Визуальный ряд российских электронных библиотек: современное состояние и возможности развития (постановка вопроса) | Библиосфера. 2012. № 5.

Визуальный ряд российских электронных библиотек: современное состояние и возможности развития (постановка вопроса)

Исследованы российские электронные библиотеки (ЭБ), созданные на базе традиционных библиотек, на наличие визуального ряда, степень его развития как одного из критериев оценки ЭБ. Показано, что одной из основных трудностей при его создании является существование различных подходов к пониманию сути ЭБ, ее наполнению и структурированию ресурсов.

Visual raw of Russian electronic libraries: current state and development opportunities (the question put).pdf Лектронные библиотеки (ЭБ) прочно вошли в нашу жизнь как системы хранения и предоставления пользователям разнородных по типу и виду электронных ресурсов и библиотечно-информационных услуг через электронную среду [4]. Однако мы находимся в начале пути исследования создания и функционирования ЭБ, хотя в последнее время об ЭБ говорится и пишется достаточно много. Одна из проблем, усложняющая изучение ЭБ, – это существование различных подходов к пониманию сути самой электронной библиотеки, к ее наполнению и структурированию ресурсов. Известно, что ЭБ формируются и развиваются почти в каждой крупной библиотеке России. Это одна из приоритетных задач для традиционных библиотек любого типа. Причем каждая библиотека исходит из своих представлений об ЭБ: что и как она должна включать. Поэтому и в теории существует огромное множество определений того, что есть «электронная библиотека». Это вызывает определенные трудности при мониторинге, при сравнении различных электронных библиотек, поскольку создатели называют электронной библиотекой и любую коллекцию однородных или разнородных электронных документов, и совокупность ресурсов, и структуру из ресурсов и услуг и т. д. [1, 2]. Т. А. Калюжная, М. А. Плешакова, 2012, Спецвыпуск, с. 28–31 Аналогичная проблема возникает на практике при создании ЭБ, когда требуется обозначить: какие элементы (разделы, подразделы, рубрики и подрубрики) следует включать в библиотеку, какие ресурсы и в каком виде будут в ней использоваться. То есть нет единого критерия для структурной организации ЭБ, не существует требований для создания такого ресурса, в то время как, например, для библиотечного сайта можно назвать определенные принципы к унификации. В 2011 г. на основе мониторинга библиотечных сайтов российских научных библиотек (НБ), изучения структуры представленных ими ЭБ, практического опыта по созданию и эксплуатации ЭБ в рамках традиционной в ГПНТБ СО РАН, а также контент-анализа литературных источников была сформирована группа параметров (показателей, характеристик) для описания ЭБ. Каждый параметр включает признаки, позволяющие многоаспектно характеризовать ЭБ. Среди прочих предложен параметр «наличие визуального ряда», поскольку наши исследования показали что он имеет немаловажное значение для оценки ЭБ как поисковой системы [2]. Под визуальным рядом мы понимаем совокупность визуальных образов – значков, иконок, пиктограмм, иллюстраций. Большое исследование визуального ряда проведено М. А. Плешаковой, которая отмечала, что размещение визуального ряда помогает четко структурировать информацию, делает ее более наглядной. Это определяется и теми функциями, которые с точки зрения библиотечно-информационного подхода несет визуальный ряд: • навигационной, • информационной, • иллюстративной, • аттрактивной, • эстетической, • коммуникационной, • сигнальной, • интегрирующей, • кумулятивной, • развлекательной [3]. Как видно из данного перечня, функциональное назначение визуального ряда довольно широкое, что позволяет с его помощью решать разнообразные задачи: ориентировать пользователей в структуре библиотечных сайтов и наполнении их разделов; создавать привлекательный и понятный дизайн, разнообразить текстовую информацию посредством ее визуальной организации и т. п. Все это в совокупности делает библиотечный сайт, а значит, и ЭБ (его раздел) удобным и комфортным в использовании, сокращает время на поиск необходимых ресурсов. Поэтому наличие визуальных средств является необходимым для передачи информации через сайт в целом и ЭБ в частности. Особую важность визуальный ряд имеет, когда библиотека, обладая значительными объемами разнородных электронных ресурсов, хранящихся в традиционных и электронных фондах, а также информацией о них, ставит перед собой задачу представить всю «электронную совокупность» в пользование как можно большему числу ее посетителей, включая и читателей, и удаленных пользователей. С позиций нашего понимания понятия «визуальный ряд» было проведено исследование российских ЭБ на соответствие данному показателю[2]. Изучено 112 сайтов НБ (учреждения РАН, федеральные, национальные, областные, научно-технические библиотеки университетов). Подавляющее большинство библиотек имеют на своих сайтах полнотекстовые ресурсы. Организуют свои ресурсы в ЭБ 68 научных библиотек (60% от общего числа обследованных сайтов). Изучались только разделы сайтов с такими названиями как: «Электронная библиотека», «Цифровая библиотека», «Виртуальная библиотека», «Полнотекстовая библиотека», – хотя в действительности далеко не все представленные электронные библиотеки являются таковыми и часто даже не имеют разделов, рубрик и т. п. (15 электронных библиотек, т. е. 22%). Например, Брянская ОУНБ им. Ф. И. Тютчева, Национальная библиотека Республики Чувашия, Сибирский государственный технологический университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) и др. Поиск может быть тематический по рубрикатору, например, в ЭБ Бурятского государственного университета (http://library.bsu.ru/TextLibrary/index. html) используются следующие рубрики: Биология Бурятский язык Дифференциальные уравнения Иностранные языки Информатика История Криминология Культурология Литература Математика Медицина Музыка Педагогика Политология География Геометрия Правоведение Программирование Психология Социальная геронтология Физика Физкультура Филология Философия Химия Экономика Этнография Языкознание В электронной библиотеке ПГНИУ поиск осуществляется по алфавитному списку источников, входящих в ЭБ (рис. 1). Иными словами, это ни что иное как электронный массив или коллекции полнотекстовых документов, баз данных, интернет-ссылок и т. п. Даже те ЭБ, в которых разработана какая-то структура, чаще всего далеки от того, чтобы называться электронной библиотекой. На примере существующих в библиотечной сети ЭБ, созданных в традиционных научных библиотеках, можно констатировать, что наполнение ЭБ совершенно разное, структура, как правило, тоже очень разнится. Визуальный ряд имеют всего в 16 из 68 библиотек: Алтайский государственный университет (АГУ), Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева (рис. 2а), Вологодский государственный технический университет, ГПНТБ СО РАН, Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена (рис. 2в), Московский государственный университет (МГУ, ЭБ факультетов), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Татарстан, Оренбургская ОУНБ, РГБ, РНБ, Свердловская ОУНБ им. В. Г. Белинского, Сибирский федеральный университет, Тверская областная библиотека (рис. 2б), Тверской государственный технический университет (ТГТУ), Томская ОУНБ им. А. С. Пушкина. Следует отметить, что чаще всего визуальный ряд ограничен логотипом ЭБ (рис. 2). а б Вятская Электронная Библиотека в Рис. 2. Примеры логотипов ЭБ: а – Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева; б – Тверская областная библиотека; в – Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена В 8 библиотеках: МГУ (ЭБ факультетов), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), Оренбургская ОУНБ, РНБ, Свердловская ОУНБ им. В. Г. Белинского, Сибирский федеральный университет, Тверская областная библиотека, ТГТУ, Томская ОУНБ им. А. С. Пушкина имеются иллюстрации, отражающие тематику или типовидовой состав ресурсов, например, редкие книги, журналы, газеты (рис. 3), а также разные категории пользователей (рис. 4). В ряде ЭБ встречаются фрагментарные значки, в использовании которых нет вообще никакой системы или обоснования необходимости (рис. 5). Наконец, некоторые электронные библиотеки используют значки, относящиеся непосредственно к размещенному электронному изданию: например, характеризующие формат документа (это, в частности, иконки программ Adobe Acrobat или Microsoft Word) или его архив (общепринятые Т. А. Калюжная, М. А. Плешакова, 2012, Спецвыпуск, с. 28–31 а б Рис. 3. Примеры иллюстраций в ЭБ факультетов МГУ Ученик Учитель Эксперт Рис. 4. Значки, отображающие категории пользователей (Сибирский федеральный университет) а б в Рис. 5. Примеры фрагментарных (необоснованных) значков в ЭБ: а – АГУ; б – МГУ (ЭБ факультетов); в – ТГТУ ярлычки для обозначения архива), открытость/закрытость ресурсов (например, Национальная библиотека Республики Саха) и т. п. Таким образом, в настоящее время выявить тенденции использования не то что визуального ряда, а даже отдельных значков не представляется возможным ввиду практически полного их отсутствия. Однако, мы считаем, что в ЭБ необходимо развивать коммуникацию при помощи визуальных средств. И для этого нужно разрабатывать нормы и стандарты структурирования ресурсов ЭБ по разделам и рубрикам, а затем и принципы визуализации этих разделов. Тогда читатель, в какую бы ЭБ в сети он не попал, по визуальному образу, «на автомате» сможет находить нужный ему раздел/ ресурс и т. п. Итак, поскольку визуальный ряд в ЭБ практически отсутствует, вопрос о его разработке может стать в ближайшем будущем одной из важных задач по совершенствованию и развитию российских электронных библиотек. Конечно, это не первоочередная задача. Как уже говорилось, есть более насущные проблемы, которые требуют наискорейшего решения (например, разработка структуры ЭБ). Кроме того, существует мнение, что для читателя наиболее важно наполнение ЭБ, наличие полнотекстовых ресурсов и информации о них, а визуальный ряд не играет никакой роли или вообще может его отвлекать. Однако, с нашей точки зрения, применение визуального ряда упорядочит информацию в ЭБ, избавит ее интерфейс от избыточности текстового описания, обеспечит универсальность доступа к однотипным ресурсам и услугам ЭБ различных учреждений (пользователь ориентируется по узнаваемым пиктограммам). Кроме того, привлечение к ресурсам и услугам посредством визуализации ЭБ отвечает запросам современного читателя, который, как правило, желает быстро, наглядно и компактно получить нужную ему информацию. Поэтому мы считаем, что для большей эффективности ЭБ наличие показателя «визуальный ряд» очень важно.

Ключевые слова

визуальный ряд, электронная библиотека, научная библиотека, visual row, electronic library, scientific library

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Плешакова Мария АлександровнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наукмладший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-15-36zakaz@spsl.nsc.ru
Калюжная Татьяна АльбертовнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-15-36tanya@spsl.nsc.ru
Всего: 2

Ссылки

Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы : публикации и документы, фонды и библиотеки. – М. : «Изд-во ФАИР», 2007. – 528 с.
Калюжная Т. А., Лаврик О. Л. Подходы к разработке системы показателей для характеристики электронных библиотек // Библиосфера. – 2011. – № 3. – С. 65–71.
Плешакова М. А. Визуальный ряд сайтов научных библиотек: разработка принципов системного формирования : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 05.25.03. – Новосибирск, 2012. – 322 с.
Лаврик О. Л., Калюжная Т. А. Концепция электронной библиотеки ГПНТБ СО РАН // Вычислительные технологии. Избранные доклады (X Российская конференция с участием иностранных ученых «Распределенные информационно-вычислительные ресурсы», 6–8 окт. 2005 г., г. Новосибирск). – Новосибирск, 2006. – С. 119–127.
 Визуальный ряд российских электронных библиотек: современное состояние и возможности развития (постановка вопроса) | Библиосфера. 2012. № 5.

Визуальный ряд российских электронных библиотек: современное состояние и возможности развития (постановка вопроса) | Библиосфера. 2012. № 5.