Деятельность вузовской библиотеки как фактор роста публикационной активности учебного заведения | Библиосфера. 2015. № 1.

Деятельность вузовской библиотеки как фактор роста публикационной активности учебного заведения

Обосновывается актуальность новой функции современной вузовской библиотеки, которая связана с поддержкой публикационной активности учебного заведения. Охарактеризованы основные направления реализации данной функции, приведены примеры из опыта отечественных и зарубежных вузовских библиотек.

The university library activity as a factor of publication activity growth of the institution.pdf Овременные вузовские библиотеки, как и все остальные типы библиотек, сейчас проходят в своем развитии сложный этап. Проверке подвергаются сущностные основания библиотечной деятельности, осмысляется сам феномен библиотеки и ее будущее. Настоящий период в библиотечном деле можно назвать «кризисом идентичности», главная характеристика которого - отсутствие у библиотек ясного представления о собственной роли в современном обществе. В такой период, чтобы прогнозировать стратегические направления дальнейших действий, важно тщательно оценить сильные и слабые стороны социального института. Сильные и слабые стороны вузовской библиотеки определяются спецификой ее типа. Сильной стороной следует считать то, что вузовская библиотека интегрирована в целостный организм учебного заведения, живет его проблемами и задачами. Это снижает остроту переживания кризиса идентичности, так как вуз ставит перед своей библиотекой конкретные цели и тем самым определяет стратегические направления ее работы. Принадлежность к вузу означает и более высокую степень социальной защищенности по сравнению с публичными и специальными библиотеками, поскольку наличие библиотеки в вузе - условие лицензирования и аккредитации его деятельности. В то же время сильные стороны могут стать слабостью вузовской библиотеки, если она работает «по старинке», не стремится двигаться вперед, становится так называемой заповедной страной, тихим забытым уголком в вузе. Соответственно, руководство начинает рассматривать ее наличие лишь как обязательное условие для существования вуза. Такое отношение логично оправдывает политику минимальных затрат на содержание вузовской библиотеки. Поддержка публикационной активности вуза Полноценное осознание вузовской библиотекой своей сопричастности учебному заведению ведет к принятию ею на себя новых функций, так как принадлежность к системе образования означает сегодня готовность к постоянным изменениям. Как уже отмечалось ранее, вузовским библиотекам не нужно специально ничего изобретать и выстраивать искусственные концепты своего будущего. Их направления деятельности органично связаны с современными задачами, встающими перед вузом, - главным внешним системообразующим фактором в развитии библиотеки этого типа. Вузовской библиотеке принципиально важно уяснить эти задачи как свои и интегрировать их в библиотечный функционал. В связи с вышесказанным обратимся к такому достаточно новому направлению работы, осваиваемому сегодня отечественными вузовскими библиотеками, как поддержка публикационной активности своих вузов. Уточним, что понятие «публикационная активность организации» охватывает показатели количества публикаций и индексов цитирования авторов, в трудах которых идентифицируется принадлежность этих авторов к данной организации. Индекс цитирования - это показатель авторитетности автора, измеряющийся частотой цитирования его трудов. Сегодня публикационная активность вуза является важнейшим показателем его научной репутации. Именно показатели публикационной активности в международных базах данных (БД) Web of Science и Scopus (в качестве дополнительных также привлекаются данные из Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris и GeoRef), а также в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ): • выступают критериями отбора вузов и отдельных ученых для участия в федеральных целевых программах и получения грантов от научных фондов; • влияют на получаемые вузами государственные задания в сфере научно-исследовательской деятельности; • определяют рейтинг учебных заведений в ежегодном мониторинге эффективности вузов. Публикационная активность в настоящее время - показатель действия государственной научной политики. Указом Президента от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (раздел 1, п. «г») предусматривается: «увеличение к 2015 г. доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных “Сеть науки” (Web of Science), до 2,44%» [8]. В связи с вышесказанным понятно, насколько востребован вклад вузовской библиотеки в рост публикационной активности учебного заведения. Более того, есть основание утверждать, что ряд отечественных вузовских библиотек уже рассматривают такую деятельность как свою важную функцию. Так, на сайте Российской библиотечной ассоциации (РБА) в обзоре материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в медицинских библиотеках» (23-27 октября 2012 г.) отмечается, что «… большой резонанс среди вузовских библиотек вызвало выступление М. В. Тереховой о мониторинге публикационной активности ученых вуза, в котором в качестве новой функции современной библиотеки была определена ее роль в повышении индекса цитирования ученых» [5]. В информации об Общероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета (Челябинск, 26-27 ноября 2013 г.), сообщается о специальной секции «Библиотека и публикационная активность авторов вуза» [1]. На секции, в частности, обсуждались доклады «Технологические вопросы выявления и учета публикационной активности авторов университета» и «Современные библиометрические индикаторы в науке - помощь при мониторинге публикационной активности ученых вуза». В сообщении о проведенном 25-26 июня 2014 г. заседании регионального методического совета библиотек вузов Западной Сибири «Вузовские библиотеки Западной Сибири - актуальные вопросы практической деятельности» отмечен в числе обсуждавшихся доклад И. В. Котовой «Публикационная активность университета: роль библиотеки. Первые шаги. Первые итоги. Алгоритм на завтра» [4]. Еще один пример: в материале об опыте работы библиотеки Тихоокеанского государственного медицинского университета, размещенном на сайте Дальневосточного федерального университета, сообщается, что в рамках Дня молодого ученого - 2013 внимание привлекла презентация И. Г. Косенковой «Мониторинг публикационной активности ученых вуза» [6]. Реализация функции поддержки публикационной активности Проиллюстрируем основные направления, в которых современная вузовская библиотека реализует функцию поддержки публикационной активности своего учебного заведения, примерами из опыта отечественных и зарубежных вузовских библиотек. Консультационная помощь. Сотрудники вузовских библиотек консультируют преподавателей и сотрудников вуза по вопросам использования российских и международных баз данных научного цитирования, в том числе: • по поиску публикаций авторов; • присоединению публикаций и ссылок к авторскому профилю; • идентификации организации в публикациях автора; • определению индекса цитируемости и индекса Хирша автора; • определению импакт-фактора журналов, в которых публикуется автор. Консультации оказываются при непосредственном общении, через виртуальную справочную службу и по электронной почте. Одним из примеров может служить работа сотрудников научной библиотеки им. Н. Н. Страхова Белгородского государственного национального исследовательского университета (НБ им. Н. Н. Страхова БГНИУ) (см. раздел «Консультационные услуги на сайте библиотеки http://library.bsu.edu.ru/library/scwork/publ). Информационная поддержка. Сайты ряда вузовских библиотек сегодня имеют специальные разделы, посвященные публикационной активности. В качестве примеров назовем уже упоминавшийся выше сайт НБ им. Н. Н. Страхова БГНИУ; сайты научной библиотеки Новосибирского государственного технического университета (www.nstu.ru); библиотеки Уфимского государственного нефтяного технического университета (УфГНТУ) (www. rusoil.net); научно-технической библиотеки Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (НТБ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева) (www.Kuzstu.ru). Библиотечные специалисты создают и размещают на своих сайтах аннотированные списки БД научного цитирования, методические рекомендации по работе с такими базами, словари терминов. Например, список «Международные и отечественные базы цитирования» на сайте библиотеки УфГНТУ, «Термины и определения» на сайте научной библиотеки им. Н. Н. Страхова БГНИУ, раздел «Методы повышения публикационной активности» на сайте НТБ КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева. Образовательные услуги. На базе вузовских библиотек организуются обучающие семинары и тренинги по работе с БД научного цитирования и улучшению показателей публикационной активности авторов. Активно в этом направлении действуют западные вузовские библиотеки. Остановимся для примера на обучающих семинарах, проводимых библиотеками Государственного университета Райта (США) и библиотеками Государственного университета Миссисипи (США). Объявления на сайте библиотек университета Райта сообщают о записи на семинары по таким темам, как: «Оценка публикационного портфолио преподавателей инженерного дела», «”Указатель цитирования в науке” Института научной информации»[26], «”Отчеты о цитировании журналов”[27] и Web of Science» [10]. Согласно кратким аннотациям, на семинарах вузовские библиотекари обучают методике измерения публикационной активности, объясняют понятия импакт-фактора журнала и индекса Хирша, учат поиску в БД научного цитирования. В библиотеках Государственного университета Миссисипи в сентябре - ноябре 2014 г. проводились семинары по темам: «Использование Scopus для совершенствования результатов исследований», «Исследование и написание работ: повышение вашей исследовательской продуктивности» и «Кто вас цитирует? Отслеживание эффекта ваших исследований» [9]. Библиометрическая экспертиза. Специалисты вузовских библиотек берут на себя роль экспертов и создают работы, посвященные публикационной активности своих вузов. Например, в журнале «Библиосфера» опубликована статья директора научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета С. Г. Смолиной «Анализ публикационной активности и опыт организации мониторинга Южно-Уральского государственного университета» и статья специалистов научной библиотеки Оренбургского государственного университета (ОГУ) П. А. Болдырева и Р. И. Хасанова «Публикационная активность ОГУ в зеркале Российского индекса научного цитирования» [2, 7]. Ввод информации в РИНЦ. Вузовские библиотеки берут на себя роль организатора работы по уточнению информации, исправлению ошибок и добавлению новых публикаций авторов своего учебного заведения, отсутствующих в РИНЦ, в информационно-аналитической системе SCIENCE INDEX, построенной на основе данных РИНЦ. На секции библиотек высших учебных заведений XIX конференции РБА (18-23 мая 2014 г.) в докладе «Организационно-методическая деятельность вузовской библиотеки как фактор роста публикационной активности университета» [3, с. 94] автором настоящей статьи был представлен опыт работы НБ Рязанского госуниверситета им. С. А. Есенина по этому направлению. * * * В целом деятельность по поддержке публикационной активности вуза укрепляет рабочие связи библиотек и кафедр учебного заведения, расширяет круг обращающихся в библиотеку преподавателей, способствует росту авторитета библиотеки как экспертного сообщества, повышает профессиональную квалификацию библиотечных сотрудников. Формирование у современной вузовской библиотеки новой востребованной функции ревитализирует ее важнейшую социальную функцию содействия науке и образованию. Несомненно, поддержка публикационной активности вуза в недалекой перспективе станет предметом углубленных исследований, в том числе на уровне диссертационных работ по научной специальности 05.25.03 - библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

Ключевые слова

вузовские библиотеки, публикационная активность, функции библиотек, university libraries, publication activity, library functions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Еременко Татьяна ВадимовнаРязанский государственный университет имени С. А. Есенинадоктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры культурологии, тел.: (4912) 28-45-17t.eremenko@rsu.edu.ru
Всего: 1

Ссылки

Библиотека университета в современной информационной среде : материалы конф. / Науч. б-ка ЮУрГУ. - 2013. - URL: http://lib.susu.ac.ru/Professionalnaja_ dejatelnost/Konferencii_seminary/2013_BIS/Materialy.
Болдырев П. А., Хасанов Р. И. Публикационная активность ОГУ в зеркале Российского индекса научного цитирования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). - Оренбург, 2013. - С. 2500-2503.
Всероссийский библиотечный конгресс : XIX ежегод. конф. Рос. библ. ассоц. (18-23 мая 2014 г.) : программа. - Рязань, 2014. - 224 с.
Вузовские библиотеки Западной Сибири - актуальные вопросы практической деятельности / Том. политехн. ун-т ; Науч.-техн. б-ка. - 2014. - URL: http:// www.lib.tpu.ru/event-201407161509.html.
Информационные технологии в медицинских библиотеках - 2012 : конференция / Рос. библ. ассоц. - 2012. - URL: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_ str.php?id=1471.
Ничутина С. В., Косенкова И. Г. Библиотека и вуз: грани сотрудничества (опыт библиотеки ТГМУ) / Дальневост. федер. ун-т. - URL: http://www.dvfu.ru/ documents/210702/2412897/Nichutina.pdf.
Смолина С. Г. Анализ публикационной активности и опыт организации мониторинга Южно-Уральского государственного университета // Библиосфера. - 2013. - № 2. - С. 82-86.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - М., 2012. - URL: http:// www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html.
Practical Professor Workshops / Mississippi State Univ. Libr. - 2014. - URL: http://guides.library.msstate.edu/ practical_professor.
Workshops on Demand / Wright State Univ. Libr. - 2014. - URL: http://www.libraries.wright.edu/special/ calendar/workshops_on_demand.php.
 Деятельность вузовской библиотеки как фактор роста публикационной активности учебного заведения | Библиосфера. 2015. № 1.

Деятельность вузовской библиотеки как фактор роста публикационной активности учебного заведения | Библиосфера. 2015. № 1.