Педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела Республики Камерун | Библиосфера. 2018. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-2-9-16

Педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела Республики Камерун

Данная статья представляет собой обзор современных педагогических технологий, которые используются при обучении будущих библиотекарей.

Educational technologies in the professional training of librarian specialists of the Republic of Cameroon.pdf Настоящее время в Республике Камерун совершенствование библиотечного образования идет медленными темпами из-за отсутствия арсенала инновационных форм и методов обучения, слабой материальной базы, недостаточного учебно-методического обеспечения образовательного процесса и элементов дистанционного обучения. Анализ современной практики подготовки библиотечных кадров показал, что применяемые педагогические технологии являются устаревшими, творческие инициативы недостаточно используются в учебно-воспитательном процессе. Данная ситуация оказывает отрицательное влияние на формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки библиотекарей страны. Современное библиотечное образование нацелено на подготовку квалифицированного специалиста, способного постоянно обновлять и совершенствовать свои знания согласно социально-экономическим, культурным и технологическим переменам. Эта цель может быть реализована через внедрение в образовательную практику педагогических технологий, способных обеспечить формирование и развитие профессиональных компетенций специалистов библиотечного дела. Педагогические технологии - качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики Научно-технический прогресс к началу XXI в. не только обусловил технологизацию многочисленных отраслей производства, но и неумолимо вторгся в сферы науки, образования, культуры. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые электронные технологии с колоссальными обучающими ресурсами. Появляются новые технические, аудиовизуальные средства, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Исторически понятие «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом, и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний и умений о способах и средствах обработки материалов. Технология включает в себя также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. Технология в процессуальном смысле отвечает на вопрос, как сделать эффективно и какими средствами [1, с. 10-11]. Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные. Исходным и конечным результатом социальной технологии является человек, а ее основным параметром, который постоянно видоизменяется, - одно или несколько свойств (например, технология обучения, построенная на основе компьютерных программных средств). Педагогическая технология является разновидностью социальной. Анализ научной литературы показывает, что существует значительное количество трактовок этого понятия. Не претендуя на их полный охват, представим в Приложении (см. раздел «Материалы к опубликованным статьям» / № 2-2018/ Земенге Ж. : Приложение на сайте: http://www.spsl.nsc. ru/professionalam/bibliosfera/materialy-k-statyam/) те из них, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для целей подготовки библиотечных кадров в Камеруне. Резюмируя представленные в Приложении определения, Г. К. Селевко утверждает, что понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами [22]: 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Г. К. Селевко также считает, что понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях [22, c. 15-16]: 1. Общепедагогический (общедидактический) уровень, на котором технология выступает в качестве целостного образовательного процесса в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе. В нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности объектов и субъектов процесса; 2. Предметный уровень, когда педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, у определенного учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя); 3. Локальный (модульный) уровень, когда технология представляет собой реализацию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля усвоения материала, технология самостоятельной работы и др.). В педагогике отсутствует однозначная классификация образовательных технологий. Это объясняется сложностью и многоаспектностью данного понятия. Эти классификации представлены в рабо- тах В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, В. Г. Гульчевской, М. В. Кларина, Г. К. Селевко, Л. Г. Смышляевой, В. Т. Фоменко [2, 3, 5, 10, 22-24, 30] и др. Анализ этих работ показывает, что педагогические технологии в сфере высшего образования обычно классифицируют на следующие пять основных групп: 1) контекстное обучение, 2) проблемное обучение, 3) проектное обучение, 4) игровое обучение, 5) интерактивное обучение. Особенности проектирования, создания и использования различных видов обучения представлены в работах А. П. Панфиловой [14], П. И. Пидкасистого [17], В. Я. Платова [18], В. П. Пугачева [21], А. А. Дальской [6], И. А. Морева [13], С. А. Христочевского [31] и др. В библиотековедении исследуются общие вопросы проектирования и внедрения образовательных технологий в практику высшей библиотечной школы (М. Г. Ли [12]), особенности использования их отдельных видов в процессе подготовки библиотекарей: метода ситуационного анализа, «кейс-стади» (Т. В. Еременко [7, 8], Э. Р. Cукиасян [28], J. A. Anderson [32, 33], A. Roselle [34], R. D. Stueart, Moran B. B. [35], B. Sutton [36]), деловых и обучающих игр (Л. Г. Смышляева [24]) и др. Рассмотрим сущность, особенности, а также возможность использования различных групп педагогических технологий и их видов в подготовке библиотечных кадров Камеруна. Сущность контекстного обучения сформулирована А. А. Вербицким и базируется на деятельностной теории усвоения социального опыта. Это обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, обеспечивая тем самым условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Другими словами, целью высшего профессионального образования является формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период обучения в вузе. Посредством активной деятельности осуществляется присвоение социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром [4]. Согласно этому подходу, усвоение социального опыта осуществляется в форме деятельности, однако остается открытым вопрос перехода от познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста. Основное противоречие профессионального обучения и состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной деятельности - учебной. Это противоречие преодолевается в контекстном обучении, представляющем собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, дипломное проектирование и др.) к собственно профессиональной деятельности. В качестве переходных от одной базовой формы обучения к другой выступают различные формы занятий: лабораторно-практические; имитационное моделирование; анализ конкретных производственных ситуаций; разыгрывание ролей; спецкурсы и спецсеминары и другие [4]. Проблемное обучение основано на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность обучающихся. Согласно Л. Г. Смышляевой, эта технология формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей. Проблемное обучение в Камеруне должно стать основой в преподавании, в первую очередь таких дисциплин, как «Маркетинг в библиотеке и издательской деятельности», «Менеджмент электронных информационных ресурсов», «Управление библиотекой и новые услуги». Проектное обучение получило в настоящее время широкое распространение во всех сферах образования. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е. С. Полат рассматривает проектную методику «как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств обучаемых в процессе создания конкретного продукта» [19, с. 24-28]. При использовании в учебном процессе технологии проекта, считает Л. Г. Смышляева, решаются следующие важные задачи: · занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация; · обучаемые получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и их возможные последствия, учатся устанавливать причинно-следственные связи; · в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие обучаемых друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом [24, с. 120]. Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме доклада, презентации, моделей, алгоритмов, графических схем и т. д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности. Разновидностью проектного обучения являются такие его виды, как «фокус-группы», ознакомительные туры, информационное моделирование. В их основе лежит инновационное проектирование, то есть гармоничное сочетание технологических, содержательных, психологических элементов в процессе обучения [22]. Ознакомительные туры в ходе обучения могут быть ориентированы на знакомство с деятельностью ведущих библиотечно-информационных учреждений, с их информационными ресурсами, нововведениями, а также на выявление информационной обеспеченности специалистов источниками информации. Метод информационного моделирования представляет собой «совокупность действий и операций субъекта с информацией об объекте по ее восприятию, выражению и оценке» [25]. В качестве информационной модели могут выступать периодические издания, информационно-библиографические ресурсы, отраслевые массивы и потоки документов. Кроме того, метод информационного моделирования может применяться и в более широком контексте для решения творческих, эвристических, проблемных, социологических, психологических, педагогических задач. Организационно-практически проектное обучение в Камеруне может быть реализовано путем создания при кафедре документной информации университета Яунде ІІ при поддержке Ассоциации библиотекарей, архивистов и документалистов школы библиотечной инноватики. Образовательная программа этой школы может быть построена по комплексной методике, сочетающей передачу теоретических знаний с интерактивными формами обучения: свободными дискуссиями, «круглыми столами», творческими мастерскими, мастер-классами, деловыми играми, тренингами, конкурсами, презентациями. Это создаст максимально благоприятную среду для комплексной генерации новых идей, создания и объективной оценки инновационных проектов и их широкого внедрения в библиотечную практику, а также будет стимулировать творческую деятельность библиотекаря в принципиально изменившейся технологической и социальной среде. Кроме того, такая школа содействовала бы формированию у студентов в процессе обучения и у специалистов в процессе повышения квалификации не только готовности и способности к определенным профессиональным действиям, но и обладанию ими конкретным механизмом инновационного библиотечного проектирования. Игровое обучение базируется на взаимосвязи индивидуального обучения с групповыми методами мышления и деятельности. В образовании в процессе обучения используются имитационные управленческие игры и моделирование различных реальных ситуаций и процессов. Игровые методы обучения являются частью методов активизации обучения, их продолжением и развитием [16]. Деловая игра - одна из форм имитации реальной деловой ситуации - заключается в организации соревнования между командами обучающихся в процессе решения поставленных задач. Еe цель - дать студентам возможность, используя теоретические и практические знания и умения, принимать и обосновывать управленческие решения в обстановке, приближенной к реальной. В качестве примерных тем деловых игр в процессе подготовки специалистов для библиотек Камеруна можно назвать следующие: «Библиотекарь: идеал и реальность», «Создаем современную библиотеку», «Запись читателя в библиотеку», «Работа с задолжниками - поиск новых путей», «Проверка библиотечного фонда структурного подразделения», «Морально-этические аспекты сохранности фондов», «В библиотеку пришел читатель», «Основные направления работы по экологическому воспитанию» и многие другие. Одним из современных методов игрового обучения является метод анализа ситуаций или «ситуационная методика обучения» - «кейс-стади». «Кейс» - специально подготовленный учебный материал, содержащий письменное описание ситуации, заимствованной из реальной библиотечной практики. «Кейсовая технология» - это обучение действием. Ее главная особенность - возможность в аудиторных условиях развить способности, позволяющие эффективно справляться с проблемами и трудными случаями в реальной профессиональной деятельности [8, с. 124]. Актуальность использования этого метода в современном библиотечном образовании обусловлена необходимостью ориентации системы обучения на формирование умений и навыков аналитической мыслительной деятельности, на развитие способностей к самообразованию и самостоятельной переработке информации [11, с. 47]. Метод «кейс-стади» практически не используется в камерунском библиотечном образовании в преподавании специальных дисциплин, таких, например, как «Менеджмент и администрирование библиотек». Основной целью метода «кейс-стади» при изучении названного курса является изучение проблемных ситуаций в сфере управления библиотеками в соответствии с законами рыночных отношений. Это будет способствовать развитию у будущих библиотечных работников Камеруна аналитических навыков и умений, самостоятельности мышления, управленческих компетенций, передаче и усвоению новых знаний. Интерактивное обучение является формой организации обучения, а также способом работы с содержанием учебного материала. Оно построено на взаимодействии обучаемого с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта [15, с. 107]. Одна из его целей - создание комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Его основу составляет дискуссия, которая помогает развитию у обучаемого самостоятельного критического мышления, коммуникативной культуры. Преподаватель задает тон учебной дискуссии, следит за соблюдением правил дискуссионных процедур всеми участниками, выявляет и сопоставляет различные точки зрения, оценивает глубину их аргументации и интерпретации. В процессе дискуссии имеется возможность высказывать любые идеи, в том числе и заведомо нереальные. Они могут быть представлены в качестве своеобразного катализатора, который будет стимулировать возникновение новых идей. В результате студенты должны увидеть, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое из них может быть правильным, но только для своих конкретных условий [20]. Разновидностью интерактивного обучения, стимулирующей творческую активность, является метод «мозгового штурма» или «мозговой атаки», который является средством усвоения и закрепления креативного профессионального мышления, поиска правильного ответа на основе интенсификации, генерирования идей и концентрации их в общем оригинальном ответе [27, с. 44]. Основная идея использования интерактивных методов обучения - это активизация социально-личностного потенциала будущего библиотечного работника в процессе организационного взаимодействия, формирование тех качеств, которые позволят ему активно и творчески мыслить и действовать, развиваться и самосовершенствоваться. Кроме того, эти методы создают условия, предоставляющие студентам возможность занимать инновационную позицию в учебно-воспитательном процессе, усваивать учебный материал посредством диалога, осуществлять самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным его обогащением. Следует научить будущих библиотечных работников свободно излагать свое мнение, не боясь ошибиться, слушать своих коллег и уважать их мнение. Интерактивные методы обучения призваны способствовать формированию всех видов профессиональных компетенций библиотекаря. В учебном процессе подготовки камерунских библиотекарей мо-жно использовать следующие наиболее оптимальные интерактивные методы: интервью; методы коллективного решения творческих задач; работа в малых группах; моделирование библиотечных процессов и ситуаций; метод обучения в парах (спарринг-партнерство). Метод «моделирование производственных процессов и ситуаций» предусматривает имитацию реальных условий библиотечно-информационной деятельности, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др. Его целью является эффективное решение проблемных ситуаций. Исходя из указанной цели, в реализации метода выдвигаются следующие задачи: определение проблем, вызвавших ситуацию; обсуждение предложенных путей решения проблем; проверка предложенных путей решения проблем. В методе обучения в парах (спарринг-партнерство) формируются пары, участники которых становятся соперниками в состязании по различным, заранее смоделированным преподавателем профессиональным состязаниям, например, как привлечь читателей в библиотеку, как создать положительный имидж библиотеки, как лучше позиционировать информационный продукт или услугу библиотеки и т. п. Важным направлением совершенствования подготовки библиотечных кадров в Камеруне является необходимость внедрения дистанционного обучения. Дистанционное обучение сегодня становится важным инструментом учебно-воспитательного процесса в области библиотечного дела. Оно активно завоевывает мировое образовательное пространство, рассматривается в качестве доминантного в образовании будущего. Дистанционное обучение определяется его теоретиками как личностно-ориентированное с помощью виртуальной образовательной среды, независимо от места нахождения обучаемого и без нарушения привычного уклада его жизни. Именно дистанционное обучение способно обеспечить динамизм, демократизм, гибкость и целенаправленность непрерывного библиотечного образования [9]. Одной из популярных дистанционных технологий обучения является MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - объектно-ориентированная модульная динамическая учебная среда. Данная технология является одной из самых доступных как в дистанционном электронном обучении, так и для поддержки очных занятий. Этот программный продукт позволяет создавать учебные курсы и размещать их в интернете. Система дает возможность реализовать практически любую творческую задумку в обучении. В рамках информационной компетентности будущих камерунских библиотечных специалистов, она может стать источником новых идей и подходов как в педагогическом, так и в информационно-коммуникационном плане. Еще одно направление активного использования образовательных технологий при подготовке библиотечных специалистов в Камеруне должно быть связано с более активным использованием в учебном процессе разнообразных мультимедийных средств. При проведении лекций можно использовать мультимедийные презентации - удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание, одновременно воздействуют на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) и позволяют достичь гораздо большего эффекта. Важно научить будущих библиотечных работников самих создавать такие презентации и активно использовать их в библиотечной работе. Эффективным инструментом в самостоятельной работе студентов является электронный учебник, в котором учебный материал представляется с использованием следующих объектов: гипертекст, графические изображения, анимация, аудиои видеозаписи. Наличие в нем различного рода систем меню, функциональных клавиш, многооконного интерфейса позволяет использовать электронный учебник в интерактивном режиме. Студент может знакомиться с учебной аудиовизуальной информацией в тех последовательности, темпе и с той глубиной, которые ему подходят. Более того, он рассчитан на «погружение» обучаемого в тот или иной предметный мир. Это погружение, изучение и постижение достигается благодаря использованию различных видов представления информации и воздействий на обучаемого [29, с. 440-451]. Во время корпоративного обучения и повышения квалификации библиотечных кадров Камеруна мо-жно использовать телеконференции и вебинары. Телеконференции - один из сервисов интернета, позволяющий организовывать обмен информацией между пользователями, в том числе в групповых дискуссиях. В зависимости от режима, в котором проходят дискуссии, телеконференции делятся на два типа: интерактивные, то есть идущие в режиме online, и организованные в режиме обмена текстами или файлами, содержащими другие типы информации, переведенной в цифровую форму на основе электронной почты (offline). Вебинар - это онлайн-семинар, разновидность веб-конференции для проведения онлайн-встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинар имеет важное преимущество перед веб-трансляцией, часто используемой для популяризации очных конференций: он дает возможность общения участников, точно так же как очный семинар. Участники вебинара могут не только видеть демонстрацию слайдов или программных приложений докладчика, но и, если это предусмотрено организаторами вебинара, имеют возможность задать вопрос через чат, оставить свое мнение в анкете, подключиться (при наличии веб-камеры) к дискуссии. Вебинар можно смотреть в записи, если не удалось подключиться онлайн [26, с. 65]. Такие технологии пока не используются в учебном процессе при подготовке библиотечных работников Камеруна. Для этого необходимы устойчивые интернет-подключения и соответствующее техническое и коммуникационное оборудование. Одним из наиболее простых видов обучения является видеообучение. Для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время. Обучающийся учится так, как ему удобно. Преимущества видеобучения заключаются в следующем: связь с библиотечной практикой (в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах), наглядность и доступность подачи материала, возможность самообучения и повторения. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы библиотечной деятельности в деталях и в движении. Любой студент в удобное для него время может взять видеокурс и самостоятельно изучать тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям. Важное место в подготовке библиотечных кадров занимают образовательные веб-ресурсы. Это объясняется широкими дидактическими возможностями таких ресурсов, связанных с представлением информации на основе гипертекстовой технологии, в наибольшей степени соответствующей особенностям ее восприятия и осмысления человеком. Гипертекстовые технологии построены на основе семантической обработки информации, что дает возможность в процессе обучения иерархически представить учебный материал с использованием переходов по ссылкам на интересующие места и понятия. Использование образовательных веб-ресурсов позволяет, кроме связывания распределенных данных, осуществлять также осмысление информации с нужной степенью детализации. Последнее очень важно при анализе больших объемов данных, поскольку существует возможность быстро отобрать самое необходимое, а затем изучить выбранный материал во всех подробностях. Внедрение современных электронных средств обучения, реализованных на базе информационно-коммуникационных технологий (компьютерных обучающих программ, электронных образовательных ресурсов, образовательных веб-ресурсов, онлайновых конференций, интернет-трансляций, телемостов, вебинаров и др.), в образовательный процесс подготовки специалистов для библиотек в Камеруне приумножит дидактические возможности, обеспечит наглядность учебного процесса и контроль за ним, повысит активность обучаемых, их мотивацию, создаст условия для самообразования. В конечном итоге, все это будет способствовать интенсификации учебного процесса, а в будущем - станет одним из инструментов постоянного самообразования библиотечного специалиста. При осуществлении образовательных программ повышения квалификации библиотечных специалистов Камеруна, обмена инновационным опытом работы библиотек одной из форм взаимодействия может стать так называемая творческая лаборатория. Творческая лаборатория - это комплексная форма обучения, позволяющая использовать преимущества различных форм обучения и разрабатывать конкретные рекомендации по решению актуальных проблем (организационных, кадровых и других) с помощью различных учебных процедур, включая моделирование ситуаций, апробацию принимаемых решений. В программе творческой лаборатории могут быть: групповые теоретические занятия (семинары), активные формы (тренинги, деловые игры, мастер-классы). Важное место в повышении квалификации имеет проведение различных обучающих семинаров, тренингов, «дней библиотекарей», школ передового опыта по наиболее важным проблемам теории и практики библиотечного дела. Актуальными для Камеруна являются следующие темы: «Библиотечная профессия: проблемы и перспективы», «Библиотека как социальный институт», «Проблемы правового информирования в библиотеках», «Службы электронной доставки документов в библиотеках», «Технологии библиотечных процессов и пути их оптимизации», «Управление библиотекой: новые идеи и практические решения», «Библиотека и школа», «Профессиональные компетенции библиотекаря», «Роль публич- ной библиотеки в системе социальной защиты», «Библиотеки и авторское право», «Инновационные формы библиотечного обслуживания», «Информационная культура библиотечного специалиста», «Культурно-досуговая деятельность современной библиотеки», «Пути модернизации библиотек», «Фандрейзинг в библиотеке», «Проектная деятельность библиотек», «Рекламное и документное сопровождение сервисных услуг библиотеки», «Роль библиотек в профилактике социальных проблем среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни», «Библиотечные коммуникации: традиционная и электронная среда» и другие. Исходя из вышеперечисленного, необходимо отметить, что движение вперед в деле формирования инновационной культуры, педагогического мастерства и профессиональных и личностных компетенций работников библиотечной сферы в Камеруне в настоящее время связано с инновационными образовательными технологиями. Они открывают новые возможности для проявления творческой инициативы и педагога, и студентов, дают шанс увидеть уникальный коллективный результат, что в совокупности стимулирует процесс профессионального обучения. С помощью современных педагогических технологий формируются профессиональные компетенции будущих библиотечных работников. Внедрение таких технологий является насущной потребностью становления профессионального библиотечного образования в Камеруне.

Ключевые слова

Республика Камерун, педагогические технологии, технологии обучения, методы обучения, формы обучения, педагогическое мастерство, библиотечное дело, библиотечное образование, библиотечные кадры, подготовка специалистов, Republic of Cameroon, pedagogical technologies, teaching technologies, training methods, training forms, pedagogical skills, librarianship, library education, library staff, specialists training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Земенге ЖеремиВторой государственный университет, Яунде, Республика Камерункандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры документной информации Высшей школы информационных и коммуникационных наук и технологий Второго государственного университетаzemenguejeremie@yahoo.fr
Всего: 1

Ссылки

Бабко Г. И. Модульные технологии обучения: теория и практика проектирования : учеб.-метод. пособие. Минск : РИВШ, 2010. 64 с.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва : Педагогика, 1989. 192 с.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва : Высш. шк., 1991. 207 с.
Глоссарий терминов по технологии образования. Париж : ЮНЕСКО, 1986. 243 с.
Гульчевская В. Г., Гульчевская Н. Е. Современные педагогические технологии : модульное пособие для дистанц. обучения. Ростов-на-Дону : Изд. РИПК и ПРО, 1999. 50 с. (Дистанционное образование. Педагогика).
Дальская А. А. Роль презентации в учебном процессе и требования к ее применению. URL: http://festival.1sep tember.ru/articles/605154/ (дата обращения: 17.03.2018).
Еременко Т. В. Метод «кейс-стади» в повышении квалификации библиотекарей (опыт проекта в библиотеках Рязани) // Научные и технические библиотеки. 2004. № 12. С. 19-31.
Еременко Т. В. Метод «кейс-стади» и его применение в библиотечно-информационном образовании // Библиотековедение. 2009. № 1. С. 124-127.
Земенге Ж. Электронные учебно-методические материалы и их использование в подготовке библиотечных специалистов в Республике Камерун // Менеджмент вузовских библиотек. Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры специалиста XXI века : материалы ХІІ междунар. науч.-практ. конф, Минск, 12-14 окт. 2011 г. Минск, 2012. С. 211-214.
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. Москва : Знание, 1989. 75 с.
Коротков Э. М. Управление качеством образования : учеб. пособие. Москва : Мир. 2006. 320 с.
Ли М. Г. Проектирование и внедрение образовательных технологий в практику высшей библиотечной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2010. 27 с.
Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение : учеб. пособие. Владивосток : Изд. Дальневост. ун-та, 2004. 162 с.
Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала : учеб. пособие. Санкт-Петербург : ИВЭСЭП, 2003. 535 c.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва : Большая Рос. энцикл., 2003. 528 с.
Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. Москва : Пед. общ-во России, 1999. 354 с.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Москва : Рос. пед. агентство, 1996. 270 с.
Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение : учебник. Москва : Профиздат, 1991. 192 с.
Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка: новые педагогические технологии при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 24-28.
Профессия - «библиотечный специалист»: из опыта работы библиотек по обучению персонала / Нижегород. гос. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; сост. Л. Ф. Буничева. Нижний Новгород, 2009. 76 с.
Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом : учебник. Москва : Аспект пресс, 2002. 285 с. (Управление персоналом).
Cелевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва : Нар. образование, 1998. 256 с.
Симоно В. М. Педагогика : крат. курс лекций. Волгоград : Учитель, 2003. 72 с.
Смышляева Л. Г., Сивицкая Л. А. Педагогические технологии активизации обучении в высшей школе : учеб. пособие. 3-е изд. Томск : ТПУ, 2010. 191 с.
Соколова Л. Б., Гороховцева Л. А. Формирование умений и информационного моделирования у студентов // CREDONEW. 2004. № 3. URL: www.credo-new.narod.ru/credonew/ 03_04/12.htm (дата обращения: 17.10.2016).
Соколова Ю. В. Опыт использования технологии вебинаров в Международной академии бизнеса и новых технологий // Научные и технические библиотеки. 2011. № 4. С. 65-70.
Струговщикова О. В. Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие. Саратов : Науч. кн., 2011. 64 с.
Сукиасян Э. Р. Метод ситуационного анализа при проведении тренинг-семинара по управлению персоналом // Научные и технические библиотеки. 2002. № 11. С. 25-45.
Тищенко Е. М., Рычкова Л. В., Сурмач М. Ю. Электронный учебник: за и против // Перспективы развития высшей школы : материалы III Междунар. науч.-метод. конф., Гродно, 27 мая 2010 г. Гродно, 2010. С. 449-451.
Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов-на-Дону : ГНМЦ, 1996. 130 с.
Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 71-72.
Anderson A. J. Problems in library management. Littleton : Libr. Unlimited, 1981. 282 p.
Anderson A. J. Problems in intellectual freedom and censorship. New York : R. R. Bowker, 1974. 195 p.
Roselle A. The case study method: a learning tool for practicing librarians and information specialists // Library Review. 1996. Vol. 45, №. 4. P. 30-38.
Stueart R. D., Moran B. B. Library and information center. Wesport : Libr. Unlimited. 2007. 492 p.
Sutton B. Public library planning: case studies for management. Westport : Greenwood Press, 1995. 312 p.
 Педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела Республики Камерун | Библиосфера. 2018. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-2-9-16

Педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов библиотечного дела Республики Камерун | Библиосфера. 2018. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-2-9-16