Детская книга в Сибири: историографический обзор | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-35-40

Детская книга в Сибири: историографический обзор

Детская книга Сибири занимает важное место в книгоиздательской системе России. Развитие и становление этого типа книги связано в первую очередь с историческими и экономическими процессами, происходящими в стране. В статье дан обзор исследований, связанных с историей детской книги в Сибири: авторских разработок понимания термина, типологии детской книги, издательской структуры и детского чтения.

Children's book in Siberia: a historiographic review.pdf Сибирская детская книга является важнейшим компонентом в системе развития книгоиздания и книгораспространения России, представляет собой сложную структуру, обусловленную историческими и экономическими условиями. Исследование места региональной детской книги в общем культурном пространстве страны значимо и актуально. История сибирского регионального детского книгоиздания практически не изучена, не выявлены, не сгруппированы и не осмыслены до конца ее проблемы, хотя исследованием этой темы занимаются историки и книговеды, книгоиздатели и книгораспространители, библиотекари и библиографы, учителя, психологи и социологи. Исследование отдельных книг или видов изданий для детей, изданных или привезенных на сибирские территории, дает возможность составить представление об истории регионального книгоиздания в целом, об уровне развития культуры, науки и образования в Сибири в определенные периоды российской истории. Характеристика изученности сибирской детской книги позволяет нам утверждать, что интерес к сибирской истории книгопроизводства и чтения для детей среди ученых и практиков был всегда. Стоит отметить, что первоначально разработкой вопросов издания книг, адресованных детям, занимались не издатели, историки книжного дела, а литературоведы, писатели, исследователи периодической печати, краеведы, библиографы. Эти специалисты ввели в научный оборот факты историко-книжного характера, выявили особенности региональной специфики изданий, повлиявшие на формирование концепции детского книгоиздания. Так, первая отечественная концепция детской книги появилась задолго до массового издания детской книги в Сибири и была разработана известным литературным критиком В. Г. Белинским («О детских книгах», 1840). Его подход заключался в постоянном изучении интересов детей, внешних и внутренних факторов чтения, влияющих не только на выбор книги, но и на дальнейшее становление личности. Критик рассматривал и требования к детским писателям, дал критический анализ их книг. Дальнейшее развитие его концепция получила в трудах Л. Н. Толстого («Воспитание и образование», 1860; «Новая азбука» 1872; «Русские книги для чтения», 1875) и Ф. Г. Толя (книга рецензий «Наша детская литература»,1862). С темой детской книги, ее репертуара неразрывно связаны проблемы круга чтения, которые разрабатывали Н. В. Чехов («Детская литература», 1909), Н. К. Крупская («Помогать учебе, ширить детский кругозор», 1933), В. А. Сухомлинский («Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», «Сердце отдаю детям», 1979). По их мнению, в «круг детского чтения» необходимо включать наиболее ценные произведения в идейном и художественном плане, которые в дальнейшем будут составлять «ядро» репертуара детских книг. Знакомство детей с такими изданиями является обязанностью учителя, который должен следить не только за выпуском детской современной литературы, но и за критическими отзывами специалистов. Общепризнанная заслуга в области библиографии принадлежит В. С. Сопикову, издавшему труд «Опыт российской библиографии» (1813-1916). В работе описана история книгопечатания в Европе и России с примечаниями о древних книгах, в том числе рассмотрены произведения авторов, писавших для детей. Б. С. Боднарский в издании «Библиография русской библиографии» (1918) опубликовал обзор русской библиографической литературы с 1913 по 1925 г., в котором один из разделов посвящен детским изданиям. Анализ библиографической информации показал, что в публикациях, посвященных развитию и становлению детской книги, можно выделить несколько организационных компонентов (блоков), каждый из которых соотносится с рассматриваемой тематикой (рисунок). Первый блок исследовательских работ связан с пониманием дефиниций «детская книга», «детская литература», «издания для детей», «круг детского чтения», «репертуар детских книг», их типологических признаков. Его особенность состоит в трактовке рассматриваемых понятий представителями различных наук: истории, философии, социологии, педагогики, книговедения, издательского дела, библиографоведения, библиотековедения и литературоведения. Большой вклад в развитие библиографии и библиотечного дела внес Е. И. Шамурин. Ему принадлежит первый опыт составления «Словаря книговедческих терминов» (1958), где рассмотрены дефиниции детской книги. Базовым книговедческим понятием автор считал культуру чтения, над которой необходимо постоянно работать: книги необходимо выбирать, понимать, систематически читать [19]. Особенности типологии книги, ее влияние на читателя, вопросы редакторской подготовки детской литературы, привлечение иллюстративного материала раскрыты в исследованиях С. Г. Антоновой («Книга для детей. Вопросы типологии и издания», 1995; «Принципы формирования иллюстративного ряда издания», 2001; «Редакторская подготовка изданий», 2002); С. А. Карайченцевой («Современный рынок детской книги: основные параметры», 2003), учебнике для вузов «Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» (2004). В учебнике И. Н. Арзамасцевой и С. А. Николаевой «Детская литература» (2005) приведена терминология, описана история науки о детской литературе, сделан обзор литературы различных эпох, названы советские и зарубежные авторы. Второй блок исследовательской литературы связан с историческими предпосылками создания и функционирования детской книги в России. Общие основы истории книги раскрыты в трудах И. Е. Баренбаума Организационно-компонентная структура детской книги Organizational-component structure of the children's book («История книги», 1984), А. А. Гречихина («О методологических аспектах разработки типологии книги», 1983; «Современные проблемы типологии книги», 1987). Основные исторические вехи становления и развития знания о книге описывает А. А. Беловицкая. В учебном пособии «Книговедение. Общее книговедение» (2007) определены общие принципы типологии изданий, в частности литературы для детей [3]. Среди зарубежных исследователей весомый вклад в изучаемую проблематику внесли П. Отле и А. Лафонтен. Авторы основным моментом считали систематизацию информации, в которой особое место отводится литературе для детей. История детской литературы, детской книги в различные периоды становления государства рассматривалась в трудах А. Ивич («Воспитание поколений: о советской литературе для детей», 1969), Л. Кона («Детская литература в годы гражданской войны», 1953; «Советская детская литература, 1917-1920 гг.: очерк истории русской детской литературы», 1960), И. Лупановой («Полвека», 1969). В этих работах описана детская литература, даны количественные характеристики и требования, предъявляемые к таким изданиям. В области изучения проблем репертуара детских изданий также известны имена зарубежных специалистов С. Симсова, Л. Тейнил, в работах которых раскрыты видовое разнообразие, основные периоды развития и становления литературы для детей. З. А. Богомолова, В. М. Ванюшев, Т. Г. Волкова, Ф. К. Ермаков, П. К. Поздеев, А. Н. Уваров, А. Г. Шкляев, Д. А. Яшин изучали отдельные виды изданий книги, историю литературы различных культур, проблемы национальной детской литературы и национального книгоиздания, творчество авторов, писавших для детей. Третий блок работ о детской книге посвящен проблемам структурной трансформации детского книгоиздания (полиграфическому и художественному оформлению книги, деятельности издательств). Библиографические труды А. Н. Дулатовой, З. С. Живовой, Е. М. Коломейчук, Е. А. Королькова, А. И. Лебедевой, И. Я. Линковой, Е. Ф. Рыбиной, О. Ф. Хузе позволили определить тематическую структуру детской книги, издающие организации и наиболее значимых авторов. Кроме этого, известны имена М. В. Соболева, И. И. Старцева, в работах которых есть списки детской литературы и рецензии. Вопросы отбора, оценки пособий для детей рассматриваются в публикациях Р. П. Бамм, И. В. Владиславлева, Г. С. Ганзиковой, З. С. Живовой, О. Н. Кокойкиной, Г. С. Лобановой, З. И. Лилиной, А. В. Мезьер, А. Н. Острогорского, Е. П. Поповой, П. А. Рубцовой, Е. Ф. Рыбиной, М. В. Соболева, И. Н. Тимофеевой, Е. Н. Томашевой, Е. А. Флерова, Ф. Эбина и других. Многочисленные труды Б. В. Ленского: «Книгоиздательская система современной России», «Издательское дело», «Книга в меняющемся мире», «Книгоиздание в новом тысячелетии», «Проблемы российского книгоиздания» и другие - содержат информацию о выпуске изданий в стране, издательских структурах и проблемах, связанных с названиями и низкими тиражами книг. Рассмотрены проблемы детского книгоиздания, предложены пути их решения. Кроме того, в работах приводится характеристика жанрового разнообразия, рейтинг издающих организаций, авторов, работающих над созданием книги для детей. Представлена сравнительная характеристика статистических показателей [7]. Работы А. М. Ильницкого посвящены книгоизданию современной России. Ежегодно выходят отчеты о выпущенной в России литературе (в традиционной и электронной форме). Имеются статистические данные о детской книге [6]. О книгоиздании детской литературы также пишет Е. Г. Яганова («Детская литература в зеркале статистики», 2001). Г. Лямин, создатель национальной книготорговой сети «Топ-книга», дает сведения о выпуске детских книг, динамике их развития на рынке. Исследователь рассматривает не только автора как участника книгоиздательской деятельности, но и само издательство, книжный рынок («Издатели и книгопродавцы должны определить совместную позицию», 2004). В исследованиях Я. М. Дульского («Современная иллюстрация в детской книге», 1916; «Иллюстрация в детской книге», 1925), А. Могилевского («Основные принципы иллюстрирования детской книги», 1924) предпринято подробное рассмотрение вопросов оформления детской книги. Информация о художественном исполнении детских книг с примерами выдающихся классических произведений, работ художников-иллюстраторов представлены в трудах Ю. А. Молок («Путь одной детской книги», 1961; «Старая детская книжка, 1900-1930 гг.», 1997), К. Ф. Пискунова («На выставке детской книги и книжной графики», 1966; «Детская книга наших дней», 1967), Э. З. Ганкиной («Русские художники детской книги», 1963; «Художник в современной детской книге», 1977), Ю. Я. Герчук («Как же рисовать для детей», 1971), В. И. Глоцера («Художник и детская книга», 1975), С. М. Болховитиновой («Взаимосвязи изображений и текста в книге», 1984), В. П. Панова («Иллюстрация в книге», 2001), В. Ю. Блинова («Русская детская книжка-картинка, 1900-1941 гг.», 2005). Эти публикации содержат информацию о выдающихся иллюстраторах, художественных школах, существующих и сегодня. Использование возможностей иллюстрации подытоживает программа «Иллюстрация детской книги» (1989), разработанная Т. Н. Артемовой. Четвертый блок исследовательских публикаций касается взаимосвязанной работы школы и библиотек, направленной на получение книги адресатом (читателем), и знакомству детей с литературой местных авторов. Большое количество трудов посвящено историческим аспектам детской книги и книгоизданию (списки литературы, методика рекомендательного библиографирования). Заметную роль в разработку этого направления внесли А. И. Лебедева («Детская и народная литература: заметки для воспитателей и библиотекарей», 1900), Е. А. Корольков («Библиография по вопросам детской литературы и детского чтения», 1909), О. В. Алексеева «Библиография русской детской книги» (1929), З. С. Живова («Советская библиография детской литературы», 1958), О. Ф. Хузе («Рекомендательная библиография для детей и подростков», 1967), Л. А. Виролайнен («Роль рекомендательной библиографии художественной литературы в руководстве детским чтением», 1968), А. Н. Дулатова («Лучшие книги каждому школьнику», 1968), Е. Ф. Рыбина («Библиография литературы для детей и юношества», 1994). В основу работ легли списки отечественных книг для детей различных возрастов, изданные к тому времени и обязательные для прочтения. Методы выбора детской книги, способы понимания информации отражены и исследованиях Л. И. Беленькой («Ребе- нок и книга: о читателе восьми-девяти лет», 1969), И. Я. Линковой («Ты и твоя книга», 1975), И. И. Тихомировой («Читатель художественной литературы в детской библиотеке. Формирование вкусов и интересов», 1986). Произведения И. П. Мотяшова посвящены актуальным проблемам детской литературы, ее международной роли («Книги и дети», 1960; «Чтение детское», 1968; «Детская литература», 1987). Кроме того, к работам были прикреплены списки литературы. Важным является опыт исследователей, проведенный ими глубинный анализ рассматриваемой темы. Анализируя современную базу накопленных исследований по детскому чтению, можно выделить работы ученых и практиков различных отраслей книжного дела. И. А. Бутенко («Книги для детей: общественные потребности и их удовлетворение», 1990; «Социодинамика читательских интересов (60-е - конец 80-х гг.)», 1992) были проведены исследования, посвященные чтению подростков и использованию ими компьютера. Е. М. Коломейчук («Библиографическое комплектование литературы для детей», 1993) акцентирует свое внимание на деятельности библиотеки, ее книжной оснащенности с точки зрения содержательных характеристик. В работах Б. В. Ленского и Г. И. Матрюхина «Роль детской книги в современных информационных потоках» (1998) приведены статистические данные о чтении молодого поколения, особенностях жанрового многообразия. Е. И. Голубевой рассмотрены ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения, потребности в детской книге, формы государственной поддержки в детском книгоиздании («Книгоиздание для детей: Формы государственной поддержки», 2003). О любви к детской книге, воспитании читателя говорится в работах Ю. В. Просалковой, содержащих практические сведения о деятельности детских библиотек («Итоги столетия: что читает подрастающее поколение в конце XX века», «Рисуйте для детей», 2000). Вопросами формирования, развития творческих способностей, навыков детей, в том числе детского чтения, занимаются библиотековеды Р. В. Глитерщик, С. А. Езова, Е. В. Заики, Г. А. Иванова, Е. Р. Левин, С. Д. Левин, В. И. Лейбсон, И. Е. Матюги, М. М. Самохинан, Е. Е. Сапогова, Ю. В. Тимофеева, И. И. Тихомирова, В. П. Чудинова, О. Г. Шабалина. Вопросы влияния средств массовой информации, интернета, электронных изданий на формирование личности ребенка, его внутреннего мира, духовной культуры поднимают О. В. Барышева, О. Л. Кабачек, И. В. Лизунова, В. С. Собакина, К. А. Тарасова и др. Отметим диссертационные работы, в которых показана актуальность рассматриваемой тематики. Исследователи изучали не только «детскую книгу» в ее общем понимании, но также пытались выделить региональную специфику книгоиздания. Так, в период с 1980 по 2013 г. появляются диссертации по истории детской книги, книгоиздательской системе. Среди авторов следует назвать С. А. Карайченцеву («Типология детской книги»,1983), Л. П. Михайлову («Книга в системе воспитания подрастающего поколения в России, конец XIX - начало XX в.»,1999), Г. Д. Стрельцову («История детской книги на Дальнем Востоке России, 1922-1941 гг.», 2003). Кроме этого, часть диссертационных работ посвящена вопросам развития национальной детской литературы и книги. В работах рассмотрены вопросы книгоиздания, книгораспространения детской книги, специфика ее создания, названы лучшие авторы и художники. Татарское детское книгоиздание изучали А. Р. Абдулхакова и М. Х. Валеев; марийское - Л. Н. Бурков; мордовское - Т. М. Еремчева и С. А. Самошкина; удмуртское - И. Ф. Пав- лова, Т. Г. Волкова, С. Ф. Бородулина, Н. А. Розенберг; детскую литературу Республики Коми - С. А. Югов; уйгурское - Х. А. Ахметова; Белоруссии - Э. С. Гуревич; детскую книгу Якутии - А. Захарова; Даль- него Востока - Г. Д. Стрельцова; украинскую детскую книгу - Г. В. Корнеева и М. А. Наумова, О. А. Авраменко; детскую книгу и литературу Узбекистана - М. Мирзаахмедова и П. Шермухамедова; латышскую детскую книгу - Я. В. Османис. Большое количество диссертационных исследований посвящены значению детской литературы. Следует отметить работы Л. П. Михайловой «Книга в системе воспитания подрастающего поколения в России, конец ХIХ - начало XX века» (1999), А. Н. Дулатовой «Библиография детской литературы» (2001), Р. М. Барейчевой «Краеведческая библиография для детей в структуре информационных ресурсов общества» (2004), Н. И. Харисовой «Генезис учебной книги для детей как источника познания окружающего мира» (2004), М. В. Школьниковой «Реализация идеи развития детей в учебных книгах на опыте народной школы России II половины XIX - начала ХХ вв.» (2004), А. В. Суняйкиной «Репертуар художественной книги для подростков на рубеже XX-XXI вв.: процессы формирования и освоения» (2005). Влияние иллюстраций на детское мышление, принципы создания рисунка, взаимоотношение автора и художника раскрыты в диссертационных работах Л. М. Красовицкой «Советская детская книжная графика 1920-х годов и развитие ее традиций в современной детской книге» (1987), Д. А. Герасимовой «Творческие проблемы и специфика художественно-графического жанра детской “авторской” книги» (2002), Е. С. Штейнера «Авангард и построение нового человека: Искусство советской детской книги 1920 гг.» (2002), Е. В. Полевиной «Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек» (2003), М. А. Алуевой «Детская художественная иллюстрированная книга как синтез издания, искусства и средства эстетического воспитания» (2010), Е. В. Ескиной «Московская иллюстрация детской книги в 1960-1980-х годах» (2013), Д. М. Поповой «Детская книжка-игрушка как развивающая дизайн-форма» (2013). В концеXX - начале XXI в. сибирскую книгу, в том числе детскую, ее развитие в регионе, систему распространения книжной продукции, читательскую деятельность ребенка исследуют сибирские специалисты: А. Л. Посадсков [13, 14], В. А. Эрлих [20], Ю. С. Про- нина [15], Е. Н. Савенко [16], И. С. Трояк [18], И. В. Лизунова [8-11], О. Н. Альшевская [1, 2], В. Н. Волкова [4, 5], Ю. В. Тимофеева [17]. Отдельным историческим аспектам детского книгоиздания уделено внимание в издании «Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XXI вв.», над созданием которой продолжает работать сибирская научная книговедческая школа с центром в ГПНТБ СО РАН [11]. Аспекты развития национальной книги отдельных регионов рассмотрены в трудах С. В. Максимовой («Формирование современной системы национального книгоиздания в Республике Саха», 2008), «Издание детской книги в Республике Саха (Якутия): достижения и пути развития», 2016), Т. Л. Одоровой («Некоторые направления ассортиментной работы в книжной торговле Бурятии: (1970-1980-е гг.)», 2016), М. С. Маадыр («Тувинское книгоиздание: середина 90-х гг. XX - первое десятилетие XXI в.», 2014). Огромное количество трудов, представленных сибирскими учеными, может войти в отдельное библиографическое пособие. В основу их исследований положена информация об истории развития детской книги, этапах ее становления, приведены примеры изданий для детей, типология, особенности подготовки детских книг к выпуску, где содержатся данные не только о тексте, но и об иллюстрациях, художественном и полиграфическом оформлении. Итак, можно констатировать, что книговедами, издателями, библиографами, библиотековедами рассматриваются многочисленные аспекты и направления функционирования детской книги и чтения в различные периоды. Все работы вносят вклад в изучение темы, по ним можно проследить ключевые моменты, закономерности и тенденции развития детской книги России, и сибирской в частности.

Ключевые слова

история, библиография, детская книга, детское чтение, книгоиздание, history, bibliography, children's book, children's reading, book publishing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Енгалычева Екатерина ВалерьевнаОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевскогостарший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельностиkatja-03@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Альшевская О. Н. Книгораспространение в Сибири в 2009-2010 гг.: проблемы и перспективы // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов. Минск, 2011. С. 11-14.
Альшевская О. Н. Сибирь на книжном рынке России: от лотков до гипермаркетов книг (90-е гг. ХХ - начало ХХI в.) // Информационная политика и культурное развитие регионов: печать, книга, электронные СМИ Сибири и Дальнего Востока в постсоветский период (90-е годы XX - начало XXI века). Новосибирск, 2008. С. 41-56.
Беловицкая А. А. Общее книговедение : учеб. пособие. Москва : МГУП, 2007. 393 с.
Волкова В. Н. Региональные аспекты современной книжной культуры и ее изучения: (по материалам сибирских исследований) // Книжная культура: опыт прошлого и проблемы современности. К 90-летию Научно-исследовательского института книговедения в Петрограде : материалы IV междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 нояб. 2010 г.). Москва, 2010. С. 71-74.
Волкова В. Н. Современная сибирская книга (60-е - начало 80-х гг.): проблемы оформления. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1985. 144 с.
Ильницкий А. М. Книгоиздание современной России. Москва : Вагриус, 2002. 80 с.
Ленский Б. В. Современное отечественное и зарубежное издательское дело : конспект лекций. URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook091/01/part-003.htm (дата обращения 10.10.2016).
Лизунова И. В. Издательская индустрия Сибири и Дальнего Востока: основные тренды постсоветского периода // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов, 2013 : материалы Междунар. науч. конф., Минск, 16-17 мая 2013. Москва ; Минск, 2013. С. 225-229.
Лизунова И. В. Медиапространство российского региона: книга, пресса, радио, телевидение, интернет (на примере Сибири и Дальнего Востока 1991-2011 гг.). Новосибирск, 2013. 300 с.
Лизунова И. В. Чтение в эпоху «заката цивилизации Гутенберга» // Макушинские чтения : материалы науч. конф. (Томск, 12-14 мая 2015 г.). 2015. С. 459-466.
Лизунова И. В., Тимофеева Ю. В. Чтение как традиция книжности в контексте социокультурной модернизации рубежа ХХ-XXI вв. // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. Вып. 11. С. 23-30.
Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока В 5 т. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2000-2006.
Посадсков А. Л. Книжная культура Сибири и Дальнего Востока: современный облик. К итогам исследований книговедов // Библиосфера. 2010. № 4. С. 29-32.
Посадсков А. Л. Литературно-художественные потоки и их издательское воплощение в современной России // Книга в информационном обществе. Москва, 2014. Ч. 1. С. 420-423.
Пронина Ю. С. Книжное дело Сибири в завершающий период советской истории. 1985-1991 гг. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2007. 22 с.
Савенко Е. Н. Книжное дело в Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2002. 22 с.
Тимофеева Ю. В. Чтение детьми художественной литературы в библиотеках Сибири и Дальнего Востока (конец XX - начало XXI в.) // Библиосфера. 2016. № 3. С. 31-36.
Трояк И. С. Выпуск книг на Дальнем Востоке в 90-е гг. ХХ в.: от стихийного рынка к новой издательской системе // Информационная политика и культурное развитие регионов: печать, книга, электронные СМИ Сибири и Дальнего Востока в постсоветский период (90-е годы XX - начало XXI века). Новосибирск, 2008. С. 33-40.
Шамурин Е. И. Словарь книговедческих терминов: для библиотекарей, библиографов, работников печати и книжной торговли. Москва : Советская Россия, 1958. 340 с.
Эрлих В. А. Издание учебной книги по истории в Сибири и на Дальнем Востоке в начале XX в. // Рубежи книжной культуры: общественная роль книги и чтения в Сибири и на Дальнем Востоке. XIX - начало XXI в. Новосибирск, 2010. С. 41-60.
 Детская книга в Сибири: историографический обзор | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-35-40

Детская книга в Сибири: историографический обзор | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-35-40