Реконструкция научной биографии музыканта с использованием методики библиотековедческого исследования (на примере А. И. Зилоти) | Библиосфера. 2015. № 3.

Реконструкция научной биографии музыканта с использованием методики библиотековедческого исследования (на примере А. И. Зилоти)

Интеграция научных дисциплин на современном этапе развития науки приводит иногда к неожиданным результатам. Исследовательские методики, разработанные в одной науке для решения собственных задач, оказываются полезными для другой. Показательным примером стала реконструкция научной биографии выдающегося музыкально-общественного деятеля конца ХIХ - начала ХХ в. А. И. Зилоти на основе исследовательских методик библиотековедения, в частности, «линейно-шахтного» приема структурирования и изложения биографического материала о персоне, предложенного петербургским ученым М. Н. Колесниковой и эффективно реализованного в диссертации Е. В. Бахтиной о видном библиотековеде В. Ф. Сахарове.

Reconstructing a musician scientific biography using library science methods (a case of A. I. Ziloti).pdf Дной из важнейших закономерностей современной науки является ее интеграция. Взаимодействуя, разные научные дисциплины рождают новое знание, новые подходы к исследованию существующих проблем, что ведет к их взаимообогащению и развитию. Научная мысль одной области знания порой неожиданно обращается к той, что совершенно с ней не связана, заимствуя, например, полезные для нее исследовательские методики. В качестве интересного и показательного примера такой интеграции можно привести использование методики реконструкции научной биографии видного библиотековеда В. Ф. Сахарова, разработанной в диссертации Е. В. Бахтиной[11], в целях реконструкции биографии легендарного музыканта конца XIX - начала ХХ в. Александра Ильича Зилоти (1863-1945). Невозможно не оценить по достоинству методологическое значение библиотековедческого труда для развития других наук, в данном случае - музыкознания, что, думается, может стать неожиданностью для многих профессионалов в этой области. Используя в нашем исследовании наряду с другими научными методами метод реконструкции научной биографии с приемом «линейно-шахтного» структурирования биографического материала, обоснованный в работе Е. В. Бахтиной, мы попытались обстоятельно воссоздать и осмыслить биографию А. И. Зилоти. Нельзя не сказать также, что важное значение для нас в этом исследовании имели научные рекомендации выдающегося библиотековеда-методолога В. С. Крейденко, в частности, его знаменитое правило пяти «не», а именно: не выступать в роли «представителя», «защитника» изучаемой персоны; не считать себя всезнающим и никогда не сомневающимся в своей правоте ученым; не быть равнодушным зрителем, наблюдающим за происходящим на сцене; ничего не выдумывать; а если реставрируются или реконструируются какие-то события, действия, высказывания и т. д. персоны - не создавать их «из воздуха», а только из сохранившихся существенных частей («остатков», «описаний» и т. д.). И ключевое правило биобиблиографических исследований, сформулированное В. С. Крейденко, - всегда подтверждать свои основные, главные выводы документально, ссылками на источники, желательно на несколько разных, откуда взяты цитаты или ответственные утверждения [3]. Любая человеческая жизнь неповторима, ценна и имеет свой особый смысл. Мельчайшие подробности биографии А. И. Зилоти, оказываются чрезвычайно важными для рецепции образа этого замечательного деятеля культуры России. В исследовании был важен не только биографический текст, воссоздающий мир идей и взглядов Александра Ильича, но и культурный контекст того времени. Благодаря, в том числе названному приему «линейно-шахтного» структурирования биографического материала была разработана и обоснована периодизация жизни и деятельности А. И. Зилоти, системно представлена его научная биография в ключевых составляющих - профессиональной, педагогической и общественной деятельности в контексте исторических событий его эпохи. Источниковой основой реконструкции выступил широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, имеющих отношение к А. И. Зилоти, в частности: а) документы личного происхождения музыканта (так называемые эго-документы), имеющиеся в отделе рукописей РНБ; б) все выявленные публикации А. И. Зилоти; в) контекстные публикации рассматриваемого периода; г) материалы электронной переписки с краеведами Тамбовского края, откуда родом музыкант. Резюмируя результаты проведенной реконструкции научной биографии А. И. Зилоти, ставшей с методологических позиций более конструктивной, в том числе благодаря библиотековедческому исследованию Е. В. Бахтиной, можно констатировать, что она дала возможность увидеть и детерминировать через личную историю изучаемой персоны и отрезок ее собственного времени в потоке социального времени человечества некоторые характерные и значимые явления, определившие «тренды» отечественной музыкальной культуры не только конца ХIХ - начала ХХ в., но и начала советского периода, а именно: 1. Общность социально-психологических, нравственных черт поколения российских музыкантов с 1860-х гг. Важное влияние на их судьбы оказывали учителя, наставники, давая не только музыкальное образование, но занимаясь и общекультурным развитием своих учеников. Именно этот факт для многих в дальнейшем стал посылом к действию в профессиональной карьере. 2. Становление многих художников изучаемой эпохи проходило в водовороте различных социально-политических течений и событий, что влияло на их политическую ориентацию. Революционные катаклизмы заставляли многих покинуть родину, что произошло и с А. И. Зилоти. 3. Личность и деятельность А. И. Зилоти в значительной степени определялась культурной средой своего времени. Довольно сильное в конце ХIХ в. просветительское движение, бурный рост различных музыкальных обществ, в том числе и при участии А. И. Зилоти, дали свои положительные результаты для развития культуры России. 4. Профессиональная деятельность А. И. Зилоти наиболее ярко и убедительно доказала доступность мира музыки самым разным слоям населения и осознанную необходимость его музыкального просвещения. 5. Биография представителя русской культуры А. И. Зилоти наглядно отражает процесс становления и совершенствования творческой личности, просветителя, любящего русскую музыку и русский народ и делавшего все для просвещения и образования широкой публики.

Ключевые слова

научная биография, реконструкция, «линейно-шахтный» прием, библиотековедческие исследования, А. И. Зилоти, scientific biography, reconstruction, «linear-mine» technique, librarianship research, A. I. Ziloti

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Горобец Светлана ВладимировнаСанкт-Петербургский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории и истории музыки, тел.: (812) 318-97-09sv1357@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Колесникова М. Н. Использование метода реконструкции научной биографии в библиотековедческом исследовании // Библиосфера. - 2014. - № 3. - С. 3-5.
Бахтина Е. В. Библиотековед, педагог и общественный деятель В. Ф. Сахаров (1901-1986): реконструкция научной биографии : дис.. канд. пед. наук : 05.25.03 / Президентская б-ка им. Б. Н. Ельцина. - СПб., 2014. - 316 с.
Крейденко В. С. Выдающиеся библиотековеды, библиографоведы и книговеды как объект исследования. А почему бы и нет? // Библиосфера. - 2011. - № 2. - С. 6.
 Реконструкция научной биографии музыканта с использованием методики библиотековедческого исследования (на примере А. И. Зилоти) | Библиосфера. 2015. № 3.

Реконструкция научной биографии музыканта с использованием методики библиотековедческого исследования (на примере А. И. Зилоти) | Библиосфера. 2015. № 3.