Футур-прогноз развития технологии библиотеки в условиях формирования новой информационно-технологической парадигмы | Библиосфера. 2014. № 2.

Футур-прогноз развития технологии библиотеки в условиях формирования новой информационно-технологической парадигмы

Рассматриваются перспективы развития информационных технологий, их усиливающееся влияние на общество, а также новые требования к разработке стратегий библиотек в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Futur-forecast of developing library technology within forming a new information-technological paradigm.pdf Новая информационно-технологическая парадигма общественного развития Н ачало третьего тысячелетия ознаменовано переходом к информационному обществу, в котором решающую роль играют все увеличивающиеся информационные потоки, а также отрасли и технологии, связанные с созданием, хранением, получением, распространением и обработкой информации. Информация и технологии становятся стратегически значимыми ресурсами, важнейшими компонентами жизнедеятельности, факторами развития общества и его социальной стратификации. Исследователи приходят к выводу о формировании так называемой кнопочной культуры и о появлении особого типа человека - «человека кликающего», для которого более привычно взаимодействовать с другими людьми посредством информационных технологий (ИТ), а не при непосредственном личном контакте [10]. Складывается новая гибкая информационно-технологическая парадигма, согласно которой информация и новые ИТ, проникая во все виды человеческой деятельности, инициируют сетевую логику изменений социальной системы [9]. В условиях новой формируемой технологической парадигмы с огромной скоростью растет темп социальных изменений, трансформируются типы общения людей, формы коммуникаций, потребности пользователей и образ их жизни. Согласно определению К. Перес, «технико-экономическая парадигма - это новое множество руководящих принципов, которые становятся общепринятыми для очередной фазы развития» [1, с. 141]. Как и при переходе к новой технико-экономической парадигме, смена информационно-технологических парадигм требует новой формы организации производства, новых навыков и умений персонала. Это изменяет качество работы, влияет на ее количество и технологию производства информационных продуктов и услуг. По справедливому замечанию В. Н. Князева, «каждый новый этап в развитии технических средств и технологии в целом выступает как способ разрешения противоречия между потребностью и, прежде всего, потребностью в увеличении производительной силы общественного труда и невозможностью ее удовлетворения прежними средствами» [4, с. 141]. Данное противоречие отчетливо прослеживается и в эволюции библиотечной технологии, основные направления развития которой связаны с постоянным совершенствованием главных технологических циклов с помощью различных технических и программных средств. Современный технологический уклад меняет привычный облик процессов и отношений в обществе, развивает маркетинг, логистику, удаленные сервисы, информационные, образовательные и прочие услуги, предоставляемые в онлайн-форме. Под воздействием научно-технического прогресса рынок информационных продуктов и услуг меняется, задаются новые правила, условия и перспективы развития всех сфер человеческой деятельности. В условиях формирования новой технологической парадигмы, связанной с развитием современных ИТ, модернизируется библиотека, подходы к ее управлению, оптимизируются технологические процессы, трансформируется архитектура зданий и др. [2, 6, 7] Библиотеки как социальные институты, с одной стороны, находятся в условиях тотальной технологической обусловленности общественного развития, что следует принимать во внимание, а с другой - интенсивность технологического развития требует целенаправленного воздействия на компоненты библиотечной технологии с учетом уровня и перспектив развития ИТ. Современные тенденции и перспективы информационно-технологического развития общества и библиотек Повсеместное распространение современных технологий и доступа к Интернету удвоили объем информации в 2011-2012 гг. По данным International Data Corporation (IDC) (http://www.idc.com), объем сгенерированных данных в 2012 г. составил 2,8 зеттабайта (Зб)[10] и прогнозируется к 2020 г. увеличение объема до 40 Зб, что превосходит прежние прогнозы на 14%. Один из основных факторов такого роста - увеличение доли автоматически генерируемых данных. Среди других важных причин отмечено значение облачных вычислений в управлении «большими данными» (Big Data): количество серверов в мире должно вырасти в 10 раз, объем данных, управляемых напрямую корпоративными центрами обработки данных (ЦОД), - в 14 раз. По оценкам IDC, к 2020 г. облачными вычислениями будет затронуто почти 40% данных [8]. Развитие средств компьютерной, коммуникационной и организационной техники, а также системного и прикладного программного обеспечения (ПО) происходит в последние годы столь же стремительно. Перечень технических устройств постоянно расширяется, предоставляя необходимую мобильность, поддерживая уровень безопасности и контроля, высокую производительность и т. д. Среди тенденций в развитии ПО выделим такие: • стандартизация отдельных компонентов программных средств и интерфейсов между ними - использовать то или иное приложение на разных аппаратных платформах и в среде разных операционных систем, а также обеспечивает взаимодействие ПО с широким кругом приложений; • интеллектуализация интерфейса пользователя, возможностей программ и программных систем; • внедрение ПО в аппаратную составляющую технических средств массового потребления (телевизоров, телефонов и т. п.) - позволяет эффективно использовать аппаратно-программные ресурсы устройств и предоставлять пользователю дружественный интерфейс для работы на компьютере. Аналитики прогнозируют дальнейшее развитие Интернета. В рамках проекта РИА Новости Digit.ru было проведено исследование и выделено пять трендов глобальной сети в ближайшем будущем [5]: 1. Скорость и объем. В обозримом будущем скорость доступа пользователей к Интернету продолжит расти. Так, по прогнозу Cisco, средняя скорость широкополосного доступа составит в мире в 2017 г. 39 Мбит/с. Для сравнения, в 2012 г. этот показатель составил около 11 Мбит/с. Вместе со скоростью будет расти объем мирового интернет-трафика, который, по прогнозу Cisco, увеличится втрое в ближайшие пять лет, превысив триллион Гигабайт в год. 2. Новые протоколы. Важной вехой в развитии Интернета станет полный перевод всей инфраструктуры глобальной сети и устройств на новый протокол IPv6 (Internet Protocol version 6 - интернет-протокол, версия 6) взамен IPv4. Причина для отказа от IPv4 - исчерпание допустимых этим протоколом IP-адресов, которые присваиваются серверам, компьютерам и мобильным устройствам пользователей, подключаемым к Интернету. В 2012 г. крупнейшие мировые IT-компании, включая Facebook, Google, Yahoo, Microsoft, начали поддерживать IPv6 в своих продуктах и сервисах. Среди российских компаний, внедривших новый протокол в свои продукты, «Яндекс», Mail.Ru Group и «ВКонтакте». Другие фундаментальные основы Интернета - протоколы TCP (англ. Transmission Control Protokol - протокол управления передачей) и HTTP (англ. Hupertext Transfer Protokol - протокол передачи гипертекста) - в ближайшем будущем также могут претерпеть серьезные изменения при активном участии компании Google, заинтересованной в повышении быстродействия Интернета как основы своих продуктов. Представленный компанией в 2009 г. протокол SPDY (англ. «speedy» специализованный протокол для передачи веб-контента) является расширением стандарта HTTP. Как показали эксперименты компании, SPDY уменьшает время загрузки страниц по сравнению с HTTP на 27-60%. 3. Интернет вещей. Концепция «Интернета вещей» (Internet of Things) предполагает подключение к глобальной сети множества разнообразных объектов реального мира для централизован-ного управления ими и сбора информации. По прог-нозу компании Ericsson к 2020 г. количество подключенных к Интернету устройств может достичь 50 млрд. 4. Интернет со смыслом. Задачи эффективного поиска, анализа и переработки информации в условиях стремительного роста ее объема подвели к зарождению концепции семантического веба (Semantic Web). Суть концепции в добавлении к информации, размещаемой в Интернете, ее структурированного описания, пригодного для автоматической обработки программами. Эта дополнительная информация содержит набор фактов об отраженных в тексте веб-страницы объектах (людях, компаниях, товарах и т. д.), а также связях между ними, в том числе и с объектами, представленных на других ресурсах. Благодаря таким семантическим связям на запрос пользователя поиско-вая система, к примеру, должна, сопоставив факты из разных источников, найти в сети информацию, даже если ключевые слова, указанные в запросе, на искомой странице не присутствуют. 5. Интернет людей. Среди часто упоминаемых предсказаний о будущем Интернета - идея превращения в узлы сети не только всевозможных объектов реального мира, но и самого человека. Технологическая основа для включения людей в сеть отчасти уже готова - это так называемые WBAN-сети (англ. wireless Body area Network, беспроводная сеть, объединяющая объекты) беспроводные сети, объединяющие устройства и датчики, закрепленные на одежде и теле человека. Предполагаемые исследователями варианты практического применения таких сетей варьируют от скоординированной навигации групп людей до мобильных социальных сетей, в которых учитывается географическое положение ее участников. Смежное направление изысканий по более тесной интеграции человека с глобальной инфокоммуникационной сетью связано с созданием принципиально новых способов человеко-машинного взаимодействия. Уже стали реальностью компьютеры, выводящие информацию на дисплей, размещенный прямо перед глазом пользователя. Наиболее известное устройство такого класса - очки-компьютер Google Glass. Среднесрочный прогноз развития технологии в библиотеке Прорывными технологиями в среднесрочной перспективе называют «облака», мобильные устройства и приложения, социальные сети и аналитики нового поколения, которые, окончательно выйдя из категории применяемых лишь своими первыми последователями, формируют новое магистральное направление в развитии не только индустрии ИТ, но и общемировой экономики в целом [3]. Кроме того, в IDC прогнозируют развитие аналитики для социальных сетей, видео, ПО, учитывающее контекст, повсеместное проникновение компьютеров, классы памяти, коммутируемые инфраструктуры и др. Данные технологии обязательно повлияют на библиотечную сферу деятельности. Социальные сети, появившиеся относительно недавно (с 1995 г. за рубежом, с 2006 г. в России), за короткий период объединили большое количество пользователей. Социальные сети сегодня посещает более чем две трети онлайновой аудитории во всем мире, это четвертая по популярности онлайновая категория [11]. Внедрение социальных сервисов влияет на различные направления информационно-библиотечной деятельности. Развивая направления с широкой аудиторией, которая представлена в социальных сетях, библиотеки уже сегодня оптимизируют свою деятельность: налаживают профессиональное общение с коллегами и взаимодействие с пользователями, организуют библиотечное обслуживание, проводят обучающие мероприятия, рекламируют ресурсы и услуги, информируют о предстоящих событиях и др. Это приближает библиотеки к пользователям, делает более релевантными в современном информационном обществе, формирует новый имидж, а также повышает социальную активность пользователей, привлекает читателей в библиотеки. Большое значение в среднесрочной и долгосрочной перспективе представляют технологии облачных вычислений (ОВ). Обеспечивая по требованию пользователя доступ к общим источникам вычислительных ресурсов в автономном, динамично масштабируемом и выверенном режиме, ОВ предлагают очевидные преимущества по скорости, оперативности, эффективности и другим параметрам. Это значимые плюсы несмотря на наличие в настоящее время некоторых обсуждаемых моментов, связанных с беспокойством по поводу безопасности хранения данных и обеспечения бесперебойного доступа к услугам. Среди основных сервисов, предоставляемых поставщиками облачных платформ в качестве услуги, назовем следующие: • Хранение данных (storage-as-a-service). • База данных (database-as-a-service). • Информация (information-as-a-service). • Процесс (process-as-a-service). • Приложение (application-as-a-service = software-as-a-service). • Платформа (platform-as-a-service). • Интеграция (integration-as-a-service). • ИТ (IT-as-a-service). • Аппаратная инфраструктура (Hardware Infrastructure-as-a-service). • Программная инфраструктура (Software Infrastructure-as-a-service). • Безопасность (security-as-a-service). • Управление (management/governance-as-a-service). • Тестирование (testing-as-a-service). • Унифицированные коммуникации (UC-as-a-service). • Коммуникации (CaaS). • Инфраструктура (infrastructure-as-a-service). • Восстановление после аварии (Disaster Recovery-as-a-service). Исследовательская компания Research and Markets в конце 2011 г. предоставила статистический отчет об использовании ОВ в академических, публичных и специальных библиотеках [12]. В документе рассматривалось использование конкретных услуг от Amazon, Google, DuraCloud, DropBox, а также более общие вопросы, касающиеся применения облачных сервисов: безопасность, общая стоимость, достоверность данных и др. В частности, результаты Research and Markets, основанные на данных 72 библиотек (в основном США, Канады, Австралии, Великобритании) показали, что 22,54% библиотек использовали платную подписку ПО как услуги ОВ, 16,9% библиотек выбирают Google Apps в качестве основного средства обработки текстов и др. Отметим, что и в России библиотеки обращаются к различным облачным технологиям для повышения эффективности работы, в основном это размещение веб-сайтов библиотек, резервное копирование цифровых коллекций, а также хранение и доступ к библиографическим данным, развитие корпоративного сотрудничества при создании библиотечно-информационных продуктов и услуг. С ростом объема данных для обеспечения их качественной обработки и передачи увеличиваются требования к серверному оборудованию и каналам связи. Бесперебойное предоставление основных сервисов как читателям, так и удаленным пользователям в режиме 24/7 (24 ч. семь дней в неделю) - это цель, которую библиотеки должны ставить и достигать с помощью облачных технологий. Учитывая тенденции развития облачных технологий и опыт библиотек по их применению, можно предположить дальнейшее их активное внедрение в библиотеках. Распространение мобильных технологий также открывает перед пользователями и библиотеками новые возможности. Переход мультимедиа и телекоммуникаций в широкополосный мобильный Интернет увеличивает популярность VVoIP (Voice and Video over Internet Protocol). С каждым годом все больше людей используют VVoIP-связь для коммуникации, приватного общения и проведения конференций. В перспективе видится более интенсивное использование мобильного широкополосного Интернета, более активное применение мобильных устройств для обеспечения интерактивных коммуникаций, качественной видео- и голосовой связи в любом месте и на любом устройстве. Интернет-телефония (Skype, Viber, Google) уже сегодня дешевле, удобнее, доступнее традиционных способов связи, а качество голоса - выше. Большое значение в библиотечно-информационном обслуживании могут иметь аналитические приложения нового поколения, построенные на основе передовой технологии ассоциативной модели данных и позволяющие прогнозировать развитие событий, в частности, для развития информационной работы в библиотеках, подготовки аналитических обзоров и другой информационно-библиографической продукции. Таким образом, в среднесрочной перспективе для библиотек можно акцентировать дальнейшее внедрение современных ИТ и отраслевых технологических решений (корпоративная каталогизация, создание сайтов и аккаунтов в соцсетях, генерация совместных ресурсов и услуг), автоматизацию ручного труда, технологических процессов, создания систем защиты информации, генерацию собственных электронных ресурсов на базе современного ПО, предоставление доступа к приобретаемым электронным ресурсам. Кроме того, очевидны следующие приоритетные задачи для библиотек: • централизация ИТ-ресурсов и сервисов по территориальному или ведомственному признаку для обеспечения более качественного обслуживания, повышения надежности и бесперебойности; • виртуализация для минимизации расходов на серверные мощности и возможности оперативно модифицировать оборудование; • внедрение технологических решений для объединения разнородных систем, используемых библиотеками; • развитие дистанционных сервисов обслуживания пользователей с учетом модернизации веб-сервисов; • создание и развитие персонализированных систем обслуживания (технологии «личного кабинета», автоматизированных систем избирательного распространения информации, автоматического оповещения по запросам пользователей и др.). Рассмотрим последнюю задачу более детально, поскольку она направлена непосредственно на повышение эффективности обслуживания пользователей, ориентирована на их ожидания и предпочтения в соответствии с меняющейся информационно-технологической парадигмой. Персонализация поисковой выдачи по географическому местоположению, языку, типу устройства, интеграции социальных сетей, истории запросов (предыдущие запросы пользователя, поведение на странице и др.) позволяет ранжировать результаты поиска с учетом личных интересов пользователей, повышая тем самым релевантность ответов и качество поиска, что особенно актуально в условиях увеличивающегося в геометрической прогрессии потока информации. Благодаря активному развитию мобильного Интернета и геолокационным сервисам пользователю уже предлагаются поисковые результаты с учетом его географического местоположения. Каждая поисковая система учитывает свой набор факторов (социальных, поведенческих, географических) и стремится создать наиболее эффективный способ, чтобы наилучшим образом ответить на вопрос пользователя. Например, Google предоставляет: возможность формировать запрос в сервисе «расширенный поиск», повышающий точность результатов; систему оповещения, позволяющую получать сообщения на адрес электронной почты при появлении новой информации по заданному запросу; «живой поиск», который автоматически показывает результаты по мере ввода запроса и др. Персонифицированный поиск информации, формируемый на основе анализа поискового поведения пользователя, постоянно совершенствующиеся поисковые инструменты (с использованием подсказок на основе предыдущих запросов и др.) повышают качество информационного поиска, точность и оперативность. Персонализированные технологии в системах автоматизации библиотек при обслуживании пользователей существенно расширят поисковые возможности подготавливаемых информационных продуктов и повысят качество предоставляемых услуг. Долгосрочный футур-прогноз В долгосрочной перспективе будущее технологическое развитие библиотек хотелось бы связать с быстро развивающимися областями - интеллектуальными и геоинформационными технологиями. Эволюция информационных технологий и систем все в большей степени определяется их интеллектуализацией. Наиболее интересными для библиотек представляются такие разновидности интеллектуальных систем, как интеллектуальные информационно-поисковые системы и экспертные системы с возможностями перехода от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения; поиска релевантных знаний и порождения объяснений; понимания и синтеза текстов и др. Примером своего рода интеллектуального поиска служит система Google Now, которая пытается угадать, что пользователю хотелось бы знать. Это возможно благодаря записи истории поиска и учету интересов пользователя. Со временем система сможет более точно ориентироваться в том, что именно пользователю желательно получить: она будет выдавать персонализированную информацию прежде, чем человек успеет об этом задуматься или сделать запрос. Компания «Яндекс» также занимается разработкой своего интеллектуального поиска (признак интеллекта поисковой системы - умение понимать пользователя). Относительно перспектив развития интеллектуальных технологий в библиотеках речь, прежде всего, о выдаче дополнительных результатов по запросу пользователя, автоматической связи документов, представленных в электронных каталогах и базах данных с другими ресурсами (экспертными системами, базами знаний, хранилищами данных, интернет-ресурсами). Кроме того, следует принимать во внимание активно развивающиеся геоинформационные технологии, предназначенные для повышения эффективности процессов управления, хранения и представления информации, обработки и поддержки принятия решений об окружающем мире. Прообразом взаимодействия геосистемы и библиотечных ресурсов можно считать проект Мировой цифровой библиотеки (http://www.wdl.org/ru), в котором предусмотрена возможность по географическому месту на карте ознакомиться с имеющимися документами. Перспектива развития видится в возможном внедрении библиотечно-информационных ресурсов в существующие и активно развивающиеся геоинформационные системы. Например, использование библиографических баз данных библиотек в системах компании «2ГИС». Электронные справочники «2Гис» помимо информации по объектам и географическим координатам предоставляют дополнительные полезные данные, например, стоимость услуг, время работы, наличие Wi-Fi, отзывы об организации, 3D-модели архитектурных достопримечательностей городов и др. В системе появляются новые информационные слои и возможности для обобщения и полноценного анализа географической информации. Представляется, что наличие информационного слоя, поддерживающего информацию из библиотечно-информационных ресурсов (полнотекстовую, библиографическую или фактографическую), об объектах существенно повысит уровень информативности системы. Так, база данных «Научная Сибирика», подготавливаемая ГПНТБ СО РАН, в которую включена информация по истории, литературе, экономике и другим региональным аспектам, позволит получить дополнительную информацию по памятникам, достопримечательностям, предприятиям, вузам и пр. (к примеру, список литературы с аннотациями по таким объектам, как Сбербанк Новосибирска, Новосибирский зоопарк, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета и др.). Таким образом, мировой опыт практической деятельности библиотек показывает, что в условиях быстро развивающихся ИТ, стратегические цели в области технологии зависят от достигнутого уровня библиотеки и во многом определяют модель развития библиотеки в долгосрочной перспективе. Однако в условиях современной информационно-технологической парадигмы управленческие решения в области информационных технологий должны опираться на результаты перспективного стратегического анализа, использование которого для формирования качественных планов способно серьезно влиять на будущую эффективность деятельности библиотек.

Ключевые слова

информационные технологии, информационно-технологическая парадигма, стратегическое прогнозирование, библиотечная технология, information technology, information technology paradigm, strategic forecasting, library technology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Редькина Наталья СтепановнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат педагогических наук, заместитель директора по развитию технологической и библиотечной работыto@spsl.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб, Л. Симкин ; пер. с англ. С. Жильцова. - СПб. : Питер, 2002. - 239 с.
Дубинина О. А. Влияние информационных технологий на библиотеку и ее архитектуру // Библиосфера. - 2012. - № 4. - С. 8-12.
Дубова Н. Новая магистраль: «большая семерка» ОС, версия 2011 // Открытые системы. - 2010. - № 10. - URL: http://www.osp.ru/os/2010/10/13006327 (дата обращения: 02.04.2014).
Князев В. Н. Человек и технология (социально-философский аспект). - Киев : Лыбидь, 1990. - 175 с.
Куксов И. Пять ключевых трендов развития интернета. - URL: http://digit.ru/internet/20130930/406129666. html (дата обращения: 02.04.2014).
Маркова В. Н. Функциональная модель библиотеки // Библиосфера. - 2013. - № 1. - С. 13-19.
Редькина Н. С., Драцкая М. Ю. Внедрение инноваций в технологические процессы научной библиотеки в условиях развивающейся веб-среды (обзор) // Библиосфера. - 2012. - № 2. - С. 33-42.
Рост объема информации - реалии цифровой вселенной // Технологии и средства связи. - 2013. - № 1. - URL: http://www.tssonline.ru/articles2/fix-corp/rost-obema- informatsii--realii-tsifrovoy-vselennoy (дата обращения: 02.04.2014).
Сурин А. Подготовка управленцев нового поколения: на пути к парадигме // Высш. образование в России. - 2006. - № 9. - С. 7-14.
Тарасенко В. В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы // Информ. общество. - 1999. - № 1. - С. 43.
Шаляпин А. Эволюция социальных сетей // Медиальманах. - 2010. - № 1. - С. 43-50.
Survey of Library Use of Cloud Computing // Research and Markets Primary Research Group. - 2011. - 76 p. - URL: http://www.researchandmarkets.com/reports/1957 704/survey_of_library_use_of_cloud_computing (дата обращения: 02.04.2014).
 Футур-прогноз развития технологии библиотеки в условиях формирования новой информационно-технологической парадигмы | Библиосфера. 2014. № 2.

Футур-прогноз развития технологии библиотеки в условиях формирования новой информационно-технологической парадигмы | Библиосфера. 2014. № 2.