Библиотека как информационная опора социального кластера | Библиосфера. 2015. № 3.

Библиотека как информационная опора социального кластера

Анализируются возможности современной библиотеки как информационной опоры социального кластера. Информационное сопровождение социального кластера предлагается рассматривать с точки зрения не только технологических процессов, но и в качестве процесса обмена интеллектуальными ресурсами, что способствует признанию библиотеки территориальным центром информационно-технологических ресурсов.

Library as a social cluster information support.pdf Середине второго десятилетия XXI в. общественная мысль все чаще задается вопросами о процессах трансформации общества, начальных итогах постиндустриального развития мирового сообщества, месте и роли личности в нем. Какие процессы современности находят большее отражение в культурной картине мира: глобализация или все-таки сохранение культурной идентичности на ментальном уровне? Информатизация как отражение явлений общей консолидации или нарастающие фобии, связанные в массовом сознании с «электронной тюрьмой» распространяющихся цифровых технологий? Данные вопросы отнюдь не риторические, они связаны прежде всего с сохранением и развитием сферы библиотечного дела (чаще определяемой сейчас как информационно-библиотечная) и требуют в свою очередь ответа на ряд более частных вопросов. Т. Я. Кузнецова видит главную угрозу для библиотек в фетишизации информационных технологий в обществе, развитии операционно-прагматической стороны в ущерб ценностно-целевой ориентации в формировании информационной культуры общества и личности [6, c. 3]. Сама постановка вопроса выходит далеко за рамки внутренних технологий библиотеки, неразрывно связана с общими актуальными социальными теориями и практикой общественного развития. На наш взгляд, современные положения теории социальных кластеров и их претворение в практику развития отдельных территорий современной России позволяют проследить взаимосвязь не только с общими проблемами информатизации, в том числе и преодолением информационного неравенства регионов, но и с сохранением духовного пространства личности. Философский вопрос о первичности и вторичности культурного и социального, экономического и духовного приобретает в данном контексте не только (и не столько) отвлеченное значение, сколько наполняется конкретным содержанием, от которого во многом зависит будущее страны. Устойчивое развитие отдельных территорий долгое время исключительно считалось прямо пропорциональным динамичному развитию промышленности этой территории. Искусственное сужение сферы «социального» до «производственного» и «экономического» в политике государства имело самые негативные последствия. Между тем, по мнению одного из авторитетных российских экономистов Ю. В. Громыко, «развитие исходно является внеэкономической категорией. Сначала надо развитие организовать, а лишь потом его капитализировать» [5]. Сегодня подобная аналогия может быть экстраполирована на информационно-коммуникационные технологии. Социальная суть информационных технологий в структуре социального кластера не должна ограничиваться пределами их узкоутилитарного использования только как инструментария развития производства. Индивид - участник информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), рассматривается не только в качестве пассивного объекта информационного поля, но и в качестве участника высокотехнологичного производства, а самое главное, производителя собственной информации. Следовательно, опосредованно личность может стать содеятелем преобразований социально-культурной структуры местного сообщества, своеобразным вкладчиком в информационные инвестиции, формирующие в совокупности информационный капитал, выходящий за пределы локального месторасположения. О. Н. Вершинская, доктор экономических наук, характеризуя понятие «информационный капитал личности», объективирует тот факт, что данный термин можно рассматривать в рамках теории человеческого капитала как его существенную часть. Обычно понятие «человеческий капитал» трактуется как время, опыт, знания и способности, которые могут использоваться в производственном процессе, фокус при этом будет на процессах образования и переподготовки. Но информационный капитал можно рассматривать и как общественное накопление, как часть социального капитала или как вид нематериальных активов, в том числе и территориального объединения [4]. В процитированной выше статье Т. Я. Кузнецова также отмечает, что «информационная и медиаграмотность являются важнейшими условиями и инструментами развития культурной компетентности личности и социума в целом», а конкретно, «знание институциональных форм социальной организации данного общества, то есть политических, экономических, правовых, научных, образовательных, информационных, культурных и других», «умение решать конкретные информационные задачи, в том числе с помощью компьютерных и сетевых технологий» [6, с. 3]. Исходя из положения о том, что объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволяет выстроить опорные институциональные структуры (ядро и хребет) будущего социального кластера, объединяющего в своей организации учреждения различной направленности, позволительно выдвинуть следующую рабочую гипотезу: Именно библиотека в силу мультиаспектности своей деятельности должна стать одной из информационных опор кластера, позволяющих избежать гносеологического противоречия между культурологическими и информационно-технологическими аспектами развития локальной территории. Представляется, что первоочередными задачами современной библиотеки, не только выбравшей устойчивый тип развития в микроэкономическом плане, но и осознающей свою роль и место в макроэкономической внешней системе, как раз являются задачи интеллектуально-производственной системы, выполнения ею миссии неотъемлемого социального института в рамках кластера. Рассматривая миссию библиотек как своеобразную декларацию приоритетных целей библиотек муниципальных и региональных объединений, отметим значительное число исследователей (теоретиков и практиков библиотечного дела), опирающихся в раскрытии понятия «миссия» как раз на обязанности библиотек перед населением в плане предоставления современных информационных услуг. Приведем здесь лишь некоторые точки зрения. Например, по мнению О. Ф. Бойковой, миссия библиотеки - «обеспечение свободного доступа к документам и информации», создание «мирового информационного общества на основе использования информационных ресурсов в электронной форме» [2, с. 34]. Интересно мнение по этому поводу практиков - представителей библиотек ЦБС. Так, Г. М. Пальгуева, главный методист МКУК Нижнего Новгорода, видит основную миссию ЦБС в содействии свободному доступу к информационным, интеллектуальным, духовным ресурсам библиотеки, что отражает традиционный подход к функциональной сущности библиотек [7, с. 7]. Ряд исследователей теоретико-прикладных аспектов деятельности территориальных кластеров (Н. Анисова, Г. Боуш, Ю. Громыко и др.) [1, 3, 5] выделяют совокупность существенных организационных принципов. Содержательный анализ публикаций отечественных ученых, посвященных кластерным структурам, демонстрирует преимущественно экономический подход, кластеры классифицируются исключительно по типу производимой продукции кластера, географии, функциональному назначению. Однако данные классификации не раскрывают всю глубину его структуры и взаимоотношений в нем. При характеристике взаимосвязей между субъектами, определении уровня их развития зачастую игнорируются опосредованные процессы экономической эффективности деятельности учреждений социальной сферы, в том числе библиотек. Между тем роль библиотеки - информационного, интеллектуального, образовательного центра - трудно переоценить. Рассмотрим вклад библиотеки в реализацию принципов организации кластера с помощью нижеследующей таблицы (с. 61). Представляя кластерные объединения в качестве системных объектов, можно для анализа существующих информационных структур и проектирования перспективных использовать процессный подход, позволяющий рассматривать деятельность кластера как совокупность информационных процессов, определяющих его функционирование и объясняющих также характер связей между элементами кластера. Вклад библиотеки в реализацию принципов организации кластера Организационный принцип Характеристика Содержательное наполнение Систематизация знаний Взаимосвязь фундаментальных знаний (экономических, гуманитарных, технических, естественнонаучных) составляет основу комплексных технологических решений и новых форм менеджмента качества в производственно-социальных системах Библиотека как центр информации, образования и самообразования для специалистов промышленности, сотрудников социальной сферы, представителей бизнес-структур, властных структур кластера Использование результатов фундаментальной науки в практико-ориентированных разработках на территории кластера Инновационно-сетевые стратегии должны разрабатываться на основе специальных гуманитарных теорий, определяться соорганизацией технических, естественнонаучных и гуманитарных знаний Библиотека как координатор комплексного практико-ориентированного знания Политика «открытости» Обязательная постоянная профессиональная подготовка и переподготовка менеджеров всех звеньев территориального управления Библиотека как транслятор общественного мнения и управленческих решений в системе прямых и обратных связей Реализация проектной деятельности Наиболее перспективные проекты, создаваемые в кластерах, могут быть апробированы и растиражированы на различных территориях страны Участие библиотеки в разработке, реализации и распространении инновационных региональных и локальных программ по приоритетам социального развития кластера Таким образом, в рамках социального кластера происходят информационные процессы, которые включают не только технологию производства, распространения и использования информации как ресурса, но и все прямые и обратные связи участников информационного поля, в том числе обмен финансовыми, материальными средствами, кадровым потенциалом. При этом именно учреждения библиотечно-информационной сферы могут стать координационным центром эффективного использования информационно-технологических ресурсов, интеграции инновационных проектов, обеспечения функционирования информационных потоков. Формирование информационной культуры современного типа требует, с одной стороны, преодоления информационных барьеров у значительной части населения, что вызвано прежде всего компьютерной неграмотностью, развенчивания мифов об интернет-пространстве, а с другой - создания современного информационного поля, в котором будут соблюдаться этические, правовые нормы, осуществляться образовательные, гражданские инициативы, гармонизироваться отношения между технократической и гуманитарной составляющими современного мира. Естественно, подход к библиотеке с позиций опорного информационного учреждения социального кластера требует не просто разработки теоретических положений, а принципиально нового видения миссии библиотеки как социального института, призванного обеспечивать единство духовного и информационного начал, и чем скорее данный факт будет осознан профессиональным сообществом специалистов библиотек, тем быстрее он будет воспринят широким общественным сознанием. Литература

Ключевые слова

социальный кластер, библиотеки, информационные технологии, организационная структура, ресурсы, social cluster, libraries, information technologies, organizational structure, resources

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мурашко О. Ю.Белгородский государственный институт искусств и культуры
Всего: 1

Ссылки

Анисова Н. А. К вопросу развития теории кластеров: типовая модель и возможности применения // Экономика и управление. - 2009. - № 9. - С. 61-66.
Бойкова О. Ф. Библиотечно-информационные ресурсы в электронной форме в законодательстве об авторском праве // Библиотековедение. - 2012. - № 6. - С. 34-39.
Боуш Г. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 121-131.
Вершинская О. Н. Информационное неравенство как социологическая проблема. - URL: http://emag.iis.ru/ arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6d02a879ecf2d15c3256c4f0035ef1a (дата обращения: 18.08.2014).
Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать. - URL: http://www.za-uku.ru/index.php?Itemid= 36&id=4212&option=com_content&task=view (дата обращения: 08.08.2014).
Кузнецова Т. Я. Чем грозит информационная грамотность? // Мир библиографии. - 2013. - № 1. - С. 2-5.
Пальгуева Г. М. Шаг в будущее: организация работы ЦБС в электронном формате // Библиотечное дело. - 2012. - № 15. - С. 6-11.
 Библиотека как информационная опора социального кластера | Библиосфера. 2015. № 3.

Библиотека как информационная опора социального кластера | Библиосфера. 2015. № 3.