Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры | Библиосфера. 2014. № 2.

Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры

Описан потенциал веб-сайта в формировании информационного пространства Центра и его корпоративной культуры.

The web site of the knowledge management system in RMIC as a means of forming information culture.pdf Иблиотечное сообщество сейчас серьезно озабочено сохранением роли библиотеки как общественного института в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий. Одним из путей достижения цели является обеспечение высокого качества информационной продукции и услуг через построение системы менеджмента качества, внедрение принципов «Всеобщего управления качеством» (Total Quality Management - TQM). Решение данной задачи требует перехода к новой системе, гармонично сочетающей механизмы рыночной конкуренции, целевые инвестиции, а также совершенствование форм организации деятельности библиотек и меры в области стандартизации, сертификации, законодательства. Некоторые библиотеки уже успешно внедрили в свою деятельность систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9001 [1]. Среди них и Государственное автономное учреждение (ГАУ) «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан» (РМБИЦ). Это уникальная многофункциональная организация, интегрирующая множество функций и процессов: библиотечно-библиографическое обслуживание и информационное обеспечение всех категорий специалистов здравоохранения Республики Татарстан, участие в подготовке и проведении коллегий Минздрава Республики Татарстан, научных конгрессов, конференций, семинаров, международных выставок, издательскую деятельность. Центр располагает богатым фондом печатных изданий (в том числе и на иностранных языках) и электронных ресурсов - 691 тыс. единиц, в основном по биомедицинской тематике. В их числе 302 наименования периодических изданий, из которых 249 - по медицине, 180 автоматизированных БД, включая и такие уникальные, как БД ежегодно обновляемого телефонного справочника «Здравоохранение Республики Татарстан». У РМБИЦ налажены широкие деловые связи в России и СНГ. Он активно работает в рамках Российской библиотечной ассоциации (РБА), консорциума «Арбикон» (г. Санкт-Петербург), Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА). Центр принадлежит к числу тех упомянутых выше учреждений, где система менеджмента качества (СМК) уже внедрена и сертифицирована. Это потребовало от его руководства кропотливой и последовательной работы, важными составляющими которой были: • разработка нормативных документов (положение о СМК в РМБИЦ, политика и миссия центра, организационно-распорядительная документация, регламентирующая полномочия ответственных должностных лиц, подразделений и отдельных сотрудников); • документирование организационной структуры управления центром (выделены процессы согласно стандарту ИСО 9001-2001, определены и назначены владельцы процессов, ответственные за их перспективное планирование, ресурсное обеспечение и эффективность); • обучение аудиторов по внутренним проверкам и персонала центра по документированию процессов СМК; • разработка базовых стандартов центра («Порядок разработки и построения положения об отделах РМБИЦ», «Правила поведения и внутреннего распорядка», «Внутренний аудит», «Правила разработки должностных инструкций и функциональных обязанностей сотрудников РМБИЦ», «Порядок документирования процессов»). Логическим завершением разработки и внедрения СМК стало решение о ее сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001-2008. Сертификацию СМК центра проводила Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» (Поволжское отделение)[11]. Следует отметить, что создание СМК не было самоцелью. Оно рассматривается нами как средство внедрения современных методов управления с целью повышения качества информационно-библиотечных продуктов и услуг. Практика убедительно подтверждает обоснованность такого взгляда. В настоящее время рабочая группа РМБИЦ готовит методические рекомендации по созданию и внедрению СМК в медицинских библиотеках России и использованию процессного подхода в управлении, которые будут стимулировать распространение накопленного центром опыта в библиотеках [2]. Многообразие задач, ситуаций и источников знаний, заложенных во внедренной СМК, потребовало решить проблему их динамического использования и регулярной актуализации. Это обусловило обращение к технологиям управления знаниями, теоретическим основам управления проектами, опыту организаций, успешно внедривших системы управления знаниями (СУЗ). Итогом явилось определение основных этапов типового проекта формирования СУЗ в библиотечно-информационных организациях (Приложение)[12]. «Система менеджмента качества ГАУ “РМБИЦ”» стала интегральным инструментом управления знаниями в процессе библиотечно-информационной деятельности в центре. Она призвана помочь сотрудникам РМБИЦ оперативно работать с документами, эффективно управлять процессами и качественно предоставлять услуги и продукты. Интерфейс СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ «РМБИЦ» представлен на рисунке. Рис. Интерфейс СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ “РМБИЦ”» Апробация СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ “РМБИЦ”» (создана с помощью Web Site X5) свидетельствует, что она позволяет получать не только корректные ответы на поступающие запросы сотрудников, но и создает определенные предпосылки для формирования корпоративной культуры центра. Сегодня веб-сайт СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ “РМБИЦ”» встроен в информационное пространство центра, основные компоненты которого - информационные ресурсы и знания (явные и неявные). Управление знаниями изначально рассматривалось как идея, заложенная в самом предназначении библиотек. Система менеджмента качества, будучи интегральным инструментом управления знаниями, обеспечивает эффективность использования информационных ресурсов и их органичное соединение с личными знаниями специалистов. В этом видится новая перспектива развития деловой и социальной культуры, системообразующим фактором которой становится человеческий фактор. Корпоративная культура сегодня - это не только эффективная деятельность организации, но и удовлетворение человека своим трудом, его самореализация [3]. В веб-сайте СУЗ «Система менеджмента качества ГАУ “РМБИЦ”» заложен серьезный потенциал для формирования корпоративной культуры центра. Литература 1. Атланов Т. А. Система менеджмента качества как стратегический инструмент повышения эффективности Приложение Основные этапы формирования СУЗ в библиотечно-информационных учреждениях

Ключевые слова

система управления знаниями, инфраструктура, система менеджмента качества, корпоративная культура, информационное пространство, библиотеки, knowledge management system, infrastructure, quality management system, corporate culture, information space, libraries

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дрешер Юлия НиколаевнаГосударственное автономное учреждение «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр»доктор педагогических наук, профессор, директорrmbic@tatar.ru
Ключенко Тамара ИвановнаКазанский государственный университет культуры и искусствдоктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатикиinfo@kazguki.ru
Олейник Ольга НиколаевнаГосударственное автономное учреждение «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр»кандидат педагогических наук, заведующий отделом WEB-узлаrmbic@tatar.ru
Всего: 3

Ссылки

Атланов Т. А. Система менеджмента качества как стратегический инструмент повышения эффективности деятельности библиотек // Внедрение системы менеджмента качества в деятельность РМБИЦ: проб­лемы, поиски, решения. - Казань, 2010. - С. 13-21.
Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И., Олейник О. Н. Управление знаниями в ГАУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр»: цель, задачи, функции, технология формирования // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 3. - С. 123-137.
Мамина Р. И., Ронзина М. Д. Корпоративная культура и ее методологическое значение для библиосферы // Библиосфера. - 2010. - № 1. - С. 3-6.
 Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры | Библиосфера. 2014. № 2.

Веб-сайт системы управления знаниями РМБИЦ как средство формирования информационной культуры | Библиосфера. 2014. № 2.