Роль библиографической информации в формированииучебно-методического комплекса | Библиосфера. 2012. № 1.

Роль библиографической информации в формированииучебно-методического комплекса

Рассмотрена библиографическая информация учебно-методических комплексов (УМК), раскрыта ее роль в процессах создания УМК и построения информационного пространства.

Роль библиографической информации в формированииучебно-методического комплекса.pdf Вкаждом вузе формируются и используются информационные ресурсы разного характера (например, бухгалтерская информация, учебная информация и т. д.). Их совокупность позволяет говорить о едином информационном пространстве вуза.Формирование информационного пространства вуза, рассмотренное в ракурсе педагогической деятельности, обуславливает специфику информационных ресурсов, поэтому при их характеристике необходимо использовать дополнительное слово - «образовательные». Информационные образовательные ресурсы (ИОР) представляют собой совокупность информации, организованной для эффективного учебного процесса. Учебный процессв данном случае представляет собой коммуникацию, а обеспечение учебного процесса информационными образовательными ресурсами позволяет говорить об учебно-методическом обеспечении. Если учебный процесс представить как систему взаимодействия студента, приобретающего знания, педагога и некой совокупности информации, то перед педагогом стоит задача по оптимизации процесса обучения, а именно: при доступных временных, стоимостных и других затратах создать хорошо структурированный комплекс информационных образовательных ресурсов, доступный для пользования и отвечающий цели высшего профессионального образования. Необходимость структурирования информации обуславливает комплексную организацию информационных образовательных ресурсов, то есть формирование учебно-методического комплекса (УМК). Важным являетсяи тот факт, что для эффективного «извлечения» знаний из информации необходима «организационность» и «упорядоченность» последней [1, с. 13], поскольку разрозненная, фрагментарная информация плохо усваивается учащимися и не формирует целостного знания.Учебно-методический комплекс в широком понимании - это совокупность всех информационных образовательных ресурсов (планов, программ, учебных изданий и т. д.). Учебно-методический комплекс по конкретной дисциплине является научно обоснованной системой информационных образовательных ресурсов для преподавания и изучения данной дисциплины, то есть для наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных соответствующими образовательными программами.При комплексном подходе происходит не простое суммирование, а синтез, интеграция информационных образовательных ресурсов. Главную роль в упорядочении и структурировании разрозненных информационных образовательных ресурсов для формирования УМК играют целенаправленные действия преподавателя, создающего, кумулирующего и передающего (распространяющего) информацию. Информационное пространство преподавателя стремится к целостности, и в то же время в силу коммуникационной сущности информации проявляются ее концентрация и рассеивание в информационном пространстве вуза [1, с. 17-18]. Для обеспечения единства информационного пространства вуза на уровне учебно-методического комплекса по дисциплине необходимо применить целый ряд теоретических, организационных, методических мер и технологий, среди которых следует особо отметить использование вторичной (библиографической) информации.Первичный и вторичный уровни информационного пространства формируются в соответствии с первичной и вторичной (библиографической) информацией. Вторичный уровень информационного пространства выполняет связующую роль.О роли библиографической информации в объединении информационных ресурсов писала Т. Ф. Берестова. Появление первичного информационного ресурса сформировало необходимость его обозначать и зафиксировать информацию о нем. Так появляется вторичная информация, и, как следствие, сформировались особые разновидности (уровни) информационного пространства - первичный и вторичный [1, с. 24-25]. Библиографическая информация удерживает рассеянные информационные ресурсы вокруг центра того или иного информационного пространства, она организует связь между ними [1, с. 36]. Появившись, библиографическая информация стала способом вторичного регулирования отношений в системе документных коммуникаций и, по словам О. П. Коршунова, явилась тем самым противопоставлением «внешнему реальному хаосу рассеивания документов, всем случайностям хранения и распространения», поскольку «через библиографию опосредуется функционирование документов как источников знаний» [4, с. 214-215].В результате библиографирования первичных информационных образовательных ресурсов и (или) целенаправленного преобразования ранее созданной библиографической информации возникает библиографическая продукция. Она включает в себя все формы библиографической информации, в том числе библиографические записи, библиографические ссылки, списки использованной и (или) цитируемой литературы, которые функционально не предназначены для распространения библиографической информации, но используются в библиографическом поиске. В ГОСТ 7.0-99 понятие «библиографическая продукция» определяется как информационная продукция, содержащая библиографическую информацию. Информационная продукция представляет собой документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем, то есть систем, предназначенных для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. Библиографическая продукция (библиографические ссылки и списки) помогает упорядочить и структурировать информационные образовательные ресурсы учебно-методического комплекса.Вуз является информационной системой, в которой библиографическую продукцию создают специалисты соответствующего профиля (сотрудники библиотеки, редакторы) и непрофессионалы (преподаватели). Библиографическую информацию учебно-методических комплексов, как правило, составляют преподаватели, поэтому данный вид библиографической продукции можно отнести по субъекту деятельности к непрофессиональной. Это вызывает необходимость обучения профессорско-преподавательского состава правилам составления и оформления библиографической информации.Важным элементом рабочей программы, являющейся организационно-методическим ядром УМК, выступает библиографическая информация об основных и дополнительных информационных образовательных ресурсах. Перед преподавателем стоит непростая задача: не только отобрать источники, отражающие современное состояние данного направления науки, но и соотнести уровень представленных источников с уровнем подготовки студентов. Конечный результат (библиографический список) представляет собой информационно-библиографическое обеспечение по дисциплине. Информационно-библиографическое обеспечение, в соответствии с ГОСТ 7.0-99, представляет собой «совокупность информационно-библиографических ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации». В данном случае речь идет о библиографической информации, предназначенной для информирования и ориентации студентов в первичных информационных образовательных ресурсах по дисциплине.В официальных документах нет разграничения двух понятий - «информационно-библиографическое обеспечение» и «учебно-методическое обеспечение», библиографический аспект здесь не выделен. В письме заместителя руководителя Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак в состав рабочей учебной программы дисциплины было включено учебно-методическое обеспечение, под которым подразумевается библиографическая информация, отражающая основную и дополнительную литературу. Как следствие в нормативных документах, разрабатываемых вузами (положения об учебно-методическом комплексе), произошло смешение двух понятий. В настоящей статье под учебно-методическим обеспечением понимается первичная информация, а выражение «информационно-библиографическое обеспечение» (ИБО) используется для обозначения библиографической информации, содержащейся в информационных образовательных ресурсах учебно-методических комплексов: рабочей программе, учебнике и т. д. ИБО в данном обозначении выступает в качестве библиографической модели учебно-методического комплекса. Библиографическая модель представляет собой оптимальный состав информационных образовательных ресурсов. От качества и глубины библиографической информации во многом зависит качество учебно-методического комплекса.Преподаватель как специалист в определенной области знания обеспечивает научность и актуальность библиографической информации. Одним из актуальных вопросов является эффективность библиографической продукции. Критерий эффективности обозначает качественный признак объекта и определяет общий уровень оценки. При составлении библиографических списков УМК следует учитывать такие качества библиографической информации, как полнота, точность, актуальность, доступность и др. [2]. Для обеспечения обозначенных качеств необходимо привлекать сотрудников библиотеки. Это поможет правильно отразить информационные образовательные ресурсы УМК, имеющиеся в библиотеке и поэтому доступные студентам. Актуальность библиографической информации обеспечивается организованным библиотекарями оповещением студентов о новых поступлениях литературы по данной дисциплине. Полнота и точность библиографического отражения первичных информационных образовательных ресурсов является необходимым условием эффективности их использования.Таким образом, библиографическая информация имеет большое значение при создании учебно-методических комплексов и формировании информационного пространства вуза. Это обуславливает необходимость участия библиотечных работников в составлении библиографических списков УМК.

Ключевые слова

учебно-методический комплекс, библиографическая информация, библиографический язык, библиографическая продукция, информационно-библиографическое обеспечение, информационное пространство, teaching and methodological aids, bibliographic information, bibliographic language, bibliographic products, information provision, information space

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Плахутина Екатерина НиколаевнаБашкирский институт физической культурызаведующая библиотекой,соискатель Челябинской государственной академии культуры и искусств,тел.: (347) 273-72-26plahutina@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Коршунов О. П. Библиография: теория, методология, методика. - М. : Книга, 1986. - 287 с.
Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие. - Самара, 2004. - 367 с.
ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиографии, библиотечному и издательскому делу : справ., док., практика применения. - М., 2009. - С. 13-36.
Берестова Т. Ф. Информационное пространство библиотеки. - М. : Либерея, 2007. - 240 с.
 Роль библиографической информации в формированииучебно-методического комплекса | Библиосфера. 2012. № 1.

Роль библиографической информации в формированииучебно-методического комплекса | Библиосфера. 2012. № 1.