«Библионочь» - Что это? | Библиосфера. 2015. № 2.

«Библионочь» - Что это?

Анализируются и критически оцениваются практика проведения «библионочей» и «библиосумерек».

«Bibilionight» - what is it?.pdf Последние годы в профессиональной библиотечной периодике и особенно в средствах массовой информации (СМИ) появились многочисленные сведения о проведении «библионочей» - ночей в библиотеке. Смысл этих акций неясен. Библиотека - учреждение, предоставляющее литературу для чтения. Но почему это надо делать в ночное время? Уникальная роль библиотеки в просветительной миссии культуры заключается в том, что только она единственная обеспечивает распространение книги и чтения в обществе. В этом предназначение и отличие библиотеки от других социальных институтов культуры. Однако практика проведения «библионочей», если опираться на сообщения СМИ, не предусматривает привлечения населения к книге и чтению, а также к пользованию библиотекой. Возникает вопрос: каковы цели таких акций? Сразу отметим, что организация и проведение «библионочей» весьма трудоемкое и затратное мероприятие. Оно требует дополнительных расходов: прежде всего на электричество, а также охрану библиотечного фонда и имущества библиотеки, усиление противопожарной безопасности и хозяйственные нужды. Кроме того, сверхурочные работы оплачиваются библиотекарям и другим сотрудникам библиотеки, в том числе охранникам, гардеробщикам, уборщицам и т. д. Если библиотека закрывается в часы, когда уже прекращает ходить общественный транспорт, оплачивается такси сотрудникам библиотеки и ее добровольным помощникам. Проведение «библионочей» базируется на труде библиотекарей и их добровольных помощников. Нередко привлекаются артисты, музыканты, диджеи и т. п. Труд этих людей также необходимо оплачивать. Это еще неполный перечень затрат при проведении «библионочи». При этом библиотека не получает никаких доходов, так как все мероприятия «библионочи» бесплатные. Очевидно, что такие расходы по силам далеко не всем библиотекам. Большинство средств на подобную акцию не имеют. Поэтому, не желая отставать от моды и также провести «библионочь», они вынуждены искать спонсоров или просить дополнительных ассигнований от местных органов власти - учредителей библиотек. Оба варианта поиска средств проблематичны, но наши библиотекари, научившиеся еще с советских времен выдавать желаемое за действительное (например, уверять, что почти половина книговыдач в массовой библиотеке - это общественно-политическая литература), нашли выход! Так, библиотека объявляет о проведении «библионочи», а фактически лишь продлевает свою работу на 1-2 часа, в 22:00-23:00 библиотекари закрывают здание на замок, сдают его на охранную сигнализацию (если таковая есть) и расходятся по домам. На этом вся «библиотечная ночь» заканчивается. Такой обман рассчитан, в первую очередь, не на читателей, которые хорошо осведомлены, что по ночам библиотека закрыта, а на учредителей. Эти люди, как правило, не всегда знают, открыта ли библиотека, объявившая о якобы проводимой «библионочи». Судя по сообщениям в СМИ, такие мифические «ночи в библиотеке» сегодня не исключение, а скорее правило. Некоторые библиотеки, осознавая, что объявлять «ночью» вечерние часы работы - явный обман, придумали иной выход, и проводят так называемые «библиотечные сумерки». Под этим словосочетанием понимается, видимо, работа библиотеки в поздние вечерние часы (до 22:00). Хотя в России, особенно зимой, сумерки наступают значительно раньше. Нередко библиотека весь день работает при электрическом освещении. Понятие «библиотечные сумерки» удобно. Оно позволяет, с одной стороны, отказаться от слова «библионочь», с другой - считать все мероприятия библиотеки (клубы, кружки, объединения и т. п.) проведенными именно в «библиотечные сумерки». Такой откровенный обман населения и учредителей затрудняет анализ содержания «библионочей», поскольку чаще всего невозможно установить, когда проходило конкретное мероприятие: действительно ночью или, что, скорее всего, в вечерние, а нередко и в дневные часы работы библиотеки. Анализ содержания «библиотечных ночей» по материалам СМИ позволяет выделить основные направления их проведения. Первое - дискотеки. Без сомнения, это привлекает молодежь, тем более что в отличие от ночных клубов дискотека в библиотеке бесплатна (иногда можно найти информацию, что вход составил «минимальную стоимость»). Процитируем показательный отзыв посетителя такого «библиотечного» мероприятия: «Было очень клево. Оттянулись по полной. Жаль, не было пива». Остается посоветовать молодому человеку приносить пиво с собой. Библиотека - не стадион, обыскивать не будут. Удивительна не естественная реакция посетителей на такие мероприятия, а то, что подобные отзывы приводят библиотекари в доказательство успешности проведения ночных акций. Некоторые библиотеки, стремясь как-то разнообразить, облагородить дискотеки, включают в танцевальные паузы примерку шляп, показ модных причесок, даже такое средневековое мракобесие, как гадание при свечах. При этом организаторами утверждается, что во время «библионочи» проводятся уроки танцев и т. п. Все это не имеет даже косвенного отношения ни к книге, ни к чтению, ни к просветительной деятельности. Непонятно также, откуда у некоторых библиотекарей убеждение, что красиво танцующий человек обязательно станет и прилежным читателем? Другое направление реальных или мифических «библиотечных ночей» связано с проведением различных массовых мероприятий. Такой вид досуга с первых лет советской власти, когда был объявлен лозунг «Книгу - в массы», всегда занимал боль-шое место в деятельности библиотек, причем не только широкого профиля, но и научных. При этом в учебниках по работе с читателями, справочных и методических пособиях всегда подчеркивалось, что в библиотеках допустимо проведение лишь таких массовых мероприятий, которые связаны с пропагандой книги и чтения и имеют своей целью привлечение нечитающей публики. Сегодня мы наблюдаем противоположную картину. Большинство массовых мероприятий «библионочей» даже отдаленно не связаны с книгой, чтением, библиотекой. Преобладают развлекательные акции, заимствованные чаще всего с российского телевидения, которое, в свою очередь, заимствует их у зарубежного. Среди новых, нетрадиционных форм массовой работы библиотек при проведении «библионочей» сейчас используют: праздник мыльных пузырей, фестиваль снежных и ледяных фигур, мастер-класс «Галстук-бабочка», кружок росписи пасхальных яиц, выставку шляп и т. д. Л. В. Самохина права, что для организации подобных акций библиотека лишь предоставляет «публичное пространство». С равным успехом такие мероприятия могут быть проведены не в библиотеке, а в другом месте [1]. Много времени на подобных «библионочах» отводится различным игровым формам организации досуга, рассчитанным на непритязательные требования любителей отдыха, а библиотекарь превращается в массовика-затейника. При работе с детьми игра имеет важное значение, так как облегчает приобщение их к книге и чтению. Применительно ко «взрослым детям» эти игровые формы превратились в простую «развлекаловку». Для участия в них не требуется даже минимальных знаний, подобный досуг никак не стимулирует желания что-нибудь почитать для расширения своего кругозора. Конечно, библиотеки организуют настоящие интеллектуальные игры, рассчитанные на определенный запас знаний, побуждающие обращение к фондам библиотек. Однако такие игры проводятся с теми, кто уже является читателями библиотеки и, разумеется, не в ночное время. Отсутствие четкого представления, что такое «библионочь», чем она отличается от «библиотечного вечера», затрудняет анализ многих форм массовой работы библиотек. Зачастую сам факт организации некоторых мероприятий вызывает сомнения, не говоря уже об условии проводить их в ночное время. Тем не менее, поскольку различные формы массовой работы связываются с реальной или мифологической «ночью», их следует также рассмотреть. Речь в частности о клубах и кружках, работающих при библиотеке. Они в большинстве своем также не имеют никакого отношения к книге и чтению, например: кружки кулинарные, кройки и шитья, плетения макраме и многие др. Уверения в том, что сварить суп или связать чулок можно лишь после рекомендации библиотекаря прочитать соответствующую литературу, еще один библиотечный миф. В СМИ подчеркивается, что «библионочи» ориентированы на молодежь и организуют ее досуг. При этом задача привлечения молодых людей к книге и чтению, а также пользованию библиотекой даже не ставится. Однако встречаются утверждения, что все 100% участников «библионочи» стали читателями библиотеки, что после «библионочей» тысячи человек записались в библиотеку [2]. Здесь явно смешаны понятия «записался в число читателей библиотеки» и «стал брать в ней книги для чтения». Тысячи новых читателей - результат регистрации (часто электронной) посетителей «библионочи», которые и не собирались становиться читателями библиотеки. Это результат хитроумной библиотечной статистики, когда к числу реальных читателей библиотеки приплюсовывается количество посетителей массовых мероприятий. Что же касается тех, кто после посещения конкретного мероприятия пожелал обратиться к литературе и стать читателем библиотеки, то, к сожалению, и об этом прекрасно знают библиотекари-практики, число таких новых читателей исчисляется чаще всего единицами. Подводя итог сказанному, констатируем: проведение «библионочей» - дополнительные, как правило, неоправданные расходы, не обусловленные просветительной миссией привлечения населения к книге, чтению, библиотеке.

Ключевые слова

«Библионочь», «библиосумерки», массовая работа библиотек, досуговая деятельность библиотек, «Biblionight», «Bibliotwilight», library mass work, leisure activity of libraries

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ванеев Анатолий НиколаевичСанкт-Петербургский государственный институт культурыдоктор педагогических наук, профессорvaneev56@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Самохина М. И. Что происходит за воротами // Библиотечное дело. - 2014. - № 15. - С. 10-14.
Матлина С. Г. И дольше «ночи» длится день… // Библиотечное дело. - 2014. - № 11. - С. 6-9.
 «Библионочь» - Что это? | Библиосфера. 2015. № 2.

«Библионочь» - Что это? | Библиосфера. 2015. № 2.