Википедия как средство продвижения информационных ресурсов | Библиосфера. 2012. № 5.

Википедия как средство продвижения информационных ресурсов

Анализируются возможности интернет-энциклопедии «Википедия» для продвижения информационных продуктов. Исследование проведено на основе продвижения ресурса «Научные школы Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН».

Wikipedia as a means for promoting information resources.pdf Родвижение ресурсов сайта в Интернете – важная часть его развития, актуальная как для коммерческих проектов, так и для научного контента. Не являются исключением проекты отделения ГПНТБ СО РАН, нацеленные на создание комплексных информационных продуктов, отражающих развитие науки в Сибирском отделении Российской академии наук (http://www. prometeus.nsc.ru). Один из ключевых ресурсов – «Научные школы ННЦ СО РАН», появившийся в 2004 г. Его основой стали успешно реализованные проекты по созданию в 2002–2003 гг. электронных мемориаль-ных библиотек выдающихся ученых Сибири – Н. Н. Яненко и В. А. Коптюга. Практика показала, что научные ресурсы подобного типа достаточно актуальны для академической среды. Однако, несмотря на свою актуальность и высокую научную ценность, статистика визитов и просмотров ресурса «Научные школы ННЦ СО РАН» свидетельствовала о невысокой посещаемости, а следовательно, недостаточной эффективности с точки зрения затрат на его создание и продвижение. Доля ресурса в общих доступах к сайту за 2004–2012 гг., как показали наши расчеты, составила примерно 2,98%. Отсутствие полностью стабильных выверенных данных объясняется частыми колебаниями общих доступов к сайту, что вызвано техническими и иными причинами (таблица). Сравнительные данные обращений к ресурсу «Научные школы ННЦ СО РАН» и сайту отделения ГПНТБ СО РАН в целом за 2004–2012 гг. Год Количество просмотров Доля ресурса в общем просмотре страниц сайта, % сайта ресурса 2004 1 537 834 2 0 2005 2 192 965 19 976 0,91 2006 2 184 107 31 127 1,42 2007 2 126 652 74 458 3,50 2008 3 833 457 147 641 3,85 2009 4 888 518 183 358 3,75 2010 4 667 547 154 581 3,31 2011 3 805 824 121 497 3,19 2012 (на 14 окт.) 2 935 951 108 897 3,71 Одной из причин невысокой посещаемости, т. е. использования ресурса, была, по нашему мнению, некоторая его «закрытость». Было предположено, что существенно «продвинуть» ресурс можно за счет его представления как проекта в интернет-ресурсах с высокой цитируемостью. Одним из таковых является интернет-энциклопедия Википедия[3]. Этот портал лидирует по цитируемости, превосходя даже такие научные проекты, как Encyclopedia Britannica [5]. Ведущие поисковые системы (Google, Yandex и т. п.) ссылаются при пользовательских запросах в первую очередь именно на Википедию, так как она наиболее хорошо ими индексируется. Это чрезвычайно актуально для биобиблиографической информации – особенно учитывая то, что структура научных школ (представление страниц в формате html) изначально направлена на их максимальную индексируемость поисковыми системами [2]. Википедия обладает рядом достаточно интересных решений, расширяющих возможности создания страниц и наполнения их контентом. Прежде всего, это разработанная техническими специалистами проекта собственная версия HTML, используемая для написания и оформления статей. Авторы могут генерировать специальные «шапки» статей, позволяющие максимально полно описывать персоналии, организации, события и т. п. Применительно к нашей задаче, подобная html-разметка позволяет, например, заполнить такие важные поля, как: годы жизни ученого, место его рождения и смерти, гражданство, сфера научных интересов, место учебы/работы, информация о его научном руководителе, учениках самого ученого, указать полученные им награды и премии. При-чем генерация и заполнение «шапки» происходит в практически автоматическом режиме, не требующем специальных технических знаний. С. Ю. Комаров, 2012, Спецвыпуск, с. 38–40 Кроме того, еще одно достоинство подобной технологии – ее интерактивность. Это выражается в возможности представлять награды описываемого в статье человека в виде их изображений, одновременно являющихся ссылками на страницы энциклопедии, посвященные истории конкретной награды. Интерактивность предусматривает и очень широкие возможности работы с внешними изображениями. Создавая страницы, посвященные лидерам научных школ ННЦ, автор может снабдить их специальными изображениями, представляющими распределение учеников академиков В. А. Коптюга и Н. Н. Яненко по годам их учебы в виде древа научных школ. Еще одна интересная возможность Википедии для продвижения исследуемого ресурса – автоматический анализ написанной статьи и генерирование специальных категорий и шаблонов, облегчающих поиск и улучшающих индексируемость информации. Механизмы ресурса позволяют ему еще до завершения написания статьи определять, например, такую важную информацию, как нахождение ученых на постах ректоров ведущих вузов России и мира, выводя специально оформленный полный список занимавших эту должность. Определяются также научные степени и должности ученых, их награды и премии. Все это реализуется в виде шаблонов. Категории же выполняют скорее индексирующие функции, так как аккумулируют статистическую информацию, широко собираемую ботами ведущих поисковых сайтов. В то же время существуют и определенные трудности, связанные, прежде всего, с ориентированностью Википедии на западную правовую систему в целом и конкретно на законодательство в сфере авторского права. Это касается снабжения статей иллюстрациями – в том числе фотографиями ученых. При написании собственных статей автор столкнулся с удалением большинства изображений, так как они не были оформлены соответствующими юридическими тэгами. Несмотря на автоматизированную систему внесения данной информации, она остается достаточно сложной для понимания, так как все равно требует точного знания специфических названий необходимых свободных и ограниченных лицензий. Фактически, комфортное оформление статьи иллюстрациями возможно лишь при двух условиях: · собственном авторстве изображения; · его полной свободы от копирайтов и авторских прав (ввиду перехода в общественное достояние или по иным юридическим нормам и решениям). Восстановление удаленного изображения возможно лишь при максимально грамотном и юридически выверенном составлении специального письма, которое затем отправляется на отдельный адрес электронной почты и рассматривается юристами Википедии. Шаблон данного письма представлен на основных европейских и мировых языках, но описывает лишь общие моменты с самостоятельным заполнением наиболее важных полей. Кроме того, в некоторых случаях требуется предоставление письменного подтверждения от авторов изображения, что они разрешают его использование в рамках той или иной лицензии. Указанные выше трудности не умаляют ценности Википедии. Поэтому в апреле 2011 – феврале 2012 гг. в Википедию были включены статьи о В. А. Коптюге, Н. Н. Яненко, В. П. Мамаеве, Г. К. Борескове, А. В. Николаеве, В. В. Воеводском. Пример статьи – на рисунке. Страницы Википедии, посвященные лидерам научных школ и снабженные массивом ссылок как на ресурсы отделения ГПНТБ СО РАН, так и на внешнюю информацию об ученых, значительно повысили международный пользовательский интерес к ресурсу «Научные школы ННЦ СО РАН». Возросла и доля Википедии на сайтах, ссылающихся на сайт отделения ГПНТБ СО РАН. Это прослеживается в том числе по данным, отраженным в таблице (см. с. 38): стабильно падающая с 2008 г. доля ресурса «Научные школы ННЦ СО РАН» начинает возрастать в 2012 г., т. е. именно тогда, когда была завершена работа по включению статей о лидерах научных школ в Википедию. По источникам внешнего трафика сайта отделения ГПНТБ СО РАН (согласно приложению в «Яндекс.Метрика», встроенному в код страниц сайта для генерирования дополнительной статистики обращений к нему из сети Интернет), Википедия также находится на 1 месте среди ссылающихся на него сайтов, выдавая 20,9% доступов к сайту отделения ГПНТБ СО РАН по визитам (уникальным посетителям) и 16% по просмотрам (5003 и 9139 вхождения соответственно). Страница в Википедии, посвященная Н. Н. Яненко Статьи о лидерах научных школ активно переводятся сообществом Википедии на иностранные языки (английский, итальянский), что позволяет проекту выйти на международный уровень. Таким образом, очевидна значительная роль Википедии в продвижении не только ресурса «Научные школы ННЦ СО РАН», но и сайта отделения ГПНТБ СО РАН в целом.

Ключевые слова

информационный продукт, Википедия, промоутинг, information products, Wikipedia, promotion

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Комаров Сергей ЮрьевичГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наукбиблиотекарь ГПНТБ СО РАН; тел.: (383) 330-79-66skomarov87@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Павлова Л. П., Дубовенко В. А. Создание электронных информационных ресурсов в ЦНБ Новосибирского научного центра // Библиография. – 2006. – № 5. – С. 52–57.
Канн С. К. Статистика обращения пользователей к ресурсу «Научные школы Новосибирского научного центра» на сайте отделения ГПНТБ СО РАН // Восьмые Макушинские чтения : материалы науч. конф., 13–15 мая 2009 г., г. Красноярск. – Новосибирск, 2009. – С. 369–372.
Dooley P. L. Wikipedia and the two-faced professoriate // The 6th International symposium on wikis and open colloboration, 7–9 July 2010, Gdansk. – URL: http:// www.wikisym.org/ws2010/Wikipedi and the Two-Faced Professoriate (дата обращения: 28.03.2012).
Wikipedia popularity from a citation analysis point of view] // Webology. – 2009. – Vol. 6, N 5. – URL: http:// www.webology.org/2009/v6n2/editorial20.html (дата обращения: 28.03.2012).
Канн С. К. Реализация проекта «Научные школы Новосибирского научного центра» на сайте Отделения ГПНТБ СО РАН // Седьмые Макушинские чтения : материалы науч. конф., 16–17 мая 2006 г., г. Красноярск. – Новосибирск, 2006. – С. 338–340.
 Википедия как средство продвижения информационных ресурсов | Библиосфера. 2012. № 5.

Википедия как средство продвижения информационных ресурсов | Библиосфера. 2012. № 5.