Трансформация теории руководства чтением в информационном обществе | Библиосфера. 2015. № 3.

Трансформация теории руководства чтением в информационном обществе

Статья посвящена актуальной проблеме - руководству чтением. Рассмотрены подходы к понятию «руководство чтением» на всех этапах отечественного библиотековедения. Их анализ показал, что прослеживаются следующие теоретические трансформации сути руководства чтением: 1) переход от индивидуального подхода к читателю к организации систематического чтения книг; 2) формирование идеологической направленности и четкой политики государства в регулировании чтения народных масс; 3) понимание руководства чтением как педагогического процесса, играющего огромную роль в воспитании и образовании молодого поколения. Доказывается, что руководство чтением составляло ядро индивидуальной работы с читателями советской библиотеки, а сейчас является частью политики государства в области культуры. Прослеживаются тенденции в изменении терминов, отражающих суть руководства чтением.

Transforming the theory of reading guidance in the information society.pdf Уководство чтением составляло ядро индивидуальной работы с читателями и входило в перечень основных функций советской библиотеки, а сейчас является частью политики государства в области культуры. На протяжении XX в. теория «руководства чтением» претерпела множество трактовок и трансформаций - от идеологической до педагогической и гуманистической. Сегодня этот термин по-прежнему упоминается в учебных и методических пособиях и материалах, официальных документах и энциклопедических словарях. Однако мы не встречаем его в общении и профессиональной лексике библиотековедов и библиотекарей. Библиотекари уклоняются от ответа на вопрос: руководят ли они чтением своих читателей. Все больше делается акцент на индивидуальной работе с читателем, на консультационной помощи в отборе информации и обучении навыкам отсеивания информации. И потому встает вопрос: возможно ли сегодня руководство чтением, что оно в себя включает и каким видится в современном обществе? В отечественной теории и практике библиотечного дела исторически особая роль отводилась библиотекарю и его взаимоотношениям с читателем. Первое упоминание о руководстве чтением мы находим уже в XVIII в., а как теория, оно утвердилось уже в 1900-е гг. Руководство чтением как целеориентирующая деятельность и подготовка читателя к самообразованию, которые клас-сики российского библиотековедения Н. А. Рубакин и А. Я. Айзенберг рассматривали не только в качестве познавательного процесса, но и средства воспитания, непрерывного обновления интеллектуального арсенала, являются содержательными аспектами образовательной и культурно-просветительской функций библиотеки [1, c. 47; 8, с. 89]. Н. А. Рубакин первым из библиотековедов России пытался поставить на научную основу проблему изучения читателя и вопрос о влиянии книги на читателя. В своих известных трудах «Этюды о русской читающей публике», «Психология читателя и книги (введение в библиопсихологию)» Н. А. Рубакин рассматривал проблемы чтения и самообразования, заложил основы библиопсихологии, теории чтения, а также разработал методы изучения читателей. Он стоял на позиции свободы выбора читателем объектов чтения и в то же время подчеркивал необходимость влияния библиотекаря на этот выбор. Это руководство заключается в том, чтобы внедрить хорошую честную книгу в толпу и облегчить читателям различный выбор книг [7, с. 133]. В. А. Зеленко, И. В. Владиславлев, Л. Б. Хавкина рассматривали руководство чтением как педагогический процесс и также ставили во главу угла индивидуальный подход. В годы советской власти была создана советская теория руководства чтением, в которой главная роль отводилась библиотеке как социальному институту. В ее разработке принимали участие Н. К. Крупская, Д. А. Балика, Б. В. Банк, Г. А. Брылов, А. Я. Виленкин, Е. А. Горш, В. Ф. Сахаров, А. В. Усов и др. Руководство чтением определялось ими как государственная политика, направленная в первую очередь на ликвидацию неграмотности и повышение культурного уровня населения. А. Я. Виленкин подчеркивал, что это регулирование чтением осуществляется по трем линиям - регулирование издательской деятельности; регулирование проникновения литературы в библиотеки; регулирование пользования этой продукцией в библиотеках. Библиотека рассматривалась как специальный аппарат, с помощью которого государство регулировало чтение масс и контролировало циркуляцию книжного оборота. Руководство чтением включало в себя организацию систематического чтения, помощь читателю в самостоятельной работе над книгой и всестороннее развитие личности, помощь в самообразовании. Оно строилось на активной работе с читателем, на открытом диалоге с ним. Нужно было научить читателя читать. Внимание уделялось продвижению книги к читателю и сочетанию методов индивидуальной и коллективной работы с читателями [4, с. 80-86]. Таким образом, руководство чтением рассматривалось как система, характеризующаяся идеологической направленностью и связью с агитацией и пропагандой книги и включающая в себя как организацию чтения, так и управление им. В 1970-е и 1980-е гг. руководство чтением сохраняло идеологическую направленность и составляло научную основу всей деятельности библиотеки. Общетеоретическими проблемами руководства чтением занимались В. Р. Фирсов, И. В. Бахмутская, Б. Н. Бачалдин, В. И. Терешин, А. Н. Ванеев и др. В библиотековедческой литературе того времени подчеркивалось особое значение для руководства чтением принципа самостоятельности читателя, т. е. создания таких условий, которые позволяли бы читателю самостоятельно выбирать направление и систему чтения, формировать читательский интерес [2, с. 48]. Дискуссия по поводу руководства чтением началась в 1990-е гг. и касалась двух направлений советского библиотековедения - сохранения и укрепления его основ, с одной стороны, и модернизации - с другой. В эти годы вышли в свет многочисленные публикации в периодических изданиях (статьи И. К. Джерелиевской, В. И. Терешина, Л. Д. Гудкова, Б. В. Дубина) и ряд учебных и методических пособий, в которых наряду с обсуждением теоретических проблем отражено стремление помочь читателю в организации чтения. Критика была направлена, прежде всего, на идеологическую и партийную составляющую теории руководства чтением. Рассматривая в 1980-х гг. руководство чтением как основополагающее направление библиотечной работы, в 1990-е гг. В. И. Терешин утверждал, что «руководство чтением» - это насилие, принуждение и ограничение свободы. Библиотекарь, по его мнению, должен выполнять функцию организатора самостоятельной работы читателя в библиотеке. Он предложил заменить руководство чтением сотрудничеством. «Библиотечная педагогика сотрудничества основана на сотрудничестве читателя и библиотекаря и открывает полную свободу каждому читателю читать все, что он пожелает без всякого руководства и давления на него» [10, с. 35]. Что же такое руководство чтением? Чисто техническая забота о читателе, автоматический подбор всей литературы по данной теме или рекомендация лучших книг? По мнению Ю. В. Столярова, у читателя и библиотекаря различные подходы к книге. Библиотекарь оценивает книгу с профессиональной точки зрения - есть ли в ней ценные для читателей идеи, несет ли она новую и достоверную для них информацию, соблюдены ли в художественном произведении требования высокого вкуса и качественного оформления. Читатель смотрит на внешнюю сторону книги, ее новизну и актуальность [9, с. 51-58]. А. Я. Черняк понимал его как педагогический процесс, помогающий читателю в информировании и отборе литературы с учетом его читательских потребностей, а также в формировании культуры чтения [11, с. 25]. В более подробном виде эти проблемы изложены А. Н. Ванеевым. Им было прослежено зарождение термина «руководство чтением» с середины XVIII в. Он считал, что руководство чтением - это труд библиотекаря по подбору литературы для читателя. Его суть заключается в организации самостоятельного выбора книг самим читателем. Библиотекарь может выполнить заказ читателя и сделать подборку книг по интересующей его теме, однако окончательный выбор оставляет за читателем [3, с. 24-26]. В дальнейшем А. Н. Ванеев рассматривал руководство чтением как один из механизмов социального управления духовной жизнью современного общества и предложил заменить данный термин другим - управление чтением. Управление чтением, по его мнению, базируется на принципе самостоятельности читателя, для которого создаются благоприятные условия для индивидуального, добровольного и самостоятельного выбора направлений чтения и формирования собственной системы чтения [2, с. 101]. В теории прослеживаются следующие трансформации сути руководства чтением: 1) переход от индивидуального подхода к читателю к организации систематического чтения книг; 2) формирование идеологической направленности и четкой политики государства в урегулировании чтения народных масс; 3) понимание руководства чтением как педагогического процесса, играющего огромную роль в воспитании и образовании молодого поколения. В последнее десятилетие наблюдается несколько различных подходов к данной теории - социологический (Н. А. Рубакин, М. Н. Куфаев, Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая, Ю. П. Мелентьева); педагогический (Х. Д. Алчевская, Л. Б. Хавкина, В. И. Терешин, А. Я. Черняк); акмеологический (В. А. Бородина); субъект-субъектный (А. Н. Ванеев); культурологический (Т. Г. Галактионова); стратегический (Н. Н. Сметанникова, Т. Д. Полозова); гуманистический (И. И. Тихомирова) и практический, предлагающий средства компьютеризации по улучшению эффективности чтения (С. В. Дорохина, Н. В. Лопатина, В. А. Невский). В «Библиотечной энциклопедии» (2007) руководство чтением определяется как целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов библиотечной деятельности. Оно включает в себя помощь читателю в выборе произведений печати, подбор и рекомендацию книг по теме запроса, содействие читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг [5, с. 900]. Некоторые специалисты считают, что сегодня этот термин не уместен и следует его заменить актуализацией чтения, поддержкой чтения, библиотечным ориентированием или библиотечным общением. Под библиотечным общением подразумевается гуманистический аспект библиотечного обслуживания, основанный на равноправном взаимодействии библиотекаря и читателя и предполагающий субъект-субъектные отношения. Другое определение «руководства чтением» - это целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления (или, точнее, востребования) всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные книги, обычные периодические издания, электронные тексты, мультимедийные источники информации. Информация - это то, что увеличивает степень знания ее адресатом интересующих его объектов окружающего мира или, как говорил К. Э. Шеннон, - это то, что сокращает «степень неопределенности» (энтропии) у ее адресата о каком-то объекте. Таким образом, прослеживается еще одна трансформация руководства чтением - в терминологическом аспекте. За последние годы XX и начала XXI в. появилось множество различных терми-нов, связанных с информационными технологиями и пришедших из американских источников, например, паблик-рилейшен, информационная и технологическая грамотность. Появился термин «мультимодальная грамотность» как совокупность четырех видов грамотности - информационной, визуальной, медиаграмотности и мультикультурной. Традиционные достижения и функции библиотеки в области работы с читателями претерпели ряд модернизаций - на первый план вышли документные и информационные функции; право выбора книги, право читать или не читать оставалось за читателем. В России большее распространение получили такие понятия, как «информационная культура» и «культура чтения». Руководство чтением стало все больше сочетаться с принуждением и навязыванием и практически исчезло из профессиональной лексики. Однако парадокс в том, что в регламентирующих документах и методических пособиях существует раздел работа с читателями, в котором этот термин по-прежнему имеет место. Руководство чтением как главная составляющая массовой, культурно-просветительской работы до сих пор является одним из направлений деятельности школьных и детских библиотек. Индивидуальная работа с читателями предполагает руководство чтением, под которым школьные библиотекари понимают целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов деятельности библиотек. Второй момент, который хотелось бы подчеркнуть, - это признание теории руководства чтением как основополагающей миссии школьных и детских библиотек. Об этом говорила Юрико Накамура - доцент университета Досися из г. Киото на форуме школьных библиотек в 2009 г. [6]. Под «руководством чтением» японские библиотекари и библиотековеды понимают не только продвижение чтения и проведение соответствующих мероприятий, но и подготовку детей к основам жизни и поведения в различных общественных ситуациях. Приобретение навыков чтения способствует развитию человеческого мозга, улучшает память и воображение. Это обучение чтению должно, по мнению японцев, предшествовать формированию информационной культуры личности, модели, разработанной американскими учеными. Руководство чтением включает в себя несколько направлений (овладение техникой чтения, беседы о книгах, составление рекомендательных библиографических списков, формирование шкалы ценностей и жизненных установок). Таким образом, это понятие следует рассматривать в более широком смысле и в контексте педагогических, информационных, образовательных, гуманистических и философских аспектов. Сегодня традиционная книга не является единственным источником потребления информации. Подростки заявляют, что читать не модно, книги устарели, так как у нас есть компьютеры, планшеты, мобильные телефоны. Информатизация меняет характер читательской деятельности - ценностные и целевые ориентиры, приоритеты; формируется новый тип сознания, на который оказывают влияние новый образ жизни, новые практики и техника чтения. Информатизация способствовала увеличению многообразия ресурсов, стимулировала интерес к самообразованию и дистанционному обучению. Современный читатель воспринимает книгу, текст в совокупности форм. Он нацелен на прагматичность и инструментальность чтения как средства развития памяти и мышления. Он активно использует в качестве инструмента библиографического поиска информационные и интерактивные технологии, различные интернет-ресурсы. Большинство интернет-ресурсов в настоящее время акцентирует внимание пользователя на услугах конкретной библиотеки и организации культурно-досуговой деятельности. Однако в них отсутствуют разделы с рекомендацией книг, с аннотированным справочным пособием по фонду библиотеки или разделы, знакомящие с новыми поступлениями и с новыми вышедшими в свет книгами, которые можно приобрести в магазинах или почитать прямо сейчас. Руководство чтением посредством интернет-проектов предполагает не столько теоретическую основу, сколько практическую базу, где осуществляется процесс саморазвития личности, проявляются его способности к самостоятельности, творчеству и самообразованию. В современном обществе руководство чтением приобретает черты мягкого контроля или ориентирования в литературе. Государственная политика в области культуры сегодня направлена на поддержку чтения и реализацию различных программ развития чтения. Следует говорить об «ориентирующем чтении», включающем в себя влияние на процесс чтения книги читателем, консультативную помощь в выборе нужной книги из многообразия литературы, создание оптимальных условий для организации собственной системы чтения, для взаимодействия книги, автора и читателя и предоставление списка интересных и нужных с точки зрения библиографа книг. По инициативе президента РФ В. В. Путина в 2011 г. проводился опрос населения о том, какие книги должен прочитать школьник в процесс своего обучения. На основе полученной информации в ходе общественного опроса и обсуждения в 2012 г. был составлен список из 100 книг, в который вошли как художественные произведения, в том числе по школьной обязательной программе, так и книги по культуре и истории России. Списки из 100 книг составлялись писателями, социологами и предназначались не только школьникам, но и взрослым, для того чтобы стать культурными и образованными. Здесь представлены художественные произведения отечественных и зарубежных авторов, труды по философии, культурологии; детская литература, военная проза, былины, эпосы, сказания и стихотворения. Сгруппированные по темам книги несли педагогическую и воспитательную функции. В качестве примера можно привести список Д. Быкова или «Справочник для читателя» В. Б. Губина. Проблема не в том, в какой форме (и формате) существует книга, а в том, что у современных молодых людей исчез целый культурный пласт - литература. В СССР руководство чтением включало обязательность чтения основных политических документов, школьной программы по литературе, новых романов известных писателей. Необходимо было знать и разбираться как в классике, так и в новой современной литературе. В последнее время литература утратила свои основные функции - ориентира, формы эстетизирования идей, развития мыслительных и творческих способностей личности. Долгое время именно чтение литературы было на первом месте среди всех развлечений молодежи. Она являлась способом создания образных моделей. Современный книгоиздательский рынок больше озабочен коммерческими выгодами от продажи и поступления книг в книжные магазины, библиотеки. Поэтому мы мало видим на книжном рынке произведений современных писателей, особенно детской литературы. Школьные учителя и преподаватели литературы не ставят на своих уроках самостоятельной задачей обучение учащихся основам понимания текста. Между тем посредством чтения литературы осуществляются два этапа мыслительной деятельности человека - «узнавание нового» и «преображение старого». Эти две функции должно сегодня осуществлять руководство чтением.

Ключевые слова

руководство чтением, библиотека, индивидуальная работа с читателями, интернет-ресурсы, reading guidance, library, individual work with readers, Internet-resources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маркова Татьяна БорисовнаБиблиотека Российской академии наукдоктор философских наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела библиографии и библиотековедения, тел.: (812) 328-55-11m.tanucha@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. - М. : Высш. школа, 1986. - 128 с.
Ванеев А. Н. Библиотековедение в России конца XX века : учеб. пособие. - СПб. : Профессия, 2007. - 246 с.
Ванеев А. Н. К дискуссии о руководстве чтением // Научные и технические библиотеки. - 1992. - № 6. - С. 24-29.
Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР (1917-1959 гг.) : учеб. пособие / Ленингр. гос. ин-т культуры. - Л., 1976. - 151 с.
Гриханов Ю. А. Руководство чтением // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 900.
Накамура Ю. Чтение как руководство для жизни: две основные теории школьного библиотечного образования «руководство чтением и формирование информационной культуры личности» // Школьная библиотека. - 2009 - № 6/7. - С. 64-67.
Рубакин Н. А. Избранное. В 2 т. Т. 2. - М. : Книга, 1975. - 280 с.
Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием. - М. : Советская Россия, 1962. - 129 с.
Столяров Ю. Н. Дискуссия о руководстве чтением в лицах и красках // Научные и технические библиотеки. - 1993. - №.8. - С. 51-58.
Терешин В. И. Руководство чтением или библиотечная педагогика // Научные и технические библиотеки СССР. - 1990. - № 2. - С. 29-35.
Черняк А. Я. О руководстве чтением, рекомендательной библиографии, а также термине «biblion» // Научные и технические библиотеки СССР. - 1991. - № 10. - С. 24-26.
 Трансформация теории руководства чтением в информационном обществе | Библиосфера. 2015. № 3.

Трансформация теории руководства чтением в информационном обществе | Библиосфера. 2015. № 3.