сквозной образ матери и отца в книгах о Гарри Потере; лейтмотив отеческого дома и преемствен- ности поколений у Дж. Р. Р. Толкина). Таким образом, любимые герои в целом стано- вятся некими ключевыми проводниками читателя, несущими в себе не только функции эскапизма, но и нравственный императив. Об этом свидетель- ствуют единичные комментарии школьников в ан- кетах о своих любимых персонажах: «Гарри Пот- тер – простой и обычный мальчик – стал всеми любимым волшебником, он ничего не боится» (де- вочка, 7 класс); «Гарри Поттер – нравятся его дей- ствия» (мальчик, 7 класс); «Рон Уизли – он от- личный герой и друг Гарри Поттера. Хотя он трус- лив, он готов пойти на все, чтобы помочь своим друзьям» (мальчик, 7 класс); «Гарри Поттер – он интересен тем, что он смелый, умный»; «Близнецы Уизли – веселые и яркие оптимисты, способные на социальные безумства» (девочка, 8 класс); «Джей- коб – он сильный» (девочка, 7 класс); «Нравится герой со способностями, который не понтуется, но помогает другим и исчезает» (девочка, 8 класс); «Они чем-то похожи на нас» (девочка, 7 класс); «Их герои смело бросаются в опасность» (маль- чик, 8 класс). В фэнтези принципиальна установка на обычность персонажа, это дает возможность читателю поставить себя на место героя. Так, Гарри Поттер в начале произведения воспринимает себя обыч- ным мальчиком, лишенным каких-то чудесных да- рований. Он растет в провинциальном английском городе в семье тети и дяди. Его родители умерли, Гарри учится в местной школе, живет в чулане под лестницей, донашивает старые вещи двоюрод- ного брата. Мальчику только в 11 лет откроется правда о том, что его мать и отец были волшебни- ками, а он унаследовал их магическую силу. При этом, даже повзрослев и став очень сильным вол- шебником, Гарри остается подростком, которому свойственны все «возрастные» проблемы: первая любовь, взаимоотношения в школьном коллекти- ве, самопознание и пр. Для фэнтези важно, чтобы герои, обладающие сверхспособностями, все равно оставались подростками с их типичными проб- лемами. 3. Главный герой наделен магическим даром. Персонаж, с которым ассоциирует себя читатель, обладает волшебной силой, может покарать вра- гов, привлечь друзей и пр. Это очень важно, по- скольку в реальной жизни подросткам не всегда удается достичь признания, понимания: как пра- вило, подростки живут по законам взрослого мира. Именно эта особенность импонирует молодому человеку: читая текст подросток получает «раз- рядку», выход энергии. В этом отношении жанр фэнтези схож с популярными комиксами, которые рассказывают о супергероях. Сила героев проявляется с помощью особых предметов-символов. Часто фэнтези определяется как жанр «меча и колдовства» [2, c. 25]. Иначе го- воря, меч или заменяющие его предметы в этих текстах становятся олицетворением той силы (мо- жет быть, даже власти), о которой мечтают и са- ми читатели. Например, известный меч Арагорна в книгах Дж. Р. Р. Толкиена, или мечи из валирий- ской стали в цикле Дж. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени». Дж. К. Роулинг с успехом заменяет оружие волшебной палочкой, хотя в тексте все же есть меч – меч Гриффиндора. В произведениях Дм. Емца меч «превращается» в магическое кольцо с камнем. Кстати, пользуясь психоаналитической терми- нологией, меч и его «заменители» относятся к клас- сическим фаллическим символам. Более того, для фэнтези в целом характерно обилие сексуальных символов, что вполне объяснимо: ведь подростки испытывают мощнейшие сексуальные переживания. 4. Установка на занимательный сюжет. Ге- рою приходится преодолевать трудности и вести поиск. Сюжет фэнтези можно сравнить с квестом (quest), жанром компьютерной игры, предполага- ющим поиск решения какой-то проблемы. Наиболее ярко эта черта находит отражение в цикле Дж. К. Роулинг. Например, в четвертой книге («Гарри Поттер и Кубок огня») герой участ- вует в соревнованиях среди школ за Кубок огня. Ему для победы нужно пройти три испытания: отыскать драконье яйцо; вытащить из воды залож- ника; найти главный приз в лабиринте. Таким образом, в основе квестового сюжета фэнтези лежит поиск чего-то или кого-то, прео- доление трудностей, решение загадок. Эта осо- бенность опирается на традиции мифологического и сказочного сюжетопостроения3: «Желание героя достигнуть объекта реализуется на уровне функ- ций в категории поисков (quest). В середине сказки оказывается ряд испытаний, каждое из которых в свою очередь начинается с заключения договора по поводу предстоящего испытания и включает также борьбу с противником и следствие успеха героя. синтагматическими единствами явля- ются различные виды испытаний и приобретаемых героем в результате испытаний сказочных цен- ностей. Ритм потерь и приобретений объединяет волшебную сказку с мифом и с другими видами повествовательного фольклора» [11, с. 459]. 5. Наличие противостояния добра и зла. Фэн- тези основывается на четком разграничении и конфликте светлых и темных сил. Читатель фэнтези всегда может сказать, что главный герой или герои – 3 «Именно разностороннее авторское обращение к ска- зочно-мифологической традиции определило принадлеж- ность “Гарри Поттера” к жанру фэнтези» [2, с. 25]. 35 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ абсолютное воплощение добра – противостоят оп- поненту, яркому представителю зла. Так, к силам добра в фэнтези относятся: вампирский клан Калленов (Ст. Майер), Гарри Поттер (Дж. К. Роулинг), Братство кольца (Дж. Р. Тол- киена), Китнисс Эвердин (С. Коллинз) и др. Доб- рыми всегда являются главные персонажи, чья точка зрения определяет повествование. На темной стороне те, кто противостоит глав- ному герою и с кем ему приходится противоборст- вовать: например, Волан-де-Морт (Дж. К. Роулинг), Саурон (Дж. Р. Толкиена), Вольтури (Ст. Майер), богачи Капитолия (С. Коллинз). Граница добра и зла четкая и ясная, благодаря чему читатель может быть уверен, что герой, с ко- торым он себя ассоциирует, хороший и делает правильные (добрые) вещи. Такое деление вполне соответствует детскому и подростковому воспри- ятию мира, которое не терпит полутонов и оттен- ков. В этом, наверно, и есть отличие «низких» жанров от «высоких»: массовая литература стре- мится упростить этические отношения, а класси- ческая, напротив, показать жизнь со всей ее проти- воречивостью. Заключение Результаты нашего исследования, в котором при- няли участие учащиеся г. Череповца, подтвердили тенденции, выявленные всероссийскими социологи- ческими исследованиями: снижение интереса к чте- нию классической литературы и увеличение доли массовой литературы, особенно фэнтези, фанта- стики, детективов. В настоящей работе мы попытались не только установить закономерности читательских предпоч- тений, но и проанализировать причины популяр- ности фэнтези – жанра, который в последнее время стал лидером в массовой литературе. Причина популярности фэнтези, как мы пыта- лись показать выше, связана, прежде всего, с осо- бенностями читательского восприятия подростков и юношества, а именно с желанием уйти от буд- ничной реальности и погрузиться в новый, не- обычный мир. С нашей точки зрения, основная функция фэн- тези не развлекательная, а терапевтическая, потому что фэнтези позволяет отвлечься от повседневных проблем, снять тем самым стресс, также фэнтези изображает героев (волшебных сверстников) в тех же жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются и читатели. Герои этих произведений стремятся осмыслить серьезные нравственные проблемы. Кроме терапевтической и развлекательной су- ществует еще одна функция фэнтези – воспита- тельная, так как в произведениях этого жанра дос- таточно много внимания уделяется противостоянию добра и зла, проблемам личных взаимоотно- шений (родительских, дружеских, любовных). Хотя естественно, что художественная реализация этих проблем не всегда глубока: фэнтези уступает клас- сической литературе, имеющей огромное просве- тительское и воспитательное значение. Тем не ме- нее этические и психологические темы, поднятые в фэнтези, оказываются близки и понятны под- росткам. Возвращаясь к дискуссии о том, хорошо или плохо, что молодежь читает фэнтези, но не любит классику, можно уверено сказать, что фэнтези пре- красно справляется с очень важной задачей – мотивацией к чтению. Но сегодня всплеск экраниза- ций фэнтези создает новую опасность: подросток, часто не понимая различий между книгой и кино, выбирает последнее. При этом экранизации произ- ведений совсем не стимулируют к прочтению книг, послуживших источником киноверсий.

Ключевые слова

чтение, детская литература, массовая литература, фэнтези, анкетирование, literature for children, reading, mass literature, fantasy, survey

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белов Вадим АлексеевичЧереповецкий государственный университетандидат филологических наук, директор библиотеки, старший преподаватель кафедры менеджментаbelovva@chsu.ru
Громова Вера ВладимировнаЧереповецкий государственный университетзаместитель директора библиотеки, аспирант кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникацийlibrarych@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Бабушкин А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 86 с.
Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре : дис. … канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 2005. – 257 с.
Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема // Вестн. Герценов. ун-та. – 2009. – № 11. – С. 24–33.
Гудков Л. Литература non fiction: вымыслы и реальность // Знамя. – 2003. – № 1. – С. 197.
Зиман Л. Я. Зарубежная литература для детей и юношества. – М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – 288 с.
Капица С. «Россия превращают в страну дураков» // Аргументы и факты : Aif.ru. – 2009. – URL: http://www.aif.ru/society/article/29249 (дата обращения: 20.08.2013).
Карайченцева С. А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству : учеб. для вузов. – М. : МГУП, 2004. – 424 с.
Купина Н. А., Литовская М. А., Николина Н. А. Массовая литература сегодня : учеб. пособие. – М. : Флинта, 2009. – 424 с.
Лем С. Мой взгляд на литературу. – М. : АСТ, 2009. – 991 с.
Мелентьева Ю. П. Культура чтения как фундамент информационной культуры личности. По материалам исследования // Чтение в библиотеках России : информ. изд. – СПб., 2007. – Вып. 7 : Исследовательские проекты библиотек по чтению. – С. 45–50.
Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки // Исторические корни волшебной сказки / В. Пропп. – М., 1946. – С. 437–467.
Минералова И. Г. Феномен Гарри Поттера: художественно-педагогическое в книге // Мировая словесность для детей. – 2002. – № 7. – С. 53.
Минералова И. Г. Роулинг Джоан // Зарубежные детские писатели в России : библиогр. слов. – М., 2005. – С. 352–357.
Мистицизм: теория и история / под ред. Е. Г. Бала- гушкина, А. Р. Фокина. – М. : ИФ РАН, 2008. – 208 c.
Сазонова Е. В. Психосемантический анализ причин популярности волшебного мира Гарри Поттера // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2012. – Т. 65, № 1. – С. 90–93.
Уткина О. А. Гендерный аспект в детской литера- туре: что читают девочки // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. – 2012. – № 2. – С. 328–331.
Уткина О. А. Гендерный аспект в детской литера- туре: что читают мальчики // Вестн. Удмурт. ун-та. – 2012. – № 3/4. – С. 79–83.
Цветкова Б. Л. Что читают и чего не читают дети: анализ ситуации // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Соц. науки». – 2009. – № 1. – С. 74–78.
Что читают школьники // Кн. обозрение. – 2001. – № 21. – С. 8.
Чупринин С. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. – М. : Время, 2007. – 768 с.
 Современные читательские предпочтения подростков и юношества | Библиосфера. 2014. № 1.

Современные читательские предпочтения подростков и юношества | Библиосфера. 2014. № 1.