Повышение квалификации библиотечных работников: между прошлым и будущим | Библиосфера. 2012. № 5.

Повышение квалификации библиотечных работников: между прошлым и будущим

Освещена деятельность ГПНТБ СО РАН в области повышения квалификации кадров и подготовки научных и научно-педагогических работников (аспирантура, докторантура), представлен краткий анализ системы оценки результативности научной деятельности учреждений Российской академии наук (РАН).

Professional development of librarians: between past and future.pdf Нформатизация общества – закономерный процесс развития цивилизации, охвативший уже практически все страны мира. Пытаясь отразить глобальные изменения современного общества, специалисты разных отраслей характеризуют его как общество знаний; информационное, сетевое общество; общество благосостояния и науки. При этом все считают знание важнейшим социальным ресурсом. Становление информационно-технического общества влечет за собой перестройку системы образования и повышения квалификации кадров. Смещаются акценты в образовательном процессе. Во-первых, резко возрастает значение домашнего образования. Во-вторых, информационное общество не может существовать без высококвалифицированных работников, занимающихся самообразованием и совершенствованием своих способностей. В этих условиях библиотека становится центром социальной жизни, выступает в качестве организатора знания. Задача адекватно понять происходящие в культурном мире процессы, распространить это понимание всеми имеющимися средствами и прямо способствовать культурной глобализации собственной деятельностью – это самые насущные проблемы российских библиотечных учреждений в XXI в. [1–4]. Поскольку работники библиотеки способствуют развитию знания через формирование и предоставление в пользование библиотечно-информационных ресурсов, они должны также обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, адекватными запросам информационного общества и задачам социально-экономического развития страны. В связи с этим возникает потребность в постоянном и оперативном расширении и обновлении профессиональных знаний в целях адаптации их к новым, быстро меняющимся требованиям общества, а также повышения эффективности выполнения библиотечной работы для обеспечения читателей/пользователей необходимой информацией. Организация системы непрерывного образования становится стратегическим направлением деятельности библиотеки как одного из важнейших социальных институтов. Повышение квалификации мы связываем, прежде всего, с самостоятельным чтением специальной литературы, использованием различных научных и образовательных ресурсов в соответствии с квалификацией и характером выполняемой работы для поддержания профессионального престижа. Важное условие повышения квалификации – общедоступность информации. В связи с этим в условиях активного внедрения информационно-коммуникационных технологий особую актуальность приобретает формирование библиотеками электронных информационных ресурсов (ЭИР) по библиотечно-информационной деятельности и обеспечение к ним доступа широкому кругу пользователей. Использование ЭИР открытого доступа в научной, методической и производственной библиотечно-информационной деятельности становится одним из перспективных направлений развития библиотечного дела, способствует профессиональному росту библиотечно-информационных работников и позволяет выйти библиотекам и информационным центрам на другой, более качественный уровень обслуживания читателей/пользователей. ГПНТБ СО РАН в рамках деятельности Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования (далее – Центр), функционирующего в ее структуре, генерирует различные электронные ресурсы, в том числе – по библиотечно-информационной деятельности. Они доступны любому гражданину, пожелавшему воспользоваться ими для своего профессионального развития, повышения квалификации. Эти ресурсы входят в состав Электронной библиотеки (ЭБ) ГПНТБ СО РАН (URL: http://www. spsl.nsc.ru/win/nelbib/index_2i4.html) под названием «Базы данных и учебно-методические комплексы по библиотечно-информационной деятельности» и включают: · две библиографические базы данных (БД) – «Статьи по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике» (библиографические описания профильных изданий, статей из журналов и сборников научных трудов, поступающих в ГПНТБ), «Труды сотрудников ГПНТБ СО РАН»; · две фактографические БД – «Лектор», «Учреждения библиотечного образования РФ» (сведения обо всех образовательных учреждениях России, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку библиотечных кадров); · две полнотекстовые БД – «Учебные пособия по библиотечно-информационной деятельности» (тексты учебно-методических пособий, разработанных сотрудниками ГПНТБ СО РАН) и «Издания ГПНТБ СО РАН» (тексты монографий, сборников научных трудов, подготовленных и выпущенных библиотекой); · два учебно-методических комплекса (УМК) – «Обучающие семинары» и «Высшие библиотечные курсы» (является и кратким конспектом лекций для студентов); · навигатор по сетевым профессиональным ресурсам (доступ к сайтам профильных электронных периодических изданий, в том числе к архивам публикаций; текстам документов по библиотечно-информационной деятельности, выставленных в открытом доступе различными учреждениями, организациями, обществами, др.). Все ЭИР систематически актуализируются [5–7]. Наиболее подробно охарактеризуем учебно-методические комплексы. Так, УМК «Высшие библиотечные курсы» (URL:http://www.spsl.nsc.ru/win/ umkbn/index.html) состоит из 14 модулей (профильных дисциплин): 1. Всемирная история библиотек. 2. История библиотечного дела России. 3. История книжной культуры России. 4. Библиотековедение. 5. Библиотечные фонды. 6. Аналитико-синтетическая переработка информации и справочно-поисковый аппарат библиотеки. 7. Библиотечное обслуживание. 8. Система патентно-конъюнктурной информации и научно-технической документации в России. 9. Библиографоведение. 10. Библиографическая деятельность библиотеки. 11. Экономика, менеджмент и маркетинг библиотечной деятельности. 12. Технологический менеджмент. 13. Микропроцессорные средства автоматизации библиотечных процессов. 14. Информатика. В каждом модуле представлены разделы: учебный и учебно-тематический планы, содержание курса, контрольные вопросы, мультимедийные лекции (сейчас их 74), информационно-методическое обеспечение курса (библиографический список рекомендуемой литературы и ссылки на электронные сетевые ресурсы (полные тексты статей, учебников). Учебно-методический комплекс «Обучающие семинары» (URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/obsemin /obswin/o_index.html) включает ресурсы 33 тематических обучающих семинаров, в их числе также учебные программы, учебники, лекции-презентации (около 60). В каждом из комплексов представлены сведения о лекторах, осуществляющих повышение квалификации. Е. Б. Артемьева, И. А. Гузнер, 2012, Спецвыпуск, с. 103–108 Активно используют ЭИР слушатели курсов повышения квалификации и семинаров Центра (ГПНТБ СО РАН на протяжении ряда лет имеет лицензию на деятельность в сфере дополнительного профессионального образования); ежегодно ее услугами пользуется 500–600 посетителей мероприятий, а также студенты Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), обучающиеся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (их занятия по профильным дисциплинам проводятся на базе ГПНТБ СО РАН; более того, научные сотрудники библиотеки являются преподавателями указанного вуза). Хорошо востребованы библиографические БД: их используют студенты при подготовке курсовых и дипломных работ; аспиранты, научные сотрудники, библиотекари-практики – при осуществлении научно-исследовательской, методической и преподавательской деятельности. Наибольший спрос ресурсы учебно-методических комплексов находят у удаленных пользователей. Например, в 2011 г. зарегистрировано свыше 9 тыс. обращений (визитов) к ресурсам УМК «Высшие библиотечные курсы», число их просмотров – почти 15 тыс. К ресурсам УМК «Обучающие семинары» зарегистрировано около 4,7 тыс. визитов, просмотров – свыше 10 тыс. (табл. 1). На основе использования данных счетчика посещаемости Spylog была определена география посетителей. Так, ресурсы УМК «Обучающие семинары» в 2011 г. были востребованы пользователями 20 стран. Естественно, бóльшая часть просмотров (88%) совершена из городов России, но используют материалы и граждане Украины (4% от общего числа просмотров), Казахстана (3%), Белоруссии (2%). Среди посетителей есть представители Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Эстонии, а также граждане Соединенных Штатов Америки (1,8% просмотров); зарегистрированы разовые просмотры ресурсов из Болгарии, Израиля, Ирландии, Исландии, Польши, Финляндии, Хорватии, Черногории, Швейцарии, Японии, Чешской республики. Очень важно, что к ресурсам ЭБ свободный доступ можно получить с сайтов ГПНТБ СО РАН и Российской библиотечной ассоциации – со страницы секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования. При этом пользователю даже не надо регистрироваться в системе. Главные принципы, которыми руководствуется Центр: активное включение генерируемых профильных ЭИР в информационное пространство, обеспечение открытости системы и доступности ресурсов. Это, по нашему мнению, жизненно необходимо для дальнейшего развития цивилизации, адаптации человека к новым условиям. Кроме формирования и предоставления в общественное пользование электронных ресурсов, Центр проводит традиционные обучающие мероприятия. Высшие библиотечные курсы (ВБК) для специалистов с высшим непрофильным образованием действуют уже 49 лет (учебная программа сейчас рассчитана на 300 академических часов). Функционируют краткосрочные курсы повышения квалификации (72 академических часа), тематические обучающие семинары (от 24 до 40 часов). В течение года их проводится от 10 до 20. За 1998–2011 гг. слушателями обучающих мероприятий Центра стали почти 6 тыс. человек, причем это сотрудники библиотек разных организационно-правовых форм (табл. 2, 3). Обучаются на курсах сотрудники различного возраста (от 25 до 50 лет и старше) почти из всех областных, краевых, республиканских центров Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (ФО), городов Тюменской и Свердловской области Уральского ФО, Казахстана. Подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации ГПНТБ СО РАН осуществляет через аспирантуру и докторантуру. В ГПНТБ СО РАН заочная аспирантура действует с 1967 г. В те годы аспирантура по специальностям «Библиотековедение и библиография» и «История Т а б л и ц а 1 Статистика использования ресурсов УМК в 2011 г. Квартал Высшие библиотечные курсы Обучающие семинары Визиты Просмотры Визиты Просмотры 1 (январь, февраль, март) 2 862 4 787 1 165 2 187 2 (апрель, май, июнь) 2 465 3 529 856 1 523 3 (июль, август, сентябрь) 1 364 2 260 730 1 457 4 (октябрь, ноябрь, декабрь) 2 392 4 244 1 916 4 972 Всего 9 083 14 820 4 667 10 139 Т а б л и ц а 2 Количество слушателей ВБК ГПНТБ СО РАН, 1998–2011 гг. Библиотеки 1998/1999 1999/2000 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 Всего (1998–2011) Областные и общедоступные публичные 10 5 5 34 34 10 10 10 10 10 46 17 17 218 Вузовские 0 1 1 7 7 5 1 3 3 2 2 0 3 35 Академические 9 6 6 3 7 5 4 2 10 3 5 6 3 69 Специальные 0 2 3 0 0 2 2 2 0 0 0 6 3 20 Всего 19 14 15 44 48 22 17 17 23 15 53 29 26 342 Т а б л и ц а 3 Количество слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации и семинаров ГПНТБ СО РАН, 1998–2011 гг. Библиотеки 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Всего (1998–2011) Областные 23 62 116 20 74 70 110 73 99 112 109 50 74 50 1 042 Муниципальные 56 86 231 96 119 77 191 245 125 198 216 47 63 335 2 085 Вузовские 20 15 136 44 156 64 84 89 70 96 114 98 67 42 1 095 Академические 44 25 80 84 82 35 79 60 38 78 40 40 53 102 840 Специальные 17 12 23 25 14 24 26 28 23 35 27 27 24 125 430 Всего 160 200 586 269 445 270 490 495 355 519 506 262 281 654 5 492 книги» была единственной за Уралом. Кроме того, она была единственной аспирантурой при библиотеке. В 1980-е гг. в аспирантуре появилась и очная форма обучения. В течение первых трех десятилетий существования аспирантура ГПНТБ СО АН СССР, готовившая научные кадры по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, так и оставалась единственной в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1996 г. аспирантуру названного профиля открыли в Кемеровском государственном университете культуры и искусств, в начале 2000-х гг. – в Хабаровском государственном институте культуры и искусств[11]. В ГПНТБ действует аспирантура и по специальности «Информационные системы и процессы» (технические науки). Факторы, повышающие, на наш взгляд, привлекательность аспирантуры ГПНТБ СО РАН: · устоявшееся представление о ГПНТБ как исторически сложившемся центре послевузовского библиотечного образования, в рамках деятельности которого регулярно проводятся обучающие мероприятия (в том числе выездные), информационные акции в рамках научно-практических конференций и др.; · наличие фундаментальной научной школы и традиций в подготовке кадров – по сути ГПНТБ СО РАН как научно-методический центр выступает в качестве лидера в Сибирско-Дальневосточном регионе в области библиотековедения и книговедения, а в последние десятилетия – и в прикладной информатике; · высокий уровень научного руководства, система консультирования и оказания методологической и методической помощи соискателю, предоставление возможности апробации полученных результатов [8–11]. В настоящее время аспиранты и соискатели ГПНТБ СО РАН представляют как традиционные (Красноярск, Абакан, Омск, Благовещенск и др.), так и новые (для аспирантуры) территории: Ханты-Мансийск, Южно-Сахалинск. Географические рамки подготовки научных кадров постоянно расширяются. Представляется, что наиболее важную роль в динамике развития аспирантуры сыграло, безусловно, открытие в конце 1995 г. при ГПНТБ СО РАН совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». За время работы в нем защищено 92 кандидатских диссертации по педагогическим (60%) и историческим наукам (40%). В разные годы соискателями, успешно защитившими диссертации в нашем совете, наряду со специалистами из Новосибирска, являлись сотрудники библиотек, преподаватели вузов, работники органов государственного управления из многих территориальных образований Сибири и Дальнего Востока, Урала и даже г. Москвы. Выпускники аспирантуры, получившие ученую степень кандидата наук, занимают в настоящее время довольно видное положение в научно-исследовательской и административной сферах учреждений культуры и вузов на территории от Екатеринбурга до Хабаровска, Санкт-Петербурга и Москвы. В настоящий момент диссертационный совет при ГПНТБ СО РАН прекратил свою деятельность в связи с оптимизацией сети диссертационных советов России (деятельность советов по защите только кандидатских диссертаций прекращена), однако по инициативе ГПНТБ ведется работа по созданию объединенного совета (с ведущими профильными учреждениями региона) по защите докторских и кандидатских диссертаций по названной специальности. Е. Б. Артемьева, И. А. Гузнер, 2012, Спецвыпуск, с. 103–108 Вопрос повышения квалификации для академических библиотек становится еще более актуальным в последние годы, поскольку в стране проводится оценка результативности деятельности научных организаций РАН на основе системы индикаторов. Принят ряд нормативных документов, определены критерии, которые, с точки зрения разработчиков, дают возможность оценить деятельность научно-исследовательских институтов (НИИ) с целью последующего формирования эффективной системы учреждений науки, позволяющей повысить их вклад в социально-экономическое развитие страны, и обоснованности принятия управленческих решений в этой сфере. Заметим, что из 148 показателей результативности НИИ – 41 касается кадрового потенциала, в том числе 9 – научного потенциала, под которым тоже подразумеваются кадры. Подготовка к внедрению системы показателей уже инициировала необходимость повышения квалификации как библиотечных работников научных учреждений СО РАН, так и исследователей. Для этого специалистами ГПНТБ СО РАН были проведены специальные обучающие семинары по использованию БД и информационного сервиса «Определение индекса цитируемости», размещенного на сайте библиотеки. Отметим, что в число индикаторов первоначально не были включены показатели, которые, на наш взгляд, наиболее ярко характеризуют научную деятельность и научный уровень организации. Так, показатель, отражающий уровень повышения научной квалификации кадров, в качестве индикатора был представлен в усеченном виде: в нем были учтены только кандидатские диссертации и вообще не упоминались докторские. В то же время за последние 5 лет сотрудниками ГПНТБ СО РАН, например, наряду с 8 кандидатскими защищено 3 докторских диссертации. Система индикаторов постоянно совершенствуется разработчиками: в 2011 г. было включено 6 новых показателей и 1 модифицирован («число публикаций работников научной организации отнесенное к численности исследователей», «число докторских и кандидатских диссертаций, защищенных работниками научной организации в отчетном году, отнесенные к численности исследователей» и др.), что способствовало более объективному отражению состояния научной организации. Но фактически вне оценки остаются важнейшие характеристики учреждения РАН, касающиеся повышения квалификации сотрудников и свидетельствующие о его признании в научной среде, например: · число базовых кафедр, научно-образовательных центров (структур), созданных совместно с вузами; · число диссертационных советов, действующих при научной организации; · наличие аспирантуры и докторантуры и т. д. И это, с нашей точки зрения, не справедливо. Так, в ГПНТБ СО РАН действуют 3 признанные научные школы, 2 из них – более 25 лет; базовые кафедры – Новосибирского государственного университета (НГУ) и НГПУ, научно-образовательный центр совместно с НГУ; доля работников, ведущих преподавательскую деятельность, составляет 13,85%. Несмотря на то, что система индикаторов нуждается в дальнейшей доработке, анализ показателей позволяет организации провести самооценку, определить свой уровень среди библиотек и органов информации РАН, а значит, наметить направления совершенствования, в том числе и в области повышения квалификации кадров.

Ключевые слова

научные учреждения, библиотеки, библиотечные работники, научные сотрудники, повышение квалификации, аспирантура, докторантура, диссертационный совет, научная деятельность, оценка результативности, scientific institutions, libraries, library workers, research workers, advanced learning, post-graduate courses, doctorate courses, dissertation council, scientific activity, resultivity assessment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Артемьева Елена БорисовнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат педагогических наук, заведующий отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-83-76artem@spsl.nsc.ru
Гузнер Ирина АлександровнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат исторических наук, ученый секретарь ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-25-85guzner@spsl.nsc.ru
Всего: 2

Ссылки

Акилина М. И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. – 1996. – № 4/5. – С. 91–100.
Берестова Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические основания : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2005. – 51 с.
Вихрева Г. М. Влияние глобализации на аксиологическую парадигму современной библиотеки // Библиосфера. – 2009. – № 2. – С. 28–32.
Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2006. – 37 с.
Положение о библиографических базах данных, генерируемых отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; Положение о фактографических базах данных, генерируемых отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; Положение о полнотекстовых базах данных, генерируемых отделом научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН; Положение о базе данных «Издания ГПНТБ СО РАН» // Организационно-технологическая документация ГПНТБ СО РАН. Система электронных каталогов и баз данных. – Новосибирск, 2005. – С. 36–48.
Артемьева Е. Б. Тенденции развития электронных ресурсов по библиотечно-информационной деятельности в ГПНТБ СО РАН // Труды ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2011. – Вып. 1 : Развитие электронной информационно-библиотечной среды. – С. 31–39.
Артемьева Е. Б. Роль Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитии региональной системы дополнительного профессионального образования // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 17–21.
Гузнер И. А., Гузнер С. С. Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать.. кадры // Библиосфера. – 2008. – № 2. – С. 71–75.
Гузнер И. А. Подготовка специалистов в аспирантуре ГПНТБ СО РАН в контексте кадровых проблем науки // ERGO.. Проблемы методологии междисциплинарных исследований и комплексного обеспечения научно-исследовательской деятельности. – Екатеринбург, 2008. – Вып. 4. – С. 71–75.
Гузнер И. А., Гузнер С. С. Подготовка библиотечных кадров высшей квалификации в контексте требований времени // Книга и мировая культура : матери–алы V Междунар. науч.-практ. конф. – Омск, 2010. – С. 40–43.
Артемьева Е. Б., Гузнер И. А. Подготовка научных кадров в области библиотечно-информационной деятельности в учреждениях Российской академии наук // Вклад информационно-библиотечной системы РАН в развитие отечественного библиотековедения, информатики и книговедения : юбил. науч. сб., посвящ. 100-летию Информ.-библ. совета Рос. акад. наук. – Новосибирск, 2011. – С. 281–291.
 Повышение квалификации библиотечных работников: между прошлым и будущим | Библиосфера. 2012. № 5.

Повышение квалификации библиотечных работников: между прошлым и будущим | Библиосфера. 2012. № 5.