Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек» | Библиосфера. 2014. № 1.

Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек»

A new textbook on the history of librarianship«World history of libraries» by I. V. Balkova.pdf Библиотечное образование в России весьма скудно обеспечено учебной литературой по истории библио- течного дела. По истории отечественного библиотеч- ного дела мы имеем лишь учебник В. Е. Васильченко (1958 г.) и три издания учебника К. И. Абрамова (1970 г., 1980 г., 2000–2001 гг.). По истории библио- течного дела за рубежом единственным является учеб- ник О. И. Талалакиной, изданный в 1982 г. В 2002 г. вышла в свет работа Б. Ф. Володина «Всемирная ис- тория библиотек», в которой история зарубежного и отечественного библиотечного дела впервые рас- смотрена в единстве хронологической последова- тельности. Но книга Б. Ф. Володина – это моногра- фия, а не учебное пособие, хотя она и используется в учебных целях. Поэтому следует приветствовать инициативу издательства Российской государственной библиотеки «Пашков дом», в 2013 г. напечатавшего курс лекций кандидата педагогических наук Ирины Викторовны Балковой «История библиотечного дела». В своих лекциях автор опирался на широкий круг источников (труды историков, книговедов, библиотековедов и биб- лиографов), что позволило подготовить новое, ориги- нальное учебное пособие, в значительной степени дополняющее существующие учебники по истории библиотечного дела. К сожалению, И. В. Балкова не решилась после- довать примеру Б. Ф. Володина и предлагает две главы, посвященные истории отечественного и зарубежного библиотечного дела, хотя как выпускница аспиран- туры Санкт-Петербургского государственного универ- ситета культуры и искусств (СПбГУКИ), вероятно, знала, что в университете в течение многих лет пре- подается единый курс истории библиотечного дела. Первая глава лекций включает параграфы, по- священные раннефеодальным библиотекам Киевской Руси, библиотекам в России XIV–XVII вв., XVIII и XIX в., конца XIX и начала XX в. Последний пара- граф первой главы описывает состояние библиотеч- ного дела в РСФСР и представляет собой историче- ский очерк развития библиотечного дела за годы со- ветской власти. Этот материал по своему объему за- нимает треть текста первой главы. В задачи рецензии не входит пересказ содержания учебного пособия И. В. Балковой. Поэтому огра- ничимся лишь указаниями на то, что ввел автор но- вого по сравнению с предыдущими учебниками. И. В. Балкова правомерно предваряет рассказ о библиотеках Киевской Руси сведениями о распро- странении на Руси грамотности и возникновении письменности, без чего появление библиотек было бы невозможно. В ее лекциях содержится интересный материал о библиотеке Новгородской Софии, для сведения студентов сообщается, что эту библиотеку можно осмотреть и в наши дни. Также И. В. Балкова подробно останавливается на фигуре Сергия Радо- нежского и его библиотеке, книжных собраниях мос- ковских князей, судьбе Патриаршей (Синодальной) библиотеки, обстоятельно рассказывает «детективную» историю поиска библиотеки Ивана Грозного. В параграфе о библиотеках на Руси в XIV–XVII вв. выделены более мелкие подразделы: о «сбережении книг» и пополнении фондов монастырских библио- тек, книгоописании и классификации книг, технике выдачи книг в библиотеках, монастырских книгохра- нителях. Изложение исторического материала, предусмат- ривающее в каждом параграфе после общей характеристики развития библиотечной сети рассмотрение теории и практики комплектования библиотечных фондов, развития каталогизационной мысли, процесса 72 А. Н. Ванеев, 2014, № 1, с. 72–74 чтения, читателей и их обслуживания, библиотекарей и подготовки библиотечных кадров в тот период и т. д. – основное, принципиальное отличие лекций И. В. Балковой от существующих учебников по исто- рии библиотечного дела. Таким подходом достигается единое изложение истории библиотечного дела и библиотековедения, предваряется последующее изучение студентами тео- рии и практики комплектования и организации биб- лиотечных фондов, каталогизации и классификации, библиотечно-библиографического обслуживания чи- тателей и т. д. В параграфе, посвященном ХVIII в., обстоятельно рассмотрены проекты организации сети публичных, общедоступных библиотек, приводятся сведения о библиотеке Московской типографии, библиотеках учеб- ных заведений, в частности о библиотеке Академии художеств. В учебном пособии показаны пути при- обретения книг для библиотек, в том числе ранние попытки введения обязательного экземпляра, книго- обмена, межбиблиотечного абонемента (МБА), появ- ление первых печатных каталогов. В параграфе дана характеристика первых профессиональных библио- текарей: И. Д. Шумахера, Л. И. Лужкова, А. И. Бог- данова, И. Г. Бакмейстера. В параграфе об истории библиотечного дела XIX в. содержатся сведения о деятельности «Библейского общества», подробно на 16 страницах раскрыта деятель- ность Императорской Публичной библиотеки, рас- смотрены теоретические взгляды В. Г. Анастасевича, А. Н. Оленина, В. И. Собольщикова, И. А. Крылова, А. Х. Востокова, Ф. Ф. Рейса, В. В. Стасова. Следующий параграф лекций И. В. Балковой ос- вещает период конца XIX – начала XX в. Здесь зна- чительное внимание уделено библиотекам общественных организаций. При этом рассматривается не только библиотечная деятельность революционных органи- заций, как это было ранее, но и других общественных объединений, далеких от пропаганды революцион- ных идей. Раскрывается библиотечная деятельность Л. Б. Хавкиной, взгляды Н. А. Рубакина на разрабо- танную им теорию «библиотечного ядра». Значитель- ное место уделено анализу деятельности Н. А. Руба- кина по изучению «русской читающей публики». В последнем параграфе первой главы особое место занимает анализ взглядов В. И. Ленина и Н. К. Круп- ской на организацию библиотечного дела и мероприятия советской власти по их воплощению. И. В. Бал- кова призывает к выработке объективного взгляда на наследие Ленина и Крупской в области библиотеч- ного дела. Их вклад автор видит в разработке про- граммы библиотечного строительства, которая не ус- тарела и теперь. Ирина Викторовна решительно вы- ступает против попыток отдельных библиотекове- дов сначала восхвалять «великое наследие» Ленина и Крупской, а затем с неожиданной легкостью его отрицать. И. В. Балкова обращает внимание, что для зарубежного библиотековедения Ленин и Крупская – классики библиотековедения. Отмечая достижения советской власти в библио- течном деле в первое десятилетие ее существования (создание сети библиотек в Красной Армии, основание многих крупных научных и специальных биб- лиотек, организация сети центральных губернских и уездных библиотек как центров библиотечной ра- боты в регионах и др.), И. В. Балкова критически оценивает декрет «О централизации библиотечного дела в РСФСР» и руководящие инструкции Централь- ной межведомственной библиотечной комиссии. Ав- тор отмечает, что деятельность комиссии привела к значительному сокращению числа библиотек в стра- не, но не ликвидировала ведомственную разобщен- ность библиотек. И. В. Балкова обстоятельно рассматривает со- стояние библиотечного дела в годы НЭПа, анализи- рует причины резкого сокращения сети библиотек и попытки введения платного пользования библиоте- ками. Она критически оценивает результаты «биб- лиотечного похода», подчеркивая, что он нередко превращался в «показную шумиху». Заметим от себя, что нечто весьма похожее происходит сегодня при проведении «Года книги». В лекциях обстоятельно рассмотрен Орехово-Зу- евский эксперимент по созданию «библиотечного колхоза», анализируются его положительные стороны и существенные недостатки, обусловившие его провал. К сожалению, такой же развернутой аналитиче- ской характеристики не получила в книге так назы- ваемая теоретическая дискуссия по вопросам библиотековедения начала 1930-х гг., когда разгромной критике подверглись «буржуазные» библиотековеды и их «попутчики», что весьма отрицательно сказа- лось на дальнейшем развитии библиотечной теории и практики в Советском Союзе. В лекциях подробно рассказывается о централи- зации сети массовых библиотек, ее положительных сторонах и недостатках. Однако ничего не говорится о проведенном в стране упорядочении сети библио- тек и реализации планов создания единой сети мас- совых библиотек. А между тем без упорядочения сети массовых библиотек невозможно было бы соз- дать централизованные библиотечные системы (ЦБС). Трудно согласиться с мнением автора, что ЦБС не оказали сколько-нибудь существенного влияния на улучшение библиотечного обслуживания населения. В. В. Серов в монографии «Совершенствование сис- темы библиотек в развитом социалистическом обще- стве» (1981 г.) – эта работа отсутствует у И. В. Бал- ковой в списке использованной литературы – обстоя- тельно рассмотрел итоги централизации сети массо- вых библиотек и правомерно оценивает ее как новое направление в библиотечном строительстве, называя «генеральным путем» развития советских библиотек, библиотечным учреждением качественно нового типа. В его книге убедительно обосновываются преиму- щества ЦБС как крупного библиотечного учреждения. Ликвидация ЦБС в ряде регионов Российской Федерации в 1990-х гг. связана не с недостатками этой, безусловно, прогрессивной системы библио- течного обслуживания населения, а с переходом биб- лиотек на местный муниципальный бюджет. Но, к со- жалению, И. В. Балкова заканчивает изложение исто- рии библиотек описанием ситуации в конце 1980-х гг. и не рассматривает состояние библиотечного дела 73 РЕЦЕНЗИИ в 1990-е гг. Как и в предыдущих параграфах, здесь выделен подраздел, посвященный анализу развития библиотековедения за годы советской власти, уделено внимание рассмотрению цензуры в библиотечном деле, изъятию книг из библиотек, потерям библиотечных фондов в годы Великой Отечественной войны и дея- тельности Государственного фонда литературы. Рас- смотрены положительные и негативные явления в под- готовке библиотечных кадров. К сожалению, в книге отсутствует изложение ис- тории библиотечного дела в бывших республиках СССР. Проигнорирован тот факт, что до революции была Российская империя, а в СССР – многонацио- нальное государство. В результате из лекций И. В. Бал- ковой студент не получит представлений о знамени- той библиотеке Улугбека, Матенадаране – хранилище армянских рукописей, еврейском библиотечном деле в Белоруссии, научной библиотеке Тартуского уни- верситета (единственной в СССР, в структуре кото- рой была парикмахерская для сотрудников, вернее – сотрудниц), а также массе других событий, интерес- ных, познавательных и поучительных фактах исто- рии библиотечного дела. Вторая глава учебного пособия посвящена исто- рии библиотечного дела за рубежом. В ней рассмат- риваются библиотеки Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения, библиотечное дело в новой и новейшей истории. Выделен специальный параграф «Развитие библиотек в Америке», название параграфа не совсем точное, поскольку в нем речь идет не об Америке в целом, а только о США. Вторая глава учебного пособия построена в ос- новном на материалах учебника О. И. Талалакиной с добавлением сведений из «Всемирной истории биб- лиотек» и «Введения в библиотековедение» Дж. Шира и некоторых других источников. Отличие лекций И. В. Балковой от учебника О. И. Талалакиной заключается в дополнении и более широком освещении отдельных исторических событий и фактов. Так, более обстоятельно раскрыта ис- тория «Библиотеки Александрины» (Александрий- ской библиотеки), хотя ничего не сказано о ее вос- создании в 2002 г. Глава содержит ряд дополнений о библиотечном деле в Англии, Франции, Германии; библиотечных деятелях Г. В. Лейбнице, И. В. фон Гёте, А. Паницци, Ш. Р. Ранганатане и др.; подробно рассмотрена дея- тельность международного библиографического ин- ститута (1895 г.). Оригинальным является параграф, в котором собраны и систематизированы сведения из разных источников по истории библиотечного дела в США, дана характеристика выдающихся библиоте- коведов М. Дьюи и Ч. Кеттера. Если в параграфе «Библиотечное дело в новой истории» И. В. Балкова ограничилась изложением ис- тории библиотек только ведущих европейских стран, то в параграфе «Библиотечное дело в период новейшей истории» значительно расширен круг стран, библио- течное дело которых рассматривается в учебном посо- бии. Однако это в основном страны Европы. Из дру- гих стран приведены только краткие сведения о биб- лиотеках Китая и Японии. Отсутствие сведений о биб- лиотеках афро-азиатских стран и Латинской Америки во многом могла бы восполнить Библиотечная эн- циклопедия, которую Ирина Викторовна, к сожале- нию, не использовала. С нашей точки зрения, следо- вало бы познакомить студентов хотя бы с такими выдающимися деятелями мирового библиотековеде- ния, как Х. Л. Борхес, бывшим директором Нацио- нальной библиотеки Аргентины, и Д. С. Ортега – ди- ректором Колумбийской Национальной библиотеки. Второй главе лекций И. В. Балковой во многом присущ описательный стиль изложения в отличие от первой главы, в которой зачастую не только излагаются исторические факты, но и дается им оценка. В последнем параграфе второй главы появляются и по- пытки критического взгляда на деятельность зару- бежных библиотек, расширен круг использованных источников. Ценность учебного пособия И. В. Балковой за- ключается не только в сообщении новых историче- ских фактов, отсутствующих в учебниках, что обогащает историографическую базу научной истории библиотечного дела, но и в стремлении, часто весьма удачном, по-новому оценить те или иные события и явления в теории и практике библиотечного дела. Автор нередко уходит от сложившихся стереотипов и предлагает свое видение теоретических и практи- ческих проблем библиотековедения. Лекции И. В. Балковой – это не пересказ существующих учебников, а новый, оригинальный подход к изложению и осмыслению истории библиотечного дела. По собственным словам Ирины Викторовны, она поставила перед собой задачу «раскрыть суть ис- торико-библиотечных явлений, определить тенденции их развития» и, по мнению рецензента, успешно с ней справилась.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ванеев А. Н.СПбГУКИд-р пед. наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, действительный член Международной академии информатизации
Всего: 1

Ссылки

 Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек» | Библиосфера. 2014. № 1.

Новое учебное пособие по истории библиотечного дела И. В. Балковой«Всемирная история библиотек» | Библиосфера. 2014. № 1.