Методология библиотековедения как раздел библиотековедения | Библиосфера. 2012. № 5.

Методология библиотековедения как раздел библиотековедения

Рассмотрено значение методологии библиотековедения и раскрыта ее структура.

Librarianship methodology as a branch of librarianship.pdf Момента зарождения философии в Древней Греции считалось, что главным отличием науки от различных ненаучных форм познания служит отнюдь не предмет, а методы познания, т. е. каким способом, надежным или нет, получены знания о данном предмете [1]. Поэтому серьезные науки всегда уделяли максимум внимания вопросу развития своей методологии – разделу, который занимается методами, вернее, шире, средствами познания[7]. Совершенно очевидно, что «магистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности» [2]. Что же касается методологии, то она приобрела самостоятельное значение. В нынешних социальных условиях и под ее влиянием складывается профессиональная методология как одна из областей современной технологии (технологии мыслительной работы). Каждая наука, в том числе и библиотековедение, имеет свой особый объект и предмет. Поэтому неизбежно возникает потребность в создании системы принципов и исследовательских средств, которые могут способствовать адекватному изучению научного объекта и предмета. Вот почему необходимо развивать особую область знания (методологию), в которой будет систематизироваться информация о принципах, исследовательских методах, других средствах познания и возможностях их использования. Методология разрабатывается представителями той науки, которую она обслуживает. Первоначально методология занималась только проблемой методов науки. Но постепенно познавательных средств, которыми методология вынуждена была также заниматься, становилось больше. Это терминология методологии и методики исследования, методологические принципы и подходы, различные регулятивы, технические средства, исследовательская аппаратура и др. В настоящее время методология каждой конкретной науки изучает субъект исследования, т. е. место и роль человеческого фактора в познавательном процессе. Такой подход следует признать верным, ибо, чем большим количеством разных инструментов познания располагает наша наука, тем больше возможностей вести разнообразные и разнонаправленные исследования она получает. Методология библиотековедения, будучи учением о методах и других средствах познания, применяемых в библиотечных исследованиях, должна существовать для библиотековедения, являться его необходимой частью. Обозначим главные составляющие методологии библиотековедения, которые входят в ее арсенал: 1. Терминология терминологии – термин, категория, понятие, определение, дефиниция, сущность, понятие и др., а также, особенно, терминология методологии, которые настолько важны, что без их знания исследование вообще не может состояться (это – объект исследования, предмет исследования, проблема, гипотеза, цель, концепция и др., которые с полным основанием можно также назвать инструментами, орудиями познания). 2. Методологические принципы – стратегические конструкты познания, содержащие осознанные общие положения, знания-выводы. В них выражаются определенные требования к исследованию той или иной предметной области библиотечной теории или практики, ее конкретной проблемы. Эти требования становятся для библиотековеда-библиографа нормативными установками, руководством к действию, правилами, которых он должен придерживаться. Они базируются непосредственно на субъективных основаниях, ибо взяты, как заметил И. Кант, «не из природы объекта, а из интереса разума в отношении некоторого возможного совершенства познания этого объекта» [3, с. 567]. Методологический принцип в библиотековедении представляет собой стратегическое направление исследовательской деятельности, опирающееся на знание объективных закономерностей библиотечной отрасли. Методологические принципы стали разрабатываться с 20-х гг. XIX в. Однако этот процесс еще не завершен. Многие принципы появляются и исчезают, некоторые считаются спорными. В библиотечных исследованиях используются следующие методологические принципы: · диалектики – подразумевает необходимость диалектически (т. е. с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, используя законы, категории, принципы диалектики; · историзма – рассматривает все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; · практики – считает главным способом познания практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя); · познаваемости – требует уверенности в самой возможности познания; · объективности – признает самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания, субъекта восприятия; · активности творческого отображения действительности; · конкретности истины – призывает искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях [4]. Итак, методологические принципы – это стратегически важный познавательный инструмент, в основе которого теоретически доказанное и проверенное основоположение для руководства (что необходимо сделать в исследовании для реализации его возможностей). Вокруг каждого принципа группируются методы, которые конкретизируют возможности реализации его идеи (основы) в исследовательской практике. Вспомним слова И. Канта: «Метод – это способ действия согласно основоположениям», т. е. согласно принципам [5, с. 159]. Покажем на примере принципа историзма связь, существующую между принципом и его методами. Принцип историзма, так же как и другие принципы, учит, что необходимо делать, чтобы получить истину, и какие методы для этого лучше использовать, предлагая из своего арсенала на выбор исследователю). Следующие группы таких методов исследования: · историко-генетический, · историко-сравнительный, · историко-типологический, · историко-системный, · ретроспективный. Отметим, что существуют еще и другие методы. 3. Методологический подход авторы сейчас называют по-разному: междисциплинарным, деятельностным, культурологическим или по-другому. Четкого определения термина нет (подробнее см. [5]). В Словаре современного русского литературного языка есть определение слова «подход» (в третьем значении), от которого, как нам думается, нужно идти, определяя методологическое содержание данного термина: совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо, в воздействии на кого-, что-либо и т. д. Исходя из анализа употребления в библиотековедении, подход целесообразно понимать как способ мышления – проект методов и других исследовательских средств, которые собирается в определенной последовательности использовать в своей работе ученый. Эти средства сопрягаются с той теорией, строятся на той теоретической базе, на основе которой предполагается проводить исследование (информационной, деятельностной, культурологической или др.). Подход – это черновик программы исследования, материал для ее концепции. Еще близки этому термину понятие «проекта» в значении план, замысел, который будет стремиться реализовать, следовать ему библиотековед, и «шаблона» – в значении образца, а точнее схемы. Большое методологическое и практическое значение в разработке и определении сути подхода как важного элемента любого исследования имеет высказывание выдающегося отечественного ученого Л. Н. Гумилева о схеме. Схема служит краеугольным камнем любого построения, потому что она представляет собой прием, облегчающий и создание произведения, и его восприятие. «Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затрудняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т. е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска» [6]. Добавим, что схема может быть графической и текстовой, а также сочетать эти два способа выражения. 4. Научные методы (исследовательские, методы научного познания) – главные инструменты познавательной деятельности. В первом приближении определить метод научного познания можно как способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной библиотечной действительности (в том числе знаний о существующих между явлениями связях и зависимостях, закономерных тенденциях их развития) и обобщения добытых сведений, их оценки. 5. Регулятивы – требования, как надо действовать исследователю в том или ином конкретном случае. (Регулятив означает «направляющий, вносящий порядок, планомерность во что-либо»). На уровне самой методологии регулятивами, прежде всего, являются методологические принципы; на этапах конкретного исследования – что надо делать и чего делать нельзя в самих исследовательских методах. В структуре исследовательских методов присутствуют различные регулятивы, направляющие действия исследователя по правилам метода вообще, и данного конкретного метода особенно. У каждого метода свой набор регулятивов, их последовательность и виды. В методах они выступают в качестве путеводителя. Основные регулятивы, действующие в методах: призывы, предостережения, запреты, советы, рекомендации, ограничения, инструкции, распоряжения, требования, указания, предписания, пояснения, алгоритмы. Требуется изучение особенностей научных регулятивов, и существует необходимость создать их классификацию. 6. Другие инструменты познания и разнообразные приборы, используемые в исследовательской практике. 7. Субъект как движущая сила исследования, шаги деятельности исследователя. В настоящее время методология библиотековедения должна изучать все способы деятельности субъекта познания [7]. В русле методологии это сравнительно новый элемент, раньше рассматривался отдельно, что отрывало его от процесса всего исследования, и было неверным, ибо без него субъект фактически исчезает. В.С. Крейденко, 2012, Спецвыпуск, с. 51–54 Сегодня круг основных задач методологии библиотековедения обозначен. В центр внимания поставлен человеческий фактор, все задачи рассматриваются через его призму [8]. Несколько преобразуя известную формулу, можно теперь говорить о методологии с человеческим лицом. Методология библиотековедения продолжает развиваться с учетом объекта и предмета библиотековедения, совершенствуя, перестраивая все имеющиеся у нее методологические средства так, чтобы они могли активно работать на изучение библиотечной отрасли. Основные задачи, которые теперь решает методология библиотековедения: · учет и приведение в систему терминологии методологии и методики библиотечных исследований, а также всех познавательных средств имеющихся в методологическом арсенале библиотековедения; · совершенствование каждого действующего исследовательского метода; · поиск методов в других науках, а также попытки адаптации их для нужд библиотечных исследований; · конструирование новых методов; · выявление в арсенале методов библиотечной практики таких, которые можно преобразовать в исследовательские; · описание действующих методов и составление на каждый из них паспорта, в котором показана история метода, его теоретические основы, технологические возможности (технология метода) и т. д.; · изучение исследований, которые проводились в библиотековедческой исследовательской практике на предмет выявления забытых интересных методов. Таким образом, методология библиотековедения – это раздел библиотековедения, изучающий особенности исследовательской деятельности в области библиотечного дела и ее инструментов. Она учит использовать методологический понятийно-терминологический аппарат, систематизировать методологические принципы, выяснять точное содержание, структуру, возможности, границы и взаимодействия исследовательских методов в разных ситуациях, находить новые, модернизировать старые. Если за предмет библиотековедения, не вдаваясь в дискуссию, принять библиотечное дело, то предметом методологии будет изучение библиотечного дела. Рассмотрим шире это утверждение. Теория библиотековедения направлена на получение знаний, а методология – на изучение процесса получения этих знаний. Иначе говоря, между теорией и методологией всегда сохраняется отношение цели и средств. В русле этих изысканий библиотековедами и разрабатывается методология библиотековедения. Подчеркнем, что в методологии библиотековедения предмет познания – само познание библиотечных фактов, явлений, событий и зависимостей между ними, его принципы, методы и другие инструменты познания. Учитывая возрастающую роль методологии библиотековедения в развитии библиотечной отрасли, в нашей стране, особенно со второй половины 1970-х гг., стало уделяться все больше и больше внимания разработке вопросов, объединяющихся понятием «методология». И хотя споры о ее статусе в системе библиотековедения, проблематике, относящейся к ее ведению, продолжаются, всеми общепризнано, что методологическая ориентация существенно важна для дальнейшего развития библиотековедения: слабая методология не стимулирует развитие библиотечной теории, препятствует углублению ее связей с практикой. В русле этих изысканий идет и разработка библиотековедами понятия «методология библиотечных исследований», ее терминологического аппарата. Осуществляются попытки уточнить содержание составляющих ее ключевых понятий; раскрыть особенности соотношения, субординации, группировки этих понятий; выявить их методологическую роль в библиотековедческом познании на различных уровнях. Применявшиеся до последнего времени принципы и исследовательские методы в библиотековедении редко предварительно теоретически обосновывались в методологии. Поэтому в ряде конкретных библиотечных исследований они не всегда оказывались достаточно эффективными. Метод проб и ошибок в определении возможностей тех или иных принципов и методов для нужд библиотековедения превращался в весьма дорогостоящий во всех отношениях процесс. В то же время, и это важно отметить, определение эффективности того или иного принципа или метода в библиотековедении – процесс специально организованных методологических исследований. Они должны быть нацелены на создание новых, отработку старых принципов или методов, разработку методики повышения их эффективности в исследовательской практике. В библиотековедении наступил ответственный период, когда настоятельно необходимо всесторонне исследовать и теоретически обосновать принципы и методы познания с целью выявления более действенных для тех или иных конкретных исследовательских ситуаций. Такое методологическое обоснование будет способствовать совершенствованию и более эффективному использованию принципов и методов познания в дальнейших научных исследованиях. Социальное назначение методологии – поиск все более действенных принципов, методов и других средств библиотечного познания более глубоких и полных знаний о библиотечных объектах. В библиотековедении такие исследования получают достаточное признание и развитие. Методологию развивают библиотекари, исходя из потребностей науки, прежде всего, постоянные участники исследований, библиотечные методологи, люди, специально изучающие специфику методологии и глубоко разбирающиеся в ней.

Ключевые слова

терминология, терминология терминологии, терминология методологии и методики исследования, методология библиотековедения, методы исследования, средства исследования, методологические принципы, методологические подходы, субъект методологии, человеческий фактор, методологические исследования, terminology, terminology of terminology, terminology of methodology and methodes of studying, methodology of library science, studying methods, facilities of studying, methоdological principles, methоdological approach, methodology subject, human factor, methоdological studies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крейденко Владимир СеменовичСанкт-Петербургский государственный университет культуры и искусствдоктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, тел.: (812) 314-29-81Kreyd_VS@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия. – М. : Акад. проект, 2008 – С. 437.
Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 2. – М., 2010. – С. 552.
Кант И. Соч. В 6-ти т. Т. 3. – М., 1964. – 799 с.
Якушев А. В. Философия (конспект лекций). – М. : А-Приор, 2010. – С. 189.
Крейденко В. С. Методы научного познания в авторефератах докторских диссертаций. Специальность 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 3–9.
Гумилев Л. Н. поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347–348.
Федотов В. Г. Методология гуманитарных и социальных наук //Энциклопедия эпистологии и философии науки. – М., 2009. – С. 499.
Rowntree S. B. The Human factor in business. – London ; New York, 1921.
 Методология библиотековедения как раздел библиотековедения | Библиосфера. 2012. № 5.

Методология библиотековедения как раздел библиотековедения | Библиосфера. 2012. № 5.