Использование сервисов и технологий веба в библиотеках. Тенденции и перспективы | Библиосфера. 2012. № 5.

Использование сервисов и технологий веба в библиотеках. Тенденции и перспективы

Рассматриваются факторы, которые влияют на применение веб-технологий в библиотеках. Обосновывается необходимость создания модели стратегического развития технологических процессов библиотеки с учетом их конвергенции с технологиями веба.

The use of web services and technologies in libraries. Trends and prospects.pdf А наших глазах происходит динамичное развитие веб-технологий, средств вычислительной техники, постоянно совершенствуются способы коммуникаций и хранения информации. Библиотеки всех организационно-правовых форм являются теми социальными структурами, которые работают с информационными ресурсами на разных носителях, внедряя новей-шие информационные технологии (ИТ) в свою деятельность. Как справедливо отмечает Н. Е. Каленов, компьютерные технологии оказывают значительное влияние на изменение традиционной библиотечной деятельности [4]. Использование веб-технологий в библиотеках способствует активному участию в формировании нового информационного пространства. При этом происходит интеграция библиотечной среды и сети Интернет [9]. В ходе этого процесса происходит полная реорганизация взаимоотношений библиотеки и пользователей, внедряются принципиально новые формы информационного обслуживания [5, 8, 10]. Безусловно, темпы внедрения новых ИТ во всех библиотеках различны. Это может быть обусловлено рядом причин: несоответствие потребностям конкретной библиотеки, отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие четкой программы внедрения технически новых сервисов и т. д. [7]. В настоящем исследовании сделана попытка определить те факторы, которые влияют на применение веб-технологий в библиотеках, установить основные тенденции развития интернет-технологий и выявить перспективные направления их использования в библиотечной деятельности. С этой целью разработана анкета из 25 вопросов, касающихся выявления: • фактических данных (тип библиотеки, сроки использования веб-технологий, представлена ли библиотека в Интернете); • отношения респондентов к использованию интернет-технологий; • актуальности использования в библиотеках определенных сервисов (ICQ, Skype, фотои видеосервисы, RSS, e-mail, мобильные сервисы и т. д.); • конкретного использования ИТ в технологических процессах библиотеки [6]. Для анкетирования выделено 34 популярных веб-сервиса и технологии, которые активно используются или, по мнению ряда специалистов, имеют значительную перспективу к применению в библиотеках [3]. Анкетирование проводилось среди библиотек разных организационно-правовых форм. Общее число заполненных анкет – 93. Респонденты не только отвечали на вопросы, но и высказывали свое мнение, указывали степень важности каждого ответа, делали замечания, вписывали дополнительные варианты ответов. Отметим, что процентная пропорция ответов на отдельные вопросы может не укладываться в общее число 100%, поскольку многие респонденты давали более одного ответа на вопрос. Большинство респондентов составили библиотеки сети Российской академии наук (РАН) (84,8%), библиотеки вузов (12%), массовые публичные библиотеки (3,2%). Среди них используют сетевые технологии более 5 лет – 75,8% участников, от 3 до 5 лет – 12,2%, менее 3 лет – 12%. В сети Интернет библиотеки представлены в виде страниц на сайте головных организаций (66,7%), в виде самостоятельных сайтов (30,3%), сведения о библиотеке в Интернете отсутствуют (9%). Для большинства анкетируемых веб-сервисы и веб-технологии – это, прежде всего, совокупность технических и операционных средств (60,6%). Информационная и поисковая составляющая Интернета является приоритетной для 39,4% респондентов. Только 33% респондентов видят в сети возможности для комплексной организации и поддержки ресурсной базы библиотеки. Отмечалось, что сетевые технологии имеют наибольшую ценность для оптимизации и автоматизации рутинных библиотечных процессов. Опираясь на мнение И. В. Сорокина, в качестве основного блока применения технологий веба в библиотеке выделены: сайты, электронные библиотеки, онлайн каталоги, поисковые системы [9]. С этим согласны все без исключения респонденты. Более низкие оценки получили технологии Web 2.0 (мэшапы, подкасты, вики, блоги, социальные сети). Их видят актуальными для своей библиотеки 33% опрошенных. Самые низкие оценки у сервисов обслуживания в реальном времени (ICQ, Skype, e-mail, мобильные сервисы) – 18%. Хотя 9% отдельно выделяли из этого списка e-mail как активно используемый и необходимый для обслуживания сервис. Тем не менее у 39,4% респондентов электронный каталог (ЭК) библиотеки в сети не представлен. Это очень большой показатель, особенно учитывая, что 75,8% участников анкетирования используют технологии веба более 5 лет. 39,4% каталогов опрошенных представлены в Интернете как самостоятельные, и 36,4% каталогов входят в сводные сетевые каталоги организаций или регионов. Заимствуют библиографические записи из каталогов других библиотек 63,6% респондентов, не заимствуют по техническим причинам 18,2%, не заимствуют по причине отсутствия ЭК или не видят в этом необходимости 9,1%. В ходе анкетирования анализировалось использование веб-технологий применимо ко всем технологическим циклам производственной библиотечной деятельности, начиная с комплектования фондов. Большинству респондентов Интернет нужен для поиска информации и оформления заказа на издания (60,6%), оформляют подписку на электронные издания 42,4%, только 27,3% ведут работу по восполнению лакун и созданию коллекций электронных документов, 6% не используют сетевые технологии для нужд комплектования. Необходимо учитывать, что многие респонденты связаны в своей профессиональной деятельности с определенным технологическим процессом. При ответе на каждый вопрос в среднем 3% опрошенных отмечали, что они не могут дать ответ, поскольку не связаны по работе с данным технологическим этапом. Для респондентов одним из самых значимых циклов технологической деятельности библиотеки является межбиблиотечный абонемент (МБА) и электронная доставка документов (ЭДД). Технологии мобильных сервисов, предполагающие использование сотовой связи в сочетании с возможностями Интернета, могут поддержать развитие этого технологического цикла и обеспечить дистанционное оказание библиотечных услуг [1]. 81,8% опрошенных считают, что использование мобильных сервисов – закономерный этап развития МБА, соответствующий требованию времени. 21,2% не считают этот вопрос актуальным в связи с недостаточным техническим оснащением библиотек. 12,1% вполне довольны имеющимися рабочими модулями МБА и не видят необходимости в их дальнейшем усовершенствовании. В использовании существующих встроенных модулей заказа для респондентов наиболее важны: оперативность обслуживания (87,9%), возможность работы с ЭК (66,7%), учет и контроль над исполнением заказов (45,5%). Особенно удачные примеры работы таких автоматизированных систем можно наблюдать в Библиотеке по естественным наукам РАН и Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН. Они позволяют осуществлять полную диспетчеризацию заказов и контроль денежных расходов абонентов. По мнению респондентов, на развитие форм избирательного распространения информации (ИРИ), дифференцированного обслуживания руководителей (ДОР), оперативного сигнального информирования (ОСИ) в рамках информационно-библиографической работы наибольшее влияние оказывают е-mail и RSS-подписка (60,6%), подкастинг и личные кабинеты (27,3%), корпоративные ресурсы и мэшапы (15,2%). При ответе на этот вопрос самое значительное число анкетируемых призналось, что испытывают затруднение (9,1%). В информационно-массовой работе наиболее перспективными признаны: использование RRS-рассылок (60,6%); блогов, форумов, социальных сетей (48,5%); e-mail (39,4%); фото- и видеосервисов (18,2%). Респонденты считают, что веб-технологии могут принести наибольшую пользу для маркетинговой и рекламной деятельности библиотеки в сфере изучения потребностей пользователей (81,8%), для публичного лоббирования деятельности библиотеки (45,5%), для изучения рынка библиотечных услуг (42,4%). М. Е. Драцкая, 2012, Спецвыпуск, с. 23–28 Также, для того чтобы выявить особенности применение ИТ в каждом технологическом цикле библиотеки, анализировалось использование и отношение к перспективному применению 10 конкретных технологий и сервисов веба: 1. Подкасты. Их использование считают наиболее значимым в подготовке библиографических указателей и баз данных (БД) (информационно-библиографическая работа) 48,5% респондентов, в формировании электронных хранилищ (сохранность фондов) – 39,4%, в новостном сопровождении сайта (информационно-массовая работа, маркетинг и реклама) – 6%. При ответе на каждый вопрос в среднем 3% пользователей не видели смысла в применении конкретной технологии в библиотеке. 2. Цифровые коллекции. 57,6% считают обязательным их создание в своих библиотеках с целью обеспечения сохранности фондов. 18,2% не считают это необходимым. Такое же количество респондентов считают создание цифровых коллекций важным, но не связанным с сохранностью сервисом. Этот вопрос вызвал много отдельных замечаний по поводу необходимости современного технического оснащения, регламентирования отбора литературы и централизации этого технологического этапа с целью предотвращения дублирования. 3. Вики. Для управления знаниями, как и в справочно-библиографическом обслуживании, эту технологию применили бы 39,4%, в подготовке указателей и БД – 33,3% (информационно-библиографическая работа), для организации внутренней работы библиотеки и обмена служебной информацией – 24,2%. Высказывались соображения о необходимости контроля за информацией, обновляемой с помощью этой технологии, чтобы избежать субъективности и неточности данных. 4. Блок технологий: социальные сети, блоги, форумы, twitter. Большинство респондентов видят перспективу их применения в информационно-массовой работе (69,7%), в маркетинге и рекламе 60,6%, в справочно-библиографическом обслуживании 30,3%, в библиотечном обслуживании 18,2%. Были отдельные мнения об использовании этих технологий для профессионального общения и обучения пользователей информационной грамотности. Многие анкетируемые отмечали необходимость повышения квалификации сотрудников библиотеки для работы с этими сервисами. В качестве сравнения, согласно исследованию, проведенному компанией Roger в 2009 г., можно отметить, что более 90% зарубежных библиотекарей рассматривают социальные сети как необходимое средство для развития именно маркетинговых служб библиотек [2]. В нашем исследовании мы может указать на противоречивость данных по этому пункту с анализом технологического цикла «информационно-массовая работа» (см. выше). Респонденты считали самым актуальным на этом технологическом этапе использование RRS-рассылок (60,6%), но когда вопрос был слегка переформулирован, то ответили, что именно блоги и социальные сети они стали бы использовать в массовой работе в первую очередь. 5. Навигаторы сетевых ресурсов – организация справочно-поискового аппарата (СПА). 39,4% респондентов ведут работу по их созданию, 36,4% не занимаются этим по причине недостаточной кадровой обеспеченности, 15,2% не видят необходимости в этой работе, поскольку сегодня практически каждый читатель является грамотным пользователем Интернета. 6. Мэшапы. Не используются 78,8% опрошенных, 12,1% применяют их в цифровых библиотеках и электронных хранилищах (сохранность фондов), 9% – в подготовке указателей и навигаторов ресурсов (организация СПА). 7. Системы удаленного обслуживания не используются в большинстве библиотек. 48,5% поддерживают связь с читателями благодаря электронной почте, 27,3% отметили необходимость технической поддержки, 27,3% активно используют такие системы как для дистанционного обслуживания, так и для сбора статистических данных. 8. RSS-подписки считают наиболее целесообразным использовать в справочно-библиографическом обслуживании 81,8%, в рекламе библиотеки (информационно-массовая работа, маркетинг и реклама) – 51,5%, в информировании читателей об изменениях в деятельности библиотеки (библиотечное обслуживание) – 33,3%, новостное информирование (информационно-массовая работа, маркетинг и реклама) – 3%. 9. Skype и службы режима реального времени (справочно-библиографическое обслуживание). Целесообразность в применении этих сервисов в библиотеке видят 51,5%, неактуальную трату средств – 33,3%, 15,2% считают внедрение подобных сервисов дополнительной проблемой в связи с плохой технической оснащенностью и нехваткой кадров. Таким образом, фактически половина опрошенных недооценивает сервисы реального времени. 10. Редакционно-издательские системы (редакционно-издательская работа). Для большинства библиотек это самый малоиспользуемый сервис. Подавляющее число библиотек не ведут издательскую деятельность (63,6%), используют данные сервисы 21,2%, не видят необходимости в использовании этих систем 9,1%. В целом можно сказать, что подавляющее большинство анкетируемых положительно оценивают эффект от применения веб-сервисов в повседневной технологической деятельности (97%), считают веб-среду источником проблем в работе 6%, относятся к веб-среде как к фактору, осложняющему привычную деятельность 3%. Многие респонденты пришли к выводу, что основные причины затруднений во внедрении ИТ в библиотеках: комплексность проблемы, требующая стратегического подхода (63,6%); слабое снабжение техническими средствами и недостаточное финансирование (51,5%); отсутствие квалифицированного персонала (33,3%). На основе анализа анкет можно сделать ряд выводов. Факторами, которые оказывают решающее влияние на применение ИТ в библиотеках являются: · необходимость технической оптимизации библиотечных процессов; · отсутствие централизованного стратегического планирования деятельности; · кадровая проблема. Фактически всеми респондентами отмечена проблема расширения компетентности и функциональности библиотечных специалистов. Основные тенденции применения веб-технологий в библиотеках можно назвать: · использование сервисов Интернета в каждом технологическом цикле библиотеки; · оптимизация и автоматизация рутинных библиотечных процессов; · преимущественное использование сайтов, ЭК и поисковых систем; · необходимость рационального подхода к применению каждого конкретного сервиса с учетом возможностей отдельной библиотеки. Особенно остро эта проблема стоит в научных институтах с небольшим штатом сотрудников. Именно эти респонденты высказали наибольшее число критических замечаний по поводу внедрения интернет-сервисов. Перспективные направления использования сетевых технологий в библиотеках (сервисы, которые набрали более 50% положительных отзывов респондентов применимо к отдельным технологическим процессам библиотеки): сайты, электронные библиотеки, онлайн каталоги, встроенные модули заказа, поисковые системы, мобильные сервисы, е-mail, RSS-рассылки, цифровые коллекции, социальные сети, блоги, форумы, twitter. Выявлено недостаточное использование технологий Web 2.0 (мэшапы, вики, подкасты), навигаторов сетевых ресурсов, служб реального времени (ICQ, Skype), систем удаленного обслуживания, редакционно-издательских систем. В ходе исследования была составлена таблица по использованию веб-сервисов и ресурсов в технологических процессах конкретной научной библиотеки (Приложение). В качестве примера дан выборочный анализ применения пяти технологий веба в научной библиотеке Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН. Таблица использовалась для составления плана работы библиотеки на 2013 г. Таким образом, можно отметить, что анализ, проведенный в данном исследовании способствует пониманию того, какие технологические процессы библиотеки нуждаются в техническом совершенствовании, помогает распознать актуальность определенных ИТ для перспективного планирования деятельности библиотеки. Литература 1. Han S.-H. [Мобильный сервис Web 2.0 как технология конвергенции информации для применения в работе библиотек] // Joungbo kwanri younku = J. Inform. Management. – 2008. – Vol. 39, N 3. – С. 115–142. 2. Heye D. Social media: the value for librarians // Inform. Outlook. – 2010. – Vol. 14, N 3. – P. 10–11. 3. Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / под ред. Л. А. Казаченковой. – М. : ФАИР, 2007. – 528с. – (Специальный издательский проект для библиотек). 4. Каленов Н. Е. Этапы развития новых информационных технологий в академических библиотеках / Н. Е. Каленов, Е. Э. Миловидова // Информационное обеспечение науки: новые технологии. – М., 2009. – С. 169–181. 5. Майорова Е. В. Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ в работе научной библиотеки КГМУ // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : 13 Междунар. конф. и выставка «LIBCOM-2009», Ершово, Моск. обл., 16–20 нояб., 2009. – М., 2009. – URL: http://www. gpntb.ru/libcom9/disk/10.pdf (дата обращения: 23.05.12). 6. Номенклатура технологических процессов и операций ГПНТБ СО РАН / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. Н. С. Редькина. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2009. – 223 c. 7. Редькина Н. С. Стратегическое развитие информационных технологий в библиотеке. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2012. – 222 с. 8. М. Е. Драцкая, 2012, Спецвыпуск, с. 23–28 Скурихина Я. Е. Информатизация муниципальных библиотек г. Ижевска // Технологии информатизации профессиональной деятельности (в науке, образовании и промышленности) – ТИПД–2011. – Ижевск : УдГУ, 2011. – Т. 1. – С. 8–83. 9. Сорокин И. В. Эффективное применение Web-технологий в библиотеке. Подходы и результаты // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : 13 Междунар. конф. и выставка «LIBCOM-2009», Ершово, Моск. обл., 16–20 нояб., 2009. – М., 2009. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom9/disk/15.pdf (дата обращения: 23.05.12). 10. Юсупова В. Структурные изменения в справочном обслуживании // Библиотека. – 2010. – № 12. – С. 11–12. Приложение Использование веб-сервисов и ресурсов в технологических процессах научной библиотеки ИФПМ СО РАН (на примере пяти произвольно выбранных интернет-технологий) Технологический процесс Веб-сервисы и ресурсы Сайты издательств, подписных агентств, сетевых коллекторов Сетевые ресурсы открытого доступа Skype Интегрированные системы удаленного обслуживания Корпоративные ресурсы 1 2 3 4 5 6 Формирование фондов + Продолжить изучение возможностей подписки на российские электронные журналы + – Не актуально – Не актуально + Сохранность фондов – Начать работу с сайтами издательств + – Не актуально – Не актуально + Каталогизация – Не актуально + – Не актуально – Не актуально + Организация СПА – Сделать на сайте ссылку на хороший навигатор + – Не актуально – Не актуально + Библиотечное обслуживание читателей – Не актуально – Не актуально – Не актуально + Разобраться с администратором с формой заказа из ЭК. Узнать, какие преимущества даст АРМ «Читатель» + Обслуживание пользователей по МБА (ММБА) и ДД – Не актуально + – Не актуально + Разобраться с администратором с формой заказа из ЭК + Справочно-библиографическое обслуживание + + – Не актуально – Не актуально + Окончание приложения 1 2 3 4 5 6 Информационно-библиографическая работа – Не актуально + – Не актуально – Не актуально + Информационно-массовая работа – Не актуально – Подумать, как можно использовать виртуальные выставки других библиотек – Не актуально – Не актуально – Подумать, как использовать ресурсы ГПНТБ СО РАН Редакционно-издательская работа – Не актуально – Не актуально – Не актуально – Не актуально – Не актуально Маркетинг и реклама – Подумать, как использовать сайт издательства СО РАН + – Не актуально – Не актуально – Подумать, как использовать ресурсы ГПНТБ СО РАН Примечании. В графах проставлены: 1) отметки об использовании технологии (+/–); 2) целесообразность дальнейшего использования; 3) планы по применению.

Ключевые слова

библиотечная технология, веб-технологии, веб-сервисы, Интернет, library technology, web technologies, web services, Internet

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Драцкая Марина ЕвгеньевнаФедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наукзаведующий научной библиотекой Института физики прочности и материаловедения СО РАН, тел.: (3822) 28-69-40onsa@ispms.tsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Han S.-H. [Мобильный сервис Web 2.0 как технология конвергенции информации для применения в работе библиотек] // Joungbo kwanri younku = J. Inform. Management. – 2008. – Vol. 39, N 3. – С. 115–142.
Heye D. Social media: the value for librarians // Inform. Outlook. – 2010. – Vol. 14, N 3. – P. 10–11.
Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / под ред. Л. А. Казаченковой. – М. : ФАИР, 2007. – 528с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
Каленов Н. Е. Этапы развития новых информационных технологий в академических библиотеках / Н. Е. Каленов, Е. Э. Миловидова // Информационное обеспечение науки: новые технологии. – М., 2009. – С. 169–181.
Майорова Е. В. Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ в работе научной библиотеки КГМУ // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : 13 Междунар. конф. и выставка «LIBCOM-2009», Ершово, Моск. обл., 16–20 нояб., 2009. – М., 2009. – URL: http://www. gpntb.ru/libcom9/disk/10.pdf (дата обращения: 23.05.12).
Номенклатура технологических процессов и операций ГПНТБ СО РАН / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. Н. С. Редькина. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2009. – 223 c.
Редькина Н. С. Стратегическое развитие информационных технологий в библиотеке. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2012. – 222 с.
Скурихина Я. Е. Информатизация муниципальных библиотек г. Ижевска // Технологии информатизации профессиональной деятельности (в науке, образовании и промышленности) – ТИПД–2011. – Ижевск : УдГУ, 2011. – Т. 1. – С. 8–83.
Сорокин И. В. Эффективное применение Web-технологий в библиотеке. Подходы и результаты // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : 13 Междунар. конф. и выставка «LIBCOM-2009», Ершово, Моск. обл., 16–20 нояб., 2009. – М., 2009. – URL: http://www.gpntb.ru/libcom9/disk/15.pdf (дата обращения:
Юсупова В. Структурные изменения в справочном обслуживании // Библиотека. – 2010. – № 12. – С. 11–12.
 Использование сервисов и технологий веба в библиотеках. Тенденции и перспективы | Библиосфера. 2012. № 5.

Использование сервисов и технологий веба в библиотеках. Тенденции и перспективы | Библиосфера. 2012. № 5.