Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете | Библиосфера. 2016. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-2-3-6

Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете

Затрагиваются основные вопросы преподавания учебной дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек» на библиотечно-информационном факультете СПбГИК. Рассматривается история эволюции данного курса, представлена его научная и учебно-методическая база (диссертации, монографии, учебные пособия и др.). Обозначены цели и задачи дисциплины, представлена ее структура, содержащая в своем составе следующие тематические разделы: 1. Введение в архитектуру. Теоретические основы архитектурного дизайна; 2. Архитектура и проектирование библиотечных зданий; 3. Функциональное разделение помещения библиотеки; 4. Интерьер библиотеки; 5. Дизайн знаково-информационной системы библиотеки. В процессе обучения происходит ознакомление с теоретическими основами архитектурного дизайна, основными терминами. Далее изучаются архитектурные особенности отдельных зданий библиотек, основные архитектурные стили, профессиональные биографии выдающихся архитекторов. В содержание практических занятий включена разработка эскиза здания библиотеки. Осуществляется дизайн-проектирование внутренних помещений библиотеки в режиме 3D-моделирования и в виде компактных макетов на материальных носителях. Преподавание дисциплины идет в тесном сотрудничестве с профессионалами в области архитектуры, в частности, с ведущими преподавателями кафедры интерьера и оборудования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, которые оказывают учебно-методическую помощь и научное консультирование, тем самым дисциплина приобретает необходимый формат преподавания и тот уровень сложности формируемых компетенций, который доступен для студентов иной специальности с учетом имеющихся у них знаний, умений и способностей.

Libraries architecture and design as a subject of teaching at the library-information faculty.pdf Чебная дисциплина «Архитектура и дизайн библиотек» была предложена для включения в учебный план обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности (БИД) на библиотечно-информационном факультете (БИФ) Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) еще в 2011 г., когда в дополнение к циклу общепрофессиональных дисциплин учебного плана формировались профили подготовки бакалавров, пришедшие на смену функциональным специализациям, прежде существовавшим в подготовке библиотечных кадров с высшим образованием. За кафедрой библиотековедения и теории чтения СПбГИК в настоящее время закреплены два профиля - «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (с 2011 г.) и «Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек» (с 2015 г.). В вариативный блок дисциплин первого профиля и включена названная учебная дисциплина. Введение ее в программу обучения бакалавров БИД в решающей степени обусловлено потребностями современной библиотечной практики. Организация пространства, оформление современных библиотек нередко осуществляется самими работниками, которые, не будучи специалистами в области архитектуры, строительства, дизайн-проектирования и т. п., достаточно успешно справляются с соответствующими задачами, предлагая оригинальные, креативные решения создания нового облика своей библиотеки. Не случайно с 2010 г. в структуре РБА образован и продуктивно функционирует круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства». Поэтому и при подготовке будущих библиотеч-ных кадров с высшим образованием необходимо учитывать те посылы, которые рождает практика библиотек. Очевидно, что потребность в изучении, разработке, обсуждении проблем развития библиотечной архитектуры и дизайна, как и в освоении основ дизайн-проектирования будущими библиотечными работниками, сегодня как никогда актуальна. Поэтому уже несколько лет назад нами предлагалось вернуться к преподаванию соответствующего учебного курса на постоянной основе [1]. В свое время - в 1950-е - до начала 1980-х гг. на библиотечном факультете ЛГИК им. Н. К. Крупской по инициативе и при личном участии декана факультета В. Ф. Сахарова был разработан и с большим успехом читался курс «Строительство и оборудование библиотечных зданий и помещений», являвшийся частью общей профессиональной дисциплины «Организация и управление библиотечным делом». Была создана специальная лаборатория для проведения практических занятий [подробнее см. 2]. Нельзя не отметить и то, что и в самый ранний период работы нашего вуза, с 1919 г. Р. Р. Бекером преподавался курс «Библиотечные здания», а Ф. Г. Беренштамом - курс «Библиотечная мебель». В 1930-е гг. на Высших библиотечных курсах при ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина читались лекции «Оборудование и планирование библиотечных зданий» в рамках дисциплины «Общее библиотековедение»; до войны в Московском библиотечном институте декан библиотечного факультета М. Я. Гильман вел курс «Строительство и организация библиотечных зданий и помещений и их оборудование». После Великой Отечественной войны началось возрождение этих дисциплин. В 1957 г. в Московском библиотечном институте введен спецкурс «Планировка и оборудование библиотечных зданий», автором которого являлся крупнейший отечественный специалист в области архитектуры, проектирования и строительства библиотечных зданий Ф. Н. Пащенко, фактически создавший, и в течение нескольких десятилетий возглавлявший советскую школу архитектуры библиотечных зданий. Серьезный вклад в развитие этой школы внес украинский архитектор Л. З. Амлинский. К сожалению, в тяжелые 1990-е гг., в силу объективных причин многие достижения «архитектурного библиотековедения», наследие советских ученых оказались незаслуженно забыты. На рубеже веков интерес к библиотечному пространству, библиотекам как архитектурным объектам «вспыхнул» с новой силой и не спадает в наши дни. В тесном сотрудничестве с библиотекарями архитекторы и дизайнеры всего мира с энтузиазмом создают новые, уникальные здания библиотек, вызывающие всеобщее восхищение. Все это, в свою очередь, привело к увеличе-нию потока соответствующей литературы. Среди наиболее важных для научно-методологического, учебно-методического, практического обеспечения дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек», ее дальнейшего развития и совершенствования следует назвать следующие труды: · диссертации - Амлинский Л. З. Библиотековедческие основы функциональной организации зданий научных библиотек как фактора совершенствования обслуживания читателей : дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1988; Горячева А. П. Гуманистический потенциал предметно-пространственной среды : автореф. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1998; Зимоненко А. Р. Принципы организации внутреннего пространства в массовых библиотеках : дис. … канд. архитектуры. Москва, 1987; Коженкин И. А. Трансформация требований к разработке и внедрению специальной библиотечной мебели и оборудования в новых социокультурных условиях : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2015; Лаврова К. Б. «Организация библиотечного здания» как раздел библиотековеде-ния : дис. … канд. пед. наук. Москва, 1997; Черненко Г. Н. Принципы формирования архитектуры университетских библиотек : автореф. дис. … канд. архитектуры. Нижний Новгород, 2012; · монографии - Амлинский Л. З. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек. Библиотековедческий аспект. Киев : Наукова думка, 1988; Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. Санкт-Петербург : Профессия, 2002; Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. Москва : Книга, 1981; Гаскюэль Ж. Пространство для книги. Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку : пер. с фр. Москва : Рудомино, 1995; Дубинина О. Библиотека в пространстве города: архитектура и дизайн. От прошлого к будущему. Москва, 2014; Образ храма книги: важнейшие аспекты проектирования, строительства и реконструкции библиотек РГБ. Москва : Пашков дом, 2011; Войцехівська Г. А., Войцехівська І. В., Кайнова С. М. Будівлібібліотек: проектування, будівництво, реконструкція : бібліогр. покажч. Кiev : ДНАББ ім. В. Г. Заболотного, 2008; · учебные и практические пособия - Алешин Л. И. Проектирование зданий библиотек. Москва, 2008; Алешин Л. И. Материально-техническая база библиотек. Москва, 2012; Амлинский Л. З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология. Санкт-Петербург, 2008; Балашова Е. В., Тищенко М. Н., Ванеев А. Н. Библиотечный дизайн. Москва : Гардарики, 2004; Библиотечные здания. Основные положения библиотечного строительства / под ред.: Е. А. Фенелонова, Ю. П. Обросова. Москва : Стройиздат, 1993; Библиотечный дизайн: учеб.-метод. комплекс дисциплин. Челябинск : ЧГАКИ, 2013; Дворкина М. Я. Библиотечная среда: теория и организация. Москва : Литера, 2009; Лаврова К. Б. Библиотечный дизайн : конспект лекций : в 2 ч. Челябинск : ЧГАКИ, 2008; · справочные издания - Володин Б. Ф., Горев В. Г. Здание, интерьер и оборудование библиотек // Справочник библиотекаря. Санкт-Петербург, 2010; Коршунов О. Ф. Библиотечная мебель : альбом. Москва, 1989; Коршунов О. Ф. Библиотечная мебель : альбом техно-рабочих чертежей. Москва : Книга, 1975 и др. К настоящему времени также накоплены разнообразные материалы конференций, семинаров, круглых столов международного, всероссийского, межрегионального уровней; важный вклад в освоение предметной области вносят все новые публикации С. Ю. Волжениной, В. В. Зверевича, И. А. Коженкина, К. Б. Лавровой, С. Г. Матлиной, Н. Е. Прянишникова, Ю. Н. Столярова и других ученых. Цель заявленной дисциплины «Архитектура и дизайн библиотек» - сформировать у студентов знания, умения и навыки по организации и оформлению пространства библиотеки. Задачи дисциплины: обеспечить получение студентами базовых представлений о развитии теории и практики создания библиотечной архитектуры и дизайна; представить основные принципы формирования архитектуры общественных зданий, в том числе библиотек, градостроительные, социальные, планировочные, нормативные основы их проектирования; обучить специальным знаниям, умениям и навыкам композиции в дизайне интерьера библиотеки, его гибкой планировки и функционального зонирования, создания визуального образа библиотеки. В результате изучения дисциплины студент должен научиться осуществлять зонирование и планировку помещений библиотеки, создавать благоприятный интерьер и комфортную внутреннюю среду библиотеки. В содержании дисциплины предусмотрены следующие тематические разделы: 1. Введение в архитектуру. Теоретические основы архитектурного дизайна; 2. Архитектура и проектирование библиотечных зданий; 3. Функциональное разделение помещения библиотеки; 4. Интерьер библиотеки; 5. Дизайн знаково-информационной системы библиотеки. В процессе обучения студенты сначала знакомятся с теоретическими основами архитектурного дизайна, получают самое общее представление о специфике этой области деятельности, осваивают основные термины. Далее они изучают архитектурные особенности отдельных зданий библиотек как объектов архитектурного проектирования, знакомятся с основными архитектурными стилями, изучают профессиональные биографии выдающихся архитекторов, среди которых особое место уделяется Алвару Аалто - наиболее выдающемуся специалисту в области строительства библиотечных зданий. В программу обучения включено обязательное посещение библиотеки Алвара Аалто в Выборге, являющейся выдающимся памятником библиотечной архитектуры. Формирование проектных компетенций происходит также на лекциях и интерактивных занятиях по проектированию помещений библиотек и созданию современного функционального интерьера с учетом строительных правил, ведомственных строительных норм и иной правовой и нормативно-технической документации. В содержание практических занятий включена разработка эскиза здания библиотеки. Студенты сначала формируют задание на проектирование, выполняют функциональную блок-схему здания и далее создают эскиз. Ими определяется тектоника объемно-планировочного решения здания, внешние стилевые предпочтения автора проекта и внутренняя планировка здания, в соответствии с требованиями государственных органов и пожеланиями заказчика. На практических занятиях осуществляется дизайн-проектирование внутренних помещений библиотеки в режиме 3D-моделирования, выполняемое с помощью свободных версий онлайн-планировщиков интерьеров и учебных версий архитектурных программ. Помимо использования возможностей конструирования в виртуальной среде, студенты осуществляют дизайн-проектирование в виде компактных макетов на материальных носителях. Такой вид проектирования особенно привлекателен для студентов-заочников, имеющих среднее профессиональное библиотечное образование и обучающихся по ускоренной программе обучения. Они с большой тщательностью создают интерьеры для помещений библиотек, существующих в реальности. Работы отличаются профессионализмом исполнения и достоверностью, так как студенты-заочники в основном - сотрудники библиотек. Также следует отметить, что большинство студентов являются выпускниками Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, где уже изучали в период обучения дисциплину «Библиотечный дизайн», получив необходимые базовые знания для дальнейшего развития своей компетентности в этой области. Особо необходимо подчеркнуть, что преподавание дисциплины идет в тесном сотрудничестве с профессионалами в области архитектуры, в частности, с ведущими преподавателями кафедры интерьера и оборудования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, оказывающими учебно-методическую помощь и научное консультирование. Это позволяет придать данной учебной дисциплине необходимый формат преподавания и установить тот уровень сложности формируемых компетенций, который доступен для студентов иной специальности с учетом имеющихся у них знаний, умений и способностей. К настоящему времени на кафедре библиотековедения и теории чтения БИФ СПбГИК создан банк студенческих выпускных квалификационных работ по библиотечному дизайну за ряд лет. Объектами дизайн-проектирования выступали самые разные, реально существующие библиотеки - школьные, детские, научные, вузовские и др. Разумеется, не каждый студент берется за подготовку выпускной работы по данной тематике. Нередко это выпускники художественных школ и училищ, имеющие базовую подготовку. Можно сказать определенно, что интерес к дизайну библиотек с годами не уменьшается. Свидетельство тому - выставка конкурсных проектов, проходившая в мае 2015 г. в рамках молодежного фестиваля «Библиофест» на территории библиотеки СПбГИК, привлекшая внимание не только студентов и преподавателей института, но и приглашенных гостей - библиотекарей-практиков.

Ключевые слова

учебная дисциплина, архитектура и дизайн библиотек, методика преподавания, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, academic subject, libraries architecture and design, teaching methods, Saint-Petersburg State Institute of Culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Колесникова Марина НиколаевнаСанкт-Петербургский государственный институт культурыдоктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтенияmarik008@mail.ru
Бахтина Елена ВладимировнаСанкт-Петербургский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения
Тимонин Вадим ПетровичСанкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглицаархитектор, профессор кафедры интерьера и оборудования факультета дизайна
Всего: 3

Ссылки

Колесникова М. Н. Дизайн-проекты библиотек студентов библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Вторые Сахаровские чтения : всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 22 янв. 2010 г.). Санкт-Петербург, 2010. С.115.
Бахтина Е. В. Библиотековед, педагог и общественный деятель В. Ф. Сахаров (1901-1986): реконструкция научной биографии : дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 260 с.
 Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете | Библиосфера. 2016. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-2-3-6

Архитектура и дизайн библиотек как предмет преподавания на библиотечно-информационном факультете | Библиосфера. 2016. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-2-3-6