«Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами | Библиосфера. 2015. № 3.

«Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами

Статья содержит описание возможностей применения теории социальных эстафет М. А. Розова в деятельности библиотек военно-учебных заведений и общеобразовательных школ с кадетскими классами. Детально описан проект «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение», который реализуется на базе теорий М. А. Розова, А. Б. Антопольского и А. А. Ахаяна. В работе использованы статьи Е. Н. Гусевой - первого отечественного библиотековеда, представившего теорию М. А. Розова библиотечному профессиональному сообществу. Описаны структура проекта и технология использования каждого элемента.

«A model library» is a core of new educational space for libraries of military pre-vocational schools and comprehensive .pdf Связи с новыми задачами, вставшими перед школьным образованием, появились и новые задачи перед библиотеками военно-учебных допрофессиональных образовательных организаций и всех общеобразовательных школ, в частности, с кадетскими классами. Повышение насыщенности образовательной среды, увеличение доли самостоятельной работы с информацией, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых информационных потребностей у всех участников образовательного процесса потребовали усилить информационно-методическое сопровождение деятельности вышеназванных библиотек и реализовать проект «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение». Генеральная цель проекта - преодоление междуведомственных барьеров и консолидация вышеназванных библиотек в устойчивое профессиональное сообщество с высокой сетевой активностью. Для реализации столь масштабного проекта потребовалась методологическая база, позволяющая не только опираться на современные достижения, но и ориентироваться на большинство целей, задач и ценностей, которые были присущи дореволюционному кадетству, прежде всего патриотизм, любовь к родине, четкие представления о долге и чести и т. д. Такой базой стали работы современного философа М. А. Розова, касающиеся социальных эстафет, то есть куматоидов. В библиотечном сообществе нам известны всего лишь две попытки связать философскую мысль М. А. Розова с библиотечной теорией и практикой - это статьи Е. Н. Гусевой [5, 6]. По мнению автора теории социальных эстафет Михаила Александровича Розова: «В развитии многих научных дисциплин явно проглядывает следующая закономерность: все начинается с накопления чисто рецептурных знаний практического характера, и только на следующем этапе нас начинает интересовать объект сам по себе» [7, с. 39]. Данное заключение вполне ложится на библиотековедение. Основным положением теории М. А. Розова является допущение, что в основе воспроизведения социальных явлений (иначе говоря, в основе социальной памяти) лежит способность индивида и социума действовать по непосредственным образцам. Способ бытия социальной реальности имеет особое - волноподобное - строение и структуру. «Одиночная социальная эстафета может быть сравнима с одиночной волной на поверхности водоема, которая - согласно физическим законам - идет по поверхности (т. е. во времени и пространстве), захватывая все новое вещество, но не меняет направления в своем пути. Волна по-гречески - кума (cuma), поэтому одиночная социальная эстафета была названа куматоидом» [6, с. 55]. Автор статьи, основываясь на положениях научной теории М. А. Розова, выдвигает теорию социальных эстафет применительно к библиотекам военно-учебных заведений и школьным библиотекам. Например, вне зависимости от эпохи и типа библиотеки библиотекари рассматривают себя как просветителей, а библиотеку как просветительскую структуру, и в любое направление своей деятельности включают просветительский элемент - будь то создание каталогов или обслуживание читателей. Другим примером можно считать чтение библиотекарей и их независимое от эпохи стремление стать лидерами в формальных и неформальных референтных группах, влияющих на выбор книг для чтения молодых читателей. Традиция, передаваемая социальной средой, не закрепленная до недавнего времени в регламентирующих документах, - это активное участие библиотекарей в процессах обучения и воспитания. Более современной социальной эстафетой является готовность школьных библиотекарей к внедрению и использованию новшеств, в том числе технологических. По статистике РГПУ им. А. И. Герцена, библиотекари являются более активными пользователями образовательных ресурсов, чем сами педагоги и учащиеся. С другой стороны, социальной эстафетой можно считать стремление библиотекарей использовать в работе с читателями педагогические технологии и техники, вести самодеятельные социологические исследования и заимствовать приемы и направления деятельности смежных областей науки и практики. Это положение можно проиллюстрировать глубоким проникновением специалистов библиотек в такие, казалось бы несхожие, области, как краеведение и психология личности. Однако многое из того, что в настоящее время делается библиотекарями военно-учебных и общеобразовательных учреждений связано как раз с упомянутыми областями. Опираясь на теорию М. А. Розова (мы не говорим о куматоидах, так как большинство воспроизводимых современными библиотекарями действий носят массовый характер), а также на семилетний опыт проекта Фонда поддержки образования, мы пришли к нескольким выводам: • социальные эстафеты, носящие общепрофессиональный характер, в самой незначительной доле доходят до библиотекарей военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки, так как они практически изолированы от библиотечного профессионального сообщества. Одновременно с этим библиотекари данного типа библиотек свято чтут воинские традиции, представления о чести и патриотизме; • в еще более сложном положении оказываются библиотекари школ с кадетскими классами, до которых не доходят социальные эстафеты военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки, и при этом далеко не все социальные эстафеты общего среднего образования имеют практический смысл в их работе; • наличие социальных эстафет обеспечивает преемственность в профессиональных ценностях от поколения к поколению библиотекарей, но новые тенденции должны передаваться им непосредственно и в удобной для них форме. • для доведения научной, методической и тематической (предметной) информации названных выше групп библиотекарей необходимо создание информационной системы нового типа, которая может позволить, единожды попав в систему, удовлетворить запросы как самих библиотекарей, так и читателей. Обобщая представленные выше выводы, рабочая группа проекта «Кадетство: Информация. Воспитание. Чтение» пришла к осознанию необходимости создания виртуального методического центра, способного сопровождать деятельность как военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки, так и общеобразовательных школ, в том числе школ с кадетскими классами. Для организации виртуального методического центра были использованы идеи доктора технических наук А. Б. Антопольского [2, с. 186], профессора А. А. Ахаяна [3, с. 8-16], а также методические подходы, представленные в многочисленных статьях по вопросам деятельности библиотек общеобразовательных учреждений. Виртуальный методический центр будет являть собой насыщенное информационное пространство, названное авторами «Образцовая библиотека». «Образцовая библиотека» включает ряд элементов: 1. Сайт проекта для сбора и регенерации контента. Сайт имеет несколько функций: а) представление материалов и разработок общедоступных библиотек, которые соответствуют теме проекта и имеют высокое качество; б) страница литературного критика, где будут представляться небольшие по объему художественные и научно-популярные произведения (полностью или фрагментарно); в) хроника событий организаций, участвующих в проекте; г) рецензии писателей и литературоведов. На сайте запланированы, кроме того, три постоянные страницы: • этико-правовое и гражданское воспитание; • краеведение; • информационная грамотность. На этих страницах будут размещаться наиболее интересные и важные материалы, опубликованные ранее и переданные авторами в общественный доступ, в том числе учебные программы, разработки уроков, книги для учителей и т. д. Учитывая важность приобщения к чтению и развития литературного вкуса у юных читателей, отдельная страница будет посвящена проекту «Добрая лира». Здесь будут опубликованы материалы о проекте, текущие задания для учителей и учащихся, а также перечень авторов и названий произведений, вошедших в уже изданные тома проекта со ссылкой на полные тексты в «Образцовой библиотеке». Главный раздел сайта будет адресован библиотекарям военно-учебных заведений и общеобразовательных школ и станет выполнять определенные методические функции, т. е. в данном разделе будут размещены все нормативные правовые регламентирующие документы, имеющие отношение к деятельности библиотек данного типа, лучшие или рекомендованные образцы внутрибиблиотечных документов (положения, регламент на информационно-библиотечное обслуживание и т. д.). Кроме того, в разделе будут содержаться материалы, отражающие инновационный опыт библиотекарей, их комментарии и рекомендации для тиражирования данного опыта в других библиотеках. Для доступа к библиотечным разделам сайта необходимо пройти регистрацию на сайте проекта. Следовательно, те пользователи, которые оставили свои адреса электронной почты, могут рассчитывать на получение методической помощи. Таким образом, именно в этом разделе начнет формироваться виртуальное сообщество специалистов и виртуальный методический центр для данного типа библиотек. Последняя страница сайта будет посвящена описанию процесса реализации проекта, мероприятиям в рамках проекта, событиям проекта, мнениям участников проекта по разным вопросам. Кроме того, будет помещена информация о курсах повышения квалификации, конференциях, семинарах и т. д. Необходимо еще раз подчеркнуть, что до размещения в «Образцовой библиотеке» издания школ проходят двойную экспертизу - общественную (на сайте) и научную (дистанционно). Таким образом, в «Образцовую библиотеку» предполагается вносить только те материалы, которые будут признаны актуальными, иметь высокий научный уровень и практическое значение для современных образовательных организаций. У рабочей группы проекта уже накоплен опыт оказания дистанционной методической помощи благодаря деятельности в Центре гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг (далее - Центр), организованный на базе ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Василеостровского района Санкт-Петербурга (руководитель - О. Р. Старовойтова, заместитель - А. Л. Третьяков). Центр имеет 123 индивидуальных абонента и несколько коллективных. По отзывам пользователей метод дистанционной методической помощи устраивает библиотечных специалистов и не препятствует в ряде случаев получить помощь вполне традиционно. В рамках проекта планируется проведение ди-станционных курсов повышения квалификации (72 часа) совместно с Информационно-методическим центром Василеостровского района Санкт-Петербурга. Окончательная формулировка тематических блоков будет определена после заседания рабочей группы. 2. Гибридная электронная полнотекстовая библиотека, включающая как библиографические описания, так и полнотекстовые документы, а также видео-, аудио- и иные виды документов, необходимые для современной организации образовательного процесса. Одной из основных целей организации такой библиотеки является сбор и размещение (после дистанционного рецензирования) малотиражных материалов, издаваемых школами, информационно-методическими центрами и институтами повышения квалификации различных регионов Российской Федерации. Введение в общественный оборот таких материалов - одна из основных задач создания «Образцовой библиотеки», которая наряду с печатными изданиями будет способствовать диссеминации опыта школьных учителей, библиотекарей и представителей управленческого звена. Рецензирование материалов предполагается осуществлять по методике, которая разработана А. Б. Антопольским [2, с. 190] и которая вполне оправдала себя при издании научно-технических материалов. «Образцовая библиотека» основной целью имеет восполнить отсутствующие в существующей системе распространения педагогической информации фрагменты, т. е. собрать и предоставить для всеобщего доступа неопубликованные или малотиражные разработки учителей, воспитателей и школьных библиотекарей, малотиражные издания информационно-методических центров и институтов повышения квалификации. Первый этап сбора неопубликованных документов в Великом Новгороде и Новгородской области доказал, что в школах в 1-3 экз. часто хранятся высокопрофессиональные актуальные материалы, и большинство из них не проходило редакционно-издательской обработки. В нашей системе такие малотиражные материалы первоначально попадают на сайт проекта - в раздел «Новые поступления», а затем в систему дистанционной научной экспертизы. Материалы, получившие общественное одобрение и положительную экспертизу, из раздела новостей сайта проекта переносятся в «Образцовую библиотеку». 3. Важным элементом данного информационного пространства должен стать электронный журнал «Педагогический сборник», зарегистрированный в РИНЦ. История предшественника данного журнала, издававшегося с 1864 по 1914 г., весьма поучительна. На его страницах публиковали свои материалы специалисты военно-учебных заведений и известнейшие педагоги XIX в., в том числе К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, A. Л. Громачевский, В. Е. Евтушевский, Л. H. Модзалевский, Д. Д. Семенов, К. К. Сент-Илера и др. Журнал издавался в Санкт-Петербурге при поддержке начальника Главного управления военно-учебных заведений Н. В. Исакова. Одной из главных задач журнала являлось обеспечение связи теории и практики. Значительное внимание в журнале уделялось патриотическому воспитанию, методикам обучения и иным педагогическим вопросам. Большое количество статей было посвящено изучению русского языка, отечественной и зарубежной литературы, вопросам круга чтения кадет с целью их развития и просвещения. В журнале также описывался опыт организации библиотек военно-учебных заведений, значительное место уделялось библиографии. Взяв на себя смелость издавать электронный журнал под таким хорошо известным названием, участники проекта долго работали над его структурой, чтобы сохранить характер и лицо журнала середины XIX - начала XX в. и аккуратно внедрить разделы, актуальные для XXI в. В первый год проекта журнал будет выходить четыре раза в год. Наиболее затребованные (по показаниям счетчика) статьи будут дублироваться в электронной библиотеке. Учредителями нового журнала стали такие известные общественные организации, как МОО «Информация для всех» и Гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века», а также физические лица, прежде всего бывшие и действующие специалисты военно-учебных заведений и библиотековеды. Предусматривается дистанционно распределенная система рецензирования работ библиотекарей, воспитателей, учителей. Система рецензирования должна охватить малотиражные издания, не прошедшие редакционно-издательскую обработку, и ответить на следующие вопросы: корректен ли и актуален предложенный материал с точки зрения педагогики или библиотечного дела; содержит ли материал нечто новое и может ли он быть практически полезен; оригинален ли данный материал. Возможно, с развитием системы рецензирования круг вопросов будет расширяться и совершенствоваться, но это покажет уже практический опыт использования системы. 4. Для создания действительно насыщенного информационного пространства педагогам и библиотекарям будут предложены интерактивные ссылки на актуальные и безопасные интернет-ресурсы, в том числе: • на портал МОО «Информация для всех»; • портал РШБА; • портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех»; • сайт электронного журнала «Письма в Эмиссия. Оффлайн», входящий в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. На базе данного журнала за прошедшее десятилетие сформировался «Педагогический Интернет», т. е. большинство педагогических вузов страны доступно для каждого пользователя данного ресурса; • портал МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова»; • сайт Академии инновационного образования и развития. Предложенное сочетание элементов новой модели ориентировано в первую очередь на библиотекарей и учителей, которые в процессе работы и / или обучения смогут воспользоваться материалами данной информационной системы. В ходе реализации проекта предусмотрено определенное количество очных встреч с участниками проекта. 27 февраля 2015 г. в Санкт-Петербурге прошел семинар специалистов библиотек суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ с кадетскими классами Санкт-Петербурга. На семинаре было поднято несколько вопросов: • готовы ли присутствующие на семинаре стать участниками проекта; • в каких мероприятиях проекта они хотели бы принять участие; • какие из своих материалов они готовы предложить в первый выпуск журнала «Педагогический сборник»; • к кому из педагогов, на их взгляд, стоит обратиться с предложением описать свой опыт на страницах журнала; • считают ли участники семинара целесообразным публиковать на страницах журнала «Педагогический сборник» лучшие работы учащихся; • каких рубрик, на их взгляд, не хватает в структуре журнала. Данные вопросы участникам семинара были предложены в форме анкет. Первое анкетирование выявило, что обеспеченность школьных библиотек электронными образовательными ресурсами не превышает 10% от общего объема фонда и является недостаточной для организации полноценного обслуживания учащихся. Кроме того, специалисты библиотек указали на необходимость баз данных, в том числе баз данных ученых-педагогов, и готовность оказывать посильное содействие в формировании подобных баз данных. Все респонденты отметили желание стать дистанционными пользователями Центра гражданской, этико-правовой и иной социально значимой информации памяти профессора Н. И. Элиасберг и готовность дистанционно повышать свою квалификацию. Обработка и анализ анкет показали, что: 1) все присутствующие на семинаре готовы к участию в проекте; 2) специалисты заинтересованы в дистанционном повышении квалификации, и наиболее актуальными темами для них явились: • педагог-библиотекарь (суть деятельности и ее нормативное обеспечение); • вопросы психологии общения с учащимися и организации работы библиотеки в качестве досугового центра во второй половине дня; • знакомство с современной зарубежной и отечественной литературой и методы ее пропаганды среди всех участников образовательного процесса; • обучение учащихся работе с информацией; • повышение информационной компетентности педагогов. Дискуссию вызвал вопрос о необходимости ведения в библиотеках данного типа электронных каталогов, учитывая, что библиотеки данного типа до настоящего времени не объединены в сеть. Другим дискуссионным вопросом стал вопрос об организации социального партнерства с общедоступными библиотеками. Второй опрос показал, что основными темами, материалы по которым библиотекари готовы представить в журнал, являются краеведческая деятельность, организация массовой работы в библиотеках, участие в различных конкурсах, история образовательных организаций, вопросы информационной безопасности кадет. Присутствующие на семинаре специалисты библиотек суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ с кадетскими классами поддержали идею проведения дистанционного межрегионального конкурса в честь празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Живущим - помнить!». В связи с актуальностью темы - внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в библиотеках данного типа - было проведено анкетирование специалистов. Анкетирование выявило информационные потребности библиотекарей в научных и методических материалах по вопросам организации безопасной информационной среды, создания безопасной информационной продукции, а также организации работы учащихся в социальных сетях, в том числе сети Интернет. Участники семинара высказали пожелание в марте и ноябре 2015 года собрать рабочую группу, которая в ряду других вопросов рассмотрит вопрос о шефстве библиотек военно-учебных заведений над библиотеками школ с кадетскими классами. Проект активно реализуется и развивается. Следующий семинар будет проведен для педагогов и воспитателей военно-учебных заведений и школ с кадетскими классами.

Ключевые слова

теория социальных эстафет, куматоиды, «образцовая библиотека», библиотеки военно-учебных заведений, social relay-race theory, kumatoids, «model library», military schools libraries

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Старовойтова Ольга РафаельевнаСеверо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФкандидат педагогических наук, доцент, директор Центра информационной поддержки научных исследований, тел.: 8 (911) 958-32-81olgastarovoyt@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России. - М. : Либерея, 2004. - 424 с.
Антопольский А. Б., Данилина Е. А., Маркарова Т. С. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек. - М. : Патент, 2008. - 207 с.
Ахаян А. А., Лаптев В. В. О Концепции системы дистанционного педагогического образования //Материалы IX Международной конференции-выставки «Информационные технологии образовании («ИТО-99»), 9-12 ноября 1999 г., Москва. - URL: http://ito.edu.ru/1999/III/2/227.html (дата обращения: 07.03.2015).
Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства : ист. справ. - М. : Рус. мир, 1993. - 222 с.
Гусева Е. Н. Теория социальных эстафет применительно к феномену библиотеки // Молодые в библиотечном деле. - 2009. - № 1. - С. 56-60.
Гусева Е. Н. ТСЭ-подход к инновационной деятельности в библиотеке // Научные и технические библиотеки. - 2014. - № 2. - С. 52-57.
Розов М. А. О судьбах эпистемологии и философии науки // Философия. Наука. Цивилизация. - М., 1999. - С. 39.
Розов М. А. Проблема специфики гуманитарного познания // Гуманитарные науки в контексте социалистической культуры. - Новосибирск, 1984. - С. 78-91.
Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: История. Идеи. Перспективы. - Новосибирск, 1997. - С. 9-67.
 «Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами | Библиосфера. 2015. № 3.

«Образцовая библиотека» - ядро нового образовательного пространства для библиотек военно-учебных заведений допрофессиональной подготовки и общеобразовательных школ с кадетскими классами | Библиосфера. 2015. № 3.