Издательская деятельность Русского Музея (1898-1917) | Библиосфера. 2012. № 1.

Издательская деятельность Русского Музея (1898-1917)

Об особенностях издательской деятельности Русского музея, осуществляемой с момента его открытия до революции 1917 г.: о репертуаре печатной продукции музея, взаимодействии с частными лицамии издателями, способах распространения печатной продукции.

Издательская деятельность Русского Музея (1898-1917).pdf Начало издательской деятельности Русского музея, основанного в 1895 г. по указу императора Николая II, совпало с его открытием. Торжественное открытие первого в стране государственного музея русского изобразительного искусства состоялось 19 марта (7 марта) 1898 г.Программа нового музея - «представлять русское искусство в его лучших образцах, служить памятником художественных вкусов Александра III и его царствования, отражать культурный быт народов, входящих в состав Российской империи» [1] - отразилась и на организации музея, и на характере и содержании его издательской деятельности.Согласно первоначальному плану, музей должен был состоять из трех отделов: Памяти императора Александра III, Этнографического и Художественного. Соответственно этому плану осуществлялись пополнение фондов музея и издательская деятельность. Однако к открытию музея сформирован был лишь Художественный отдел, составляющий его основу. Формирование двух других отделов надолго затянулось. Памятный отдел таки не был открыт. В 1918 г. на его основе был создан историко-бытовой отдел. Неудивительно, что Русский музей всегда отождествлялся с его Художественным отделом.Вопросы издательской деятельности музея входили в компетенцию Совета Русского музея под председательством великого князя Георгия Михайловича. Он же был назначен и управляющим Русским музеем. Товарищем управляющего являлся Д. И. Толстой, а секретарем - А. А Тевяшев. Членом Совета был и один из организаторов музея - И. И. Толстой. В Совет входили также храни-тели музея - известнейшие художники, архитекторы (например, действительные члены Академиихудожеств - П. А. Брюллов и К. В. Лемох, Альб. Н. Бенуа). Ответственным за издательскую деятельность был А. А. Тевяшев.Главную задачу Совет видел в отражении музейных произведений в печатных изданиях «для знакомства с ними публики» [2]. На его заседаниях обсуждались вопросы: что издавать, где печататьи на каких условиях. В компетенцию Совета входило обсуждение возможности печатания изданий по материалам Русского музея посторонними лицами. Выдачей разрешений на фотографирование произведений, а также вопросами распространения печатных изданий занималась Канцелярия музея.Музеем издавались фотографии экспонатов и гелиогравюры, каталоги, открытки, путеводители, альбомы и пр. Собственной типографской базыу музея не было, поэтому печатались издания главным образом в частных типографиях Петербурга.Гелиогравюры заказывались в Экспедиции заготовления государственных бумаг, обеспечивавшей высокое качество изображений. Однако изготовление их обходилось в 2,5 раза дороже, чему берлинской фирмы Бюкенштейн. С точки зрения экономии разумно было бы обратиться к услугам немецкой фирмы, но великий князь Георгий Михайлович был принципиально против изготовления гелиогравюр за границей, считая возможным печатание их только в России [2].На заседаниях Совета решалось также, где и как продавать музейные издания. В спорах о том, по какой цене продавать, затрагивались и проблемы конкуренции на книжном рынке, и коммерческая выгода музея.На одном из заседаний Совета при обсужде-нии вопроса о продажной цене гелиогравюр граф И. И. Толстой подчеркнул, что Русский музей«не преследует каких-либо коммерческих целей», желая «лишь окупить свои издания». В то же время установление слишком низкой цены граф считал недопустимым, опасаясь, что сбавление существующих на эти произведения цен «нанесет существенный вред всей русской издательской деятельности, так как частные издатели не будутв состоянии конкурировать с музеем» [3]. В свою очередь Д. И. Толстой заметил, что частным лицам конкуренции Русского музея бояться нечего, так как его издательская деятельность ограничена исключительно изданием своих произведений. «Музей в своей издательской деятельности (фотографии, каталоги) руководствуется исключительно целью наибольшего распространения воспроизведений Музея в Русском обществе и при наидоступнейшей цене» [4].Так как ведущее место в структуре Русского музея занимал Художественный отдел, основное внимание уделялось раскрытию его фонда. Вопросы подготовки печатных изданий на основе хранящихся в его фондах произведений искусства обсуждались на заседаниях Совета Художественного отдела. Основное внимание уделялось выпуску каталогов по фондам отдела.Первый каталог Художественного отдела был выпущен уже в 1898 г. [5]. В этом же году былиздан «Краткий указатель Художественного отдела» [6], называемый в музее «маленьким каталогом». Предназначен он был для широкого круга любителей искусства и содержал сведения о произведениях выдающихся русских художников и скульпторов в собрании музея.С 1900 г. Художественный отдел Русского музея начинает выпускать малообъемные иллюстрированные каталоги на основе имеющихся фотографических снимков с картин и скульптур Художественного отдела [7].И «Краткий указатель художественного отдела» с планом музея, и «Иллюстрированный каталог», составленные хранителями музея Альб. Н. Бенуаи П. А. Брюлловым, продавались в киоске при входе в Русский музей [8].«Краткий указатель» так быстро разошелся, что до 1902 г. музею пришлось четырежды его переиздавать (с добавлениями, исправлениями и увеличением тиража). Непременным условием переиздания каталога Совет считал сохранение его прежней стоимости (10 коп.) [9].Что касается «больших каталогов» Художественного отдела, то они продолжали выходить до 1917 г. не только на русском, но и на французском языках.Интерес в обществе к картинам и скульптурам Русского музея был столь велик, что Совету Художественного отдела приходилось рассматривать предложения от частных лиц по изданию на основе материалов этого отдела каталога, путеводителя или альбома. Отдельные интеллигенты-просветители считали своим долгом использовать музейные ценности для ознакомления народа с лучшими произведениями национального искусства, что способствовало бы развитию художественного вкуса у необразованной части населения. Одним из таких просветителей была Ольга Константиновна Кулибина, правнучка известного изобретателя И. П. Кулибина, литератор, член религиозно-просветительских организаций [10]. В 1901 г. она представила на рассмотрение Совета работу «Объяснение к картинам Художественного отдела» - своего рода каталог-путеводитель. Сведения о картине содержали не только ее порядковый номер, но и указание на номер зала, в котором она экспонировалась. Пояснения давались главным образом к картинам на библейские, мифологические и исторические сюжеты.Ольга Константиновна рассчитывала, что Русский музей проявит интерес к работе и возьмется ее издать. На одном из заседаний Совета графД. И. Толстой высказал мнение, что «труд этот составлен удовлетворительно и мог бы быть допущен к продаже в Музее», но при этом отметил, что «работа г-жи Кулибиной не настолько ценна, чтобы могла быть напечатана на средства Музея» [11].Работа все же была напечатана (видимо, на средства, добытые О. К. Кулибиной) в 1902 г. в типографии Р. Голике, с иллюстрациями и портретами (в книге О. К. Кулибиной были использованы шесть клише из музейного каталога) [12].Распространение издания взяли на себя книжная лавка Н. Кононова [13] и, частично, Русский музей. В предисловии к нему О. К. Кулибина писала: «До сих пор в Петербурге не было отдельного хранилища Русских художественных произведений; теперь же в залах Дворца-Музея мы можем проследить, как развивалось Русское искусство, какой степени достигло в наше время и мы можем почерпать отсюда новые силы, чтобы все более и более совершенствоваться» [14].Описание картин в каталоге Кулибиной дано «по этажам и залам», как и в путеводителях [«Нижний этаж (при входе в сени дверь налево)»], и так, чтобы простому человеку было понятно. Номера картин соответствуют порядковым номерам музейного каталога и перемежаются меньшими и большими номерами. В каталоге Кулибиной отсутствует указатель имен художников, зато описание картин нередко дополняется краткими биографическими сведениями об их авторах. При описании портретов даются пояснения к изображенным лицам. Справочный аппарат каталога пополнен также «Списком наиболее употребительных слов, взятых с иностранного языка». В него включены весьма ценные сведения, полезные для непосвященных - специфические художественные термины («акварель», «aрхитектура», «барельеф», «пастель», «эскиз» и т. п.), дающие возможность посетителю музея ориентироваться в художественном мире.Издание Кулибиной пользовалось успехому публики и к середине 1904 г. практически разошлось. Это побудило автора к переизданию каталога. Существенно дополненный новыми сведениями и исправленный, он был напечатан в петербургской типографии Монтвида в 1905 г. и переиздан в 1910 г. в той же типографии, опять жес исправлениями и дополнениями.В 1911 г. в типографии «Сириус» были напечатаны «Добавления к каталогу О. Кулибиной»,в составлении которых, по всей видимости, при-нял участие музей. «Собрание художественных произведений Русского Музея Императора Александра III, за 12 лет существования Музея настолько пополнилось, что явилась настоятельная необходимость в новом, систематическом распределении всех коллекций Музея, к чему и приступили в текущем году. В настоящее время работы по размещению почти закончены, и так как теперь, при обозрении Музея нельзя руководствоваться указанием каталога на местонахождение картин, рисунков, статуй и т. п., то к нему напечатано настоящее добавление, в котором указано, в каких именно залах находится в данное время то или другое художественное произведение», - объяснялось в предисловии к изданию [15].Просветительскую цель преследовали и путеводители А. В. Половцова (1900), Н. Н. Брешко-Брешковского (1903), Д. Д. Иванова (1904), Э. А. Старка (1913) и другие труды частных лиц. От каталога-путеводителя О. К. Кулибиной их отличает отсутствие привязанности описаний картин к их расположению. По существу эти издания представляют собой популярные и увлекательные очерки по истории Русского искусства [16].Иной подход к отражению произведений художественного отдела Русского музея отличает двухтомный труд Н. Н. Врангеля [17], изданныйв 1904 г. «по распоряжению Русского Музея Императора Александра III». Каталог Н. Н. Врангеля - первое научное справочное издание, богатое не только по своему содержанию, но и по художественно-полиграфическому оформлению. Это роскошное объемное иллюстрированное издание (два тома в одном переплете), в котором материало художниках и скульпторах расположен в алфавитном порядке. Текст очерка об истории Михайловского дворца-музея и текст каталога сопровождают многочисленные ссылки на источники, обстоятельные пояснения к картинам (с указанием, где те создавалась и где выставлялись), сведенияо художниках. Выполненный не сотрудником музея, но авторитетнейшим искусствоведом, труд этот по праву принадлежит к изданиям музея.Спустя три года Н. Н. Врангель составил и опубликовал «Обзор Русского музея», в котором проявились характерные черты путеводителя [18].Экспонаты Художественного отдела получили отражение и в открытках, выпускаемых с первых лет существования музея частными издателями, получившими разрешение на фотографирование экспонатов. С 1903 г. открытки начали издаваться Русским музеем [19]. Это были одноцветные, исполненные фототипией, и многоцветные «почтовые карточки», напечатанные автотипией. Выпускались и фотооткрытки.Опыт Русского музея в репродукционной печати получил воплощение не только в выпуске открытых писем и иллюстрированных каталогов, но и в альбомах. Примеры издания музеем альбомов до революции были единичными. В указателе «Издания Русского Музея» (1915) даются сведения лишь об одном альбоме - «Сто сорок девять автотипий с картин и статуй Русского Музея Императора Александра III» (1911).Черты альбома отличают и труд А. Н. Бенуа «Русский музей императора Александра III» (1906), выпущенный по инициативе московского издателя И. Кнебеля. Роскошное издание огромного формата содержит краткое изложение истории русского изобразительного искусства и приложение в виде альбома фототипий, воспроизводящих картины великих русских художников, представленные в музее.Значимое место в структуре Русского музея занимало Отделение христианских древностей («церковный отдел»), в фонд которого входили иконописные произведения и церковные предметы. Фонд Отделения начал пополняться с 1899 г., однако сформировался лишь к 1914 г. Русско-японская война, революционные события 1905-1907 гг. отвлекли внимание общества от важного по своему культурному значению дела и приостановили его развитие. Об этом свидетельствуют ежегодные «Списки предметам, поступившим в Отделение христианских древностей» [20], выпускаемые музеем до января 1906 г.Первый каталог по Отделению христианских древностей («Обозрение отделения…») [21] был составлен М. П. Боткиным и Н. П. Лихачевым и выпущен в год открытия музея. Каталог содержал краткое описание иконописных произведений и «вещественных» памятников, включенных в экспозицию четырех залов Русского музея. Следующее издание каталога, существенно дополненного новыми поступлениями, было предпринято в 1902 г. [22].Приобретение в 1913 г. знаменитой коллекции русских и греческих икон у известного историкаи коллекционера Н. П. Лихачева (1862-1936) основательно расширило Отдел христианских древностей, что позволило превратить его в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России.Открытие Древлехранилища состоялось в 1914 г. В том же году был создан и журнал «Русская икона». В 1916 г. Русский музей выпустил небольшую иллюстрированную брошюру [23], цель которой ее автор, Н. П. Сычев, видел в необходимости познакомить широкую публику с содержанием Древлехранилища. Это не каталог и не путеводитель,а скорее - обзор наиболее значимых и ценных с религиозной и художественной точки зрения иконс указанием их расположения.Организация Отдела, посвященного памяти императора Александра III началась за год до открытия музея. Еще 1898 г. был издан проект устройства отдела, составленный Альб. Н. Бенуаи П. А. Брюлловым, а затем и последующие доработанные проекты [24].Что касается Этнографического отдела, то период его формирования затянулся на много лет, что было связано с отсутствием четких представлений о предметах музеефикации. С 1902 по 1904 г. вышло три издания «Программы для собирания этнографических предметов» [25], в каждую из последующих вносились изменения и дополнения.Формирование отдела сопровождалось серьезным изучением приобретенных экспонатов. Результаты исследовательской работы получили отражение в четырехтомном издании «Материалов по этнографии» [26], выходивших с 1910 г.Сведения о пополнении отдела помещались как в составе ежегодно издаваемых музеем отчетов, так и в отдельно изданных отчетах Этнографического отдела (начиная с 1910 г.) [27].Впервые материалы коллекции Этнографического отдела стали доступны для обозрения в 1910 г. на его отчетной выставке, получившей отражение в печатном каталоге [28].В 1915 г. был выпущен указатель «Временной этнографической выставки русского населения Галиции, Буковины и Венгрии», составленный сотрудником отдела А. К. Сержпутовским [29].С одним из ценнейших экспонатов Этнографического отдела была связана история издания посвященного ему альбома. Альбом был подарен музею в 1902 г. генералом А. А. Боголюбовым на условиях «сохранения за коллекциею имени жертвователя с обязательством издать упомянутый альбом в течение года или двух на счет казны». Участиев хлопотах по его изданию принял и сам даритель,и Русский музей, горячо поддержавший эту идею.На издание альбома Министерством финансов по указу императора были выделены запрашиваемые генералом средства. Музейное руководство рассчитывало, что эти средства будут переданы Русскому музею, который и возьмет на себя труд по составлению издания и контролю над ним. Однако по «высочайшему соизволению» работы по изданию альбома были поручены Экспедиции заготовления государственных бумаг. Ответственность и контроль над исполнением работы взял на себя А. А. Боголюбов, составивший план издания и текст к описанию иллюстраций и обложек.Работа по изданию альбома растянулась на шесть лет. А. А. Боголюбов, увы, не дожил до воплощения своего замысла. Альбом был напечатан в двух выпусках в 1908-1909 гг. [30]. Издание его осуществлялось под наблюдением вдовы генерала. Участие Русского музея ограничилось лишь рассылкой и продажей 887 экз. (из 1000 экз. тиража).Распространением изданий Русского музея занимались музейная канцелярия и частные магазины. Позднее Русский музей открыл свой магазин на Невском проспекте.Канцелярия музея осуществляла рассылку своих изданий по заказам частных лиц и учреждений. Русский музей брал на себя также труд по распространению изданий, выпущенных частными лицами на основе музейных собраний. Однако Музей нередко отказывался принять изданные частными лицами иллюстрированные издания из-за некачественного воспроизведения. В 1912 г., например, И. С. Лапиным был выпущен альбом картин Русского музея из цикла «Сокровища русской живописи» с текстом Н. И. Кравченко. Книготорговое товарищество «Культура», представитель фирмы И. С. Лапина, ходатайствовало о распространении этого издания в музее. На заседании художественного отдела музея было решено «предложение отклонить в виду того, что в издании картины воспроизведены не с подлинников, а с копий, что лишает издание художественного достоинства» [31]. Были и другие случаи отказа по этой причине.К подобным действиям издателей вынуждали, вероятно, сложность получения разрешения у музеев или его дороговизна [32].Участие Русского музея в распространении собственных изданий и принятых на продажу изданий частных фирм вводит в заблуждение составителей репертуара издательской продукции Русского музея. В частности, составители «Списка научных публикаций 1898-1998» - юбилейного издания Русского музея [33] - посчитали нужным включить в него издания не только Русского музея, но и частных издателей, руководствуясь, видимо, тем, что издания, посвященные Русскому музею, не могли быть опубликованы без предварительного согласования с его администрацией и без разрешения на фотосъемку музейных предметов.Четкого представления о репертуаре печатной продукции Русского музея в дореволюционный период не дает и первый указатель «Издания Русского музея Императора Александра III» (1915 г.), в состав которого не вошли многие весьма значимые документы [34]. Относительно полное представление о том, что именно и как издавал Русский музей, можно получить лишь опираясь на сохранившиеся архивные материалы.

Ключевые слова

Русский музей, издательство, печатная продукция, изобразительное искусство, the Russian museum, publishing house, editions, fine arts

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шехурина Людмила ДиодоровнаСанкт-Петербургский государственный университет культуры и искусствкандидат филологических наук,доцент кафедры библиографоведения и книговедения, тел.: (812) 232-36-30shekhurina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Старк Э. А. Наши художественные сокровища (Русский музей имп. Александра III) : очерк. - СПб. : П. П. Сойкин, 1913. - 32 с.
Картинная галерея Русского музея Императора Александра III. Биографии художников с их портретами и описание картин. - СПб. : Туманин, 1904. - 17 с.
Иванов Д. Д. Объяснительный путеводитель по художественным собраниям Петербурга. - СПб., 1904
Половцов А. В. Прогулка по Русскому музею Императора Александра III в С.-Петербурге. - М. : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1900. - 173 с.
решко-Брешковский Н. Н. Русский музей Императора Александра III. - СПб. : М. : О. Вольф, 1903
Издания Русского музея Императора Александра III. 1. Почтовые карточки с изображениями художественных произведений, принадлежащих музею. 2. Гелиогравюры. 3. Каталоги и другие издания музея. - Пг. : Тип. А. Розена, 1915. - 20 с.
ОР ГРМ. Ф. ГРМ (1). Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 104.
Мозохина Н. А. Издательство открытых писем Русского музея Императора Александра III // Филокартия. - 2010. - № 4 (19). - С. 44-45
Государственный Русский Музей. Из истории музея : сб. ст. и публ. / сост. И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. - СПб. : ГРМ, 1995. - С. 290-292.
Ковровые изделия Средней Азии: в 2 вып. - СПб. : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1908-1909. - 2 вып.
Сержпутовский А. К. Указатель Временной этнографической выставки русского населения Галиции, Буковины и Венгрии. - Пг. : Типо-литогр. «Энергия» 1915. - 20 с.
Отчетная выставка за 1910 г. собранных Этнографическим отделом Русского музея этнографических коллекций. - [СПб., 1910]. - 7 с.
Отчет Этнографического отдела Русского музея Имп. Александра III. - Пг., 1910.
Программа для собирания этнографических предметов. - [СПб.] : Этногр. отд. рус. музея, [1902]. - 47 с.
Материалы по этнографии России / Изд. Этногр. отд. Рус. музея Имп. Александра III под ред. Ф. К. Волкова. - СПб., 1910 ; Пг., 1914. - Т. 1-4.
Бенуа А. Н., Брюллов П. А. Проект устройства отдела, посвященного памяти Александра III [в Русском музее] 22 апреля 1897. - СПб. : тип. Акционер. об-ва Е. Евдокимов, [1898]. - 6 с. ; Проект устройства Отдела, посвященного памяти Александра III [в Русском музее] 4 февраля 1898. - [СПб.,1898]. - 9 с. ; (Проект устройства в Русском музее отдела, посвященного памяти Александра III. - СПб., [1900]. - 6 с.
Сычев Н. П. …Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины имени Императора Николая II при Русском музее Александра III. - Пг. : тип. «Сириус», 1916. - 34 с.
Обозрение отделения христианских древностей в Музее Императора Александра III (крат. описание зал XVIII-XXI с прил. одной фототипич. табл.). - СПб. : тип. «Балашов и К.», 1902. - 148 с.
Обозрение отделения христианских древностей в Музее Императора Александра III (крат. описание зал XVIII-XXI с прил. одной фототипич. табл.) / сост. Н. П. Лихачевым и М. П. Боткиным. - СПб., 1898. - 87 с.
Список № 4 «предметам, поступившим в Отделение христианских древностей, выпускаемых музеем до января 1906 г. - СПб., [1900].
Мозохина Н. А. Издательство открытых писем Русского музея Императора Александра III // Филокартия. - 2010. - № 4. - С. 44-45.
Обзор Русского музея императора Александра III / сост. Н. Н. Врангелем. - СПб. : Акционер. о-во. тип. дела в СПб. (Герольд), 1907. - 95 с.
Русский музей Императора Александра III. Живопись и скульптура / сост. Н. Врангель. - СПб. : Русский музей Имп. Александра III, 1904. - Т. 1-2. - 570 с.
[Вступительная статья] // Добавление к каталогу О. Кулибиной. - [СПб.], тип. «Сириус», [1911].
ОР РНБ. Ф. 403. Ед. хр. 4. Л. 1.
Кулибина О. Н. Русский музей императора Александра III. Объяснение к картинам составленное для народа Ольгой Кулибиной. - СПб. : Печатня Р. Голике, 1902. - 84 с.
ОР ГРМ. Ф. 1 (ГРМ). Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 17 об.-18.
Там же. Л 3.
Иллюстрированный каталог фотографических снимков с картин и статуй Русского музея императора Александра III. Вып. 1 / сост. А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов. - СПб. : тип. акционер. о-ва Е. Евдокимов, 1900.
ОР ГРМ. Ф. 1 (ГРМ). Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 1.
ОР РНБ. Ф. 403. Оп. [Справка].
Краткий указатель Художественного отдела Русского музея Императора Александра III. - СПб., 1898. - 48 с.
Иллюстрированный каталог фотографических снимков [с картин и статуй Русского музея]. Вып. 1. - СПб., 1900. - 24 с.
Каталог Художественного отдела Русского музея императора Александра III. - СПб., 1898. - 59 с.
Отчет о деятельности Русского музея императора Александра III. - СПб., [1899].
ОР ГРМ. Ф. 1 (ГРМ). Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 19.
Там же. Л. 20.
Там же.
 Издательская деятельность Русского Музея (1898-1917) | Библиосфера. 2012. № 1.

Издательская деятельность Русского Музея (1898-1917) | Библиосфера. 2012. № 1.