Валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-71-78

Валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках

Раскрыта специфика культурно-просветительской работы школьных библиотек, направленной на развитие культуры здоровья субъектов библиотечно-информационной деятельности. Проанализированы основные задачи, формы, виды и методы валеологического сопровождения библиотечно-информационной деятельности и особенности их использования в школьных библиотеках. Охарактеризовано своеобразие осуществления валеологического сопровождения библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках в условиях развития информационного общества и распространения информационно-телекоммуникационных технологий.

Valeological support of library-information activities in school libraries.pdf Уществующая образовательная система предоставляет школьникам определенный необходимый объем знаний, но не сохраняет их здоровье. Подтверждением этому являются катастрофическое состояние здоровья школьников на Украине, неустойчивая мотивация у них к сохранению и улучшению здоровья, отсутствие механизмов введения принципов валеологии в массовую практику учреждений образования. За время обучения в школе число здоровых детей на Украине уменьшается в четыре раза [15, c. 55], и лишь 12% детей считаются полностью здоровыми. По другим данным, только 5-7% детей, завершающих обучение в школе, можно считать практически здоровыми [11, с. 13]. В нынешних тяжелых социально-экономических условиях этот показатель продолжает снижаться, поэтому одной из приоритетных задач современной школы является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на раскрытие потенциальных возможностей и природных задатков детей и на укрепление их здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Согласно данным ВОЗ состояние здоровья человека примерно на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 20% - от генотипа и только на 10-15% - от уровня развития медицинского обслуживания [9, с. 136-137]. В информационном обществе все большее количество людей будет становиться врачами для самих себя, получая через интернет доступ к медицинской информации, включая способы лечения. Однако для этого необходимо существенное изменение менталитета: развитие воли к самопознанию, готовность взять на себя всю полноту ответственности за свое здоровье и пр. На рубеже ХХ-ХХI вв. из развивающейся науки о здоровье постепенно выделились педагогическая валеология и библиотечная валеология, которая возникла на основе интеграции библиотековедения и валеологии. Библиотечная валеология изучает и разрабатывает вопросы истории, теории, методики и организации библиотечно-информационной деятельности, направленной на сохранение, поддержание и восстановление здоровья личности и социума с помощью библиотек как социально-коммуникационных центров формирования социального здоровья [13, с. 40]. Библиотечную валеологию как новое направление библиотечной науки и практики обосновала российский библиотековед доктор наук, профессор Л. Савич, которая доказала необходимость формирования культуры здоровья, создания благоприятных условий для самореализации личности и развития ее коммуникативных связей с помощью информационно-библиотечной деятельности [17-21]. Дальнейшее развитие этого направления исследовал H. Н. Мухамедьяров, труды которого раскрывают научно-практическое направление деятельности библиотек, теоретические и организационно-методические основы функционирования библиотек как социальных, культурных и коммуникативных центров формирования культуры здоровья, создающих системы библиотечно-информационного обеспечения здорового образа жизни [7-13]. Значение валеологического сопровождения в библиотечно-информационной деятельности школьных библиотек еще не изучалось украинскими библиотековедами и практиками библиотечного дела. Целью статьи являются исследование особенностей валеологического сопровождения библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках и анализ специфики библиотечной и культурно-просветительской работы, направленной на развитие культуры здоровья субъектов этой деятельности. Выделение самостоятельной валеологической функции среди других социальных функций библиотеки объясняется тем, что общество осознало роль библиотек в развитии культуры здоровья граждан. К изучению валеологической функции библиотек как междисциплинарной проблеме подключились представители разных областей знаний и профессиональной деятельности [2, с. 16]. Специалисты по информатике исследуют валеологическую культуру в связи с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением валеологической культуры являются умение ориентироваться в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая информацию, касающуюся здоровья. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: валеологическую культуру они рассматривают как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющую процесса формирования общечеловеческой культуры. Библиотекари рассматривают это понятие с точки зрения развития информационно-поисковых и читательских умений и навыков, которое также включает в себя библиотечно-библиографическую культуру и культуру чтения. Неслучайно в начале XXI в. появилось новое направление библиотековедческих исследований - библиотечная валеология, - которое можно определить как отрасль библиотековедения о здоровье пользователей и персонала библиотеки, о формировании системы библиотечно-информационного обеспечения здорового образа жизни с помощью библиотечных ресурсов, различных средств и форм библиотечно-информационной деятельности [12, c. 242]. Библиотечная валеология становится вполне самостоятельным направлением научно-практической деятельности библиотек, нацеленной на содействие сохранению здоровья личности и социума с помощью ресурсов и услуг информационно-библиотечной деятельности [8, с. 118]. Главной целью данной деятельности, кроме всемерного распространения валеологической информации, является помощь социализации, воспитанию и повышению уровня образования и культуры здоровья пользователей и работников библиотек. Библиотечная валеология направлена на формирование культуры здоровья как составляющей общей культуры личности и общества, которая предполагает наличие совокупности соответствующих знаний, умений и навыков, личностных характеристик, формирующихся в процессах социализации, воспитания, образования, и может стать одним из информационно-просветительских направлений деятельности библиотек (культура здоровья как информационная культура). В связи с этим библиотеки должны осуществлять поиск, собирать, хранить, проводить аналитико-синтетическую обработку документов, касающихся здоровья, пропагандировать и распространять с помощью библиотечно-библиографических средств валеологическую информацию [24, с. 3]. Формирование культуры здоровья библиотечно-информационными средствами требует определенных инновационных изменений в деятельности библиотек: внедрения передовых технологий и процессов; налаживания социального партнерства; расширения ассортимента и повышения качества библиотечных услуг и сервисов; использования проектного, кадрового менеджмента, маркетинга и фандрейзинга, элементов патроната, PR-технологий. Уже сейчас на Украине библиотеки распространяют информацию о профилактике СПИДа, туберкулеза, табачной, алко- и наркозависимости среди населения и имеют богатый опыт партнерского сотрудничества с общественными организациями, поддерживающими людей с особыми потребностями [1]. В странах с развитой информационной инфраструктурой школьные библиотеки почти полвека являются центрами информации, значение которых осознано обществом, а развитие поддерживается на научном, законодательном и финансовом уровнях. Украинские же школьные библиотеки, которых в 2015 г. насчитывалось примерно 15 000, о таком пока только мечтают. Внимание к проблемам школьных библиотек со стороны государственных органов ограничивается обеспечением школ учебниками и учебными пособиями. Школа, хотя и медленно, все же развивается, а вот библиотека, как ее структурное подразделение, призванное обеспечивать информационные потребности всех направлений учебно-воспитательного процесса, остается неизменной. В основном школьная библиотека выполняет функции обеспечения учащихся учебниками, в минимальном объеме формируя информационную культуру и библиотечно-библиографические знания отдельных участников учебного процесса. Необходимо повысить статус как школьной библиотеки, так и школьного библиотекаря, модернизировать их деятельность, результатом которой должно стать формирование модели медиабиблиотечного пространства как ячейки медиаобразования. В десятках учебных заведений Украины библиотеки уже трансформированы в школьные библиотечно-информационные центры, аккумулирующие мультимедийные ресурсы и имеющие выход в интернет [14, с. 6-8]. Разработаны проекты положения о школьном библиотечно-информационном центре общеобразовательного учебного заведения и должностной инструкции библиотекаря-медиаспециалиста учебного заведения. Однако, например, в 2010 г. в стране только 21% школьных библиотек имели компьютерную технику и лишь 9% из них были подключены к интернету. Например, в Гуляйпольском районе Запорожской области в 2012 г. из 18 школьных библиотек только в пяти была компьютерная техника, и ни одна из них не имела доступа к интернету [22, c. 29-30]. Из 43 школьных библиотек г. Тернополя, где реализуется проект по созданию единой системы централизованного электронного учета учебной литературы на основе соответствующей компьютерной программы, в 29 библиотеках (67%) есть компьютеры, но лишь в семи установлен интернет [16]. В этих образовательных учреждениях были проведены тематические уроки по основам здоровья, профилактики наркомании; организованы встречи с врачами-наркологами, выставки на тему «От вредной привычки к болезни», просмотры документальных фильмов об утрате здоровья из-за пренебрежительного отношения к физической культуре и гигиене; созданы стенгазеты и стенды. Таким образом, валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках является одной из форм реализации информационного обеспечения культуры здоровья подрастающего поколения, которая может быть построена в соответствии с этапами осознания ценности и сущности здоровья: сначала как знания; потом как целенаправленной работы; в дальнейшем как привычки; как опыта; и наконец - как ценности, то есть осознания необходимости здоровья для благополучия в жизни и профессиональной деятельности. Школьный библиотекарь формирует отношение между библиотекой и читателями, помогает определенной трансформации знаний [20, с. 30]. Валеологическое сопровождение может проводиться школьным библиотекарем на таких участках работы, как формирование и организация фонда библиотеки; обслуживание читателей; справочно-библиографическое обслуживание; информационное обеспечение запросов посетителей. Целесообразно осуществлять валеологическое сопровождение во время проведения массовых мероприятий, разнообразной индивидуальной работы с читателями, организации рекламной деятельности библиотеки. Школьная библиотека и библиотекарь должны стать активным действующим звеном в системе валеологического сопровождения и поддержки школьников в начале их жизненного пути. Осуществляется эта деятельность специфическими библиотечными средствами: предоставлением информации, организацией общения и досуга, обучением и воспитанием [20, с. 31]. В школьной библиотеке одной из самых популярных и традиционных форм развития валеологической культуры является организация тематических книжных выставок, где вместе с книгами экспонируют журналы, статьи из периодических изданий, репродукции, детские рисунки, посвященные вопросам здоровья. Эффективна также популяризация знаний и книг о здоровом образе жизни на уроках валеологической грамотности; на тематических библиотечно-библиографических уроках; на практических семинарах с использованием традиционных и электронных информационных ресурсов. Основными задачами валеологического сопровождения библиотечно-информационной деятельности в школьной библиотеке являются: · стремление к наиболее полному содействию реализации государственной политики в области сохранения здоровья и пропаганда здорового образа жизни; · содействие воспитанию гармоничной, физически и морально совершенной личности; · обеспечение всестороннего доступа к валеологической информации; · содействие успешному усвоению учебных программ и дисциплин, касающихся культуры здоровья, развитие познавательного интереса учащихся к собственному здоровью; · воспитание медиа- и информационной культуры учащихся и учителей на основе формирования устойчивой потребности в поисках валеологической информации; · оказание помощи в повышении профессионального уровня учителей путем формирования их валеологической культуры; · библиотечно-информационное обеспечение личных валеологических потребностей читателей, пропаганда проведения активных форм досуга и отдыха; · освещение валеологических особенностей профессиональной деятельности при выборе учащимися будущей специальности; · создание комфортной библиотечной среды, обладающей как традиционными, так и современными носителями информации. В школьных библиотеках библиотечно-валеологическое сопровождение имеет определенные особенности в зависимости от функциональной специфики участия субъектов в библиотечно-информационной деятельности. Так, например, валеологическое сопровождение профессиональной библиотечно-информационной деятельности - это комплекс мероприятий по изучению, формированию и развитию личностного и профессионального потенциала библиотекаря, гармонизации его внутреннего состояния и внешних условий социально-профессиональной жизни, необходимой коррекции профессионального поведения с учетом состояния здоровья [18, c. 30]. Конечно, школьные библиотекари, имея соответствующие знания о здоровье человека и здоровом образе жизни, о методах и способах их оценки, смогут осуществлять более качественное библиотечно-информационное обеспечение и обслуживание читателей. Как считает Л. Савич, поскольку основной целью библиотечной валеологии является содействие сохранению и воспроизводству здоровья пользователей библиотек и библиотекарей, можно разделить данную отрасль науки на валеологию читателя и валеологию библиотечно-информационного сотрудника [17, с. 346-347]. Таким образом, валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности можно разделить на библиотечно-валеологическое сопровождение читателя и библиотечно-валеологическое сопровождение библиотечно-информационного сотрудника. Библиотечно-валеологическое сопровождение ученика-читателя как определенная форма работы, которая реализуется поэтапно, в процессе осознания сущности и ценности здоровья, позволяет библиотекарю формировать информационную базу как для каждого читателя, так и для всей аудитории библиотеки, предоставлять своевременную информационную поддержку и способствовать поиску решений по сохранению здоровья. Оно дает возможность разрабатывать и внедрять в школьные программы определенные учебные блоки со сведениями о здоровье человека, формировать у школьников навыки здорового образа жизни, проводить профилактику вредных привычек, воспитывать доброжелательное гуманное отношение к людям. В осуществлении библиотечно-информационного обслуживания читателей можно выделить педагогические, психологические и организационные аспекты валеологического сопровождения. Так, например, педагогические аспекты библиотечно-информационного валеологического сопровождения читателя предусматривают содействие формированию соответствующей образовательной среды; применение сохраняющих здоровье технологий; валеологическое обучение школьников; повышение имиджа учителя, который поддерживает определенный уровень собственного здоровья. Психологические аспекты библиотечно-валеологического сопровождения способствуют формированию условий взаимопонимания и сотрудничества между учителем и учеником; созданию благоприятного психологического микроклимата в классе; использованию методов психологического управления ученическим коллективом; обеспечению корректных межличностных отношений между учащимися. Школьный библиотекарь по характеру своей деятельности должен быть специалистом в области конфликтологии, уметь решать межличностные конфликты учеников-читателей (особенно младшего школьного возраста), выстраивать благоприятные отношения с педагогическим коллективом и администрацией школы [4]. Известно, что недостаточная информированность школьников о закономерностях развития здоровья, методах его укрепления и корректировки, о влиянии негативных цивилизационных факторов является одной из причин их пассивного отношения к своему здоровью. Однако в современных представлениях о здоровье человека и его болезнях царят определенная неразбериха, противоречия и эклектизм. В связи с этим необходимо уделять внимание организационным аспектам. Школьные библиотекари должны критически подходить к тому, что они предлагают своим читателям, кого приглашают на творческие встречи. Валеологическое сопровождение педагогической профессиональной деятельности включает информационно-библиографическое обеспечение работы учителя; популяризацию валеологического просвещения; предоставление информации о психологической помощи в преодолении стрессов; участие в осуществлении валеологической оценки образовательной среды; мобилизацию всего педагогического коллектива на решение задачи сохранения здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Именно учитель на таких уроках, как «Безопасность жизнедеятельности», «Основы здоровья», «Валеология», обязан формировать в учениках определeнный комплекс информационной компетентности по вопросам, касающимся здоровья человека [23]. Однако библиотечно-библиографическая и информационная культура учащихся, которая касается вопросов валеологической осведомленности, полностью зависит от работы и инициативы школьного библиотекаря, так же как и формирование фонда соответствующих информационных ресурсов [5]. Все это обусловливает необходимость создания отраслевого вспомогательного фонда документов по валеологии, состав и содержание которого будет зависеть от задач и функций школьной библиотеки, от определенных особенностей состава читателей. Библиотекари должны создать систему валеологических библиографических пособий и баз данных, сделать более разнообразными и более доступными формы библиотечно-информационного обслуживания и облегчить доступ читателей к соответствующей информации. Они также должны проводить тщательный отбор публикаций для доведения до читателей наиболее значимой валеологической информации [8, с. 119]. В процессе библиотечной селекции документы проходят первичный, учетный, идентификационный, поисковый, вторичный и другие виды отбора; благодаря этому в фонд библиотеки попадают наиболее ценные источники информации, получающие отражение в системе каталогов, в библиотечных указателях и базах данных [3, с. 3-4]. Среди школьных библиотекарей популярными являются библиотечно-библиографические уроки, которые могут проводиться на валеологические темы. Например, на библиотечно-библиографическом уроке «Отображение литературы по валеологии в справочно-библиографическом аппарате библиотеки» учащиеся знакомятся с соответствующей литературой, с ее библиографическим описанием и отображением в определенных разделах каталогов и картотек, учатся вести поиск источников информации по тематическим запросам. На библиотечно-библиографическом уроке «Периодические издания о здоровье человека» библиотекарь знакомит учащихся с тематикой соответствующих газет и журналов, со структурой систематической картотеки газетно-журнальных статей, учит оформлять газетные вырезки на примерах статей о сохранении здоровья. Важным этапом формирования валеологической культуры было бы создание при школьных библиотеках небольших валеологических центров, основной целью которых стало бы привлечение школьников к чтению, формирование комплексной системы знаний об основах здоровья, стимулирование учащихся к здоровому образу жизни, самопознанию и самосовершенствованию. Сотрудничество библиотекаря с педагогическим коллективом в отношении формирования валеологической культуры школьников имеет много аспектов и может реализовываться в проведении уроков внеклассного чтения; организации специальных экскурсий, факультативов, кружков, которые углубляли бы систему библиотечно-библиографических знаний учащихся; проведении игр, викторин, конкурсов, консультаций, которые были бы посвящены вопросам развития культуры здоровья и тому подобное. Валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках целесообразно осуществлять по следующим направлениям: · помощь в создании и оборудовании валеологического кабинета; · информационное обеспечение и участие в осуществлении профилактических мероприятий по улучшению состояния здоровья читателей школьных библиотек; · организация и проведение различных форм культурно-массовой работы, касающейся вопросов сохранения и укрепления здоровья; · участие в проведении анкетирования, семинаров и собраний по вопросам воспитания в семье здорового ребенка, организации самообразования, дискуссий, посвященных вопросам формирования культуры здоровья. Например, проведение анкетирования школьным библиотекарем может показать уровень знаний о здоровье на определенном этапе обучения школьника, установить, насколько учащиеся осознают, что здоровье человека зависит от сочетания соответствующих знаний со стилем поведения, определенными привычками питания, поддержанием физической формы, личной гигиены, безопасности и состояния окружающей среды и других факторов, формирующих об- раз жизни. Проведение анкетирования поможет раскрыть, какие знания и навыки применяют школьники для формирования своей физической формы; как оценивают увиденное, прочитанное и услышанное с точки зрения информации о здоровье; как расценивают влияние культуры, культурного наследия и традиций на собственное здоровье; какие сведения они имеют о причинах, средствах предотвращения и методах лечения заболеваний, психоневрологических расстройств, травм и вредных для здоровья зависимостей. Существует мнение, что для создания современного имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить ее компьютерами, сделать ремонт, оформить интерьер. Однако при этом забывают, что главным в библиотечной работе остается информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации, привлечение читателей к культуре, в том числе валеологической. Если раньше школьная библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то сейчас жизнь требует создания новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов и форм обслуживания читателей; постепенного преобразования школьной библиотеки в учебный медиацентр [6, с. 117]. Компьютеризация библиотеки, открытие интернет-центров стали толчком для создания библиотечных веб-сайтов и электронных баз данных. Однако они не будут эффективными без современных неравнодушных библиотекарей-профессионалов, которые смогут ускорить реформирование библиотечного дела и улучшить имидж школьных библиотек. Ученики с легкостью овладевают информационно-компьютерными технологиями, но большинство из них не готовы эффективно работать с информацией, анализировать и интегрировать ее в свою систему знаний. Значительную помощь в решении этой проблемы может оказать школьный библиотекарь, который проводит систематические консультации для учащихся и педагогов по вопросам поиска, переработки, оценки полученной информации, в частности по валеологической тематике [25, с. 22-23]. Закрепление за школьной библиотекой определенного высокого статуса демонстрирует приоритетность ее культурно-просветительской и информационной функций. При этом кардинально меняется деятельность школьного библиотекаря: из работника, который рекомендует ученику хорошую книгу, он становится специалистом в области новых информационных технологий, способным значительно сократить время на обслуживание читателей, увеличить количество посещений и объем книговыдачи, подобрать справочно-библиографический материал. Итак, для совершенствования деятельности школьных библиотек, в том числе для внедрения валеологического сопровождения, необходимо: · технически оснастить учебные библиотеки; обновить и укрепить информационную базу и книжные фонды школьных библиотек; · обеспечить доступ библиотек к информационным ресурсам, интернету; · сформировать единые электронные базы данных учебных фондов школьных библиотек; · разработать форму ресурсной интеграции с другими образовательными библиотеками; создать положение о статусе библиотек базовых школ, в которых библиотеки, имеющие богатый книжный фонд, предстанут в качестве ресурсных центров; · развивать систему повышения квалификации работников школьных библиотек. Для того чтобы совместная деятельность учителей и библиотекарей в формировании валеологической культуры учащихся была продуктивной, необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение ими знаниями и навыками здорового образа жизни. Школьного библиотекаря необходимо готовить по особому направлению профессиональной специализации. Развитие социальной жизни требует от него не только знаний основ валеологии, но и умения ориентироваться в информационных технологиях, в разнообразии школьных программ и учебных курсов многих предметов. Только объединив усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, учителей и библиотекарей, можно решить задачи информационного образования и формирования высокого уровня валеологической культуры. Педагогический опыт показывает, что знания по формированию и сохранению здоровья являются необходимым, но недостаточным фактором в развитии личности. Для того чтобы повлиять на поведение, информационные методы должны сочетаться с навыками эффективной работы и отдыха, физической активности, рационального питания, умением анализировать вопросы, касающиеся здоровья, и принимать соответствующие решения. Таким образом, формирование культуры здоровья средствами библиотечно-информационной деятельности предусматривает вооружение школьных библиотекарей, учителей и учеников соответствующими знаниями о социальном и индивидуальном здоровье, об определенных информационных технологиях и их применении, а также воспитывает ответственное отношение к здоровью как высшей ценности.

Ключевые слова

школьные библиотеки, функции библиотек, культура здоровья, библиотечная валеология, библиотечные инновации, библиотечно-информационная деятельность, school libraries, library functions, health culture, library valeology, library innovations, library-information activities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соколов Виктор ЮрьевичНациональная библиотека Украины имени Ярослава Мудрогокандидат исторических наук, главный библиотекарьsocolv@i.ua
Всего: 1

Ссылки

Активизация работы библиотек по формированию положительной мотивации на здоровый образ жизни : методические советы. Золотоноша, 2015. 8 с. URL: http:// bibvas.ucoz.ua/faxivcam_dopom/popularizacja/aktivna_populjarizacija_zdorovogo_sposobu_zhittja.pdf (дата обращения: 14.04.2017). На укр. яз.
Бойчук Ю. Д. Сущность эколого-валеологической культуры будущего учителя и научно-методическая модель ее формирования // Вестник Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Серия: Валеология: современность и будущее. 2009. Вып. 6. С. 16-21. На укр. яз.
Булах Т. Д. Библиотечная селекция документов в условиях информатизации : автореф. дис.. канд. пед. наук. Харьков, 2006. 20 с. На укр. яз.
Веретий Ж. Конфликты и их решения в процессе библиотечной взаимодействия // Вестник Книжной палаты. Киев, 2010. № 1. С. 25-28. На укр. яз.
Жагло Л. П. Роль школьной библиотеки в воспитании в учащихся информационной культуры, любви к книге (выступление на заседании районного методического объединения школьных библиотекарей). URL: http://zw.ciit. zp.ua/index.php (дата обращения: 14.04.2017). На укр. яз.
Матвийчук А. Е. Школьный библиотечно-информационный центр: теоретический аспект // Культура народов Причерноморья. 2007. № 100, т. 2. С. 117-121. На укр. яз.
Мухамедьяров Н. Библиотека как социально-коммуникационный центр формирования здорового образа жизни // Вестник Книжной палаты. Киев, 2010. № 6. С. 18-21. На укр. яз.
Мухамедьяров Н. Н. Библиотечная валеология как наука и сфера практической деятельности: определение понятия // Вестник Харьковской государственной академии культуры. 2007. Вып. 20. С. 114-121. На укр. яз.
Мухамедьяров Н. Н. Здоровый образ жизни как содержательное направление информационно-коммуникационной деятельности современной библиотеки // Вестник Харьковской государственной академии культуры. 2010. Вып. 30. С. 136-143. На укр. яз.
Мухамедьяров Н. Н. Коммуникационная среда здорового образа жизни: библиотековедческий аспект // Вестник Харьковской государственной академии культуры. 2012. Вып. 35. С. 110-117. На укр. яз.
Мухамедьяров Н. Н. Библиотека в социально-коммуникационной системе формирования здорового образа жизни. Харьков : С. А. М., 2011. 224 c.
Мухамедьяров Н. Н. Библиотечная валеология как комплексная научная дисциплина: проблемы институализации // Культура та інформаційне суспільство ХХІ століття : матеріали наук. конф. молодих вчених, 24-25 квітня 2007 р. Харьков, 2007. С. 241-242.
Мухамедьяров Н. Н. О соотношении понятий «библиотерапия» и «библиотечная валеология» // Документоведение. Библиотековедение. Информационная деятельность: проблемы науки, образования, практики : материалы V междунар. науч.-практ. конф., Киев, 20-22 трав. 2008. Киев, 2008. С. 40-41. На укр. яз.
Поперечная Л. Мечты Золушки, или Новый функционал школьной библиотеки // Школьный библиотечно-информационный центр. 2013. № 4. С. 5-14. На укр. яз.
Присакарь В. В. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников в структуре национального воспитания в Украине // Вестник Каменец-Подольского национального университета им. И. Огиенко. Серия: Физическое воспитание, спорт и здоровье человека. Каменец-Подольский, 2010. Вып. 3. С. 52-58. На укр. яз.
Об утверждении городской программы «Образование. Тернополь. 2012-2016». URL: http://uchika.in.ua/pro-zatverdjennya-misekoyi-programi-osvita-ternopile-2012-2016. html (дата обращения: 14.04.2017). На укр. яз.
Савич Л. Е. Библиотечная валеология - нужна ли новая научная дисциплина? // Библиотечное дело - 2001: Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве : тез. докл. Шестой междунар. науч. конф. (Москва, 26-27 апр. 2001 г.). 2001. Ч. 2. С. 346-347.
Савич Л. Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2013. 43 с.
Савич Л. Е. Здоровье библиотечного специалиста: проблема нуждается в исследовании // Библиосфера. 2011. № 2. С. 85-90.
Савич Л. Е. О библиотечной педагогике здоровья // Библиотековедение. 2011. № 3. С. 28-33.
Савич Л. Е. Социальное здоровье в проблемном поле библиотечной валеологии // Документознавство. Бiблiотекознавство. Iнформацiйна дiяльнiсть: проблеми науки, освiти, практики: матеріали VII Мiжнар. наук.-практ. конф. Київ, 25-27 травня 2010 р. Киев, 2010. С. 55-56.
Самохлиб И. В. Методическое обеспечение деятельности школьных библиотек в контексте информатизации: проблемы и находки // Школьный библиотечно-информационный центр. 2012. № 5. С. 29-38. На укр. яз.
Сливка Л. Теоретико-методические аспекты преподавания валеологии и основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Ивано-Франковск : НАИР, 2012. 204 с. На укр. яз.
Соколов В. Библиотечная валеология: на пути становления нового направления библиотековедческих исследований и информационно-библиотечной деятельности // Библиотечный форум: история, теория и практика. 2017. № 2. С. 2-11. На укр. яз.
Яровая Т. Формирование информационной культуры учащихся как главная составляющая работы школьной библиотеки в условиях реформирования современного образования. URL: http://sasl.at.ua/publ/13-1-0-91 (дата обращения: 10.05.2017). На укр. яз.
 Валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-71-78

Валеологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности в школьных библиотеках | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-71-78