Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки | Библиосфера. 2014. № 1.

Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки

Рассмотрены основные методологические вопросы применения информационных и коммуникацион- ных технологий для решения задач социального воспитания учащихся в условиях школьной библиотеки, в таких его видах, как экологическое воспитание, воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности, а также в области формирования информационно-пра- вовой культуры школьников.

The application of information and communication technologies for solving the problems of social education in a school l.pdf Дна из основных задач, стоящая сегодня перед средней школой – повышение эф- фективности системы воспитательной работы, важным фактором совершенствования кото- рой является активное использование в учебно- воспитательном процессе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В последние годы наметился некоторый прогресс в создании практических разработок в целом адекватных це- лям, содержанию и методам социального воспи- тания, что позволяет говорить об осознании по- требности эффективно решать соответствующие за- дачи. Однако решение задач социального воспита- ния и внедрение ИКТ в систему воспитательной работы школы при разработанности их методоло- гических основ и наличии научно обоснованных методик и практических рекомендаций по их при- менению по-прежнему остается уделом учителей- инноваторов. Кроме того, реорганизация традици- онных форм воспитательной работы на базе при- менения ИКТ встречает определенное сопротивле- ние, а сама постановка вопроса о необходимости активизировать деятельность по социальному вос- питанию на основе применения средств ИКТ вы- зывает зачастую стойкое непонимание. А это зна- чит, что потенциальные возможности повышения эффективности воспитательного процесса на основе информационных и коммуникационных технологий используются в педагогической практике далеко не полностью. Не является исключением и прак- тика реализации воспитательных функций школь- ной библиотекой. В связи с этим необходима разработка теоре- тической основы методик обучения и воспитания, способных обеспечить на базе школьной библио- теки реализацию современных требований соци- ального заказа на формирование личности, облада- ющей высоким уровнем информационной культуры и готовой к жизни в информационном обществе. Особенно это актуально для школьных библиотек, построенных по инновационной модели с широ- ким структурным диапазоном (библиотека – биб- лиотекарь – фонды – пользователь; медиатека – медиатекарь – медиаматериалы – пользователь; Интернет (в библиотеке) – информационные ре- сурсы – пользователь; Интернет – библиотекарь – информационные ресурсы – пользователь), что предоставляет возможность расширить диапазон деятельности библиотеки [1, 2]. Методические подходы к задачам социального воспитания в условиях школьной библиотеки На современном этапе реформирования школьного образования особое внимание уделяется пробле- мам повышения эффективности воспитательной 66 А. Ю. Федосов, 2014, № 1, с. 66–71 работы и работы по духовно-нравственному раз- витию школьников. Один из важнейших путей, позволяющих выработать новые подходы к реше- нию указанных проблем – активное использование в учебно-воспитательном процессе информацион- ных и коммуникационных технологий. По-преж- нему актуальным остается вопрос разработки тео- рии, методологии и, в особенности, соответству- ющих практических методик применения средств ИКТ для решения задач воспитания, адекватных целям, содержанию и методам воспитания. Школьная библиотека как компонент информа- ционно-образовательной среды современной школы выступает одним из базовых элементов воспита- тельной системы в реализации ею ценностно-ори- ентационных, морально-этических, культурно-эко- логических функций. Мы остановимся на обсуждении методологи- ческих вопросов применения ИКТ для решения задач социального воспитания учащихся в усло- виях школьной библиотеки в таких его видах, как экологическое воспитание, воспитание толерант- ности, развитие национального сознания, патрио- тизма и гражданственности, а также в области пра- вового воспитания школьника. Эффективность экологического воспитания и об- разования школьников сегодня зависит не только от объема и качества полученных учащимися зна- ний, но и от степени их применения, практической реализации в труде и общественной деятельности. Скачок в развитии ИКТ обрушил на детей лавину фактов, мало доступных для осмысления. Инфор- мированность современного школьника сочетается с бессистемностью знаний и неумением их приме- нить. В этих условиях одной из главных целей экологического образования становится системати- зация опыта ребенка, полученного из разных ин- формационных источников, или формирование эле- ментарной научной целостной картины мира [3]. При этом необходимость целенаправленного воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде сознается педагогами и норма- тивно закреплена. Однако можно выделить ряд факторов, существенно затрудняющих сегодня эту работу. Во-первых, изучение предметов школьного цикла, существенную часть содержания которых составляют экологические знания, продуктивно только в условиях использования методик, осно- ванных на междисциплинарном подходе, что для многих педагогов затруднительно. Особенно это касается методик, в которых самым активным образом используются ИКТ в виде программно- методических комплексов, сетевых образователь- ных ресурсов [5]. Во-вторых, экологическое образование в мегаполисах может быть эффективно реализовано в основном в отношении тех детей, которые мотиви- рованы, интересуются вопросами экологии, вклю- чены в экологическую деятельность, читают лите- ратуру экологической направленности, посещают специализированные кружки. На наш взгляд, про- блему дополнительной мотивации и трансформи- рования традиционных форм организации эколо- гической деятельности возможно решить на основе более широкого внедрения в практику воспитатель- ной работы средств ИКТ и ресурсов школьной библиотеки. Наконец, результат экологического воспитания зависит от того, насколько вовлечены в совместную деятельность родители, дети, учителя. Если родители рассматривают экологическое образова- ние как проблему исключительно педагогического коллектива школы, то эффективность работы бу- дет крайне низка. Информационные и коммуника- ционные технологии за счет своих уникальных дидактических свойств могут стать основой такой совместной деятельности. Одной их основных педагогических целей использования ИКТ сегодня является развитие лич- ности обучаемого, подготовка индивида к ком- фортной жизни в условиях информационного об- щества, а именно: • развитие мышления (экологически наглядно- действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического); • эстетическое воспитание, например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологий гипер- и мультимедиа; • развитие коммуникативных способностей; • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, например, при по- иске решения экологических проблем; • развитие умений осуществлять эксперимен- тально-исследовательскую деятельность. Как показывает практика, существенно повы- сить эффективность процесса формирования у де- тей экологической культуры, а также качество приобретаемой в ходе его осуществления системы экологических знаний и отношений личности по- зволяет использование форм и методов обучения с применением ИКТ [9]: • экскурсий на природу или в музеи с видео- фотокамерой; • экологических викторин, самодеятельных те- атрализованных постановок, презентаций эко- логических проектов; • сочинения рассказов, стихотворений о при- роде, создания фотоколлажей, презентаций; • составления и разгадывания загадок и крос- свордов экологического содержания; • ролевых и стратегических игр экологической направленности. 67 ИНФОРМАТИКА Можно утверждать, что многие из указанных форм и методов образовательной деятельности могут осуществляться на базе школьной библио- теки, в частности: экологические викторины; пре- зентации экологических проектов; составление под- борок и сочинение собственных рассказов и сти- хотворений о природе, представление авторских фотоколлажей и презентаций; составление и раз- гадывание загадок и кроссвордов экологического содержания; использование электронных учебно- методических комплексов по экологии во внеуроч- ное время и на дополнительных занятиях. Участие школьников в проектах экологической направленности, ресурсом для которых может слу- жить школьная библиотека, позволит успешно ре- шить следующие учебные и воспитательные задачи: • совместное познание, т. е. обучение в ко- манде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы; • приобретение коммуникативных навыков – навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежли- вость, работа с электронными сообщениями, персональная ответственность каждого члена команды), умение высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении спорных вопросов; • воспитание чувства партнерства и ответст- венности, обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха, воз- можности поверить в свои силы; • стимулирование желания помогать сверст- никам, родителям, педагогу; • формирование эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умения передать эти чувства в доступных видах творчества; • воспитание культуры выполнения правил поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; • формирование умения и потребности вос- принимать красоту природы; • привычное соблюдение нравственно-этиче- ских норм и правил поведения в окружающей среде; • навыки контроля поведения с точки зрения последствий своих действий для природы, других людей и своего нравственного и фи- зического здоровья; • формирование стремления активно участво- вать в экологической деятельности. Еще раз подчеркнем, что процесс экологиче- ского воспитания не должен ограничиваться только специализированными предметами – он должен ох- ватывать все виды образовательной деятельности в школе, в том числе внеурочную самостоятельную работу учащегося на базе школьной библиотеки. Воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданствен- ности. В послереформенной России потеря ориен- тиров, национальной идеи, низкий уровень жизни и, как следствие, отрицательное и индифферентное отношение к своей стране стало основной труд- ностью в формировании национального сознания, чувства гражданственности и патриотизма. Осо- бенно остро это «ощущается среди подростков и мо- лодежи на фоне снижения нравственных норм и ак- тивного продвижения ценностей потребительства, карьеризма, разгульного досуга» [4]. Можно отме- тить усиливающееся формальное отношение к та- кому воспитанию в образовательных учреждениях, у педагогов отсутствует уверенность и глубокое понимание значимости воспитания патриотичных и толерантных граждан. В связи с этим появилась потребность не только в теоретическом осмыслении проблем развития гражданской культуры школьников, но и в поиске и разработке новых методик гражданско-патриоти- ческого воспитания, которые создадут условия для гражданского становления и самореализации лич- ности, позволят решить важную проблему социа- лизации школьника, расширят возможности каж- дого учащегося проявить свою сознательную гра- жданскую и социальную активность. Отметим ряд существенных трудностей в реа- лизации воспитательной работы по воспитанию толерантности, развитию национального сознания, патриотизма и гражданственности [5]: • Недостаточная разработанность методических подходов к гражданско-патриотическому воспитанию, его стихийность и фрагментар- ность, не позволяющая педагогу организо- вывать ситуации воспитания толерантности и развития национального сознания доста- точно эффективно. Необходимо разработать и внедрить новые средства и методики гра- жданско-патриотического воспитания, в том числе основанные на активном использова- нии различных форм внеклассной проектной деятельности и сетевых образовательных ре- сурсов; а также четко обозначить критерии оценки их эффективности. • Оставаясь сегодня главным социализирую- щим институтом, семья на практике не формирует у ребенка толерантного отношения к представителям других национальностей, религиозных взглядов, что затрудняет вос- питательную работу педагога. • Интенсификация миграционных процессов, в результате которых города России становятся все более поликультурными, что вы- зывает трудности в организации учебно-вос- 68 А. Ю. Федосов, 2014, № 1, с. 66–71 питательного процесса. Включение детей-ми- грантов в образовательный процесс требует усиления направления воспитательной дея- тельности, связанной со становлением у млад- ших школьников и детей дошкольного воз- раста толерантности (не только националь- ной) и национальной идентичности. Гражданско-патриотическое воспитание средствами школьной библиотеки, в том числе примене- нием средств ИКТ можно представить на теорети- ческом, содержательном и деятельностном уровне. Теоретический уровень определяется социаль- ным заказом общества, потребностями личности, включает концепции и идеи, положенные в основу учебных дисциплин школы, в которых возможно решение задач по воспитанию толерантности, пат- риотизма, гражданственности, развитие националь- ного сознания. Содержательный уровень подразумевает элек- тронные образовательные ресурсы, разработанные на основе программ и методических рекоменда- ций по практической реализации содержательной части курсов, а также библиотечное обеспечение этих курсов. Деятельностный уровень включает совместную деятельность педагогов и работников школьной библиотеки в рамках учебных дисциплин и работу по воспитанию гражданских качеств средствами внеурочных занятий на базе школьной библиотеки. Можно предложить следующие методы граж- данского и патриотического воспитания, которые реализуемы в работе школьной библиотеки: • традиционные – системное информирование о фактах, событиях, явлениях патриотизма своего народа и причастности к этому моло- дого поколения; конференции патриотиче- ской тематики; изучение культурных тради- ций и этнического фольклора своего народа, активно используя для этого ИКТ, создание каталогов и летописей культуры своего на- рода; творческие проекты патриотической и общественно-полезной направленности; • на основе средств личностного формирова- ния отношения к событиям и явлениям жизни страны и людям: ■ транслирование способов бережного обращения с теми, кто живет рядом, учится, дружит, работает; ■ спонтанные виды обсуждений и дискуссий по проблемным темам. Одно из наиболее перспективных направлений использования ИКТ в деятельности школы по вос- питанию толерантности, патриотизма, гражданст- венности, развитию национального сознания школь- ников – возможность участия обучающихся в учебно- воспитательных проектах на базе интернет-ресурса гражданско-патриотической направленности. Это содействует творческой и исследовательской дея- тельности, конструированию новых гражданско-па- триотических знаний и, в конечном итоге, более эффективному решению задач гражданско-патрио- тического воспитания. Реализация таких учебно- воспитательных проектов на базе школьной биб- лиотеки – это также процесс целенаправленного руководства мотивационной, познавательной и твор- ческой деятельностью обучающихся, поскольку применение сетевых технологий и информацион- ных ресурсов в образовательных и воспитательных целях создает благоприятные условия для повы- шения мотивации познавательной и творческой активности обучающихся [8]. Формирование правовой культуры школьника в аспекте применения ИКТ на базе школьной биб- лиотеки. Современное информационное общество влияет на правосознание человека, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, форми- рует его правовую культуру. Определение поня- тию «правовая культура» дает Г. В. Назаренко: «Правовая культура – это культура отдельного человека, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения» [6]. Очевидно, что правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний, умений и навыков [9]. Отметим, что нет необходимости быть в курсе всех без исключения норм права. Для того чтобы выстраивать поведение в соответ- ствии с законом, в большинстве случаев достаточ- но понимать социальное назначение права, знать требования морали, этики, а также основные пра- ва и обязанности, устанавливаемые конституцией и другими законами [10, 11]. Однако знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения школьника лишь тогда, когда оно приобретает для него личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность действовать в соответствии с требова- ниями права. Обязательный элемент правовой куль- туры – уважительное отношение к существующим нормам, следование их требованиям. Правовая культура школьника в аспекте при- менения ИКТ является частью общей информаци- онной культуры. Понятие «правовая культура в аспекте применения ИКТ», или «информационно-пра- вовая культура», определяет такое необходимое для современного информационного общества ин- тегративное качество личности, которое харак- теризуется определенным уровнем сформирован- ности правовых и этических знаний, умений, на- выков в их реализации в процессе информацион- ной деятельности. Правовая культура в аспекте применения ИКТ выражается в наличии комплекса правовых и этических знаний, умений, навыков и рефлексивных 69 ИНФОРМАТИКА установок во взаимодействии с информационной средой. Следует особо подчеркнуть, что формиро- вание такой культуры у школьников органично вписывается в стратегию развития общества зна- ний, информационного общества, правового госу- дарства и гражданского общества в России. Определенный уровень правовой культуры не- обходим каждому выпускнику школы независимо от того, какую сферу профессиональной деятель- ности он выберет, как сложится его личная жизнь. Одну из основ правовой культуры составляют пра- вовые знания, связанные с информационной дея- тельностью. Семь составляющих правовой культуры в ас- пекте применения ИКТ: 1. Определенное информационное мировоззре- ние, представление об общих понятиях («информационное общество», «информационные ресурсы», «информационные потоки и мас- сивы», «закономерности функционирования и организации информационных потоков», «информационная этика» и др.). 2. Умение формулировать свои информацион- ные потребности и запросы и предъявлять их любой информационно-поисковой системе, как традиционной, так и автоматизирован- ной [12]. 3. Способность осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов до- кументов с помощью как традиционных, так и новых информационных технологий, в ча- стности информационно-интеллектуальных систем и сетей. 4. Навыки анализа и синтеза информации – со- ставление простого и развернутого планов, конспектирование, аннотирование и рефе- рирование, подготовка обзоров, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок к научной работе, списка ис- пользованной литературы и т. п. 5. Владение технологией информационного самообеспечения – умение использовать полу- ченные знания, найденную, приобретенную информацию в своей учебной или иной по- знавательной деятельности. 6. Представление о содержании законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и произ- водства информации и применения ИКТ, например, правовые основы оформления до- кументов, основы информационного права, информационное законодательство. 7. Определенное этическое мировоззрение, сле- дование нравственным требованиям при ис- пользовании информации и ИКТ. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовая культура школьника в аспекте применения ИКТ (информационно-правовая куль- тура) – это сложное личностное образование, мно- гоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств и состояний, интегрирующих положитель- ное отношение к работе с информацией; наличие специальных знаний о поиске, приеме, обработке, хранении и передаче информации; совокупность умений и навыков работы с источниками инфор- мации; специальные правовые и этические знания в сфере обращения и производства информации и применения ИКТ. Таким образом, сегодня существует необхо- димость формирования правовой культуры в аспекте применения ИКТ, которая является элемен- том общей культуры личности. Формирование та- кой культуры требует введения различных форм образовательной интеграции, реализации межпред- метных связей, использования разнообразных эф- фективных технологий организации учебно-воспи- тательного процесса с использованием информа- ционно-коммуникационных технологий. Отдельно стоит сказать, что в настоящее время в государственном стандарте среднего (полного) общего образования не уделяется должного вни- мания правовой охране и защите интеллектуаль- ной собственности, обеспечению информационной безопасности личности, что также сказывается на уровне правовой культуры школьников. Поэтому представляется весьма важным как создание элек- тивных курсов, посвященных правовым основам законодательства в области охраны и защиты ин- теллектуальной собственности, так и включение основ правовой культуры школьников, связанной с применением средств ИКТ, в содержание обще- образовательных дисциплин и внеурочной дея- тельности. Методические подходы к воспитанию правовой культуры школьников в аспекте применения ИКТ на базе школьной библиотеки Основные цели правового обучения и воспитания школьников – подготовка в области: • правовой и технической защиты интеллекту- альной собственности с целью обеспечения необходимого уровня знаний в данной об- ласти и норм поведения; • обеспечения личной информационной безо- пасности; • воспитания чувства уважения права интел- лектуальной собственности. Содержание правового обучения школьников должно быть направлено на формирование: • начальных знаний в области права, связан- ного с применением ИКТ; • знаний особенностей правовой защиты ин- теллектуальной собственности; 70 • знаний особенностей технической защиты интеллектуальной собственности и личной информационной безопасности; • знаний в сфере гражданских правоотноше- ний; • ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информацион- ной деятельности; • умений и навыков работы с законодатель- ными актами в данной области; • организованности, нравственности, самосто- ятельности и смелости в защите своих прав; • правовой организации информационной дея- тельности, связанной с применением информационных технологий. Возможные формы реализации такой работы: • ресурсная поддержка учебно-воспитательного процесса при изучении предметов, в которых непосредственно формируются элементы пра- вовой культуры; • информационное обеспечение реализации во- спитательных возможностей курса информатики и ИКТ, в том числе в профильном обу- чении в форме элективных курсов; • организация факультативных занятий, фор- мирующих правовую культуру школьника в аспекте применения ИКТ на основе при- менения справочно-правовых систем; • организация внеклассных мероприятий, фор- мирующих правовую культуру школьника в аспекте применения ИКТ. Организационные формы проведения занятий. На лекционных, практических занятиях с опорой на применение средств обучения на базе ИКТ и ин- формационных и коммуникационных средств под- держки воспитательного процесса [10] исполь- зуются игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковые методы обучения (в зависимости от учебного материала). В качестве форм самостоятельной работы, реали- зуемой на базе библиотеки, выступают рефераты и эссе, при подготовке которых в основном ис- пользуется поисковый метод. Таким образом, нами рассмотрены основные методологические вопросы применения ИКТ для решения задач социального воспитания учащихся в условиях школьной библиотеки в таких его ви- А. Ю. Федосов, 2014, № 1, с. 66–71 дах, как экологическое воспитание, воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности, а также в об- ласти правового воспитания школьника в аспекте применения ИКТ, что может служить элементом для новой целостной системы воспитательной ра- боты в средней школе.

Ключевые слова

школьная библиотека, информационные и коммуникационные технологии, социаль- ное воспитание, school library, information and communication technologies, social education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федосов Александр ЮрьевичРоссийский государственный социальный университетдоктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и педагогической информатикиalex_fedosov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Зуева Е. М. Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства // Проблемы соврем. образования. – 2010. – № 1. – С. 48–51.
Крупницкий Д. В. Модель школьной библиотеки и проблемы чтения старшеклассников на современном этапе развития Российского общества // Библиосфера. – 2012. – № 2. – С. 86–90.
Вахрушева В. А., Лячек А. И. Проведение практических работ на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 4. – С. 42–47.
Федосов А. Ю. Методические подходы к реализации учебно-воспитательных проектов на базе интернет- ресурса в условиях информационной среды школы // Материалы XIV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество», Санкт-Петербург, 12–14 окт. 2011 г. – СПб., 2011. – С. 278–281.
Федосов А. Ю. Применение информационно-коммуникационных средств для решения задач экологического воспитания // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 7. – С. 7–11.
Федосов А. Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса и их применение в гражданско-патриотическом воспита- нии школьников // Информатика и образование. – 2008. – № 4. – С. 102–105.
Демидов А. А. Формирование правовой и информационной культуры личности – важный фактор по- строения гражданского общества // Инновац. образоват. технологии. – 2006. – № 3. – С. 25.
Мусинов П. А., Мусинов Е. П. Нормы права и нравственности как структурные компоненты нравственно- правовой культуры // Право и образование. – 2006. – № 1. – С. 76–88.
Элиасберг Н. И. Нравственно-правовое воспитание личности в условиях «электронного государства» // Нар. образование. – 2006. – № 9. – С. 222–225.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: Диагностика, технология формирования : учеб.-метод. пособие. Ч. 2. – Кемерово, 1999. – 146 с.
 Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки | Библиосфера. 2014. № 1.

Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки | Библиосфера. 2014. № 1.