Сценарное проектирование и реклама библиотечных досуговых мероприятий | Библиосфера. 2014. № 1.

Сценарное проектирование и реклама библиотечных досуговых мероприятий

Проанализированы некоторые организационные аспекты досуговой деятельности библиотек, касаю- щиеся технологии разработки и реализации сценария библиотечного мероприятия, а также роли раз- личных видов рекламы в его продвижении. Акцентируется внимание на специфике библиотечной досу- говой драматургии и отдельных видах рекламной продукции.

Script design and advertising library leisure activities.pdf Дной из актуальных задач современного общества является организация полезного, конструктивного досуга населения, который можно рассматривать как феномен культуры, имеющий в разные исторические эпохи свою цен- ностно-смысловую наполненность и функциональ- ное назначение. Досуг интегрирует множество раз- розненных аспектов жизни человека в единое це- лое, формируя у него представление о полноте своего существования. Современные библиотеки относятся к учреж- дениям культуры, активно задействованным в ор- ганизации досуга населения, они находят не только свою собственную нишу в формировании досуго- вого пространства человека, но и активно исполь- зуют целый спектр интересных и эффективных досуговых мероприятий в популяризации и про- движении чтения. Важный этап подготовки библиотечного меро- приятия – написание сценария и обеспечение рек- ламы предстоящего события. Следует отметить, что в библиотековедении сценарные основы библио- течного мероприятия разработаны недостаточно. Исключением являются работы Г. К. Олзоевой, Ю. М. Паршина, в которых освещены общие во- просы методики подготовки библиотечного меро- приятия, в том числе его сценарные основы [6, 7]. Г. К. Олзоева отмечает, что «в библиотеках сценарий пишется для мероприятий, где читатель, в основном, является зрителем, реципиентом, гос- тем» [6, с. 91]. Автор дает исчерпывающую харак- теристику методики таких библиотечных форм, как библиотечная выставка, библиографический обзор, читательская конференция, клубы по инте- ресам, устный журнал и др. Однако, на наш взгляд, Г. К. Олзоева недостаточно внимания уделяет ме- роприятиям, которые заимствованы досуговой де- ятельностью библиотек из других областей досу- говой практики. Большинство библиотечных мероприятий пред- полагает наличие сценария. Исключением могут служить библиотечные выставки, которые можно готовить в соответствии со сценарным планом (со- кращенным вариантом сценария). Наличие сцена- рия – необходимое условие для всех массовых ме- роприятий, особенно если речь идет о формах, за- имствованных досуговой деятельностью библио- теки из клубной досуговой практики. Сценарные основы подготовки мероприятий массового характера подробно рассматриваются в работах Д. М. Генкина, А. И. Чечётина, И. Г. Ша- роева [1, 12, 13]. В процессе работы над сценарием библиотечным специалистам необходимо знать его основы, так как, на наш взгляд, сценарная куль- тура организаторов библиотечного досуга развита еще недостаточно. 38 Следует оговориться, что не все досуговые библиотечные мероприятия должны опираться на полноценный сценарий. Г. К. Олзоева пишет: «Рас- сматривая проблему сценариев массовых меропри- ятий можно выделить в ней следующие аспекты. Сценарий является литературным произведением, результатом литературного творчества. Его необ- ходимо оценивать с позиций литературоведения, опираясь на законы и критерии искусства» [5, с. 91]. Сценарий – это подробная литературная разра- ботка содержания, где конкретно указывается, что говорят или как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие [10, с. 145]. Сценарий включает как литературную основу, так и организационные аспекты содержания меропри- ятия. Сценарий предполагает последовательное, обязательно плавное изложение материала от пер- вого эпизода ко второму и т. д., не допуская «кус- кообразности». Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произве- дений, произведения музыки, живописи, хореогра- фии, кино, факты реальных событий, конкурсно- игровые элементы и многое др. Задача сценариста (применительно к подготовке библиотечного меро- приятия им является библиотечный специалист) – создать оригинальное художественно-просветитель- ное произведение путем соединения различных образно-выразительных средств: стихов, музыки, песен, театрализованных фрагментов, кино-роли- ков в единую логическую композицию, подчинен- ную общему замыслу, теме, идее. Создание любого библиотечного мероприятия начинается с творческого замысла, в котором в об- разной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные библиотекарем отдельные фа- кты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Это могут быть даты рожде- ния, юбилеи писателей и поэтов; презентации ли- тературных произведений; тематические и кален- дарные праздники и многое др. Условно процесс работы над замыслом биб- лиотечного мероприятия можно разделить на не- сколько этапов: • социальный заказ общества, сбор и поиск материала; • определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории; • поиск дополнительных фактов, реальных героев, работа над документами; • отбор художественного материала (фрагментов произведений литературы, стихов, музыкальных произведений и т. п.); • выбор формы, поиск сюжета, образной выразительности; Е. В. Мирошниченко, Е. А. Белецкая, 2014, № 1, с. 38–43 • работа над сценарием; • сценарная запись. Замысел является движущей силой при отборе фактов, событий, средств, несет в себе логику бу- дущего сценария библиотечного мероприятия. За- мысел представляет собой задуманное автором по- строение мероприятия, включающее в себя разра- ботку основной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения. На наш взгляд, художе- ственный замысел мероприятия будет интереснее и оригинальнее в том случае, если библиотекарь является творческой личностью, способен мыслить художественными образами, сочувствовать и со- переживать. В основе сценарного замысла лежит правиль- ное определение темы и идеи. А. И. Чечётин отме- чает, что одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения, другие – круг жизненных явлений, которые воссоздаются ху- дожником в его произведении специфическими средствами искусства [12, с. 110–111]. В словаре русского языка С. И. Ожегова под темой понимается «предмет, основное содержание рас- суждения, изложения, разговора и т. п. [5, с. 1037]. Применительно к сценарию досуговых библиотеч- ных мероприятий тема может рассматриваться как круг жизненных явлений, отобранных и освещен- ных автором. Например, подготовка любых те- матических библиотечных мероприятий предпола- гает обращение не только к реальным событиям, но и к художественным произведениям с жизнен- ными сюжетами. Тема и название мероприятия часто не совпа- дают. В рамках одной темы можно предложить большое количество названий разножанровых биб- лиотечных мероприятий. Например, для темы «Свя- тое Белогорье» подойдет проведение таких меро- приятий, как выставка, литературный вечер, лек- ция-презентация, викторина, конкурс художествен- ного чтения. Названия перечисленных мероприятий так же вариативны. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, прекрасного и безоб- разного, добра и зла становятся основой творче- ского замысла библиотечных специалистов, а рас- крытие их носит глубоко индивидуальный харак- тер. В зависимости от авторского видения содер- жание мероприятия может быть сугубо рядовым или, наоборот, – высокохудожественным творче- ским произведением. Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задается с са- мого начала, а к идее сценаристу следует посте- пенно подвести участников и зрителей. В библио- течных мероприятиях идея, как правило, имеет куль- турно-воспитательную основу и для более глубокого ее понимания посетитель может непосредственно 39 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ включаться в мероприятийный процесс. Коммен- тарии к прочитанному произведению, ответы на вопросы викторины, подготовка презентации по творчеству отдельных писателей или поэтов и тому подобная деятельность обеспечивают понимание темы, а следовательно, постижение идеи библио- течного мероприятия. Разнообразие досуговых библиотечных мероприятий предполагает выбор определенного реше- ния, соответствующего их форме. Однако боль- шинство мероприятий имеют так называемую клас- сическую форму построения. Так, выстраивая сце- нарий библиотечного мероприятия, автор должен обратить внимание на следующие пять элементов: экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация, развязка. 1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария, дает необходимые сведения о предстоя- щем действии, героях и жизненных обстоятельст- вах. Экспозиция кратковременна, в ней отража- ются общий характер темы будущего мероприятия и правила сценической игры. Другим видом экспо- зиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента за- вязки. Хорошей экспозицией библиотечного меро- приятия может быть тематическая выставка, музы- кальная подборка по реализуемой в мероприятии теме, кино-, видеоролик, фрагмент художествен- ного чтения и др. В каком-то смысле в качестве экспозиции можно рассматривать условия библио- теки. Любое мероприятие, проводимое силами биб- лиотекарей в предлагаемых библиотечных условиях, заведомо настраивает посетителя на процесс об- щения с культурно-художественными ценностями. 2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. Как правило, завязка служит точкой отсчет для основ- ного действия. С завязки начинается движение всего действия, его развитие. В завязке, как правило, обозначаются характеры действующих лиц, зрители знакомятся с пространственно-временными кате- гориями мероприятия. Завязка погружает в атмо- сферу предстоящего сюжета. Поиск оригинального сюжетного решения завязки часто вызывает опре- деленные трудности у библиотечных специали- стов. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всего досугового ме- роприятия. Столкновение двух противоречий в об- разе художественных или текстовых противопо- ложностей должно лежать в основе библиотечных мероприятий. 3. Основное развитие действия. Этот элемент сценария концентрирует основной сюжет. Сцена- рий строится из эпизодов, обладающих опреде- ленной сюжетно-тематической самостоятельностью. Главное достоинство композиции блоков в сценарии – оригинальность, от которой зависит, на- сколько интересным и необычным будет библио- течное мероприятие. Включение в эпизоды элемен- тов театрализации, наглядности, игры может обес- печить успех библиотечного мероприятия. Однако в погоне за оригинальностью не стоит забывать о целостности сюжета. Чтобы выдержать сюжет мероприятия необходимо правильно расставить так называемые сюжетные акценты: слова, фразы, действия, которые фиксируют внимание аудитории на основных сюжетных узлах и позво- ляют посетителям следить за ходом мероприятия и воспринимать его содержание. Логика построе- ния эпизодов должна соответствовать логике со- держания, когда каждый эпизод последовательно раскрывает сюжет. Эпизоды в библиотечном мероприятии следует монтировать по степени нарастания эмоциональ- ного накала. Нельзя идти от эмоционально-силь- ных эпизодов к более слабым. Не стоит привлекать посетителей к массовым действиям, так как соуча- стие считается наивысшим эмоциональным мо- ментом, к которому необходимо посетителей биб- лиотечного мероприятия подготовить. Последую- щий эпизод должен быть интереснее и насыщен- нее предыдущего. В библиотечной практике наряду с высокохудожественными мероприятиями нередко встреча- ются досуговые программы низкого качества. Как правило, это связано с неумением библиотечных специалистов соединить эпизоды в единое целое. Следовательно, сценарий в процессе реализации рассыпается на отдельные элементы, а зритель не понимает идеи и сверхзадачи мероприятия. Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, художественные иллюстрации не выгля- дели вставными номерами, а устные выступления не казались необоснованными дополнениями, не- обходимо найти единый сюжетный ход, который явится основным связующим элементом монтажа сценария (стержнем). Событийный ряд эпизодов обеспечивает тот ритм нарастания сюжетного действия, который при- водит к кульминации. 4. Кульминация – высшая точка напряжения действия, которая играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разреше- нии конфликта. Кульминация является очень важ- ным элементом мероприятия и во многом опреде- ляет его успех, эффективность и запоминаемость. В процессе кульминационного действа у посетите- лей должны возникнуть не только восторг и поло- жительные эмоции, но также слезы и сильные эмоциональные переживания. В этих целях сле- дует задействовать те эмоционально-выразительные средств, с помощью которых достигается наи- больший эмоциональный эффект, например: кино- 40 Е. В. Мирошниченко, Е. А. Белецкая, 2014, № 1, с. 38–43 ролики с трагическими сценами, высокохудожест- венная декламация, ритуальные действия, связан- ные с вручением различных наград, массовое дей- ство и др. Кульминация нередко служит развязкой. 5. Развязка – заключительный момент в разви- тии действия сценария, который является момен- том полного разрешения конфликтной ситуации. Развязка выводит зрителя из эмоционального напряжения и готовит к логическому завершению мероприятия. Особое внимание в процессе подготовки биб- лиотечного мероприятия следует обратить на про- работку финала – эмоционально-смыслового завершения мероприятия. Своеобразной формой фи- нала, в котором подводится итог всего действия, служит эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т. е. если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то в фи- нале он подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Финал, как правило, предполагает массовый выход на поклон всех уча- стников мероприятия. В финале библиотечного мероприятия могут вручаться книги, цветы, шары, исполняться общая песня. Финальная сцена должна способствовать душевному и творческому едине- нию, причастности к общему делу. Таким образом, композиция сценария любой библиотечной досуговой формы строится на заро- ждении, развитии и разрешении конфликта. Важнейшим в создании сценария является мон- таж всего материала – метод культурно-досуговой деятельности, позволяющий скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, от- рывки из произведений художественной литерату- ры, кинофильмов, музыкальные фрагменты и дру- гие элементы. Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать нужные элементы и добиться сочетания элементов в целое, подчиненное идее, без которой не может быть программы. Материа- лом для художественного монтажа служат газет- ные статьи, философские трактаты, медицинские книги, художественная проза, стихи, связанные с общей темой и идеей. Калейдоскопическое, порой резко контрастное, чередование различных дейст- вий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Резкие грани, резкие ритмические различия приводят к богатству кра- сок и соединяют в новое, целое произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу. Драматургическую функцию в сценарии вы- полняет музыкальный материал. Как правило, три четверти сценарного действия связанны в той или иной мере с музыкой. Многообразие музыкальных компонентов, составляющих монтажную структуру мероприятия, чрезвычайно обширно. В жанрововидовом отношении мы встречаем: музыку, выпол- няющую непосредственно драматургические функ- ции, специально подобранную для мероприятия; музыку номеров инструментальную, вокальную, танцевальную, музыку в речевых жанрах, музыку в оригинальных жанрах. Важность музыки отме- чает И. Г. Шароев: «Музыка – действие. Раскрыть музыкальную драматургию – это раскрыть дейст- вие, звучащее в музыке, смысл ее и борьбу проти- воположностей, в ней заключенную [13, с. 185]. Важным элементом подготовки сценария биб- лиотечного мероприятия является подбор художе- ственно-выразительных средств. Как было сказано выше, это могут быть разнообразные сенсорные средства: музыкальные инструменты, аудио-, видео- записи, кино-ролики, презентации и др. Однако при подборе средств для реализации содержания сце- нария необходимо учитывать материально-техни- ческие возможности конкретной библиотеки. Офор- мление любого досугового мероприятия включает следующие выразительные средства: декорации, театральный костюм, грим, бутафорию, световое и шумовое оформление, а также музыкальное офор- мление. Ни один сценарий библиотечного мероприятия не будет успешен без использования этих выра- зительных средств. Существует даже понятие «декорационное искусство» – искусство создания зри- тельного образа мероприятия посредством деко- раций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, уси- ливает его воздействие на зрителя, а костюмы, маски, декорации и т. д. служат элементами деко- рационного искусства. Можно выделить и еще одну немаловажную особенность драматургии досугового мероприятия, суть которой в том, что библиотекарь, создающий сценарий, вплетает в драматургическую ткань ор- ганизационные моменты, связанные с вопросами подготовки и проведения мероприятия. Описывая подробно такие рекомендации, автор решает целый ряд педагогических и художественных задач, фор- мируя и стимулируя интерес к предстоящей форме, раскрывая возможности и условия для духовной деятельности и социального творчества участни- ков и зрителей. Сценарий, сопровождаемый методическими ре- комендациями, будет хорошим подспорьем для на- чинающих специалистов и для библиотекарей, не имеющих специальной профессиональной подготовки, количество которых на сегодняшний день достаточно большое. Всегда актуальными счита- ются методические рекомендации по подготовке комплексных массовых мероприятий, например, те- матических вечеров. Данная форма должна вклю- чать в себя художественный и документальный 41 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ материал, выдержанный в определенной тематике, который может быть донесен до зрителя посредст- вом широкого спектра средств эмоционального воздействия. Важнейшей формой продвижения библиотечных мероприятий является реклама. Такие библиотеко- веды, как В. К. Клюев, М. Я. Дворкина, Е. М. Яст- ребова и другие, указывают на то, что продвижение библиотечных услуг к пользователю – это цель- ный, комплексный процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных элементов: рекламы; паблик ри- лейшнз; методов стимулирования сбыта и индиви- дуальной работы. То же можно сказать и о досуго- вых мероприятиях, которые являются своего рода библиотечной услугой. В своих трудах указанные выше авторы анали- зируют различные подходы к определению понятия «рекламы», осмысливают ее цели и задачи, назначение, рассматривают рекламные средства; практический опыт библиотек в области рекламы, дают методические рекомендации по планирова- нию, организации и оценке эффективности реклам- ной компании и освещают некоторые другие во- просы. Анализу зарубежного опыта рекламы по- священы работы И. В. Балковой, В. Голодяевой, С. Клещука, С. Г. Матлиной, Е. М. Ястребовой и др. Большой интерес для теоретического осмысления рекламной деятельности библиотек представ- ляют многочисленные труды по теории, методике и организации общей (не библиотечной) рекламы. Среди них можно, прежде всего, выделить зару- бежных авторов (С. Блэка, Ф. Котлера), а также труды отечественных рекламоведов (В. А. Абчука, Д. И. Баркана, Л. Ю. Гермогеновой, Е. Н. Голубко- вой, Е. М. Каневского и др.). Перспективным направлением следует при- знать организацию рекламы, способствующей достижению полного и своевременного удовлетворе- ния социально значимых потребностей специали- стов, формирующей положительный образ биб- лиотеки в глазах потенциальных потребителей. Рекламная деятельность по продвижению библио- течных продуктов и услуг, осуществляемая через средства массовой информации, издательскую и ин- терактивную деятельность с целью привлечения интереса потребителя, требует постоянного изуче- ния и анализа направлений деятельности библио- теки, выявления специфики информационных по- требностей ее пользователей и поиска путей их удовлетворения. Реклама – это форма маркетинговой коммуникации, эстетически завершенная, нацеленная на фор- мирование управляемого имиджа товаров и услуг самой организации, ее идеологии и потребитель- ских стереотипов [7, c. 17]. Как показывают со- временные тенденции развития рекламы, ее инфор- мационная нагрузка все больше сводится к минимуму, а на первый план выходит эмоциональное, подсознательное манипулирование. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной си- туацией, реклама может эффективно решать следу- ющие задачи: информирование, увещевание, напо- минание. В конечном итоге все функции рекламы, как и других элементов комплекса маркетинга, сво- дятся к достижению основных целей системы мар- кетинговых коммуникаций: формированию спроса и стимулированию сбыта. Следует помнить, что успех любого библиотеч- ного мероприятия во многом зависит от эффектив- ности его презентации во внешней среде. В качестве наиболее эффективных каналов распростра- нения рекламы в библиотеках рассматриваются следующие: выставки и презентации, телереклама, реклама в Интернете, печатная рекламная продук- ция, наружная реклама. Участие в выставке (организация собственного стенда) дает возможность продемонстрировать свои услуги. Реклама на телевидении – это средство дорогостоящее, его может себе позволить не каждое со- циокультурное учреждение. Тем не менее можно выпустить 15-секундный рекламный ролик социо- культурной услуги или мероприятия, что уже будет способствовать формированию устойчивого поло- жительного имиджа библиотеки, увеличению ко- личества посетителей и, как следствие, повыше- нию авторитета деятельности библиотеки. Реклама в компьютерных сетях (Интернет) яв- ляется инновационной и эффективной при ее невысоких стоимостях по сравнению с другими ви- дами рекламы. Все «провайдеры» (поставщики Интернета) дают возможность организовать свою «страничку» (веб-сайт) в www (world wide web) – глобальной гипертекстовой информационной системе. Гипертекст – текст с разметками, ссылаю- щимися на другие элементы этого текста. Во время чтения гипертекста можно увидеть выделенные слова, нажатие курсором на которые позволяет получить дополнительную информацию. К сожалению, далеко не каждая современная библиотека имеет возможности использовать этот ресурс, хотя библиотеки, имеющие сайты в Интер- нете, активно размещают рекламу проводимых досуговых библиотечных мероприятий. Как пра- вило, такая информация содержится на картах сай- тов в разделах «Мероприятия» или «Новости». Отметим некоторые преимущества данного вида рекламы: широкая доступность, отсутствие платы за копию, простое обновление информации; неог- раниченный тираж страницы, возможность обрат- ной связи. Для посетителей библиотеки можно изгото- вить набор печатной рекламной продукции, такой как буклеты, которые дают информацию о биб- 42 Е. В. Мирошниченко, Е. А. Белецкая, 2014, № 1, с. 38–43 лиотеке и ее услугах; листовки, содержащие по- лезные сведения об услугах с указанием контакт- ной информации; афиши, пригласительные билеты и другие рекламные материалы, способствующие ин- формированности пользователей библиотеки о про- водимых досуговых мероприятиях. Вся реклама библиотеки на улицах, площадях городов и населенных пунктов относится к наружной рекламе. Цель наружной рекламы заключается в напоминании. Ее особенность в мгновенном вос- приятии. Наружная реклама – одни из элементов рекламы социокультурного учреждения и его ус- луг. Требования для наружной рекламы – особенная яркость и увеличенные размеры, четкость и бро- скость рекламных текстов. Итак, важнейшее условие эффективной деятель- ности библиотек по реализации досуговых функций – создание и предложение новых конкуренто- способных услуг, отвечающих потребностям по- требителей. Для того чтобы справиться с такой задачей необходимы целенаправленные рекламные усилия. Подведем итоги. Важными составляющими технологии досуговой деятельности в библиотеке являются и процесс написания сценария, и рек- лама планируемого библиотечного мероприятия. Сценарий библиотечного досугового мероприятия представляет собой подробную литературно-дра- матургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их после- довательность, форма и время действия, включе- ние зрелищных заставок. Специфика библиотеч- ной режиссуры, по словам О. И. Маркова, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют». Отличие этих средств обуславли- вается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования», во-вто- рых, «местом и их значением внутри каждой из систем» [2, с. 118]. Сценарное проектирование любого досугового мероприятия – творческое, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформ- ляющее то или иное реальное жизненное или ху- дожественное событие. Поэтому библиотечные ме- роприятия служат частью культурного досуга че- ловека, необходимого людям в качестве формы самовыражения народа, возможности индивида влиться в общность, получить необходимую долю. Реклама, будучи одной из форм информацион- ной деятельности, обеспечивает связь между библиотекой и потребителем. На современном этапе реклама перешагнула узкие рамки информационной функции, обеспечивающей направляемый поток ин- формации, и берет на себя функцию коммуника- тивную. С ее помощью поддерживается обратная связь с потребителем, что позволяет контролиро- вать продвижение досуговых услуг во внешней среде, создавать и закреплять у потребителя ус- тойчивую систему предпочтений к рекламируемым услугам, вносить коррективы в рекламную дея- тельность по предложению библиотечных услуг.

Ключевые слова

библиотека, досуговая деятельность, досуговое библиотечное мероприятие, сценарий, композиция, законы драматургии, библиотечная реклама, виды рекламы, посетители библиотеки, социально-культурные потребности, library, leisure activities, a leisure library event, a script, composition, the laws of drama, library marketing, advertising, library visitors, social and cultural needs

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белецкая Елена АлександровнаБелгородский государственный институт искусств и культурыкандидат психологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности280177@inbox.ru
Мирошниченко Елена ВасильевнаБелгородский государственный институт искусств и культурыкандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельностиmev-el@ya.ru
Всего: 2

Ссылки

Генкин Д. М., Конович А. Сценарное мастерство культ- просветработника. – М. : Советская Россия, 1984. – 136 с.
Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников (сценар- ная технология) : учеб. пособие для вузов. – Красно- дар, 2004. – 408 с.
Мокшанцев Р. И. Психология рекламы : учеб. посо- бие. – М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : Сиб. согла- шение, 2003. – 230 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : Рус. яз., 1987. – 1198 с.
Новаторов В. Е. Современные технологии культурнодосуговой деятельности: состояние, проблемы, пер- спективы развития – URL: http://www.omsu.omskreg. ru/vestnik/articles/y1999-i3/a109/article.html (дата об- ращения: 15.02.2013).
Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек. – М. : Ли- берея-Бибинформ, 2006. – 120 с.
Паршин Ю. М. Сценарные основы праздничного до- суга в современной библиотеке. – М. : Литера, 2009. – 160 с.
Рощупкин С. Н. Основы организации рекламной дея- тельности : учеб.-метод. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Изд-во МГУКИ, 2000. – 57 с.
Сазонова Н. Характеристики культуры и планирова- ние рекламных кампаний // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 1. – С. 41–49.
Социально-культурная деятельность учреждений куль- туры клубного типа / ред. Н. Л. Гончарова. – Тверь, 2003. – 378 с.
Трелин Ю. А. Реклама в системе культуры // Про- блемы социально-гуманитарного знания. – Волгоград, 1999. – С. 113–117.
Чечётин А. И. Основы драматургии : учеб. пособие. – М. : МГУКИ, 2004. – 150 с.
Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых пред- ставлений : учеб. для студентов высш. театр. учеб. заведений. – М. : Просвещение, 1986. – 463 с.
 Сценарное проектирование и реклама библиотечных досуговых мероприятий | Библиосфера. 2014. № 1.

Сценарное проектирование и реклама библиотечных досуговых мероприятий | Библиосфера. 2014. № 1.