Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы) | Библиосфера. 2015. № 2.

Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы)

Раскрываются особенности этики поведения методистов библиотек, ее специфика в процессе оказания методическими службами консультативной помощи. Вводится понятие «профессиональный менталитет методистов», обосновывается его содержание, значение для развития и взаимодействия с библиотеками, создания атмосферы успеха.

Methodologists ethical behaviour is a guarantee of their professional success (the problem formulation).pdf Последние годы возросла актуальность этической проблематики. Существует множество видов этики: семейная, религиозная, православная, католическая, мусульманская, буддийская. Особое место занимает профессиональная этика. Профессиональное отношение к делу требует соблюдения ряда нравственных нормативов, а каждый участник профессиональной деятельности нуждается в определенных нравственных гарантиях при общении с коллегами и руководителями. В этой связи актуализируется роль методистов, позиционирующих себя управленцами и отвечающих за качество результатов деятельности библиотекарей. Для достижения нравственного эффекта от общения методистов и библиотекарей ведущее значение имеет этическое поведение методистов, которое мы рассматриваем как важнейший показатель профессиональной культуры методистов. Суть профессиональной культуры методистов, на наш взгляд, состоит в применении и использовании нравственных, этических правил и норм: социально-культурной справедливости, суверенности личности, профессиональной честности и служебного соответствия занимаемой должности. Профессиональная культура методистов несовместима с волокитой, бездушием, грубостью, бюрократизмом, чванством, формализмом, безответственностью и отсутствием деловых качеств. Необходимы объективная оценка деятельности каждой библиотеки и ее сотрудников, своевременное поощрение их успехов. Недопустимы: нескромность, несправедливость, злоупотребление своими обязанностями. Методические службы разрабатывают различные нормативные документы: уставы библиотек, должностные инструкции на библиотечные кадры, в которые должны закладывать нравственные требования к той или иной группе библиотекарей, выполняющих функциональные обязанности. Соблюдать административный регламент, в котором определена процедура выполнения государственного задания (услуги) на основе индикаторов качества. В этом будет заключаться профессиональная культура методистов, владеющих методикой формирования единой системы нормативно-правовых документов, являющихся основой качественного управления и этического поведения. О том, что «править должны лучшие», в ХХ в. сказал философ И. Ильин. Это один из важнейших принципов управления. По нашему мнению, это также критерий соответствия методистов своим личностно-деловым качествам и нормам морали. Особое значение имеет обоснованное служебное поведение. Чем опытнее методисты, тем лучше и глубже они овладевают этикой поведения, ее нравственной составляющей, тем сильнее их потребность анализировать свои отношения с библиотекарями. Методистам нужно задумываться, какое у них поведение, не противоречит ли оно принципам профессиональных кодексов (зарубежных и отечественных), народным традициям, обычаям и правилам. Здесь готовых ответов нет. Это трудная работа по самосовершенствованию своего взаимодействия с окружающими, в первую очередь - с коллегами, ибо мы большую часть своего времени проживаем на работе. В каждом конкретном случае будет своя линия поведения, главное, чтобы она не противоречила общепринятым нормам. Необходимо различать тактику и стратегию поведения, которые зависят от ситуаций и умений методистов гибко на них реагировать, соблюдая этические нормы поведения, опираясь на собственный опыт прежнего общения и по-новому переосмысляя сложившуюся ситуацию. Во время приема планов и отчетов библиотекари могут высказать свое несогласие с замечаниями и рекомендациями методистов, отстаивать свое мнение в некорректной форме. Реакция методистов порой неоднозначна и не всегда этична. Выход в том, чтобы осуществлять прием планов и отчетов в соответствии с общепринятыми требованиями и прийти к консенсусу, умело опираясь на этику взаимоотношений. Поведение методистов должно учитывать интересы и мнения библиотекарей, иначе ситуация может выйти из-под контроля, что чревато нежелательными последствиями: процесс приема планов или отчетов может затянуться, административный регламент будет нарушен. Рассмотрим другой пример: библиотекари не хотят участвовать в разработке целевых программ и проектов, которые им неинтересны по разным причинам. Считаем, что методисты в этом случае должны определить зрелость группы библиотекарей, отказывающихся принять участие в проектировании, их ценностные установки, потребности. Затем терпеливо, спокойно и уверенно объяснить библиотекарям их задачу, чтобы они осознали свою значимость в качестве равноправных участников проекта. Этика поведения методистов в этом случае будет состоять в оперативной поддержке профессиональных инициатив библиотекарей. Единственного правильного стиля поведения не существует, но важно, чтобы оно соответствовало общепринятым правилам в обществе. Доминировать методистам в данном случае можно, если они соблюдают этикет в общении с библиотекарями. Кроме того, этика поведения методистов будет эффективной и достигнет своей цели, если библиотекарям предоставить столько же творческой свободы, сколько имеют сами методисты. Важно учитывать предложения и пожелания работников библиотек, их возможности. При этом немаловажно, чтобы и методисты, и библиотекари отвечали за свои исполнительские обязанности. Методисты должны тонко чувствовать библиотекарей, их талант, возможности к развитию, признанию, уважению. В связи с чем мы решили выделить понятие «профессиональный менталитет методистов». Менталитет методистов библиотеки проявляется в компетентности. Они обладают особыми знаниями в области теории и практики методической деятельности, а также библиотечной работы, являются опытными специалистами по изучению деятельности библиотек, дают им оценку на основе индикаторов качества. При этом методистам важно строго соблюдать административный регламент, в котором четко прописана их деятельность по выполнению библиотеками государственной услуги (государственного задания). Профессиональный менталитет методистов еще более ярко проявляется при поиске нового, инновационного, а также в способности к рационализаторству, сотрудничеству. Суть этического поведения методистов в этом случае - прививать библиотекарям вкус к поиску, анализу собственного опыта и изучению инноваций, которые созданы другими библиотеками. При этом очень важно, чтобы методисты и библиотекари обладали здравым смыслом, не допускали излишних эмоций и оценок, когда речь идет об опыте других библиотек, реально подходили к оценке новшеств. Иными словами, методисты должны обладать практической жилкой и видеть рациональное зерно в том или ином опыте. Такое умение мы назовем даром, который является важнейшим компонентом профессионального менталитета. В сочетании с этикой поведения он позволит методистам достигнуть реальных результатов. Методисты, владеющие этикой общения с библиотекарями, способны сделать очень много. Соблюдая этическую субординацию (не прыгая через голову администрации, а при ее поддержке), вносить реальные предложения и рекомендации по улучшению деятельности библиотек. В Бурятии они не раз защищали свои программы в Народном Хурале (законодательном органе), демонстрировали профессиональные знания и деловитость по выполнению ФЗ «О библиотечном деле». Добились, чтобы на развитие библиотек сельских поселений правительство выделило 12 млн руб. Благодаря усилиям методистов Национальной библиотеки Республики Бурятии (НБ РБ) более 70% библиотек оснащены современным оборудованием и овладевают информационно-аналитическим пространством. Зачастую методисты решают личные проблемы библиотекарей: помогают получить высшее образование, выехать за рубеж с целью изучения опыта библиотек, применяющих новые технологии. Необходимо затронуть и проблему доверия библиотекарей к методистам. Доверие - субстанция нравственного значения. Профессиональное доверие, пожалуй, важнейший компонент этики поведения методистов. Всегда ли методисты доверяют библиотекарям, а библиотекари методистам? Такой вопрос мы задали в рамках дипломного проекта студентки-заочницы из Иркутской области. Результаты оказались не вполне утешительными. Одна из причин недоверия - грубость методистов при общении, чрезмерный контроль за деятельностью, невнимание к потребностям библиотекарей. В то же время библиотекари не всегда уверены в том, что методисты честно оценивают их работу, несмотря на административный регламент, а также индикаторы качества. Не доверяют методистам более 30% библиотекарей, 50% считают, что методистам не хватает профессиональных навыков и умений при оценке их работы. В свою очередь, методисты (более 25%) не доверяют библиотекарям, которые не смогли выполнить работу в соответствии с требованиями. Методисты регулярно проводят мониторинг, отслеживают динамику развития, внедрения новшеств. Иными словами, у них есть объективные данные, чтобы оценить деятельность конкретной библиотеки и проявить при этом максимальную этическую и правовую оценку, соблюдая все необходимые шаги на пути к взаимопониманию. Доверие - не только этический, но и социальный компонент. Поэтому методистам следует знать и понимать, что они с библиотекарями находятся в одном социально-этическом и профессиональном пространстве, в котором действуют мораль, нравственность, взаимопомощь. Методисты обязаны овладевать этикой поведения, чтобы достичь успеха. Культура профессионального поведения методистов всегда в центре внимания библиотекарей, администрации и органов управления, поэтому важно наладить обратную связь «библиотекари - методисты - администрация - органы власти». В этом случае этика поведения методистов не будет ниже, чем это принято в целом в обществе. И об этом методисты должны помнить всегда. Каждый методист и каждый библиотекарь должны задумываться о представлении своего «Я». Стремление выглядеть лучше, чем есть на самом деле - это не так уж плохо. Плохо, когда и тот и другой неадекватно воспринимают информацию о себе, не соблюдают этические нормы поведения, считая, что они и так «хороши», непогрешимы и безупречны. Если имеет место подобное заблуждение, методистам нужно протестировать себя и библиотекарей, соотнести полученные результаты с «Я-образом», по-настоящему взглянуть на себя, выявить черты, мешающие соблюдать этические нормы поведения обеим сторонам, эффективному общению и взаимодействию. Провести аудит на соответствие занимаемой должности. У методистов должен быть нравственный ориентир в поведении, ибо они не только оказывают методическую поддержку библиотекарям, но и своими отношениями приучают их вести себя достойно, грамотно выполнять профессиональные обязанности. Они должны сбалансировать свою индивидуальность, уметь защищаться от застоя в делах, повысить свою профессиональную пригодность. Полученная информация - ресурс для нравственного размышления, совершенствования этики поведения методистов. К месту будет напомнить слова Л. И. Леонова: «все победы начинаются с победы над собой». Методисты не должны останавливаться в своем стремлении в духовном самосовершенствовании, обязаны проводить личную этическую подготовку, применяя различные методы: социометрию, референтометрию, опросы, сравнения, этикометрические тесты. От методистов требуется знание и владение моральными методами воздействия на библиотекарей. Прежде всего - моральное убеждение. Этот метод способствует социальному усвоению коллективом библиотекарей этических знаний, формированию у них мотивов активного освоения нравственных умений. Глубокое убеждение формирует у методистов нравственные идеалы, достойное поведение. Соблюдать этику поведения должны и методисты, и библиотекари. Они должны учиться образцам этического поведения. Следующий метод - нравственные примеры. Их можно почерпнуть из книг о великих и замечательных людях России. Еще лучше, если в библиотеках есть специалисты, которым можно подражать, учиться у них, например, в рамках деловых игр, психологических тренингов. Таким образом, этика поведения методистов - система взаимосвязанных реакций (действий), осуществляемых для использования и совершенствования нравственных качеств, при соблюдении административного регламента и принципов морального кодекса библиотекарей. Этика поведения методиста напрямую связана с его профессиональным менталитетом, который отражает уровень знаний, умений и навыков, свидетельствует о культуре общения с библиотекарями. Этика поведения методистов - это не пустой звук, в ней не должно быть нарочитости, притворства, манипулирования, она должна отражать истинные намерения, располагать к настоящему сотрудничеству с библиотекарями. Профессиональный успех методистов как результат их труда также зависит от умения правильно выстроить линию поведения с библиотекарями в процессе планирования, отчетности, организации профессиональных конкурсов и образования, а также других видов деятельности. В последнее время наиболее ярко проявляется умение методистов соблюдать этические нормы поведения при осуществлении публичных акций, например: «Библионочь», «Книжный салон», «Лучший библиотекарь года», «Презентации изданий методистов» и многое другое. Сплоченность методистов и библиотекарей во время таких публичных мероприятий - показатель высокой культуры, к которой и те и другие шли вместе, соблюдая нормы морали, квалификационные требования, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Несомненно и то, что пользователи открывают своих библиотекарей с новых сторон, начинают видеть в них специалистов, владеющих новыми технологиями, нацеленных на позитивное взаи-модействие и взаимоуважение. В этом мы видим высокую профессиональную миссию специалиста ХХI в.: соблюдать все нравственные принципы и правила, которые выработало профессиональное библиотечное сообщество. Так работают методисты и библиотекари Бурятии. Несмотря на маленькую зарплату, отдаленность друг от друга (не везде действует Интернет), они стараются помогать, поддерживать и обучать пользователей библиотек. Их не так часто благодарят, не так часто награждают… Они работают и отдают весь заряд своей энергии профессии, которую любят и без которой не могут обойтись. Профессия, которая помогает им стать на время другими, более сильными и перспективными, конкурентоспособными, а значит и более успешными.

Ключевые слова

методист, этика, поведение, нравственность, доверие, профессиональная культура, профессиональный менталитет, methodologist, ethics, behaviour, morality, confidence, professional culture, professional mentality

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Авраева Юлия БорисовнаВосточно-Сибирская государственная академия культуры и искусствкандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, действительный член Международной академии информатизацииkvsgaki@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы) | Библиосфера. 2015. № 2.

Этика поведения методистов - залог их профессионального успеха (постановка проблемы) | Библиосфера. 2015. № 2.