Медиакультура как диалог культур современного общества | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-30-34

Медиакультура как диалог культур современного общества

В статье дана трактовка понятий «медиа», «культура», «медиакультура», показано значение медиакультуры в современном обществе. Рассмотрены подходы к определению дефиниции «медиакультура». Диалоговость взаимодействия характеризуется как базовое свойство медиакультуры. Выявляются проблемы взаимовлияния книжной культуры и медиакультуры . Обозначается необходимость дальнейшего изучения понятий книжная культура и медиакультура в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Media culture as dialogue of cultures in modern society.pdf Анализируя функционирование современного общества, можно смело утверждать, что технологические прорывы и самые яркие, динамичные модификации сегодня происходят в области медиа. Ускоренное развитие техники, внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, глобализация мирового медийного пространства в контексте формирования информационного общества подтверждают рост его технократической составляющей. Осознав значение технологических новообразований, ученые и практики заговорили о значимости развития духовной сферы информационного общества, о возрастающей роли информации и знаний, о необходимости формирования медиакультуры отдельного человека и мира в целом. О скоростях изменений современных медиа, интересов социума и предпочтений различных аудиторий и групп свидетельствует исследование, проведенное учеными Оксфордского университета. По их данным, чтобы привлечь 50 млн пользователей, телефонным компаниям понадобилось 75 лет, радио - 38 лет, телевидению - 13 лет, а интернету - всего 4 года [8]. Фейсбук собрал аудиторию в 200 млн пользователей менее чем за год. Более одного миллиарда пользователей посещают ютьюб ежемесячно, более двух миллиардов жителей земли имеют аккаунты в различных социальных сетях [1]. Рекорды в привлечении многих миллионов пользователей за относительно короткий срок устанавливают другие медийные платформы (цифровые, мобильные и т. п.). В частности, ролевая игра Pokemon Go после появления в 2016 г. была установлена на мобильные устройства пользователей мира за одну неделю 10 млн раз [7, 18]. Новая визуализированная коммуникационная среда стала нашей повседневной реальностью. В рамках этой скоростной, текучей, быстро модифицирующейся реальности, стремительного ритма коммуникационных и цифровых технологий растут объем, насыщенность и многоформатность медиапотребления современников, меняются медийные приоритеты, формируются новые медийные навыки и предпочтения. Так, говоря о модификации медиапотребления соотечественников за последние 25 лет, во-первых, следует отметить увеличение его объемов практически в 1,5-2 раза: с 5 часов до примерно 9 часов. Это стало следствием изменений рабочего времени и досуга человека, конкуренции среди СМИ за время потребителя, появления новых доступных пользователям видов медиапродуктов. Во-вторых, подчеркнуть, что наряду с ростом времени, отводимого на медиапотребление, сменились приоритеты медийных интеракций: чтения, смотрения, слушания, использования новых коммуникационных программ, инструментов и технологий. Современный индивид стал очень мобильным. Он постоянно связан с од-ним или несколькими электронными устройствами. Время и место для такого человека больше не являются ограничителями в его взаимодействии с медиа. В-третьих, в последние годы происходит активное вытеснение традиционной модели массового медиапотребления - чтения и пассивного смотрения - индивидуальной активной интернет-моделью. Современники нерегулярно читают книги, газеты и журналы; универсальные телеканалы уступают место нишевым, специализированным. За последнее неполное десятилетие ощутимо снизилась доля времени, отводимая россиянами на чтение всех видов бумажных изданий, потребление радио и телевидения; в десятки раз возросла доля времени, затрачиваемая на потребление интернет-СМИ, мобильных сервисов, общение в виртуальной реальности и т. п. (рис. 1, 2) [11, с. 19; 12, с. 61]. Динамично меняющиеся медиапривычки приводят к фрагментации медиа, индивидуализации медиапотребления, свидетельствуют о появлении так называемого цифрового поколения, публики, «включенной в сеть». Новые явления технократического мира, его переменчивость, текучесть, мультиплатформенность и многоканальность позволяют говорить о том, что современники должны научиться жить в условиях информационных перегрузок, непредсказуемой, неоднозначной революционной медийной избыточности. Умения ориентироваться в медийных потоках, анализировать и оценивать информацию; навыки непрерывного образования и диалога с массмедиа; опыт распознавания манипулирования со стороны СМИ являются базовыми категориями медийной культуры личности и общества. Все эти факторы, а также активное включение российских медиа в глобализационные коммуникационные процессы, деятельное участие пользователей в производстве контента (традиционного и цифрового) и его многоформатное потребление вызывают вопрос о месте и значении медиакультуры в информационную эпоху. В условиях формирования новых медийных реалий возникла необходимость изучения нового вида культуры - медиакультуры, являющейся атрибутом информационного общества, основной его составляющей и значимым фактором социализации личности. Медиакультуру следует рассматривать с позиции изучения двух основополагающих терминов: медиа и культура. Дефиниция медиа (в переводе с латинского - «средство, посредник, средоточие») учеными трактуется как средства связи и передачи информации разных типов - от самых древних (жесты, рисунки и др.) до современных, использующих интегрированные гибридные цифровые телекоммуникационные сети (интернет, мобильная телефония и др.) [5, с. 197]. Данное слово появилось в Англии в XVI в. В XVIII в. оно подразумевало газеты, в XIX - почту, телеграф, а с XX столетия обозначает еще и радио, телевидение, Рис. 1. Структура медиапотребления россиян в 2007 г. Fig. 1. Structure of the media consumption by Russians in 2007 Рис. 2. Структура медиапотребления россиян в 2016 г. Fig. 2. Structure of media consumption by Russians in 2016 интернет. На рубеже ХХ-ХХI вв. предметное поле названной категории резко расширяется. Так, Н. Луман подразумевает под медиа все общественные учреждения, использующие технические средства как для создания, так и для массового распространения сообщений/информации, прежде всего - книги, газеты, журналы, фото- и видеопродукты [16]. Н. Болц в предметное поле медиа включает устную речь, письменность, книгу и средства массовой информации. Он утверждает, что собственно эра массмедиа началась именно с печатной книги [2]. Е. Л. Вартанова считает, что современная книга является частью медиаиндустрии [3]. Традиционно данное понятие ассоциируется с конкретным носителем информации или каналом коммуникации, однако под медиа следует подразумевать «не просто систему средств массовой информации и массовых коммуникаций, … а вполне конкретную и властную “матрицу” - систему культурно-информационных монополий» [9, с. 21]. За понятием медиа «на самом деле стоит чрезвычайно сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией» [10, с. 459]. Подведем итоги: «понятие медиа - хронически открыто» [18, с. 35], особенно в эпоху становления информационного общества. Медиа - множественны, многообразны, имеют свою историю развития, классификацию и типологию, сферу применения, технологические варианты - «речь идет о средствах коммуникации, сопутствующих человечеству на разных этапах его цивилизационного развития» [18, с. 34]. В качестве средства коммуникации воспринимал медиа Г. М. Маклюэн, предложивший и разрабатывавший это понятие. Ученый полагал, что возрастающая роль медиа в жизни общества требует не только анализа их содержания/контента, но и осмысления средства коммуникации как такового и той культурной среды, в которой они действуют [17]. Данный подход дает возможность представить культуру в качестве организатора «социальных связей на основе существующих в обществе норм и ценностей. Различные явления культуры в данном ракурсе должны исследоваться не только с точки зрения их истории и сущностных особенностей, но в совокупности с развитием общества» [21]. Культура - понятие многозначное и многоплановое. На сегодняшний день в осмыслении культуры существует множество подходов. Выделим несколько из них, наиболее значимых. Первый (аксиологический) связан с представлением о культуре как совокупности материальных и духовных благ, созданных человечеством (А. И. Арнольдов, Н. З. Чавчавадзе и др.). В рамках данного подхода медиакультура позволит определить ценностное в информационном взаимодействии индивида и медиа. Согласно следующему (технологическому) подходу, культура есть специфический способ человеческой деятельности (В. Е. Давидович, Э. С. Маркарян и др.), в рамках которого освоение медиакультуры представляется как овладение способами взаимодействия личности и социума со средствами коммуникации в информационной среде. Личностно-творческий подход трактовки культуры (Н. С. Злобин, В. А. Сластенин и др.) дает возможность считать медиакультуру явлением сугубо индивидуальным, проявляющимся в ее носителях. В информационном подходе культура представляется как система создания, хранения, распространения и использования контента. По словам Ю. М. Лотмана, культура - это «сложная семиотическая система, ее функция - память, ее основная черта - накопление» [15, c. 228]. Данная точка зрения позволяет считать медиакультуру информационным обеспечением общества социальной информацией, накапливаемой через знаковые системы, различные медиаканалы [20]. Культура в диалогическом подходе рассматривается как форма общения ее субъектов. Медиакультура делает возможным и действенным межкультурный диалог через глобальную сеть коммуникаций. Определяющим в данном понимании медиакультуры является именно диалоговый способ взаимосвязи личности/общества с современным миром. Диалоговость взаимодействия является, с одной стороны, сущностным свойством медиакультуры, «поскольку предполагает обратную связь, взаимопонимание, взаимное изменение и развитие субъектов», а с другой - является механизмом овладения медиакультуры [13, c. 9]. Возможность и направленность к диалогу становится ключевой характеристикой медиакультуры, отражает ее динамическую сторону, интеракции человека и медиа. Понимание медиакультуры как исторически меняющегося явления среди теоретиков и практиков на сегодняшний день еще формируется. Одни исследователи считают, что медиакультура является порождением современной информационной эпохи. Другие придерживаются мнения, что медиакультура существует с момента появления медиа - средств общения, коммуникации, создания, сохранения и передачи информации. Действительно, не стоит совмещать момент появления термина с возникновением медиакультуры как явления. По всей видимости, последнее опередило первое на сотни лет, появившись одновременно с различными способами и каналами коммуницирования. И лишь в информационном обществе медиакультура вышла на приоритетные позиции. Понимание термина медиакультура на сегодняшний день продолжает оставаться неоднозначным, существуют различные его трактовки. Более узкие: · это культура взаимодействия индивида со средствами массовой информации; · социально-активная целенаправленная человеческая деятельность в медиапространстве; · система уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [10, c. 18]. И более широкие: · это совокупность материальных и духовных ценностей в области медиа; · исторически определенная система воспроизводства и функционирования медиа в обществе [22]; · совокупность информационно-коммуникационных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности [19]. Книговедческое понимание медиакультуры лишь только формируется, появляются работы, рассматривающие феномен медиакультуры в ракурсе взаимосвязи книги и медиа, книжной культуры и медиакультуры (К. Н. Костюк, М. Г. Вохрышева). Ученым еще предстоит разобраться в корреляции понятий, да и самих явлений книжная культура и медиакультура, «близких по своему объекту, содержанию и функциям» [4]. В рамках глобального изменения медиасферы, дигитализации - некоего объективного процесса вытеснения всего традиционного, аналогового из экономики, технологии, культуры, и конвергенции различных медиа происходят основательные изменения и в сфере книжной культуры. «Расходящиеся векторы цивилизованного рынка электронной книги и стихийного использования книжного контента в свободном интернете - показатель глубоко проблемной ситуации, с которой столкнулась книга в начале нашего века… Выдержит ли она эти испытания как форма представления информации? Смогут ли и дальше с ней работать авторы и издатели или им нужно искать новую стезю?» - эти вопросы сегодня волнуют не только автора этих строк К. Н. Костюка, но и многих книжников [14, c. 9]. Действительно, становление и развитие электронного книгоиздания, электронной дистрибуции книги, электронных библиотек наряду с продолжающимся процессом смещения интереса от переработки информации к коммуникации свидетельствует о формировании в книжной сфере новой коммуникационной среды, ключевыми характеристиками которой становятся изменчивость, интерактивность и мультимедийность. Сближают ли эти качества книжную культуру с медиакультурой, диалоговый характер которой позволяет надеяться на сохранение и воспроизводство книжности в условиях цифровой медийной революции, ее дальнейшей интеграции в новую коммуникационную среду? Ученым еще предстоит исследовать проблемы взаимосвязи и взаимозависимости книжной культуры и медиакультуры.

Ключевые слова

книга, медиа, культура, медиакультура, цифровое поколение, диалоговость, медиапотребление, book, media culture, media culture, digital generation, dialogue activities, media consumption

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лизунова Ирина ВладимировнаГосударственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наукдоктор исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения2004liv@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

фактов о социальных сетях, которые вас удивят. URL: http://brakework.ru/18-faktov-o-sotsialnyih-setyah-kotoryie-vas-udivyat/ (дата обращения: 16.11.2016).
Болц Н. Обращение к русскому читателю // Азбука медиа. Москва, 2001. С. 3-4.
Вартанова Е. Л. Медиасистема России. Москва, 2015. 384 с.
Вохрышева М. Г. Медиакультура: понятие, структура // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Самара, 2014. С. 191-196.
Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. Москва, 2004. 416 с.
Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. Москва, 1999. 302 с.
Игру Pokemon Go установили более 10 млн раз. URL: https://hi-tech.ua/igru-pokemon-go-ustanovili-bolee-10-mln-raz/ (дата обращения: 16.11.2016).
Интернет. URL: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/ 189#cite_note-12 (дата обращения: 16.11.2016).
Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Москва, 2005. 448 с.
Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Москва : Акад. проект, 2008. 496 c.
Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития : доклад. Москва, 2009. 119 с.
Книжный рынок в России. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. Москва, 2017. 98 с.
Коновалова Н. А. Медиакультура человека в информационном обществе. Вологда, 2013. 44 с.
Костюк К. Н. Книга в новой медийной среде. Москва : Директ-Медиа, 2015. 432 с.
Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума. Москва, 1977. 243 c.
Луман Н. Реальность массмедиа. Москва, 2005. 256 с.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва, 2007. 464 c.
Мультимедийная журналистика : учеб. для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. Москва, 2017. 413 с.
Сапунов Б. Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием) // Высшее образование в России. 2006. № 12. C. 138-142.
Сержантова И. Б. Межкультурный диалог, медиакультура и современная социокультурная ситуация // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 106-113.
Соскин В. Л. Российская советская культура (1917- 1927 гг.): очерки социальной истории. Новосибирск, 2004. 452 c.
Федотов А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. C. 33-38.
 Медиакультура как диалог культур современного общества | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-30-34

Медиакультура как диалог культур современного общества | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-30-34