Чтение в структуре современного медиапотребления | Библиосфера. 2012. № 5.

Чтение в структуре современного медиапотребления

Описаны медиапространство и медиапотребление в российском обществе, процессы видоизменения чтения. На основе анализа социологических данных показана динамика и особенность трансформации мотивации и характера досугового чтения современников, ведущие факторы, влияющие на чтение и основные тренды медиапотребления. Особое внимание уделяется роли и значению чтения в структуре медийных предпочтений в молодежной среде.

Reading in the structure of modern media consumption.pdf Овременную эпоху (90-е гг. ХХ в. – первое десятилетие XXI в.) характеризует расширяющееся медиапространство, отличительными чертами которого являются: · трансформация и модернизация процессов производства, распространения и потребления медиаконтента, · динамизм и растущее влияние средств массовой коммуникации на отдельных людей, социальные группы и общество в целом. Формирующееся медиапространство – многомерно, в его пределах функционируют как аудиовизуальная, так и традиционная печатная составляющая. В условиях достаточно жесткого соперничества СМИ за аудиторию, стремительной модификации конъюнктуры рынка, доминирования аудиовизуальных медиаструктур меняются влияние и архитектоника пространства книги, медийные предпочтения современников. Еще несколько десятков лет назад чтение газет, журналов и книг входило в число приоритетных предпочтений россиян. В настоящий момент печатная продукция неуклонно теряет свои позиции, становится все менее конкурентоспособной, вынуждена искать новые пути и средства для выживания. Так, данные социологического опроса, проведенного в 1975 г. среди сельского населения Новосибирской области, свидетельствовали, что газеты и журналы пользовались у деревенских жителей огромной популярностью, их предпочитали читать 72% опрошенных. При этом в структуре медиапотребления постепенно возрастала доля нового для того времени СМИ – телевидения (53%) и уже была сопоставима с популярностью чтения книг (45,7%). При этом авторитетными медиа для селян оставались радио (16%) и кино (15%) [1, c. 67]. События двух постсоветских десятилетий кардинальным образом изменили медиапространство страны и, соответственно, структуру медиапотребления россиян, в том числе роль и статус чтения. Самое непосредственное воздействие на массовое чтение, деятельность библиотек и образовательных учреждений (основных институтов пропаганды и организации чтения в советскую эпоху) в стране оказали два крупномасштабных процесса. Первый – социальная, экономическая и культурная трансформация и модернизация общества рубежа ХХ–XXI вв. Процесс сопровождался: · внедрением основ рыночной экономики; · обнищанием большинства слоев российского населения; · распадом и уходом с культурной авансцены российской интеллигенции, носителей культурных, образовательных ценностей, литературоцентричных традиций, просветительской идеологии; · потерей ведущей культурной роли государственной массовой библиотеки; · коммерциализацией издательской деятельности; · распадом единой централизованной системы книгораспространения и др. Все эти факторы повлияли на институт чтения в целом, изменили структуру доступа к печатной продукции (книгам, газетам, журналам), степень доверия к ней, представления и статус. Признавая факт утраты книгой своей особой миссии, ученые говорят о повсеместной потере интереса к чтению. Но если мир столкнулся с этой проблемой в середине ХХ в., то Россия – лишь в его последнем десятилетии. Согласно данным соцопросов, проведенных в 2007 г., россияне читали 7,1 ч в неделю и по этому показателю занимали 6 место в мире после Индии, Таиланда, Китая, Филиппин, Египта [9]. Приведенные сведения лишь подтверждают правомерность второго крупномасштабного процесса, оказавшего влияние на медийные предпочтения россиян: Россия вслед за высокоразвитыми странами вступила на путь технологического прогресса, что сделало СМИ одной из наиболее прибыльных и мощных индустрий современной экономики. При этом резко возросла их роль и влияние на мировоззрение, взгляды и медиапотребление современников. К концу первого десятилетия XXI столетия из социально-политического института массмедиа превратились преимущественно в индустрию свободного времени, стали ключевой формой досуга и развлечений. В результате мощного технологического обновления особое влияние на аудиторию стали оказывать электронные СМИ, и в том числе Интернет. Цифровые платформы потребления и каналы доставки контент-продуктов, новые мобильные технологии постепенно вытесняют традиционную печатную продукцию (книги, газеты и журналы) и отвоевывают у нее читательскую аудиторию. Социологические исследования показали, насколько за последние 15 лет поменялись медийные предпочтения и отношение к институту чтения соотечественников, каковы их потребности в чтении с любого формата – бумажного или экранного (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Частота чтения россиян в 1996 и 2009 гг., % Год Постоянно, практически ежедневно От случая к случаю, иногда Никогда, очень редко 1996 31 49 20 2009 22 43 35 Россияне больше не являются самой читающей нацией в мире: доля ежедневно проводящих время за книгой с 1996 к 2009 г. сократилась на треть (до 22%). При этом около половины граждан страны (43%) читают книги иногда, от случая к случаю. Возросла и доля тех, кто никогда не занимается чтением: до 35% против 20% в 1996 г. [6]. Тенденцию смещения интересов от чтения в сторону других медиа (телевидения, радио и Интернета) подтверждают данные исследовательской компании «TNS Россия». В общем объеме медиапотребления в 2008 г. львиная часть времени отводилась телевидению (44%) и радио (30%). Далее по убывающей структура медиапотребления выглядела так: Интернету среднестатистический россиянин отводил 6% своего времени, на прослушивание аудио и МР3 – 5%, чтение газет – 5%, книг – 4%, журналов – 3%, просмотр видео и DVD – 3% (рис. 1) [8]. В информационных предпочтениях соотечественников, безусловно, доминирует телевидение, но онлайновые СМИ постепенно выходят на второе место по использованию их в качестве источников информации. Интернет все активнее выступает в качестве дополнительного источника и средства распространения информации. «Усложнение структуры досуга, появление различных средств коммуникации (телевидение, Интернет, мобильная связь) и увеличение способов получения информации повлекли за собой изменения в книжном чтении» [10, с. 64]. За минувшие годы сократилось число читателей всех видов печатной продукции. Доля нечитающих или читающих крайне редко особенно возросла за Рис. 1. Структура медиапотребления россиян последние три года. По количеству нечитаемых источников информации к концу первого десятилетия лидируют журналы (никогда и от случая к случаю – 35%, иногда – 45%), затем следуют книги (46%) и газеты (37%). Лишь каждый пятый россиянин – постоянный читатель журналов (ежедневно читают 19%) (табл. 2) [11]. «Именно крушение группового уровня существования общества и выразилось в крахе журналов, после “бума” рубежа 1980–1990-х гг., снижения подписки на них, массового отказа от чтения» [7, с. 71]. Т а б л и ц а 2 Частота чтения россиянами газет и журналов, 2009 г., % Издание От случая к случаю Никогда, очень редко Постоянно, практически ежедневно Затрудняюсь ответить Журналы 45 35 19 2 Газеты 43 21 36 1 Помимо модификации приоритетов медиапотребления серьезные трансформации коснулись и самого чтения [2, с. 285; 10, c. 64]. Возросло количество любителей скачивать книги из Интернета с 5% в 2006 г. до 11% в 2009 г. Причем наиболее этот способ востребован молодежью (27%) [4]. Почти в два раза за эти же годы умножилось число сограждан, использующих Рунет для чтения книг, – с 20% до 38% [5]. Самым популярным форматом у читающих россиян в 2009 г. оставались традиционные печатные книги (89%). Треть опрошенных (28%) предпочитали электронные книги, а вот 33% о них ничего не знали. Наименее понятным и популярным видом книги в 2009 г. по-прежнему оставались аудиокниги: их предпочитали только 11%, а 59% не представляли, что это такое [3]. Результаты онлайн-опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru и сервисом «Глас Рунета», свидетельствуют, что активная аудитория Интернета дает больше читателей книг, чем население страны в целом – 29,2% против 22% (по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за 2009 г.). Среди пользователей Рунета в сравнении с обычными медиапотребителями много меньше и тех, кто не читает вообще или очень редко – 7% против 35% [3]. Учитывая прогресс электронных устройств, чтение сегодня становится таким же высокотехнологичным, как и многие другие занятия человека. Это особенно ярко проявляется у молодежной аудитории. Так, социологические исследования, проводимые среди учащейся молодежи Новосибирска, показали, что за последние два года резко возросло количество тех, кто скачивает либо покупает книги через Интернет – с 19% в 2010 г. до 50% в 2012 г. Студенты посещение библиотек заменяют поиском информации в виртуальном пространстве. При этом большинство из них признавалось, что пользование Интернетом является для них лучшим времяпрепровождением. Многие газеты и журналы студенты читают в электронном виде, поэтому нет необходимости тратиться на прессу. Любимый журнал гораздо проще найти в Интернет-поисковике, интересную статью – во всемирной сети, а любимую книгу – на литературном сайте и т. п. Тем не менее именно на чтение, по утверждению опрошенных, времени катастрофически не хватает. По утверждениям студентов, свое свободное время предпочли бы провести в Интернете 53% опрошенных, чтением книг, газет и журналов готовы заняться 31%, просмотром телепередач – 11%, прослушиванием радио – 5% (рис. 2). Однако в реальности цифры выглядят несколько иным образом, телевизор по-прежнему занимает львиную долю досуга – до 68%, компьютер, в том числе Интернет и игры – 33%, на прослушивание музыки уходит 27%, а на чтение книг – 17%. Разница в цифрах предполагаемого и реального медиапотребления студентами скорее свидетельствует об отсутствии у большинства из них домашнего компьютера и, соответственно, возможностей обращения к услугам Интернета. При росте И. В. Лизунова, 2012, Спецвыпуск, с. 62–66 Рис. 2. Медиапотребление студентов в свободное время из предложенных вариантов, по данным соцопроса 2012 г. благосостояния учащейся молодежи и технических возможностей вузов, библиотек, по всей видимости, цифра пользования Интернетом будет гораздо выше и близка к желаемой. Таким образом, результаты социологических исследований позволяют говорить о стремительно меняющейся структуре медиапотребления современных россиян и, в первую очередь, молодого поколения. Интернет становится для них ведущим фактором проведения досуга, основным источником информации (в том числе и потребления книг), превращается в весомую альтернативу бумажно-печатным изданиям. Однако, на наш взгляд, еще преждевременно делать выводы о том, «возникла ли уже новая формация читателей, с несколько иным, нежели у традиционных, способом восприятия “печатного слова”» [12]. Рынок электронной книги только формируется, впрочем, как и его аудитория. Заметим, читатели электронных книг «образуют совершенно новую, постоянно растущую среду книжного рынка, которая в недалеком будущем может стать доминирующей» [12].

Ключевые слова

чтение, медиапространство, медиапотребление, средства массовой информации, reading, media-space, media-consumption, mass media

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лизунова Ирина ВладимировнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-26-30kniga@spsl.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Василевская Э. В. Очерки истории развития телевидения в Западной Сибири. – М. : Наука, 1978. – 76 с.
Волкова В. Н. Читатель и чтение в медиапространстве: попытки осмысления (по материалам Сибирских и Дальневосточных исследований) // Книга в медиапространстве. – Новосибирск, 2011. – С. 87–97.
ВЦИОМ. Все больше россиян предпочитают электронные книги / Личные Деньги // Рамблер.ру: новости. – URL: http://news.rambler.ru/10230605 (дата обращения: 17.06.2011).
ВЦИОМ: за 4 года интернета в России стало больше в 5 раз // RUметрика. – URL: http://rumetrika.rambler. ru (дата обращения: 12.04.2010).
ВЦИОМ: Пользователей электронных книг в Рос-сии вдвое больше, чем покупателей // RUметрика. – URL: http://rumetrika.rambler.ru (дата обращения: 21.12.2010).
ВЦИОМ: читающая Россия // Архангельский некоммерческий фонд общественных инициатив «Перспектива». ‑ URL: www.arhperspectiva.ru (дата обращения: 22.01.2010).
Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение–2008 // Кн. дело. – 2008. – № 3. – С. 70–76.
Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития : доклад. – М. : Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям : Упр. период. печати, книгоизд. и полиграфии, 2009. – С. 98–100.
Книжный рынок России: текущее состояние и перспективы развития // MarketReport: маркетинговые исследования и бизнес-планы. – URL: http://market-report. ru/item.php?id=104820 (дата обращения: 22.01.2010).
Маркова Т. Б. Социальная и культурная значимость чтения в информационном обществе // Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 61–65.
Россияне и чтение. – URL: http://www.bal-con.ru/ news/2009-06-17/rossiyane_i_chtenie/ (дата обращения: 17.06.2009).
Рунет читает в цифре // Книжное дело : проф. журн. : [сайт]. 11 февр. 2011. – URL: http://www.knigdelo. ru/default.asp?id=7&news_id=3711 (дата обращения: 15.06.2010).
 Чтение в структуре современного медиапотребления | Библиосфера. 2012. № 5.

Чтение в структуре современного медиапотребления | Библиосфера. 2012. № 5.