Структурные особенности массива цитированной литературы в журнале «Инновации в образовании» | Библиосфера. 2014. № 3.

Структурные особенности массива цитированной литературы в журнале «Инновации в образовании»

Рассматривается цитирование литературы в журнале «Инновации в образовании». На основании изучения видовой, языковой, хронологической содержательной структуры массива цитированной литературы (МЦЛ) выявлены особенности предметного поля «инновации в образовании».

Structural features of an array of citations in the journal «Innovations in Education».pdf Зучение цитирования получило распространение в 1960-е гг. в связи с развитием нового направления в науке - библиометрии. Цитат-индекс - один из библиометрических методов в исследованиях науки, который использует в качестве базы наблюдения ссылки в научных работах. Профессиональные коммуникации наиболее оперативно и полно представлены в научных статьях, поэтому цитирование в статьях позволяет увидеть особенности развития объекта наблюдения, получить достаточно верное представление о профессиональном сообществе и научном направлении, которому посвящен журнал. Выбор научно-теоретического журнала «Инновации в образовании» в качестве исходной базы для выявления цитирования обусловлен значимостью его тематики для современного образовательного процесса. Инновации являются одним из путей модернизации системы образования. Они связаны с изменениями в целях и содержании образования, технологии педагогического процесса, методиках и формах организации обучения и воспитания, методах управления, кадровой политики, системы профессиональной подготовки и переподготовки [1]. Журнал «Инновации в образовании» издается негосударственным учреждением «Издательство Современного гуманитарного университета» (г. Москва) с 2000 г. ежемесячно тиражом около 3 тыс. экз. Журнал включен в список ВАК, находит отражение в российском индексе научного цитирования (РИНЦ). По данным РИНЦ издание занимает 8-е место в рейтинге Science Index среди журналов тематики «Народное образование. Педагогика» [2]. Журнал содержит научные публикации, отражающие организационно-управленческие, экономические, психолого-педагогические аспекты инновационной деятельности образовательных учреждений, дискуссии по актуальным проблемам современного образования, а также обзоры новых образовательных технологий, поэтому может служить источником основной информации об инновациях [3]. Нами изучено цитирование за 2011-2012 гг. Общие показатели цитирования в журнале «Инновации в образовании» представлены в табл. 1. Цитирование - норма для авторского коллектива. Почти всегда статьи сопровождаются ссылками на литературу, в каждой статье цитируются 7-8 источников. Встречаются статьи, в которых цитируются 2-3 работы, но есть и такие, где процитировано Т а б л и ц а 1 Общие показатели цитирования в журнале Год издания Статьи МЦЛ Средняя норма цитирования 2010 128 841 8 2011 138 983 7 2012 142 1136 8 более 30 работ. Чаще всего эти статьи, сопровождаемые большим списком литературы, носят или обзорный характер, или содержат дискуссионные материалы. Структура МЦЛ по формальным признакам Анализ видовой структуры МЦЛ выявил преобладание научной литературы (около 70%), что свидетельствует о высокой научной составляющей инновационного процесса в образовании: Виды изданий Количество, % Научная, в том числе: 67,4 монографии 23,7 статьи из периодических изданий 21,6 статьи из продолжающихся изданий 9,1 доклады (тезисы докладов) 5,8 авторефераты и диссертации 7,2 Учебная 28,3 Официальная 1,9 Справочная 2,4 Всего 100 В МЦЛ 1-е место занимают статьи из периодических и продолжающихся изданий. Эти данные согласуются с аналогичными исследованиями цитирования в других отраслях. Статья продолжает оставаться общепринятым источником отражения и распространения нового знания [4, с. 30]. Цитирование материалов конференций показывает интерес педагогического сообщества к данной проблеме, его заинтересованность в оперативном внедрении инноваций в практику. Действительно, в последние годы прошли научные конференции в ряде вузов не только столичных (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова), но и периферийных (Липецкий государственный педагогический университет, Тверской и Томский государственные университеты и др.). Авторефераты диссертаций занимают 5-е место в МЦЛ, при этом у них достаточно высокий показатель. Это объясняется новизной тематики, еe актуальностью, а поэтому и «диссертабельностью». Правомерно предположить, что диссертанты в будущем станут сами активно внедрять инновационные процессы в образовании. В структуре МЦЛ установлен высокий показатель учебной литературы, которая цитируется чаще, чем монографии и статьи из журналов, что вполне согласуется с тематикой МЦЛ. Образование всегда предполагает использование учебной литературы, в данном случае еще и отражает процесс внедрения инноваций в современную образовательную среду. Наличие в МЦЛ официальных документов говорит о заинтересованности государства в качественном изменении педагогических приоритетов и подготовке с этой целью нормативных документов, которые активно цитируются. Авторы статей используют и электронные ресурсы. Средний показатель их по нашим данным пока еще незначителен, %: 2009 г. - 3,5; 2010 г. - 9,1; 2011 г. - 7,6; 2012 г. - 9,2. Однако следует отметить, что интерес к ним растет. В МЦЛ за 2012 г. обнаружены статьи, в которых цитируются только электронные документы. Появляется тенденция перемещения информационных ресурсов по педагогике в электронную среду, а педагогическое сообщество начинает эту среду осваивать. Оба направления будут развиваться и в дальнейшем. Согласно данным о языковой структуре МЦЛ преобладают ссылки на русскоязычные источники, что характеризует педагогические инновации как специфические для отечественной образовательной системы и свидетельствует об объективно существующем языковом барьере (табл. 2). Тем не менее в некоторых статьях цитируются лишь зарубежные источники. Как правило, такие статьи представляют собой обзоры зарубежной практики. Авторы, владеющие иностранными языками, активно этим пользуются, делая доступным зарубежный опыт. В журнале за 2012 г. появились ссылки на литературу на болгарском, украинском и китайском языках. Их показатель еще незначителен, однако можно надеяться, что языковой диапазон в дальнейшем будет расширяться. Оперативность включения нового знания в научный оборот, использование прошлого опыта в инновационном образовании можно увидеть, изучив хронологическую структуру МЦЛ (рисунок, с. 55). На рисунке 1 видно, что пик цитирования приходится на второй-третий год после выхода работы. Последующие шесть лет весьма близки к пику цитирования. Затем начинается медленный спад цитирования. В данном случае он длится около 15 лет, начиная с 2001-2002 гг. и заканчивая последней процитированной работой. Установлены глубокие Т а б л и ц а 2 Языковая структура МЦЛ в 2011-2012 гг., % Язык 2011 2012 Русский 84,5 91,4 Английский 10,8 5,1 Французский 3,1 0,5 Немецкий 0,6 1,0 Польский 1,0 1,5 Другие - 0,5 Всего 100 100 Хронологическая структура МЦЛ ретроспективные связи современной педагогики. Цитируется литература более чем за 100 лет, обнаружены дореволюционные работы, относящиеся к началу XX в. Широкий хронологический диапазон связан с возрождением традиций дореволюционного образования, созданием кадетских корпусов, гимназий, лицеев, православных образовательных учреждений, частных школ [5]. Две работы - 1912 и 1925 г. - посвящены методам проектов, в настоящее время относящихся к инновационным. Опыт прошлых лет, таким образом, востребован и в современном образовательном пространстве. В МЦЛ обнаружено несколько работ 20-х гг. прошлого столетия, посвященных инновационным в настоящее время методам проектов, например: У. Х. Колпатрик «Метод проектов. Применение целевой установки» (1925 г.), Е. Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе» (1926 г.). Опыт прошлых лет, таким образом, востребован и в современном образовательном пространстве. Хронологическая структура МЦЛ позволяет рассчитать старение информации. Количественный показатель старения - полупериод старения (время полужизни) равен числу лет, за которые журнал набрал 50% ссылок [6, 7]. Полупериод старения по данным 2011 г. составляет 8 лет, по данным 2012 г. - 9 лет, что свидетельствует об относительной новизне проблемы. Содержательная структура МЦЛ Изучение содержательной структуры МЦЛ выявило широкий спектр вопросов, входящих в предметное поле «инновации в образовании». Массив цитированной литературы распределился по 46 предметным рубрикам, сгруппированным в основные блоки согласно принятой в педагогической литературе дифференциации инноваций и их актуальности для образовательного поля. Данная дифференциация несколько условна, поскольку название работы не всегда в полной мере отражает ее содержание, вместе с тем она достаточно адекватно описывает современный образовательный процесс: Тематика Количество, % Общие вопросы инновационной политики 26,7 Технологические инновации 31,2 Методические инновации 15,9 Организационно-управленческие, юридические инновации 8,9 Инновации в воспитании и формировании личности 5,9 Психологические аспекты внедрения инноваций 5,9 Методы оценки результатов 5,5 Всего 100 Тематика «Общие вопросы инновационной политики» включает цели и задачи внедрения инноваций, терминологическую систему, компетентностный подход и др. Педагогическим сообществом обсуждаются цели и задачи, которые позволяет решить внедрение инноваций. Поскольку идеологией современного российского образования является компетентностный подход, то и в МЦЛ установлено преобладание работ данной тематики. Компетентностный подход в педагогике способствует профессиональной адаптации и мобильности выпускников, расширению рынка труда. Цитируются работы, посвященные компетентностно-ориентированному образованию, ключевым компетенциям, рынку труда, профессиональной мобильности, созданию компетентностной модели, формированию информационных, социально-психологических, социально-трудовых, медийных и других компетенций. Из анализа содержательной структуры МЦЛ видно, что наибольшее число ссылок (31,2%) относится к технологическим инновациям. В основном делаются ссылки на работы, посвященные информационно-компьютерным технологиям (ИКТ), причем чаще всего цитируются те, в которых речь идет о мультимедийных технологиях. Благодаря ИКТ, которые лежат в основе современных инновационных процессов в педагогике, стали возможными качественные изменения в системе образования. Компьютерные технологии позволили использовать принципиально новые средства обучения, реализовывать многие варианты проблемного обучения, внедрять различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в обучении. С ИКТ связано распространение дистанционного образования, внедрение опережающего образования, самостоятельного образования, индивидуального обучения социально незащищенных слоев населения. Достаточно часто цитируются работы, связанные с методическими инновациями, включающими новые формы, методы, средства обучения и организации, их учебно-методическое сопровождение. Выявлено цитирование литературы, посвященной активным методам обучения, например, кейс-методам (кейс-стади). Известно, что кейс-стади относится к методам синтезирования ситуаций и формирует профессиональные компетенции, самостоятельность в принятии решений, навыки использования инновационных технологий, внедряет методы проектирования и моделирования. Естественно, что изменения в методике преподавания требуют нового учебно-методического обеспечения. В содержательной структуре МЦЛ выявлены работы, посвященные учебно-методическим комплексам по отдельным дисциплинам, электронным учебникам, описанию практических занятий (проектирование, деловые игры и др.). Внедрение инновационных технологий потребовало создания новой нормативной базы. В МЦЛ тематического блока «Организационно-управленческие, юридические инновации» представлены приказы, положения, Федеральные государственные образовательные стандарты образовательных организаций разного уровня. Количественно ссылок в МЦЛ этого блока меньше, чем в предыдущих, что вполне объяснимо общим количеством нормативных документов в первичном документальном потоке. Тематика «Психологические аспекты внедрения инноваций» выделена, поскольку важный вопрос педагогических инноваций - психологическая готовность педагогов и самих обучающихся воспринимать и реализовывать инновации. О значимости данной проблематики свидетельствует наличие в журнале специально выделенной рубрики. Содержание этого тематического блока составляют работы по психологическому сопровождению инновационных процессов, развитию профессионального самосознания, мотивации внедрения инноваций, готовности к изменениям в профессиональной деятельности, формированию креативного мышления и способностей генерировать идеи, претворять их в жизнь. Педагогические инновации влияют и на воспитательный процесс. Изменились цели, задачи и методы воспитания деятельности. Диктат педагога сменяет сотрудничество, преобладание диалогов в процессе воспитания, социальное партнерство учителей и родителей. Цитирование таких работ невелико, как и само их количество. Влияние инноватики на процесс воспитания еще предстоит осмыслить педагогическому сообществу. Технологический подход к образованию предусматривает запланированный результат деятельности с заданными параметрами, что определяет необходимость и возможность разработки новых показателей качества образования. Последний блок дает представление о цитировании работ, описывающих методы оценки результатов внедрения педагогических инноваций. Он включает публикации, посвященные внедрению тренингов, дидактическому тестированию, интерактивным и другим методам контроля. Данное направление в настоящее время еще мало разработано, что объяснимо новизной тематики и, соответственно, отсутствием комплексных исследований, всесторонне изучающих и обобщающих практический опыт. В содержательной структуре МЦЛ обнаружено лишь единичное цитирование работ по социальным инновациям. Вопросы социальных инноваций (изменение системы подготовки и переподготовки будущих педагогов, совершенствование системы оценки качества преподавательской деятельности и их стимулирования) пока находятся за рамками исследований. * * * Библиометрическое изучение МЦЛ позволило сделать выводы относительно информационного поведения авторов статей и охарактеризовать предметное поле и перспективы его развития. У авторов статей высокая научная квалификация, они владеют опытом предшественников. В исследованиях используется научная и учебно-методическая литература, в основном на русском языке, за длительный хронологический период. Прослеживается интерес к электронным ресурсам. Новые информационные технологии повлияли на образовательную деятельность в целом и на ее отдельные направления. Более того, все образовательные инновации в большей или меньшей степени зависят от компьютеризации учебного процесса. Компьютеризация создала возможности для внедрения новых форм и методов в учебный процесс, сделала образование доступным для всех слоев населения, позволила использовать новые образовательные технологии. Многие современные инновации имеют глубокие ретроспективные связи и используются в современной педагогике на новой технологической базе. Дальнейшее развитие инноваций невозможно без изменения системы подготовки и переподготовки кадров, разработки методов объективной оценки, моральных и материальных форм вознаграждения. Внедрение новых технологий - это настоящее образовательного процесса. Изменение содержательной структуры МЦЛ в перспективе будет связано с использованием технологических возможностей для трансформации методики преподавания, внедрения новых видов и форм учебных занятий с акцентом на активные методы обучения и самостоятельную образовательную деятельность обучающихся. В связи с этим должны разрабатываться вопросы психологического, социального сопровождения инноваций, совершенствования нормативной базы. Дальнейшее развитие инноваций невозможно без изменения системы подготовки и переподготовки кадров, разработки методов объективной оценки, моральных и материальных форм вознаграждения. Данные о цитировании литературы позволяют совершенствовать информационно-библиографическое сопровождение инноваций. Структурные особенности МЦЛ должны найти отражение при создании хронологической, видовой, языковой, содержательной модели библиографических указателей и баз данных, определении научной и учебно-методической составляющей информационных продуктов и услуг, прогнозировании информационных потребностей и тематики запросов пользователей. Быстрая смена образовательных парадигм требует регулярности подобных исследований, которые необходимо рассматривать в рамках инновационного процесса в образовании.

Ключевые слова

библиометрия, видовая структура, языковая структура, хронологическая структура, содержательная структура, инновации, старение информации, цитирование, bibliometrics, type structure, language structure, chronological structure, theme structure, innovation, information aging, citation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сбитнева Галина ИвановнаКемеровский государственный университет культуры и искусствкандидат педагогических наук, доцент кафедры документальных коммуникацийsbitnevagalina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Педагогика: учеб. пособие / В. Сластенин [и др.] // Библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/slast/25.php (дата обращения: 04.07.13).
eLIBRARY.RU : науч. электрон. б-ка. - URL: http:// elibrary.ru/title_profile.asp?id=8731 (дата обращения: 12.12.13).
Инновации в образовании : журналы издательства СГУ. - URL: http://www.edit.muh.ru/content/mags_ innov.htm (дата обращения: 20.11.2012).
Маркусова В. И. Библиометрический показатель научных журналов // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2012. - № 6. - С. 30-33.
Петров А. Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798-1898 гг. - СПб., 1898. - 759 с.
Писляков В. В. Методы оценки научного знания по показателям цитирования // Социол. журн. - 2007. - № 1. - С. 129-140.
Мохначeва Ю. В., Харыбина Т. Н. О возрасте актуальной информации в биологии, науках об окружающей среде и экологии // Библиосфера. - 2013. - № 3. - С. 59-61.
 Структурные особенности массива цитированной литературы в журнале «Инновации в образовании» | Библиосфера. 2014. № 3.

Структурные особенности массива цитированной литературы в журнале «Инновации в образовании» | Библиосфера. 2014. № 3.