Учение о библиосфере - новый вклад в библиотечно-информационную науку | Библиосфера. 2017. № 1. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-3-9

Учение о библиосфере - новый вклад в библиотечно-информационную науку

Рассмотрены учение о функциях библиосферы, разрабатываемое А. В. Соколовым, терминологические обозначения и характеристики отдельных функций библиотечного, книгоиздательского, книготоргового дела и библиографической информации, а также документа и книги. Утверждается единство сущностных функций документа, книги и всех социальных институтов библиосферы. С позиций документологии предложены новые названия видовых социальных функций библиотечного, книгоиздательского и книготоргового социальных институтов.

The bibliosphere doctrine is a new contribution in library-information science.pdf Развитие библиотечно-информационной науки в XXI в. происходит в нескольких направлениях. Самым заметным является исследование новых технологий библиотечно-информационной деятельности, обусловленных внедрением компьютерной техники и телекоммуникационной технологии. Развиваются исследования, посвященные конкретным видам, процессам, операциям в деятельности библиотек, имеющим как новейшие, так и традиционные характеристики. В то же время особым направлением является развитие теории библиотечно-информационной деятельности. Среди прочих активно обсуждаются функции библиотеки, ее место в системе социальных коммуникаций. Понятие «библиосфера» Существенным вкладом в библиотечно-информационную науку является учение о библиосфере, разрабатываемое известным ученым, автором работ по библиографоведению и теории социальной коммуникации Аркадием Васильевичем Соколовым. Ученый дал определение новому термину и понятию: библиосфера - «социально-коммуникационная суперсистема, включающая библиотечные, библиографические, книгоиздательские, книготорговые социальные институты и сопутствующие социальные явления, например, библиофильство и цензуру» [12, с. 6]. Принципом отграничения библиосферы от других социальных «сфер» Аркадий Васильевич считает «наличие книжных фондов и потоков» [там же]. Неясно, почему именно «фонды и потоки», то есть совокупности книг, характеризующиеся значительным числом составляющих их объектов, должны отличать библиосферу. Более точным является следующий тезис: «библиосферу образуют те области социальной коммуникации, где создаются, обрабатываются, хранятся, распространяются и используются книги в виде произведений письменности и печати» [там же]. Однако ограничение понятия книги произведениями письменности и печати в современных условиях представляется неправомерным, учитывая развитие теории электронной книги и обогащение книжного корпуса электронными изданиями [5]. Обобщенное определение библиосферы может быть таким: сфера социальной коммуникации, в которой передача социальной информации во времени и в пространстве осуществляется путем создания, распространения, хранения и использования книги как особого рода документа. Понятие «библиосфера» действительно новое, но ему предшествовало понятие «книжное дело», охарактеризованное А. И. Барсуком и достаточно детально рассмотренное А. А. Беловицкой. В концепции А. И. Барсука понятие «книжное дело» охватывало все социальные институты, занимающиеся практической деятельностью, связанной с созданием, распространением, использованием книг [1, с. 28-29]. А. А. Беловицкая характеризовала «книжное дело» как способ существования книги, как «системную целостность», «совокупность технологических процессов, связанных с созданием, описанием, хранением, распространением и функционированием произведений письменности или печати в обществе» [2]. Книжное дело отождествлялось с конкретно-историческими формами его существования: редакционно-издательским (или книгоиздательским), библиографическим, библиотечным, книготорговым делом. В связи с наблюдающимся в настоящее время изменением трактовки понятия «книжное дело», его сужением до процессов книгоиздания и книжной торговли, возникает потребность в новом понятии и термине, который бы охватил все процессы создания, распространения, использования книг в обществе. Этим термином может быть «библиосфера». Библиосфера - это та область деятельности, которая обеспечивает создание и функционирование книги в обществе, включая как деятельность социальных институтов, посвященных созданию, распространению, использованию книги, так и социальных субъектов, создающих книги (начиная с автора) и воспринимающих информацию, содержащуюся в книгах, то есть читателей (или, в обобщенной формулировке, потребителей информации). Именно библиосфера обеспечивает формирование и функционирование книжной культуры. Термин «библиосфера» аналогичен употребляемому М. В. Рацем словосочетанию «сфера книги» [9], но более практичен благодаря своей компактной форме. Функции библиосферы В последнее время значительно активизировалось обсуждение функций библиотек, библиографии, книги, документа. Новым словом в затянувшейся дискуссии можно считать статьи А. В. Соколова, посвященные библиосфере, в которых предпринята попытка сравнительного анализа теоретической, технологической и социологической интерпретации общенаучной категории «функция» и функционального подхода в библиотековедении, библиографоведении, книговедении [11, 12]. Социологическая интерпретация позволяет выделять социальные функции, трактуемые как «удовлетворение общественных потребностей, закрепленных за данным социальным институтом в силу сложившегося разделения труда» [11]. Среди социальных функций библиотеки, библиографии, книгоиздательского и книготоргового дела А. В. Соколов предлагает различать функции сущностные и производные (прикладные), а среди первых - родовые, присущие всем социальным институтам библиосферы, и видовые, характеризующие особенности каждого социального института. А. В. Соколов доказывает общность родовых сущностных функций библиотечного, библиографического, книгоиздательского и книготоргового социальных институтов, а также феномена книги. По мнению А. В. Соколова, «общественное назначение всех институтов библиосферы одно и то же - смысловое коммуникационное взаимодействие (интегральная коммуникативная функция)» [12, с. 23]. Далее автор поясняет: «Отсюда следует, что библиосфера имеет следующую структуру сущностных функций: коммуникативная функция - интегральная функция, выражающая общественное назначение библиосферы как суперсистемы; типовой набор родовых сущностных функций: мемориальная - сохранение и использование смыслов прошлого; информационная - оповещение о новых актуальных смыслах; аксиологическая - ценностная ориентация в прошлом, настоящем, будущем; сумма видовых функций: кумулятивная библиотечная функция; поисковая библиографическая функция; производственная издательско-полиграфическая функция; коммерческая книготорговая функция» [там же]. Теоретическая позиция А. В. Соколова, доказывающая единство всех социальных институтов библиосферы, представляется обоснованной. Наличие общих сущностных функций библиосферы подтверждается не только терминологическим анализом, проведенным А. В. Соколовым, но и практикой деятельности соответствующих социальных институтов. Однако терминологические обозначения и характеристики отдельных функций социальных институтов библиосферы необходимо уточнить. Функции документа и книги Разговор о социальных функциях библиосферы следовало бы начать с функций книги, а признавая книгу разновидностью документа - с функций документа. Вопрос о функциях документа относится к дискуссионным. Н. С. Ларьков [7, с. 48-55], Е. А. Плешкевич [8, с. 193-222] главной функцией документа считают коммуникационную. Ю. Н. Столяров сущностной функцией документа называет информационную [15, с. 68]. Противоречие в данном случае не существенно, поскольку и коммуникационная, и информационная функции трактуются как фиксирование (сохранение) и передача информации в обществе, в социальном времени и пространстве. Учитывая двуединый характер данной функции и ее связь с процессом социальной информационной коммуникации, было предложено назвать эту функцию «социально-коммуникационно-информационной» [19, с. 84]. Критические замечания рецензентов касались не сути, а словесной формулировки данной функции, ее «громоздкости». К сожалению, разделение предложенного терминана составные части приводит к неоправданному выдвижению на первое место одной из частей. Часть названия «социально-» указывает на то, что речь идет именно о социальной коммуникации. Если условиться о том, что в данном случае речь идет только о социальной коммуникации, то можно убрать из названия функции эту часть. Название «коммуникационно-информационная» указывает на то, что документ является посредником между авторами и потребителями информации в информационной коммуникации, то есть в такой коммуникации, в которой от авторов потребителям передается информация. Коммуникационность документа заключается в том, что документ является средством (каналом) коммуникации; обеспечивает один из видов социальной коммуникации (документальную). Коммуникационный подход - это методологическое средство для анализа сущности документа с точки зрения теории коммуникации. Документ можно рассматривать в качестве различных элементов коммуникационного процесса: как канал передачи информации либо как коммуникационное сообщение - коммуникат; как приемник информации, передаваемой автором (коммуникантом), либо как источник информации, получаемой ее потребителем (реципиентом). Иначе говоря, коммуникационный подход - это такие же «методологические очки», как и информационный подход, о котором неоднократно писал А. В. Соколов. Реально существуют лишь определенные учреждения и явления. Коммуникационный подход призван объяснить их сущность и назначение. Притом коммуникационный подход является составной частью, одной из сторон информационного подхода, если речь идет об информационной коммуникации. Информационность документа состоит в том, что он характеризуется как средство (или канал) передачи информации. Функция передачи информации выполняется документом только в коммуникационной системе. Информация в данном случае понимается как социальная информация, то есть информация, передаваемая в обществе, от автора - социального субъекта - потребителю информации, который тоже является социальным субъектом. А. В. Соколов данную трактовку информации называет «семантической информацией» и определяет ее как «междисциплинарную категорию, обозначающую естественные средства выражения духовных смыслов в форме коммуникабельных социальных знаков» [10]. Социальная, или семантическая, информация - это то, что передается в процессе социальной информационной коммуникации, то есть, по словам А. В. Соколова, «духовные смыслы в форме коммуникабельных социальных знаков» либо «знания, эмоции и волевые воздействия» [там же]. Такая характеристика сущности документа не противоречит его определению, данному А. В. Соколовым: «Документ - коммуникационное сообщение, имеющее стабильную вещественную форму и смысловое содержание, выраженное знаками» [12, с. 17]. Таким образом, главная сущностная функция документа - коммуникационно-информационная - состоит в передаче в обществе социальной, или семантической, информации, представляющей собой знания, эмоции и волевые воздействия. Особенность документа в том, что функцию передачи информации он выполняет благодаря ее фиксированию на материальном носителе и сохранению, то есть передаче во времени. Кроме функций, отражающих сущность документа и его особенности, связанные с материальной формой документа, он выполняет ряд функций более частного характера, обусловленных назначением коммуникации. Это познавательная, мемориальная, культурная, управленческая функции и функция свидетельства. Каждая из перечисленных функций имеет разнообразную характеристику, в некоторых случаях - иные названия. Все эти функции присущи любому документу, однако проявляются по-разному в документах различного целевого назначения. Учитывая тот факт, что выявление функций тесно связано с методологическим подходом к анализу явления (в данном случае - документа), можно предположить, что при ином подходе на первое место будет поставлена иная функция. Например, при культурологическом подходе - культурная; при рассмотрении документа с позиций науки, образования и просвещения - познавательная. Сравнение функций документа и книги показало, что книге присущи все функции, выделяемые у документа, в том числе главная - социально-коммуникационно-информационная. Некоторые авторы называли ее коммуникативной, что неверно, потому что название «коммуникативная» отражает лишь роль в процессе общения, которое является видом социальной информационной коммуникации (в других видах, кроме общения, передача информации от коммуниканта реципиенту присутствует, а ответной передачи, то есть общения, нет). Именно так, в одном направлении, происходит коммуникация между автором и читателем книги. Обратная связь между читателем и автором возможна далеко не всегда, и уже через другие средства и каналы коммуникации. Следовательно, называть главную функцию книги «коммуникативной» нецелесообразно. Это функция коммуникационная, точнее - социально-коммуникационно-информационная. По тем же соображениям название «коммуникативная» нежелательно применять в отношении главной функции библиотеки и библиографии. В характеристике свойств книги А. В. Соколов использует термин «коммуникабельность», трактуемый как «тиражирование и передача в пространстве и времени духовных смыслов (мыслей) - результатов духовной деятельности авторов в виде знаний, умений, эмоций, желаний, фантазий, которые они хотят обнародовать» [11]. Указанное свойство, а точ-нее - функция широкого распространения информации, действительно присуще книге, но термин «коммуникабельность» имеет другое значение: способность к общению, общительность (сравните: «читабельный», «читабельность текста» - пригодность для чтения). Функции библиотеки Остановимся на функциях библиотечного социального института. Рассмотрев функции библиотеки, которые выделяются разными авторами, А. В. Соколов отмечает: «Таких функций всего пять, они имеют примерно равную частотность: кумулятивная - формирование документных фондов; коммуникативная - предоставление документов и устное общение; мемориаль-ная - хранение социальной памяти; информацион-ная - сообщение о документах в библиотеке или вне ее; аксиологическая - ценностно-ориентационное воздействие на читателя» [11]. Аркадий Васильевич отмечает, что перечисленные функции библиотеки взаимосвязаны, следовательно, их возможно интегрировать в единую и единственную - интегральную. Эту функцию Ю. Н. Столяров назвал «эмерджентной» и «документо-коммуникационной», представляющей собой акт коммуникации между библиотечным фондом и контингентом пользователей [11]. В цитируемой статье Ю. Н. Столяров написал: «внешнесистемная онтологическая, т. е. сущностная функция библиотеки как целостной социальной системы - документо-коммуникативная. Главное проявление этой функции состоит в том, чтобы обеспечить: каждому документу - соответствующего пользователя, каждому пользователю - соответствующий документ» [15]. В другом источнике данная интегральная функция библиотеки названа автором документо-коммуникационной; «она означает, что главное социальное предназначение библиотеки состоит в том, чтобы обеспечивать связь между пользователем и документом» [13, с. 60]. В рассуждениях о сущностной функции библиотеки, на мой взгляд, не учтено место библиотеки в целостной социальной информационно-коммуникационной системе. Основная, сущностная функция библиотеки - социально-информационно-коммуникационная. Акт коммуникации в библиотеке осуществляется не между библиотечным фондом и контингентом пользователей, а между совокупным социальным субъектом - обществом в лице авторов документов и социальным субъектом - получателями (потребителями) информации, содержащейся в документах. Библиотека здесь - коммуникационный посредник между создателями документов и читателями, потребителями информации, зафиксированной в документах. Коммуникативную функцию библиотека тоже выполняет, но в специфическом отношении, связанном с книгой-документом лишь опосредованно (общение по поводу книги): организует общение читателей - пользователей библиотеки - между собой, с авторами книг и с библиотекарями. Информационную и коммуникационную функции библиотеки выделять нецелесообразно, их можно учесть как подфункции в характеристике главной функции библиотеки. Нельзя трактовать информационную функцию библиотеки только как сообщение о документах в библиотеке или вне ее. Предоставление документов - это тоже выполнение информационной функции (как передачи информации от ее автора потребителю). С другой стороны, ничто не мешает библиотеке предоставлять потребителям не сами документы, а информацию, извлеченную из документов или даже переработанную в соответствии с потребностями пользователей библиотеки. Например, так происходит при выполнении фактографических справок или в процессе информационно-аналитической деятельности библиотеки. Таким образом, информационная функция библиотеки является частью (одной из сторон) интегральной социально-информационно-коммуникационной функции и состоит в передаче социальной (семантической) информации в процессе социальной информационной коммуникации. Библиотека выступает посредником в социальной информационной коммуникации, это ее главная функция, которая, соответственно, может быть названа социально-коммуникационно-информационной. Кроме того, каждый социальный институт библиосферы имеет видовую функцию, отличающую его от других социальных институтов библиосферы. По словам А. В. Соколова, у библиотек это кумулятивная функция, состоящая в формировании библиотечных документных фондов [11]. С точки зрения документологии библиотека - это прежде всего терминальная документальная коммуникационная система (ДКС) [20]. Дифференциацию документных ресурсов общества на генеративные, транзитные и терминальные предложил Ю. Н. Столяров [14, с. 44]. Характеристика библиотеки как ДКС позволяет считать видовой функцией библиотеки не только кумулятивную, которая заключается в формировании документных фондов. Точнее было бы назвать видовую функцию библиотеки так же, как зовется соответствующая ДКС, - терминальной. Кумулятивная функция характерна именно для фонда, потому что он собирает, накапливает документы. А библиотека - это не только библиотечный фонд. Как и любой терминал, библиотека - это конечная часть системы (в данном случае системы документальной коммуникации), которая обеспечивает ее связь с внешней средой [17]. Создание библиотечного фонда служит главной цели - передаче зафиксированной в документах информации ее потребителям путем библиотечного обслуживания. Функции книгоиздания и книжной торговли В книгоиздательской деятельности и книжной торговле А. В. Соколов видит те же родовые сущностные функции, что и в книге и библиотечной деятельности, и с этим нельзя не согласиться. Но какие? «Мемориальная, коммуникативная, информационная, аксиологическая» в приведенной выше трактовке - разве это сущностные функции книгоиздания и книжной торговли? Другое дело - социально-информационно-коммуникационная функция как обеспечение передачи информации в процессе социальной коммуникации. Разве не в этом цель книгоиздания и книгораспространения? В отношении определения видовых сущностных функций можно согласиться с А. В. Соколовым: издательскому институту книгопечатания свойственна производственная функция (тиражирование книг), а книготорговому институту - торговая функция, или функция получения коммерческой прибыли. С другой стороны, используя терминологию документологии, издательство следует считать генеративной ДКС (то есть направленной на создание информации в документальной форме), а книжную торговлю - транзитной ДКС (направленной на передачу, трансляцию документальной информации в обществе). Следовательно, видовую функцию книгоиздательского дела можно назвать «генеративной», а книготоргового - «транзитной». Название функции «производственная» неудачно, поскольку производством можно считать деятельность и других социальных институтов. Например, И. А. Давыдова рассматривает библиотеку как производственную систему и говорит о библиотечном производстве [4]. Функция библиографии Особого внимания требует анализ функций библиографии. Рассматривая функциональный подход в библиографоведении, А. В. Соколов незаметно переходит от определения функций библиографической информации (БИ) к функциям библиографии. Три основные функции БИ, выделенные О. П. Коршуновым, - поисковая, коммуникативная и оценочная - безусловно, прошли проверку временем и утвердились в теории библиографии. Однако их названия, как отмечалось многими учеными, не совсем соответствуют их смыслу. В частности, поисковая функция БИ - это, по существу, идентификационная функция, обеспечивающая опознание документа по формально-издательским признакам и таким образом устанавливающая формальные соответствия между документом и потребителем. Коммуникативная функция - это оповещение о содержании документа, устанавливающее содержательные, то есть семантические, соответствия между документом и потребителем; правильнее было бы назвать эту функцию семантической. Оценочная функция может быть названа аксиологической, но она, скорее всего, прагматическая, потому что БИ дает оценку документа не по его научной и/или художественной ценности, а по соответствию информационной потребности и особенностям потребителя информации. Выделение О. П. Коршуновым трех названных функций БИ объясняется как выполнение трех ти- пов соответствий между документом и потребителем: формальных, содержательных и ценностных [6, с. 59]. Ни одна из названных функций не считается приоритетной, и только в совокупности они «реализуют документально-библиографические потребности в поиске документа, оповещении о его существовании и оценке документа библиографическими методами» [6, с. 62]. Учитывая вышесказанное, считаю ошибочной характеристику поисковой и коммуникативной функций (БИ или библиографической деятельности - не понятно) в статье А. В. Соколова («А. Поисковая - библиографический поиск нужных документов; В. Коммуникативная - доведение до потребителя сведений о прошлом, настоящем и будущем документальных потоков») [11]. Библиографический поиск осуществляется не только по формальным признакам документов, более важным является поиск документов по их содержанию, поэтому нельзя считать поиск связанным только с установлением формальных соответствий между документом и потребителем. С другой стороны, «доведение до потребителя сведений о прошлом, настоящем и будущем документальных потоков» предполагает не только информирование о содержании документов, но, в первую очередь, опознание и группирование документов по их формально-издательским признакам. В отношении функций библиографии как деятельности более обоснованным выглядит мнение М. Г. Вохрышевой, которая выделяет такую интегральную функцию библиографии, как «упорядочение документных массивов с целью ориентации в них» [3, с. 21-24]. Учитывая место библиографии во внешней по отношению к ней коммуникационной системе, предлагаю уточнить формулировку: основная функция библиографии - обеспечение передачи информации в социальной коммуникации путем созда- ния вторично-документальной информации с це- лью ориентации в документных массивах и потоках. Эту функцию библиография выполняет путем создания вторично-документальной модели как отдельных документов, так и документных потоков, массивов и фондов. Заключение Интегральная функция, выражающая общественное назначение библиосферы как суперсистемы, действительно состоит в организационно-техническом обеспечении социальной коммуникации, поэтому должна быть названа социально-коммуникационной или просто коммуникационной, а не коммуникативной, потому что последний терминоэлемент означает «присущий общению», а общение - лишь один из видов социальной коммуникации. Мемориальная функция, толкуемая как сохранение смыслов в социальном времени в качестве элементов социальной памяти, - это проявление главной, социально-коммуникационной функции, обусловленное фиксированием информации в документах-книгах. Информационную деятельность и, соответственно, информационную функцию нельзя характеризовать только как оповещение о новых сведениях (новостях) и даже как любое сообщение о документах, потому что информация - это смысловое содержание коммуникационных сообщений, то есть самих документов. Информирование о документах характерно только для библиографической деятельности. Аксиологическая функция, трактуемая как ценностно-ориентационная, обусловлена ролью социальной коммуникации в социальном управлении, в регулировании социальных отношений, и может быть названа иначе управленческой или регулятивной. Кроме сущностных функций, общих для всех социальных институтов библиосферы, выделяются прикладные социальные функции, такие как образование и воспитание молодого поколения, информационное обеспечение науки, бизнеса и др., организация культурного досуга граждан и т. д. Их интегральным выражением, по мнению А. В. Соколова, является гуманистическая функция. Выполнение сущностных родовых и видовых функций социальных институтов библиосферы обеспечивается технологическими функциями, которые состоят в процессах сбора, обработки, поиска, хранения, распространения документов и содержащейся в них информации. Представленная структура функций социальных институтов библиосферы может быть принята за основу в теории библиотечно-информационной науки. В то же время терминологические обозначения и характеристика отдельных функций нуждаются в дальнейшем обсуждении. А. В. Соколов заканчивает свой анализ функций библиосферы тезисом: «Для анализа кризисной ситуации в современной российской библиосфере и определения не утилитарно-технологических, а сущностно обоснованных путей преобразования постиндустриальной документной суперсистемы в гуманистический оплот нации необходима наука библиосферология» (выделено автором) [12, с. 24]. Думается, что такая наука уже существует. Ранее она называлась книговедением, а сейчас, учитывая сужение задач книговедения теоретическим обоснованием книгоиздания и книжной торговли, предлагается называть обобщающую науку библиологией [18]. Обсуждение вопроса о функциях библиосферы, в том числе всех составляющих ее социальных институтов, послужит становлению теории библиологии.

Ключевые слова

bibliology, documentology, bibliographic information, book trade, book publishing, librarianship, book business, document, book, bibliosphere, библиология, документология, библиографическая информация, книжная торговля, книгоиздание, книжное дело, библиотечное дело, книга, документ, библиосфера

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Швецова-Водка Галина НиколаевнаРовенский государственный гуманитарный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры документальных коммуникаций и библиотечного делаshvetsova43@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Терминал. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Терминал (дата обращения: 28.04.2016).
Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги : учеб. пособие. Москва : Рыбари ; Киев : Знання, 2009. 487 с.
Швецова-Водка Г. Н. Особенности библиотеки как документальной системы // Научные и технические библиотеки. 2011. № 9. С. 44-50.
Столяров Ю. Н. Документология : учеб. пособие. Орел : Горизонт, 2013. 369 с.
Столяров Ю. Н. О системных функциях библиотеки и их наименовании. Постановочная статья // Научные и технические библиотеки. 2015. № 6. С. 30-43.
Столяров Ю. Н. Документный ресурс : учеб. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. 223 с.
Столяров Ю. Н. Библиотечный фонд : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2015. 383 с.
Соколов А. В. Функции библиосферы. Часть 2 // Научные и технические библиотеки. 2016. № 2. С. 5-24.
Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 5. Природа и сущность информации // Научные и технические библиотеки. 2011. № 2. С. 5-27.
Соколов А. В. Функции библиосферы. Часть 1 // Научные и технические библиотеки. 2016. № 1. С. 7-25.
Рац М. В. К концептуальным основаниям книговедения и книжной культуры // Книга в информационном обществе : материалы тринадцатой Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения, Москва, 28-30 апр. 2014 г. Москва, 2014. Ч. 1. С. 481-483.
Ларьков Н. С. Документоведение : учебник. Изд. 3-е, переработ. и доп. Москва : Проспект, 2016. 412 с.
Плешкевич Е. А. Документальный подход в библиотековедении и библиографоведении: этапы формирования и направления развития. Москва : Пашков дом, 2012. 307 с.
Динер Е. В. Опыт классификации объектов, входящих в систему электронной книги // Библиосфера. 2016. № 1. С. 19-25.
Коршунов О. П., Леликова Н. К., Лиховид Т. Ф. Библиографоведение : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2014. 267 с.
Давидова І. О. Бібліотечне виробництво в інформаційному суспільстві. Харків : ХДАК, 2005. 294 с.
Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие. Самара : СГАКИ, 2004. 367 с.
Барсук А. И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. Москва : Книга, 1975. 206 с.
Беловицкая А. А. Общее книговедение : учеб. пособие. Гл. 5. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook011/01/index. html?part-003.htm (дата обращения: 04.05.2016).
 Учение о библиосфере - новый вклад в библиотечно-информационную науку | Библиосфера. 2017. № 1. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-3-9

Учение о библиосфере - новый вклад в библиотечно-информационную науку | Библиосфера. 2017. № 1. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-3-9