Современные тенденции самоиздания | Библиосфера. 2019. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64

Современные тенденции самоиздания

Цель статьи - рассмотреть особенности эволюции самиздата и его новые функции в бесцензурном обществе XXI в. Исследование современных тенденций самоиздания показало, что в постсоветском обществе произошла существенная трансформация этого уникального явления: изменились функциональные характеристики самиздата, он стал легальным субъектом информационной среды, средством творческого самовыражения. Инновационные изменения наблюдаются в процессе издания самоинициированных книг: популярным способом финансирования авторских издательских проектов стал краудфандинг. Стремительное развитие информационных технологий вызвало появление безбумажных форм тиражирования авторских текстов: сетевой периодики, авторских интернет-блогов, электронных самоопубликованных книг. Преимущества цифрового самоиздания (доступность, оперативность, простота) сделали этот способ публикации необычайно популярным у самодеятельных (непрофессиональных) авторов. Однако лавинообразный рост масштаба онлайн-самиздата неблагоприятно отражается на качестве книжной продукции, вызывает появление проблемы соблюдения авторских прав в интернете.

Modern tendencies of self-publishing.pdf Введение Самоиздание - авторская публикация текстов минуя официальные издательские структуры имеет очень давние традиции. На каждом историческом этапе происходила эволюция этого уникального явления, отражавшего как социально-политические взгляды и творческие поиски создателей сочинений, так и доступные технологии тиражирования. Существенные изменения произошли в самоиздании и в новом тысячелетии. В отличие от классического самиздата прошлых лет, ставшего объектом всестороннего тщательного исследования, современное самодеятельное книгоиздание пока еще мало изучено. Анализ этого явления представляется весьма актуальным, так как в новых условиях самиздат стал не только неотъемлемым, но и весомым компонентом информационной среды. 1. Современные исследования нового самиздата Ознакомление с существующими на сегодняшний день публикациями позволяет выделить два основных направления исследования феномена, называемого новый самиздат. Авторы первого акцентируют внимание на сущностно-функциональных аспектах явления: анализируют особенности трансформации его содержательных характеристик и рассматривают социально-экономические факторы самостоятельной издательской деятельности в новых общественных условиях [3, 6, 8, 10, 11], исследуют мотивацию самопубликующихся авторов [2, 9, 14, 15]. Представители этого направления исследований едины во мнении, что из подпольного средства трансляции запрещенной информации самиздат превратился в легальный альтернативный коммуникационный канал, с помощью которого осуществляется творческая самореализация различных неформальных сообществ и отдельных личностей. Положительно оценивая демократизацию книгоиздания, позволившую большому количеству креативных людей беспрепятственно воплощать в жизнь свои замыслы, специалисты обращают внимание и на негативные моменты этого процесса. Доступность самостоятельной издательской деятельности вызвала появление большого количества сочинений, созданных исключительно для удовлетворения графоманских амбиций авторов. Грань между писателями-профессионалами и любителями в настоящее время размыта. Обилие самопубликующихся литераторов, стремящихся облечь плоды своего творчества в форму книги, нередко негативно сказывается на качестве художественных произведений. Падение престижа литературного труда и девальвация качества самиздатовских художественных произведений вызывают серьезную озабоченность специалистов. Другое направление исследований сосредоточено на изучении инновационных процессов самоиздания. Техника и технология самостоятельного выпуска книжной продукции значительно модифицировались; ушли в прошлое простейшие способы тиражирования текста: машинопись, ксерокопирование и т. п. При создании книг авторы активно используют компьютерную технику: одни осуществляют на ПК механический набор текста, который затем распечатывается на принтере, другие с помощью различных программных продуктов создают качественные оригинал-макеты издания и тиражируют их типографским способом. Следует отметить, что порой современные самоиздатели выпускают более качественную литературу, чем малые издательства или издающие организации. Один из примеров такого уникального явления - 7-томное собрание философско-публицистического наследия новосибирского математика А. И. Фета, изданное в 2015 г. тиражом 50 экз. Редактором-составителем собрания сочинений стала вдова талантливого ученого, правообладатель его творческого наследия - Л. П. Петрова. Ею была выполнена вся предпечатная подготовка собрания: набор, верстка, оформление обложек и т. д., на ее средства издание было отпечатано в одной из красноярских типографий. К сожалению, ограниченные финансовые возможности издателя-составителя обусловили весьма незначительный тираж книжного собрания. 2. Финансовые аспекты нового самиздата Высокая стоимость издательского процесса нередко побуждает самоиздателей искать дополнительные источники финансирования. В последние годы актуальность в книжном деле приобрел краудфандинг - инновационный инструмент финансирования книгоиздания, высоко оцениваемый специалистами [4, 7, 12, 16]. Необычайно популярно стало народное инвестирование и у самопубликующихся авторов. Объясняется это тем, что государственная поддержка книгоиздания минимальна и издательства ориентированы прежде всего на выпуск литературы, обеспечивающей прибыль. Начинающие авторы вынуждены пробиваться к читателям самостоятельно. Зачастую они ищут потенциальных инвесторов, размещая обращения с просьбой о содействии в реализации своих творческих планов на личных страницах в социальных сетях, на сайтах интернет-сообществ. Кроме того, в последние годы появились специальные краудфандинговые площадки (платформы), на которых аккумулируются издательские, творческие, социальные, технологические проекты, нуждающиеся в денежной поддержке: Boomstarter, Planeta.ru, Kroogi.com., ThankYou.ru, Together, Naparapet, StartTrack, CrowdPress, Sbornik.ru, «Pуcини», «Cтapтмeн», «Cтapтиум». Возникают и локальные, региональные краудфандинговые площадки. В Новосибирске, например, в 2011 г. была запущена краудфандинговая платформа «С миру по нитке». В Красноярске в 2016 г. появилась платформа «Руфандер». В Приморье действует краудфандинговая площадка MainTrust. Краудфандинг важен для авторского книгоиздания не только как инновационный инструмент инвестирования, но и как средство формирования потенциальной читательской аудитории. Нельзя не согласиться с мнением, что таким образом фактически возрождается «забытая советская форма подписки на только планируемое издание» [4, с. 184]. Примеров успешной реализации издательских проектов на народные средства немало. Методом краудфандинга в 2014 г. была издана книга алтайского журналиста, поэта, писателя Владимира Токмакова «Сбор трюфелей накануне конца света». Автор создал в интернете сайт, на котором активно рекламировал свой роман, призывая потенциальных читателей внести посильный денежный вклад в издание. Потенциальным инвесторам было обещано поощрение в виде книги с автографом или сувенира, а тем, кто внесет наибольшую сумму, обещали персональную экскурсию по упомянутым в романе местам Барнаула18. Во Владивостоке летом 2018 г. за счет народных средств вышла в свет книга местного краеведа Нэлли Мизь об истории Покровского мемориального парка. Издание проинвестировали 138 человек, имена которых с благодарностью от автора были указаны в книге19. Но сам по себе краудфандинг не гарантирует успеха издательского проекта. Обращаясь к этому инструменту финансирования издательских планов, автор должен иметь четкое представление о потенциальной читательской аудитории и грамотно проводить рекламную каомпанию своего произведения, ориентируясь на эту целевую группу. Необходимо выделить ключевые моменты произведения, способные заинтересовать возможного читателя и увлечь его настолько, чтобы он был готов инвестировать в издание свои средства. Далеко не все самоиздатели обладают подобными навыками. Поэтому нередко краудфандинговые проекты самопубликующихся авторов завершаются неудачей. Фиаско потерпели, например, издательские планы томского автора Евгения Корпачева. Выпустив в 2009 г. книгу «Моторокеры» о мотоциклистах Советского Союза, он решил за счет привлечения частных инвестиций издать серию книг о байкерах. Однако этот проект никто не поддержал20. Проект основательницы небольшого томского частного издательства «Жужелица» Марии Сосновской собрал лишь 7% от суммы, необходимой для издания интерактивной «Книги девочки, живущей на краю леса»21. 3. Развитие онлайн-самиздата Бурное развитие информационных технологий вызвало появление онлайн-самиздата. Одна из форм электронного самоиздания - авторские блоги - своеобразные информационные площадки, на которых размещены оригинальные материалы различной тематики. Как справедливо отмечают исследователи, пока еще блоголитература не является конкурентом литературе печатной. Однако благодаря мобильности, оперативности, простоте контакта с читателями популярность этой формы стремительно растет, что отражает общемировые литературные и издательские тенденции [13, с. 375]. В настоящее время в социальных сетях активно работают 12 млн блогеров22. Собственные блоги имеют многие литераторы, в том числе сибирские и дальневосточные авторы. Персональные блоги являются для них важным инструментом творчества: позволяют заявить о себе, завоевать популярность у читателей и заинтересовать профессиональных издателей. Например, некоторые из произведений Алексея Березина, публикуемые им в персональном блоге (https://alex-aka-jj.livejournal.com), вышли за пределы Сети и стали частью полноценных книг. А его рассказ «Совещание» лег в основу четырех короткометражных фильмов, снятых в России, Великобритании и на Украине. Британскую версию (TheExpert) перевели на 50 языков, и к 2018 г. она собрала 20 млн просмотров на YouTube 23. Еще одна форма электронного самиздата - любительская сетевая периодика. Некоторое время она была представлена лишь веб-версиями печатных самодеятельных журналов. В новом тысячелетии большинство любительских журналов полностью перешло в интернет-пространство. Например, издававшийся в Барнауле с конца 1990-х гг. самодеятельный журнал «Подорожник», ориентированный на людей с ограниченными возможностями, в 2009 г. полностью перебрался в интернет (http://podorognik.gantor.ru). Томский музыкальный веб-журнал «Новый рок» (https://vk.com/novarock) продолжает традиции одноименного бумажного издания, печатавшегося в 2008-2010 гг. Кроме того, возникло большое количество любительских онлайн-журналов, никоим образом не связанных с бумажными изданиями. В Новосибирске в 2011 г. появился журнал нового формата Siburbia (http://siburbia. ru). В Красноярске с лета 2014 г. до осени 2015 г. выходил онлайн-журнал о культуре KOLKO (http://issuu.com/kolkomag). Стремительное развитие любительской интернет-журналистики объясняется рядом причин. Во-первых, сетевое пространство предоставляет практически неограниченные возможности для самореализации и самопрезентации автора-любителя [15]. При соответствии текста определенным техническим параметрам любой непрофессиональный литератор может поместить в Сети свое произведение. Во-вторых, благодаря уже упоминавшимся преимуществам (мобильность, оперативность, возможность контакта с пользователями), а также мультимедийности, онлайн-периодика более привлекательна как для начинающих авторов, так и для читательской аудитории. Анализ тематики и целевого назначения современной сетевой непрофессиональной периодики показывает, что она носит субкультурный характер, ориентируется на специфические читательские интересы (литература, музыкальный андеграунд, арт-увлечения, мистика и эзотерика, спорт). Помимо сетевой периодики, на просторах интернета возникло большое количество сайтов, позволяющих автору знакомить читателей со своим творчеством: «Самиздат», «Литрес», «Литпричал», «Проза.ру», «Поэмбук», «Рифма.ру», «Стихи.ру», «СамоЛит», «Сетевая словесность», «Хромой Пегас», Escalibro и др. Наряду с общероссийскими появились и локальные региональные веб-ресурсы, ориентированные на непрофессиональных литераторов. В качестве примера можно привести литературно-художественные порталы для размещения произведений современных авторов Сибири и Дальнего Востока: «Белый мамонт» (http://www.belmamont.ru), «Жарки сибирские» (http://www.sib-zharki.ru/), «Город поэтов» (http://poetrynsk.ru), «Логос и мелос сибирских Афин» (http://tom-slov.ru), «Литературный клуб» (http://www.goneliterate. ru/), «Рифма.ру» (http://rifma.ru/rifma.php), «сВиршения» (http://www.1man.ru/poetry/) и др. Достоинство этих ресурсов в том, что они не только позволяют начинающим литераторам реализовать творческий потенциал, но и обеспечивают их оперативную связь с широким кругом читателей. Создается определенная среда общения, чем-то напоминающая литературное объединение, выполняющее функции своеобразной творческой мастерской. Например, с произведениями новосибирской поэтессы Елены Берсеневой, размещенными на сайте «Стихи.ру», ознакомилось более 18 тыс. читателей, оставивших 286 рецензий. Возникли специальные российские издательские платформы, предоставляющие авторам возможность опубликовать свою книгу, минуя издательство: «ЛитРес», Ridero, Bookscriptor, Surgebook и др. [1, 5]. На этих интернет-площадках можно самостоятельно бесплатно создать книгу (софт помогает сверстать текст по предложенному макету), обойтись без корректора-редактора и даже разместить получившееся онлайн-издание в книжных интернет-магазинах «Озон», «Амазон», «Литрес», «Букмейт». Хотя технология self-pablishing появилась в России сравнительно недавно, онлайн-сервисы самопубликации набирают популярность у отечественных авторов. Анализируя состояние книжного рынка России в 2017 г., генеральный директор «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков обратил внимание на стремительный рост доли продукции самиздата на электронных площадках24. В полной мере оценить масштаб указанного явления сложно, так как показатели деятельности электронных издательских платформ разнятся. По одним источникам, с помощью издательского сервиса Ridero опубликовали книги 30 тыс. независимых российских авторов25, а по данным менеджеров компании - 65 тыс. [8, с. 112]. Так или иначе, количество самопубликующихся сочинителей впечатляет. Среди них немало непрофессиональных литераторов Сибири и Дальнего Востока. Например, воспитатель детского сада из Читинской области О. Ю. Мурзина (творческий псевдоним Оксана Сибирь) опубликовала на Ridero три поэтических сборника26, а профессор Тихоокеанского государственного университета Л. Е. Бляхер - три книги исторической прозы27. По мнению экспертов, рост селф-паблишинга в России - долгосрочная устойчивая тенденция. Предполагается, что в перспективе рынок самиздата в стране достигнет 6-10% рынка электронных книг28. Подобные перспективы вызывают озабоченность культурологов, считающих, что всплеск цифрового самоиздания ведет к обесцениванию понятия «книга» и снижению книжной культуры как таковой [8, с. 112]. Следует признать, что самопубликации, вышедшие в свет при помощи цифровых сервисов, нередко не соответствуют необходимому уровню оформления и не имеют никакой художественной ценности. 4. Онлайн-самиздат и авторское право Быстрое развитие онлайн-самиздата вызвало также появление проблемы соблюдения авторского права в интернете. Юридические нормы, регламентирующие деятельность в сетевом пространстве, отсутствуют. Специалисты утверждают, что существующие законы в области авторского права работают только для материальных предметов и «не в состоянии охватить все нынешние объекты права в интернете» [17, с. 287]. Сложившаяся ситуация порождает сетевое пиратство: тексты копируются, модифицируются без согласия автора и выдаются за собственное сочинение. Так, известный сибирский блогер Алексей Березин в 2016 г. случайно обнаружил в новосибирском журнале «Крепость 24 часа» текст своего рассказа, который был опубликован под другим названием и без указания автора. Попытка писателя урегулировать с издателем журнала спор по факту незаконного использования литературного произведения в досудебном порядке не увенчалась успехом29. В январе 2018 г. А. Березин был вынужден обратиться в суд с заявлением о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав и о компенсации морального вреда. Благодаря грамотным действиям юриста и профессионализму судьи нарушение авторских прав блогера было доказано, он даже получил небольшую сумму возмещения морального ущерба30. Однако подобный благоприятный итог - исключительный случай, а не устоявшаяся практика. Из-за отсутствия четких юридических норм, регулирующих авторское право в интернет-пространстве, судьи нередко не понимают, в чем состоит суть проблемы и чем обоснованы претензии авторов сетевой литературы. Заключение Можно констатировать, что радикальные изменения, произошедшие в России в конце ХХ - начале ХХI в., отразились на структуре информационной среды. Запретный ранее самиздат вышел из подполья, значительно модифицировался и стал неотъемлемой частью современного информационного пространства. Произошла трансформация его функциональных характеристик и инновация технологий самостоятельной издательской деятельности. Интернет постепенно вытесняет традиционные способы тиражирования текста, предоставляя авторам неограниченные возможности для самопубликации. Вместе с тем стремительное развитие новых издательских технологий порождает ряд проблем, требующих квалифицированного разрешения.

Ключевые слова

самиздат, самоинициированное издание, самопубликующиеся авторы, краудфандинг, онлайн-самиздат, samizdat, self-initiated edition, self-publishing authors, crowdfunding, on-line-samizdat

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Савенко Е. Н.Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии науккандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговеденияknigoved@spsl.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Баль В. Ю., Мелешкина Н. Д. Место и роль платформ самопубликаций в современной издательской индустрии (на примере российской платформы «Ridero») // Скориновские чтения 2017: книга в медийном пространстве. К 500-летию белорусского книгопечатания. Минск, 2017. С. 17-19.
Бугаев М. В. Графоманские издания в современной провинции: печать и интернет. Атрибут свободы или деформация книгоиздания? // Книжная культура на востоке России: от традиции к модернизации (60-е годы ХХ - начало ХХI века). - Новосибирск, 2006. С. 73-77.
Веретехин А. В. Социально-экономические аспекты самостоятельной издательской деятельности в современных условиях // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности Симферополь, 2017. С. 137-140.
Волкова Н. В. Краудфандинг в российском книгоиздании // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2017. № 1. С. 181-187.
Зимина Л. В. Self-publishing: авторские и издательские интернет-платформы самопубликаций // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3. С. 135-141.
Клименко М. С. Современный самиздат: теория и практика функционирования // Дневник науки. 2017. № 11. С. 8.
Ковальчук А. Е. Краудфандинг как эволюционный этап развития книжного дела // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 3-2. С. 93-99.
Кривич Н. А., Чукуров А. Ю. Книжная культура: вызовы современности // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4. С. 110-114.
Мароши В. В. Авторы-самиздатели в современной России: опыт типологической характеристики // Библиосфера. 2012. № 3. С. 3-8.
Савенко Е. Н. Современный самиздат как альтернативное медиапространство // Труды ГПНТБ СО РАН. 2011. Вып. 2. С. 50-56.
Савенко Е. Н. Современный самиздат: определение понятия // Библиосфера. 2012. № 5. С. 98-100.
Сапожникова Е. С. Краудфандинг: новые возможности книгоиздания // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. материалов междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2015. С. 32-38.
Сарин Л. Блоголитература как новая литературная форма и издательская стратегия // Преподаватель XXI век. 2017. № 2. С. 369-376.
Сафронова Е. Самиздат в реалиях нового времени // RELGA : научно-культурологический журнал. 2011. № 15. URL: http://www.relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3004&level1=main&level2= article (05.01.2018).
Почкай Е. П. Любительская журналистика как способ самореализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 1-3. С. 135-141.
Теплякова А. О. Применение краудфандинга в издательском деле // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 1. С. 108-115.
Чевтаева Л. Н. Интернет-пиратство: вчера и сегодня // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. № 4. С. 284-289.
 Современные тенденции самоиздания | Библиосфера. 2019. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64

Современные тенденции самоиздания | Библиосфера. 2019. № 2. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-59-64