Ересь по-сибирски: издательская деятельность нетрадиционных религий, сект, вероучений в Сибири и на Дальнем Востоке (90-е гг. ХХ - 10-е гг. ХХI в.) | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-14-20

Ересь по-сибирски: издательская деятельность нетрадиционных религий, сект, вероучений в Сибири и на Дальнем Востоке (90-е гг. ХХ - 10-е гг. ХХI в.)

Статья освещает неизвестную сторону регионального книгоиздания в Сибири и на Дальнем Востоке - выпуск печатной продукции так называемыми нетрадиционными религиозными движениями, появившимися в России в 90-е гг. ХХ в. Часть этих религиозных объединений является деструктивными культами. Рассматривается выпуск в восточных регионах страны книг и периодических изданий различных протестантских сект, Веры бахаи, кришнаитов, секты «плеядинцев», Богородичного центра, неоязычников, Всероссийского движения «К Богодержавию!», Церкви последнего завета Виссариона Христа. Даются оценки деятельности сектантских издательств «Звезда Свободы», «СириуС», «Асгардъ», «Аркор», «Русская Правда» и др.

Heresy in the Siberian way: publishing activities of non-traditional religions, sects, dogma in Siberia and the Far East.pdf В 90-е гг. ХХ - 10-е гг. XXI в. в России, помимо традиционных религий - православия, ислама и буддизма, - получили широкое распространение иные, неизвестные ранее виды религиозных учений. Страна буквально наводнились различными миссионерами, проповедниками и гуру, носителями иноверия, суррогатных верований, а нередко и дремучего суеверия. Россия и другие страны СНГ, как отмечают исследователи этого процесса, стали «полигоном, на котором проводится множество испытаний “духовного оружия”. Стадионы и дворцы собирают тысячи граждан, жаждущих кто “правды”, кто “исцеления”». На массовых мероприятиях «новых» религий «сама психологическая атмосфера напоминает средневековые времена» [1, с. 73]. Часть этих нетрадиционных для России вероучений представляет собой давно известные в мире раскольнические церкви (секты) протестантского толка или сектантские движения, отпочковавшиеся от других религий (Вера бахаи - от ислама, кришнаиты - от индуизма). Другая часть именуется «синтетическими» или синкретическими религиями, то есть включающими в себя смешение элементов и традиций различных вер - христианства, буддизма, других восточных религий. Бóльшая часть этих сект, впрочем, относится учеными к неоориенталистским, то есть замешенным на восточной мистике. Наконец, третью группу новых религиозных движений составляют секты, созданные непосредственно в России: неоязычники, «Богородичный центр», «Церковь последнего завета Виссариона Христа», движение «К Богодержавию», культ П. К. Иванова и др. [2, с. 37; 3, с. 96; 4, с. 187]. Кроме религий и сект, в России активно действуют оккультно-религиозные и мистико-философские организации. Их отличие от собственно религий состоит в отсутствии вероисповедных институций: храмов, святых мест, обрядов, штата священнослужителей и т. п. Некоторое количество новых религиозных движений однозначно квалифицируется религиоведами, а вслед за ними законодателями и правоохранителями России как тоталитарные секты и деструктивные культы, в отношении других организаций специалисты и Фемида колеблются. Но даже будучи запрещенными по законам РФ, многие из этих структур продолжают полулегально или нелегально свою деятельность, в том числе издательскую. О вреде, наносимом деструктивными религиями личности, семье, коллективу, социальным группам и всему российскому обществу, сегодня существует много литературы, и автор статьи не будет останавливаться на этом вопросе. Нет необходимости освещать также причины феноменального успеха неорелигий в России. Специалисты выделяют семь таких причин [2, с. 37-38]. Из них самая главная, по-видимому, состоит в незащищенности сознания наших соотечественников от доктринальных концепций тоталитаризма. «Россияне, привыкшие за годы советской власти к тоталитарному контролю за своим поведением, хотели и попали в полную зависимость от лидеров и идеологов этих движений», - пишет один из исследователей [2, с. 38]. Крах коммунистической идеологии создал в постсоветском обществе духовный вакуум, в который немедленно устремились мистики, оккультисты, псевдоученые, сектанты, носители всевозможных альтернативных верований. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата РПЦ игумен Иоанн (Экономцев) определил ситуацию следующим образом: «Коммунистическая псевдорелигия ушла, но осталось воспитанное ею тоталитарное сознание. Поэтому такой успех имеют духовные фальсификаторы, поспешившие заполнить духовную пустоту» [5, с. 25]. Неэффективность борьбы с деструктивными сектами в России связана также со слабой законодательной базой. До 1997 г. деятельность любых религиозных объединений на территории РФ не регулировалась никакими федеральными законами. Общины и организации нетрадиционных вероисповеданий регистрировались по их желанию в местных управлениях Министерства юстиции РФ, но могли существовать и действовать без всякой регистрации. Никаких ограничений не налагалось и на их издательскую деятельность. 26 сентября 1997 г. в России был принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6]. Закон разграничивал все конфессиональные объединения России на религиозные организации и религиозные группы. Религиозной организацией могла считаться структура, существовавшая на территории большинства регионов России в течение не менее чем 15 лет. К ним, кроме трех традиционных религий, стали относить Церковь евангельских христиан-баптистов, молокан, в национальных республиках Сибири - шаманистов и некоторые другие объединения. Ни одна из «новых» сект этим требованиям не удовлетворяла, они могли зарегистрироваться только как религиозные группы, что налагало значительные ограничения на их издательскую практику. Согласно закону религиозная группа не имела права «производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу», создавать (от имени группы) типографии, «учреждать организации, издающие богослужебную литературу», «создавать культурно-просветительные организации…, а также учреждать средства массовой информации» [6, с. 55-59]. Соответственно, история издательской деятельности нетрадиционных конфессий в России может быть разделена на два этапа: до 1998 г. и после. Это не значит, однако, что издательская практика сектантов и мистиков после 1998 г. пришла в полный упадок. Наоборот, российское издательское дело первого 15-летия XXI в. явило миру фантастические примеры религиозного сумасбродства, но - в обход закона либо прямо в нарушение его. Секты, культы и общины, существуя без регистрации (что закон позволяет для религиозных групп), выпускают свою литературу в коммерческих издательствах через заказы частных лиц, а с начала 10-х гг. XXI в. в ряде случаев учреждают издательства, формально не принадлежащие религиозным объединениям. Оставив в стороне вопрос о моральной ответственности издателей, выпускающих явно деструктивную литературу, автор статьи попытался проанализировать процесс развития издательских проектов нетрадиционных религий и верований в современных Сибирском и Дальневосточном регионах. Подчеркнем, что речь идет именно об издательской деятельности, и потому такие известные в России и мире секты, как запрещенная в РФ весной 2017 г. Церковь «Свидетелей Иеговы», Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Церковь объединения Сан Мен Муна (муниты), Церковь сайентологии, не рассматриваются в статье. Они ведут большую работу по распространению своих изданий в Сибири и на Дальнем Востоке, имеют здесь свои библиотеки, но в силу принятых некогда внутренних правил не издают книг и газет в российской провинции, предпочитая делать это в Москве или в своих главных издательских центрах за рубежом. В обозначенной выше группе давних вероучений, «новых» лишь для России, на первое место следует поставить различные протестантские секты, ринувшиеся в страну сразу после свержения коммунистического режима. Они опирались в основном на литературу на русском языке, привезенную из стран-метрополий и случайно выпущенную в центре России. Однако попытки издания сектантской литературы, в частности небольших газет протестантского толка, предпринимались в Новосибирске, Омске, Красноярске, Бурятии, Приморье. Для Бурятии и Тувы, соответственно на бурятском и тувинском языках, в Сибири была выпущена миссионерами книга «Иисус», в Кызыле в 1997 г. демонстрировался в переводе на тувинский язык фильм «Иисус», изложение которого давалось в указанной книге; желающим раздавали видеокассеты с фильмом на русском и тувинском языках [7, с. 167]. Во Владивостоке в 2001 и 2003 гг. были изданы (без выходных данных) сборники докладов Первого и Второго съездов евангельских христианских церквей Приморья. Здесь же в конце ХХ - начале XXI в. развернулась деятельность Владивостокского отделения Российского библейского общества, проводившего некоторую местную издательскую работу [8; 9]. Церковь Христа - один из самых закрытых протестантских культов, запрещенных в университетах США и Великобритании, отличающийся крайней степенью экзальтации верующих во время богослужений, - почти никогда не издавала литературу за пределами своей «Международной типографии учеников», находящейся в Бостоне. В начале XXI в. исключение было сделано для России, где в некоторых городах стали выпускаться методические брошюры для приверженцев секты. Содержание брошюр представляло собой советы по привлечению новых адептов, их идейной «обработке», организации работы сектантских ячеек, занятий по изучению Библии. В частности, во Владивостоке в 2001-2003 гг. было издано не менее пяти таких методических руководств: «Уроки для молодых учеников», «40 дней. Уроки для ежедневного изучения Библии»; «Духовная радость. Владивостокская Церковь Христа: (Еженедельное расписание)»; «Ходить с Богом! Владивостокская Церковь Христа: (ежемесячное расписание)»; «Лучшее будущее. Серия уроков для ежедневного изучения Библии» [10, с. 320-321, 325-328]. Некоторое распространение на востоке России получила Вера бахаи - сектантское учение, уходящее корнями в шиитскую мистику. Общины бахаи существуют в Новосибирске, Омске, Томске и других городах Сибири, некоторые из них пробуют выпускать листовки и газеты. Однако исторически сложилось так, что главным центром бахаи в азиатской части России стал Сахалин. Сюда прибыли первые проповедники веры, здесь с апреля 1992 г. издается региональный бюллетень сахалинских бахаи «Один мир - один народ», к которому в марте 2001 г. добавился специальный детский бюллетень «Сахалинский ветерок». Бюллетени выходят один раз в 19 дней (что составляет месяц по календарю бахаи). «Один мир - один народ» явился первым печатным изданием Веры бахаи в России [10, с. 213]. Активно действовала община последователей Веры бахаи во Владивостоке. В 1994-1997 и с 2000 г. в городе выходил информационный вестник бахаи «Арка», в составе руководящих органов общины имелись книжный и библиотечный комитеты. Летом 2000 г. был реализован «библиотечный проект» владивостокских бахаи: 8 библиотек Приморского края и 2 библиотеки Еврейской автономной области получили в подарок комплекты книг о религии бахаи [10, с. 229-230, 239-240]. Ярким эпизодом в будничной жизни России стало появление в начале 1990-х гг. последователей вероучения кришнаитов (вайшнавов). Бритоголовые молодые люди в пестрых одеждах, танцующие под барабан и распевающие гимн «Харе Кришна», встречались буквально в каждом крупном городе страны. Немногие специалисты утверждали тогда, что за «книжками в цветастых обложках», которыми агрессивно торговали кришнаитские вербовщики на перекрестках людных улиц, скрывается тоталитарная секта с чрезвычайно жесткой системой контролирования сознания [11, с. 8]. В духовном обиходе вайшнавов находится вся индуистская литература, в том числе «Веды» - самые древние и объемистые Священные Писания человечества. Неуклюжие попытки правоохранителей некоторых городов России запретить, например, «Бхагават-Гиту» (как в Томске в 2011-2012 гг.) по этой причине оборачиваются конфузом [12, с. 8]. Первые кришнаитские издания в виде полулегального самиздата были выпущены в восточных регионах России еще в 1989-1990 гг. С 1990 г. в Новосибирске начала выходить газета «Вестник Сибирского общества сознания Кришны», издавались листовки с изложением вероучения. После организации в Москве в 1992 г. российского филиала Международного общества Сознания Кришны издательскую деятельность стали проводить его региональные Советы: в Западно-Сибирском регионе - в Томске, в Восточно-Сибирском регионе - в Иркутске, на Дальнем Востоке - во Владивостоке. Столица Приморья изначально была «бастионом» кришнаитского движения. С 1990 г. общиной вайшнавов здесь руководит ученый-востоковед В. Р. Тушкин, получивший в 1999 г. в Индии ученую степень магистра ведических наук и II степень духовного посвящения. С 2000 г. В. Р. Тушкин является региональным представителем Международного института Бхактиведанты в Приморском крае и как официальное лицо имеет возможность выступать в прессе, издавать и распространять ведическую литературу [10, с. 145]. С 2002 г. он вел колонку Международного инсти- тута Бхактиведанты в популярном владивостокском журнале «Восточный базар», опубликовав в нем несколько десятков статей с разъяснением основ веры и философии вайшнавов. Трудность атрибуции кришнаитской литературы, изданной во Владивостоке, состоит в том, что кришнаиты не проставляют на своих книгах выходных данных. В коллекции автора ста- тьи имеется, например, несколько книг, носящих явные «родимые пятна» владивостокских типографий 2000-х гг., однако установить, кем и когда они были выпущены в свет, не представляется возможным. Кроме Владивостока, издания кришнаитов выходили и в других городах. Так, например, в 1995 г. издательская компания «А. М.» выпустила в Хабаровске книгу Авадхутики Анандамитры Ачарья «Пища для мыслей. Философия вегетарианства». Из категории синкретических религий (сект) в Сибири и на Дальнем Востоке издательскую деятельность ведут несколько вероучительных общин. Одну из них - секту так называемых плеядинцев - бесспорно следует считать деструктивным культом. Название «плеядинцы» дано секте религиоведами, оно достаточно условно. По верованиям секты, центр управления Вселенной находится в созвездии Плеяд, где обитают Вознесённые Владыки - сущности, некогда проживавшие на Земле в обличье известных людей, основоположников данной религии. Среди Вознесённых Владык видное место занимают Иисус (Христос), Мать Мария, Архангел Михаил, Гаутама Будда, Ив Сен-Жермен, ряд других, не известных широкой аудитории лиц, в том числе китайские и западные мистики. Владыки с помощью избранных лиц (духовных руководителей секты) передают землянам послания, которые называются «диктовки». Сектанты именуются еще «плеядинскими эмиссарами Света». К самоназванию секты ближе всего слова «Учения Вознесённых Владык». Центральная организация секты находится в США, распространена она по всему миру. Какого-либо связного описания идеологии секты дать невозможно. Она «ультрасинкретична», то есть состоит из невероятной смеси элементов христианства, индуизма, учения Н. К. Рериха, якобы научных понятий и определений (в своих изданиях «плеядинцы» щедро сыплют научной терминологией, помещают квазинаучные статьи о неких «новых» космогонических открытиях, научных предсказаниях судьбы Земли и Вселенной и т. п.). Рыхлость этого вероучения (которое к тому же постоянно мимикрирует и меняется) выражается еще в том, что в различных филиалах секты (Новосибирск, Красноярск и др.) воспринимателями диктовок выступают разные лица из числа англо-американских «учителей». «Плеядинцы» пробовали издавать в России свою литературу с 1998 г., отдельные книги выходили в Вологде и других городах. Но настоящего расцвета их издательская активность достигла в Сибири, где сегодня они имеют минимум три издательских центра. Первый из них появился на юге Сибири: в январе 2012 г. начал издаваться первый в России «плеядинский» журнал «Мировой ченнелинг: духовные сообщения», редакция которого находилась в Новокузнецке Кемеровской области, а издательская часть - в г. Заринске Алтайского края, где за выпуск журнала взялось коммерческое издательство (с типографией) «Печатный двор». За два года существования тираж этого цветного объемистого журнала вырос с 1 до 3 тыс. экз., периодичность дошла до 6 номеров в год. Содержание журнала, который, по словам его организаторов, «является изданием Семьи Света, коллективным творчеством Учителей Духовного Мира и воплощенных Сотрудников Света» [13, с. 1], представляет собой невообразимую смесь различных религиозных традиций, философских школ, словесной мишуры, заимствованной из понятийного аппарата теоретической физики, астрономии, наук о Земле. К 2015 г. «плеядинцы» окрепли настолько, что учредили в Новосибирске собственное книжное издательство «Звезда Свободы». Издательство с ходу развернуло выпуск больших по объему книг (переводов с английского) лидеров секты Кима и Хелен Майклс, открыло свое представительство в книжном интернет-магазине «Основа». Издательство «Звезда Свободы», созданное, как писали его руководители, для «распространения Учения Вознесённых Владык», развивалось, по их оценке, «очень стремительно» [14, с. 302]. В 2015 г. издательство выпустило 5 книг: К. и Х. Майклс «Новая формула алхимии в Золотом Веке»; «Господа Майтрейи “Главные ключи к духовной свободе”»; «Иисуса “Внутренний Путь Света” в новой редакции»; К. Майклса «Коаны Иисуса»; сборник «диктовок, высвобожденных Вознесёнными Владыками в г. Новосибирске, “Заякорение пламени Духовной Самодостаточности в России”». К 2016 г. этот список пополнился книгами Маха Чохана «Течение с рекой жизни»; «Иисуса “Главные ключи к личному Христобытию”»; «Гуру Ма “Не обманывайте себя”». Вышли также электронные версии «книг Иисуса “Христос рождается в вас” и “Спаси себя”» [14, с. 302]. Основанный сектантами Центр духовного развития в Новосибирске начал выпуск газеты «Пламя жизни» [14, с. 303]. В несколько ином виде «плеядинское» учение пропагандирует созданное в Омске издательство «СириуС», руководителем которого является Т. Н. Микушина. С 2008 по 2011 г. издательство выпустило 14 больших по объему книг под общим названием «Слово мудрости: Послания Владык через Т. Н. Микушину». В 2011 г. в издательстве «СириуС» вышла также книга «Духовная миссия России», в которой «опубликованы избранные Послания, данные Вознесёнными Владыками через своего Посланника Т. Н. Микушину в 2005-2011 годах» [15, с. 230-231]. Категория нетрадиционных верований, имеющих своей родиной Россию, представлена в Сибири и на Дальнем Востоке четырьмя религиозными направлениями (сектами), все они вели или ведут в регионе насыщенную издательскую деятельность. В 1990-е гг. довольно упорно на издательской почве Сибири пыталась закрепиться так называемая автокефальная истинно-православная церковь, именуемая по-другому Богородичным братством, или Богородичным обществом (центром). Межрегиональное духовное управление этой церкви, которую РПЦ официально признало еретическим учением, организовало в 1992-1993 гг. массовые перепечатки своей литературы в Сибири. Книги «Слова Матери Божией», «Омофор над верными», «Богородичное лоно», «Из райского сада», «Белая купель», «Книга странствий», «Радуга Завета», «Вечеря любви» и другие выходили в районных центрах Омской области, но главным образом - в Кузбассе. С маркой кемеровского издательства «Притомское» они печатались в типографиях Мысков, Прокопьевска, Ленинска-Кузнецкого, Юрги, Междуреченска. Всего Богородичный центр выпустил в Сибири не менее 20 названий книг, тираж каждого такого издания составлял 5 тыс. экз. В конце ХХ - начале XXI в. центром издания литературы так называемых неоязычников неожиданно стал Омск. Учение, отрицающее православную веру и призывающее славян вернуться к дохристианским языческим культам, получило распространение в России с середины 1990-х гг. В Омске для движения «по пути обретения Древней Веры Первопредков» [16, с. 8] были созданы на рубеже тысячелетий три издательства: «Асгардъ» («церковное издательство» так называемой Древнерусской инглиистической церкви), «Аркор» и «Русская Правда». Два первых издательства, воспользовавшись услугами Омского дома печати, выпустили совместным изданием в течение 1999-2001 гг. несколько большеформатных, в черной обложке с золотым тиснением книг в серии «Славяно-арийские Веды». Достоверно известно о выходе четырех книг «Славяно-арийских Вед»: Книга 1: «Сантии Веды Перуна. Сага об Инглингах» (1999, второе издание в 2001); Книга 2: «Книга Света. Слово мудрости волхва Велимудра» (1999); Книга 3: «Инглизм. Слово мудрости волхва Велимудра, ч. 2» (2000); Книга 4: «Источник жизни. Белый путь. Сказы» (2001). Однако в последнем из известных вышедших изданий сообщалось, что к изданию готовились еще четыре книги этой серии: Книга 5: «Даарийский Круголет Числобога» (древний славяно-арийский календарь). Сварожий круг (древние праздники)»; Книга 6: «Руны»; Книга 7: сборник «Слово»; Книга 8: «Сантьи Веды Перуна, круг второй. Книга Света. Харатьи 5-9». Издатели уведомляли, что доходы от реализации «Славяно-арийских Вед», густо изукрашенных «славянскими» свастиками, пойдут на восстановление «Капища Веды (Храма Мудрости) Перуна» в «Асгарде Ирийском (Омске)» и «Капища (Храма) Сварога» [16, с. 2]. Чуть позднее, в 2002 г., в Омске вышла самиздатом книга В. Е. Мефодьева «За Святую Русь: стихи сына бога Велеса Итария Изнавина». В 2000-2003 гг. в Омске действовало другое издательство - «Русская Правда», итогом работы которого явился выпуск небезызвестной «Велесовой книги» в переводе Н. В. Слатина (2003) и книг В. Демина «От Ариев к Русичам» (2000) и «От Русичей к Россиянам» (2000). С 2008 г. сторонники неоязычества издают в Омске «экологический, научно-популярный, общественный» журнал «Сибирские Веды» [17]. Известны случаи выпуска неоязыческой литературы и в других городах Сибири (Новосибирск, Красноярск, Барнаул). Еще одной «российской» тоталитарной сектой, развернувшей в Сибири бурную издательскую деятельность, является Всероссийское движение «К Богодержавию!». Знакомство с издательской продукцией этого движения вызвало тревогу Русской православной церкви, которая указывает, что целями движения являются «захват власти, контроль над информационным пространством России, установление тоталитарной диктатуры, декларируется стремление к физическому уничтожению Православной Церкви и всех активно препятствующих распространению идеологии» [18, с. 245-247]. «Богодержавничество» представляло собой до начала 2010-х гг. составную часть политико-религиозного течения, оформленного в виде российской Концептуальной партии «Единение». Основателями партии и авторами книг, изданных под ее флагом, выступала анонимная группа ученых под коллективным псевдонимом «Внутренний Предиктор СССР». В 1999 г. в Новосибирске начала издаваться газета этой партии под названием «Мера», а в 2001-2004 гг. издательский отдел партии «Единение», обосновавшийся также в Новосибирске, выпустил свыше 50 названий книг общим тиражом до 100 тыс. экз. Среди изданных книг было немало таких, которые пропагандировали идеологию движения «К Богодержавию!» [19]. В «нулевом» десятилетии XXI в. «Единение» и «богодержавники» перенесли центр своей работы в Москву и Санкт-Петербург, где стали издаваться газеты «Мера за меру», «Знания - власть» и другие. В Новосибирске выходила газета «Сибирская мера», на страницах которой по-прежнему развивались концепции «богодержавия». Газеты с аналогичным содержанием выходили с 2008 г. в Хабаровске и Абакане. Стартовав в Сибири, издательская деятельность мистико-политического движения продолжается сейчас в Санкт-Петербурге, где в издательствах «Мера» и «Концептуал» ежегодно выходят десятки книг, и в других городах России, где издается до десятка газет - последователей прежней «Меры». Примерно в 2010-2011 гг. движение «К Богодержавию!» стало самостоятельной организацией, окончательно превратившейся в секту. Назвавшись общественным объединением и несколько изменив название, эта структура теперь имеет центр в Ярославле. Возглавляет секту ученый-физик, доктор технических наук, профессор, действительный член двух общественных академий (РАЕН и АТН) Л. И. Маслов. С 2014 г. «богодержавники» усиленно пропагандируют книгу «Откровение людям Нового века», состоящую из «диктовок», которые «Сам Творец (Отец Абсолют, Высший Космический разум) передал нам … через избранного Им человека в России … Леонида Ивановича Маслова» [20]. Книга активно рекламируется и распространяется в Сибири. В 1990-е гг. в среде тоталитарных религиозных учений набрала силу секта так называемых виссарионитов - последователей человека, назвавшего себя Виссарионом, новым воплощением Христа. Культ зародился в 1991 г. в Сибири, а точнее в Минусинском районе Красноярского края, где будущий «мессия» до своего «крещения Духом Святым» и «Свершения», то есть обретения сознания Виссариона Христа, служил в разных должностях, занимался живописью [21]. В 1994 г. в Минусинске была зарегистрирована община «виссарионитов» (община Единой Веры) и их главная организация - Центр содействия развитию духовности и культуры «Источник». Была легализована постройка «виссарионитами» своего поселения в Минусинском районе. Тогда же, в 1994 г., стала издаваться газета последователей Единой веры Виссариона Христа «Земля обетованная» (Минусинск), в Новосибирске выходила самиздатовская газета «Слово». Однако главное сочинение Виссариона - три тома его «Последнего Завета» - вышло в Санкт-Петербурге. Безвкусные, аляповатые обложки этих книг (переплет вишневого цвета с орнаментом и буквами из густого сусального золота) сочетаются с иррациональным содержанием, грубой фальсификацией христианского вероучения. Кроме указанных, в Сибири и на Дальнем Востоке действовали и продолжают действовать другие издательства и «вероучительные» организации, выпускающие суррогат религиозной литературы. В Томске в 1990-е гг. работало, например, издательство «Каро», специализацией которого являлись «книги по философии, теософии, религии, астрологии, магии» [22]. Теневая сторона регионального издательского дела, как правило, не привлекает внимания исследователей: слишком неблагодатна сама фактура изучаемых явлений. Тем не менее современникам нужно знать и понимать общественные последствия развития в России книжной «контркультуры». А она, к сожалению, никуда не ушла с печатного рынка.

Ключевые слова

нетрадиционные религии, секты, книгоиздание, Сибирь, Дальний Восток, протестантизм, Вера бахаи, кришнаиты, «плеядинцы», Богородичный центр, неоязычники, движение «К Богодержавию!», Церковь Последнего Завета, nontraditional religions, sects, book publishing, Siberia, Far East, Protestantism, Baha'i Faith, Hare Krishna, «Pleiadians», Theotokos Center, Neopagans, «To Godhead!» Movement, Last Covenant Church

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Посадсков Александр ЛеонидовичГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наукдоктор исторических наук, главный научный сотрудник лаборатории книговеденияknigoved@spsl.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Майсюк А. В. Социальная деятельность протестантских общин в условиях рыночных преобразований // Протестантизм в Сибири: история и современность : материалы Междунар. науч. конф. 26-28 мая 1998 г. Омск, 1998. С. 69-74.
Журавлева И. А. Нетрадиционные религиозные организации в контексте современной российской культуры // Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы VI Междунар. науч.-творч. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей, 1-2 нояб. 2007 г. Челябинск, 2007. Ч. 2. С. 37-40.
Екимова В. А. Опасные тоталитарные секты и их распространение в России в ХХ-XXI вв. // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук : материалы Второй науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых Школы гуманитар. наук ДВФУ. Владивосток, 2013. С. 95-98.
Глушкова К. А. Религиозный выбор современной молодежи // Вопросы истории и политики: взгляд молодых исследователей. Киров, 2014. Вып. 4. С. 186-190.
Холмогоров Е. Э. Хроника: Международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» // Альфа и Омега. Москва, 1994. № 2. С. 24-28.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания: нормативные акты. Судебная практика. Москва, 2001. С. 55-59.
Хомушку О. М. Протестантские религиозные организации в Туве: современное состояние // Протестантизм в Сибири: история и современность : материалы Междунар. науч. конф. 26-28 мая 1998 г. Омск, 1998. С. 165-169.
Владивостокское отделение Российского библейского общества // Бизнес-путеводитель «Восток России». Владивосток, 2000. С. 47.
Смирнов С. Н. Деятельность Российского библейского общества и его Владивостокского отделения // Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий. Владивосток, 2002. С. 53-58.
Дударенок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. Владивосток : Изд-во ДВГУ, 2004. 532 с.
Дворкин А. Тоталитарные основы современного кришнаизма // Миссионерское обозрение. Москва, 1996. № 2. С. 8-9.
Томский суд вновь не признал «Бхагават-Гиту» экстремистской книгой // Союз писателей. Новокузнецк, 2012. № 3. С. 8.
 Ересь по-сибирски: издательская деятельность нетрадиционных религий, сект, вероучений в Сибири и на Дальнем Востоке (90-е гг. ХХ - 10-е гг. ХХI в.) | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-14-20

Ересь по-сибирски: издательская деятельность нетрадиционных религий, сект, вероучений в Сибири и на Дальнем Востоке (90-е гг. ХХ - 10-е гг. ХХI в.) | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-14-20