Профессиональное дополнительное образование библиотечных специалистов в пространстве региона | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-84-88

Профессиональное дополнительное образование библиотечных специалистов в пространстве региона

В статье рассматривается роль методической службы в системе профессионального дополнительного образования библиотечных специалистов. В этой связи проведен анализ состояния и тенденций развития системы повышения квалификации в Белгородской области, выделены основные инновационные формы обучения специалистов. В статье показано, что использование этих форм способствует становлению эффективной и результативной системы дополнительного профессионального развития библиотечных специалистов.

Professional further education of librarians in the regional space.pdf Изменение информационного пространства, перестройка всех сторон общественной жизни, процессов развития информационных технологий существенно влияют на требования к библиотечным кадрам: растет потребность в библиотекарях, умеющих ориентироваться в меняющейся обстановке, владеющих новыми информационными технологиями, обладающих высокой культурой и широким кругозором, стремящихся овладеть новыми знаниями. В сложившихся условиях постепенно формируется как профессиональное сознание библиотечного специалиста в целом, так и понимание содержания своей профессии. Чтобы добиться признания в обществе, библиотекарям необходимо кардинально переосмыслить назначение и особенности деятельности. Поэтому в профессиональной литературе на первый план выходят дискуссии, посвященные социальным аспектам библиотечной профессии, активно обсуждаются ее имидж и социальный статус, выдвигаются квалификационные требования к профессии, соответствующие новой общественной ситуации. Повышение квалификации и переподготовка библиотечных специалистов, профессиональная адаптация молодых библиотекарей как сложный социально-психологический процесс также подлежат обсуждению. Обзор публикаций показал, что сущность и проблемы подготовки и переподготовки библиотечных специалистов находятся в сфере постоянного внимания библиотечного сообщества. В результате ретроспективного анализа выявленных публикаций их можно условно разделить на несколько групп. Первую группу представляют публикации ученых, и в начале XX в., и сейчас занимающих ключевые позиции в области библиотековедения: Любовь Борисовна Хавкина, известный теоретик и организатор библиотечного дела, библиотековедения и библиографоведения; Юрий Владимирович Григорьев, советский книговед и библиотековед, профессор, автор более 200 научных работ; Николай Семенович Карташов, теоретик и практик, автор более 200 публикаций по проблемам библиотечного дела в России; Юрий Николаевич Столяров, советский и российский ученый, специалист в области библиотековедения, документоведения, книговедения и информационных технологий. Л. Б. Хавкина в 1904 г. стала организатором и автором первого в стране проекта библиотечного образования, создания первых учебных пособий по библиотековедению, открытия первых библиотечных курсов в 1913 г. Ю. Н. Столяров также внес существенный вклад в развитие библиотечного образования и подготовку специалистов в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Именно он стал основоположником курсов «Библиотечный фонд», «Документоведение», а также общетеоретической части единой научной специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Юрий Николаевич и сегодня является членом редколлегий и редакционных советов многих профессиональных библиотечных периодических изданий, членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии, а также советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Еще одним теоретиком, педагогом и практиком в области библиотековедения и библиотечного образования является Н. С. Карташов. Именно он стал создателем новой концепции учебников для высших учебных заведений в сфере культуры. Учебники «Работа с читателями», «Библиотечное обслуживание», «Библиотековедение. Общий курс», «Общее библиотековедение», «Сравнительное библиотековедение» неоднократно переиздавались в России и за рубежом. Все перечисленные ученые являются преемниками Ю. В. Григорьева, советского книговеда и библиотековеда. С его именем связано развитие и становление не только библиотековедения, но и высшего профессионального библиотечного образования в России. Он опубликовал ряд трудов по этой проблеме, создал целую школу учеников и последователей, а составленный им курс для высших учебных заведений «Библиотечные фонды» и в настоящее время является базой научной дисциплины. Ко второй группе исследователей-библиотековедов относятся Клара Леонардовна Воронько, Людмила Васильевна Казанцева, которые первыми в 60-70-е гг. XX в. изучили процессы становления сред- него профессионального и высшего профессионального библиотечного образования. К третьей группе библиотековедов, посвятивших свои исследования профессиональному библиотечному образованию, основанному на формировании образа библиотекаря, активно включенного в созидательно-преобразовательные процессы библиотечного дела, относятся такие видные ученые, как Наталья Ивановна Гендина, Андрей Игоревич Каптерев, Аркадий Васильевич Соколов, Владимир Иванович Терешин, Ада Семеновна Чачко и др. К примеру, А. И. Каптерев говорит о том, что основной тенденцией, определяющей будущую деятельность библиотечного специалиста, является профессионализация как важный элемент непрерывного многоуровневого образовательного процесса. Каптерев выдвигает в качестве одной из важных проблему усиления преемственности среднего и высшего библиотечного образования [6]. А. В. Соколов в своих исследованиях обращает особое внимание на содержание образования, которое, по его мнению, должно быть двухуровневым. Этот подход разделяют ученые И. А. Ивашова и Н. И. Гендина. В монографии А. С. Чачко проанализированы специфика и требования к профессиональной деятельности библиотекарей, составлены рекомендации по повышению квалификации библиотечных кадров, введению в профессию молодых библиотечных специалистов [11]. К четвертой группе исследователей относятся библиотековеды, посвятившие свои труды проблемам регионального профессионального образования. История становления и развития профессионального образования в национальных регионах рассматривается в работах Л. И. Аттаевой (Кабардино-Балкария), М. А. Василенко (Адыгея), З. Р. Валеевой (Татарстан), Н. В. Горюнова (Мордовия), К. Г. Авгонова (Таджикистан) [3]. В конце 90-х гг. XX в. в профессиональном библиотечном образовании все более последовательно и развернуто изучается проблема развития систем образования в регионах. Наиболее серьезный вклад в разработку регионального профессионального образования внесли П. Ф. Анисимов, Е. Б. Артемьева [2], Р. З. Богоудинова, С. Д. Бородина, Ю. В. Буслаева [3], Т. А. Жданова [5], О. Н. Морева [8], И. Л. Наумченко. Ю. В. Буслаева, основываясь на архивных документах, приводит исторические факты, подтверждающие возможность развития библиотечного образования в условиях, существовавших в Центральной России до октября 1917 г., исследует процесс становления первых специальных образовательных учреждений и дает краткую характеристику начального периода библиотечного образования [3]. В работах О. Н. Моревой и С. Д. Бородиной обоснована значимость формирования библиотечных образовательных систем в регионах, хотя их подходы к разработке концепции библиотечного образования в регионах существенно отличаются. Перспективу библиотечного образования О. И. Морева связывает с необходимостью специалистов с региональной точки зрения. Главная идея ее теории заключается в рациональной организации производства кадров и, в связи с этим, использовании различных методик по определению потребности региональных библиотек в кадрах. В исследовании С. Д. Бородиной обоснована комплексность регионального компонента, включающая содержание и организационную структуру [8]. Практическому аспекту процесса повышения квалификации кадров, развития системы непрерывного библиотечного образования в Сибири и на Дальнем Востоке посвящены публикации Т. А. Ждановой [5]. Деятельность ГПНТБ СО РАН в системе повышения квалификации, а также результаты изучения вопросов развития библиотечных кадров в Сибирско-Дальневосточном регионе отражены и в публикациях Е. Б. Артемьевой [2]. Ю. Б. Авраева и Э. С. Очирова рассматривают профессиональное образование каждой из категорий библиотечных кадров: руководителей, молодых библиотечных специалистов, работников методических служб как важной составляющей инновационной деятельности [1]. Теоретические идеи, посвященные построению модели обучения библиотечных специалистов, в частности специалистов методической службы, изложены авторами в научно-методическом пособии «Методист библиотеки: формула успеха» и основаны на целом ряде исследований, проведенных в Бурятии и Иркутской области. Особое значение для осмысления роли методических служб библиотеки в профессиональном образовательном процессе имеют научные публикации А. Н. Ванеева. По мнению автора, именно методическая деятельность улучшит процесс руководства библиотечным делом, а следовательно, и процесс обучения библиотечных специалистов [4]. Э. Р. Сукиасян детально рассматривает область библиотечного образования с позиции отечественного и зарубежного опыта. Автор предлагает несколько вариантов повышения профессионального уровня библиотекарей на основе программно-ориентированного профессионального самообразования, то есть с использованием квалифицированно составленных программ и пособий [9]. Анализ профильных публикаций позволяет констатировать, что вопросы формирования и развития профессионального библиотечного образования рассматривались многими авторами в контексте разноаспектных проблем в этой области. В целом теоретические и практические проблемы профессионального библиотечного образования обсуждаются также в работах М. Я. Дворкиной, Ю. Н. Дрешер, С. А. Езовой, Н. И. Колковой, С. Г. Матлиной, И. Г. Моргенштерна, Э. Р. Сукиасяна [9], В. И. Терешина, Е. М. Ястребовой. В своих исследованиях библиотековеды рассматривают взаимосвязи и взаимодействия традиционных и инновационных образовательных подходов в системе профессионального библиотечного образования, обосновывают активные диалоговые методы обучения и переподготовки библиотечных кадров, направленные на изменения уже сложившейся системы профессионального библиотечного образования. Вместе с тем профессиональная подготовка кадров практически с самого начала формирования системы библиотечного образования признается исследователями как одна из важнейших проблем в библиотековедении. Авторы сходятся в том, что основными принципами профессионального дополнительного библиотечного образования являются: · всеобщность (обучение проходят практически все библиотечные специалисты, вне зависимости от образования, должности, стажа); · непрерывность (в процессе обучения некоторые мероприятия систематически повторяются, тем самым обеспечивают закрепление материала и способствуют постоянному росту профессионального мастерства); · дифференциация обучения (обучение специалистов проходит в зависимости от типа, принадлежности или специализации библиотек); · многообразие форм и методов обучения. Проведенный мониторинг состояния и тенденций развития системы дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов региона показал, что в Белгородской области функционирует единая система поддержки муниципальных библиотек, включающая в себя областные методические центры (Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Государственная детская библиотека А. Лиханова, специальная библиотека для слепых имени В. Я. Ерошенко), методические службы центральных муниципальных общедоступных библиотек. Также в результате мониторинга нами было выявлено, что программа дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов Белгородской области была организована для следующих категорий и групп: · 1 уровень «Современный руководитель» - обучение проводилось среди заведующих библиотеками, руководителей структурных подразделений библиотек; · 2 уровень «Библиотекарь-практик» - для специалистов с опытом работы в библиотеке более 3-х лет; · 3 уровень «Начинающий библиотекарь» - для сотрудников с опытом работы в библиотеке менее 3-х лет, не имеющих профильного образования [10]. Программа обучения каждого уровня выстраивалась с учетом степени профессиональных знаний и готовности библиотекарей к восприятию новых знаний, а инновационными формами обучения являлись интерактивные лекции, мастер-классы, творческие лаборатории, семинары-тренинги и практикумы в формате «биржи», сюжетно-ролевые и деловые игры. Среди многообразия обучающих мероприятий приведем несколько наиболее удачных нестандартных примеров методических решений. В рамках проектно-деловой игры «Возможности и риски библиотечных проектов» специалисты сельских библиотек обучались основам системного мышления, навыкам коллективной мыслительной и практической работы, индивидуального и совместного принятия решений, сотрудничества, развитию коммуникабельности; изучали технологии проектирования. Следует отметить, что две разработанные специалистами сельских библиотек проектные идеи были поданы на областной конкурс гражданских инициатив в номинации «Культура» и вошли в десятку лучших. Обучающие мероприятия по разработке и защите авторских программ и проектов чтения были объединены в интеллект-релиз, состоящий из нескольких форм обучения и включающий мастер-класс, методический день, библиовизит, профессиональный брифинг. Такие формы, как урок-подсказка, День обмена профессиональными инновациями, слайд-лекция, методическая мастерская, День творческого плана - объединили в себе профессиональную учебу и мероприятия по формированию привлекательного имиджа библиотеки [7]. В профессиональном развитии библиотечных специалистов региона необходимо отметить важную роль конкурсов. Проведение конкурсов дает возможность проявить нереализованные профессионально-личностные возможности, привлечь внимание органов самоуправления и общественности, высказать свою точку зрения в рамках обсуждаемой проблемы, поднять престиж профессии в целом и библиотеки в частности. Крупнейшим в Белгородской области является профессиональный конкурс среди специалистов муниципальных библиотек «Лучший библиотекарь Белгородчины». Помимо защиты проектов конкурсанты активно участвуют в тестировании на выявление креативности, проводят обзоры книг, демонстрируют кругозор, проходят испытания на определение ораторских способностей. Сотрудниками методических служб было отмечено: для того чтобы выявить эффективность проводимых в рамках системы повышения квалификации мероприятий, необходима обратная связь, которая позволяет не только определить качество проводимых обучающих занятий, но и образовательные потребности специалистов. К примеру, после каждого обучающего семинара специалистам предлагается ответить на вопросы: · «Есть ли у Вас замечания и предложения по обучающему мероприятию?»; · «Какую тему Вы бы хотели обсудить на следующей встрече?»; · «Что Вы используете в своей работе из услышанного на занятии?». Анализ ответов участников семинара показал, что активное использование инновационных форм обучения способствует выработке приоритетов современной системы дополнительного профессионального развития библиотечных специалистов: · обучение специалистов как обязательная составляющая инновационной политики библиотеки; · содержание образовательных программ, предвосхищающие изменения во внешней и внутренней библиотечной среде; · активизация процесса обучения на основе перехода от пассивных (лекционных) форм к активным (тренинги, деловые игры, мастер-классы); · использование командно-групповых обучающих методик и одновременное развитие индивидуального потенциала каждого сотрудника; · акцент на самообразование и саморазвитие; · обратная связь; · регулярное проведение оценки эффективности обучающих программ и мероприятий. Таким образом, на обучающих занятиях системы повышения квалификации прежде всего обсуждаются вопросы внедрения новых форм и методов в процесс обслуживания читателей: основы программно-целевого планирования, расширения спектра библиотечных услуг; использование новых информационных технологий в работе с библиотечными пользователями. А также совершенствуется и развивается деятельность методических служб библиотек Белгородской области в данном направлении.

Ключевые слова

библиотека, библиотечные кадры, повышение квалификации, методическая служба, library, library staff, advanced training, methodological support

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Капустина Татьяна АлександровнаБелгородский государственный институт искусств и культурыаспирант кафедры издательского дела и библиотековедения, факультета социально-культурной и информационно-библиотечной деятельностиtk1987tata@yandex.ru
Туранина Неонила АльфредовнаБелгородский государственный институт искусств и культурыдоктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой издательского дела и библиотековедения факультета социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности
Всего: 2

Ссылки

Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Библиотеки - методические центры: инициаторы профессионального развития : науч.-практ. пособие. Москва : Литера, 2009. 96 с.
Артемьева Е. Б. Роль Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в развитии региональной системы дополнительного профессионального образования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3. С. 17-21.
Буслаева Ю. В. Начало библиотечного образования в России (XIX-30-е гг. ХХ века) // Библиотековедение. 2010. № 2. С. 118-121.
Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности : учеб. пособие. Москва : Профиздат, 2002. 140 с.
Жданова Т. А. Организация системы непрерывного образования библиотечных работников Сибири и Дальнего Востока. Практический аспект // Региональные библиотечные системы: история, современное состояние, перспективы. Новосибирск, 1996. С. 130-141.
Каптерев А. И. Подход к непрерывному библиотечному образованию в СССР и США // Научные и технические библиотеки. 2001. № 6. С. 32.
Капустина С. Профессионализм: шаг за шагом к успеху // Библиотека. 2012. № 9. С. 45-49.
Морева О. Н. Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов: сотрудничество вузов и библиотек // Молодые в библиотечном деле. 2011. № 3/4. С. 65-69.
Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент : избр. статьи. Санкт-Петербург : Профессия, 2011. 430 с.
Туранина Н. А., Капустина Т. А. Вербальное общение в библиотечно-информационной сфере: особенности и подготовка кадров // Среднее профессиональное образование. 2014. № 8. С. 22-23.
Чачко А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации. Киев, 1986. 192 с.
 Профессиональное дополнительное образование библиотечных специалистов в пространстве региона | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-84-88

Профессиональное дополнительное образование библиотечных специалистов в пространстве региона | Библиосфера. 2017. № 4. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-4-84-88