Требования к научной статье

Общие вопросы
Научная статья — это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной
проблеме. Она отражает авторское аргументированное понимание или интерпретацию определенной научной задачи или проблемы и способов ее решения в рамках научного континуума. Она
должна отражать уровень ее рассмотрения и понимания в научном сообществе или в среде практиков
В теоретических научных статьях излагаются результаты исследования, для получения которых в
явном виде должны быть использованы методы научного исследования: анализ, синтез, дедукция,
индукция, моделирование и другие теоретические способы исследования. Допускается, что научный текст может быть представлен в форме размышлений, рассуждений, но при соблюдении всех
вышеописанных атрибутов – логика, аргументация, изученность вопроса. Если статья отражает
результаты работы над исследуемой темой, то в ней необходимо показать, достигло ли исследование поставленной цели, какие гипотезы были подтверждены, а какие опровергнуты, какие выводы и прогнозы были сделаны.
Статья считается научной, если в ней реализуются цели и функции науки – получение нового знания, систематизация знаний, описание явлений и процессов с последующим анализом и объяснением или предсказанием.
Статья должна быть написана в научном стиле, который проявляется в объективности, логичности, точности изложения материала, использовании общепринятой научной терминологии в обще-
принятом значении (новые термины должны обязательно поясняться) и общенаучной лексики и
оборотов. В целом научному стилю присущи: предварительное обдумывание, высказывания, монологический характер изложения, строгий отбор языковых средств, смысловая связь разделов.
Главное – должна быть логическая связь между целью, задачами и результатами исследования. В
научной статье не допускаются личностные оценки.
Структура научной статьи
Журнал «Библиосфера» просит авторов выдерживать следующую структуру статьи:
- название статьи,
- сведения об авторах,
- аннотация,
- реферат,
- ключевые слова,
- основной текст статьи,
- литература (references).
Название статьи должно отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного научного исследования. Название научной статьи должно кратко и точно суммировать результаты
исследования. В название статьи необходимо вложить как информативность, так привлекательность. Нужно помнить, что заглавие обладает сигнальной и информативной функцией. Поэтому не
следует использовать вводящих в заблуждение или сенсационных заголовков.
Максимальное количество слов в заголовке – 7, значимых – не более 5.
Название статьи подается на русском и английском языках.
Сведения об авторах статьи должны содержать на русском и английском языках полные фамилию, имя и отчество, ученое звание, ученую степень, место работы, учебы, контактные данные.
Количество авторов может быть любым. Обычно считается (по правилам научной этики) автор,
стоящий в начале списка, выполнил большую часть работы, описанной в статье. Но можно расположить авторов и в алфавитном порядке.
Заметим, что редакция далее будет взаимодействовать с автором, приславшим статью от имени
коллектива соавторов.
Аннотация содержит краткую характеристику назначения, содержания, вида, формы и других особенностей статьи. Должна отражать основные и ценные, по мнению автора, этапы, объекты, их
признаки и выводы проведенного исследования. Рекомендуемый объем аннотации – 300-500 знаков. Посылается на русском языке.
Реферат предоставляется на русском и английском языках, но в журнале будет использована
только английская версия. Он предназначен для зарубежного читателя. В реферате необходимо
изложить проблему, цель, задачи исследования, методы сбора и обработки данных, основную логику рассуждения и полученные результаты (выводы).
Если исходная научная статья представлена в форме размышлений, рассуждений, то в реферате
также необходимо изложить проблему, цель статьи, основную логику рассуждения и полученные
результаты (выводы).
Объем реферата не должен превышать 2500 знаков.
Ключевые слова - это набор слов (на русском и английском языках), отражающих содержание текста в терминах объекта, научной отрасли и методов исследования. Рекомендуемое количество
ключевых слов – 5-7, количество слов внутри ключевой фразы – не более 3.
Основной текст статьи излагается в определенной последовательности его частей. Можно выделить два вида внутренней организации текста научной статьи. Первый вид часто используется в
российских научных журналах. Он включает в себя:
1) введение,
2) основную часть,
3) выводы.
Введение. Прежде всего, необходимо ввести читателя в курс дела. Помним, что статью может читать иностранный специалист, поэтому все понятия должны быть общепринятыми, а реалии -
понятными. Либо необходимо сделать к ним пояснения.
Во введении автор обычно излагает проблему и ее значимость, необходимость ее решения. Говорит о том, что вопрос либо поднимается впервые, либо описывает существующие подходы к ее
решению (с достаточным количеством ссылок). Сообщает, почему появилась идея нового способа
решения проблемы, или какие новые факторы заставляют порассуждать, поразмышлять над ней.
Автор знакомит с предметом, задачами и проведенными этапами исследования. Во введении можно описать гипотезу авторов и средства ее проверки.
В научной статье должно излагаться личное авторское исследование. Но очень важно отразить
результаты предшествующих работ ученых со ссылками на их публикации, показать, что им удалось решить (выявить, описать и т.п.), что требует дальнейшего изучения, какие есть альтернативы.
Во введении необходимо также описать методы исследования, процедуры, оборудование, пара-
метры измерения, и т.д., чтобы можно было оценить их научность.
Основная часть статьи. Научная статья должна отображать не только выбранный инструментарий
и полученные результаты, но и процесс самого исследования или последовательность рассуждений. В научно-практической статье необходимо описать стадии и этапы экспериментов или опытов, промежуточные результаты и обоснование общего вывода.
Основная часть статьи может содержать анализ методических приемов, находок, способов решения проблемы, описание результатов деятельности отечественных и зарубежных ученых (обязательно со ссылками на авторов), Вашей научной деятельности по решению данной проблемы с
практическими примерами, или описание эксперимента).
Необходимо также изложить данные об опытах с отрицательным результатом. Здесь как нигде
уместно заявить, что «Отрицательный результат тоже результат». Следует описать все виды и
количество отрицательных результатов, условия их получения и методы его устранения.
Проводимые исследования представляются в наглядной форме, причем не только экспериментальные, но и теоретические. Это могут быть таблицы, рисунки, схемы, графические модели, графики, диаграммы и т. п. Весь визуальный ряд и таблицы должны иметь подписи или заголовки на
русском и английском языках и быть упомянуты в тексте.
Выводы. В данной части тезисно излагаются основные достижений проведенного исследования.
Они могут быть представлены как в письменной форме, так и в виде таблиц, графиков, чисел и
статистических показателей, характеризующих основные выявленные закономерности. Выводы
должны быть представлены без интерпретации авторами, что служит двум целям: во-первых, дает
другим ученым возможность оценить качество самих данных, и во-вторых, позволяет другим давать свою интерпретацию результатов.
В Заключении (оно может содержать и конкретные выводы) формулируется общий вывод как результат анализа основных параметров проблемы и перспектив ее разрешения. Оно предполагает
раскрытие следующих положений – конкретизация и обобщение знаний о проблеме, влияние проблемы на те или иные процессы, перспективы проявления и разрешения проблемы в будущем,
тенденции ее развития, возможность применения новых подходов в решении данной проблемы в
других областях знаний, обозначение перспектив исследования научной проблемы.
Во многих статьях в разделе Выводы авторы приводят интерпретацию полученных результатов в
соответствии с поставленными задачи исследования. В этой части статьи авторы излагают значение их работы, прежде всего, с субъективной точки зрения. Они могут интерпретировать полученные результаты на основе своего опыта, базовых знаний и научного потенциала, приводя несколько возможных объяснений.
Литература. См. специальный раздел «Оформление списка литературы»
Список литературы содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или
упоминаемом в тексте статьи другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.
Список литературы имеет самостоятельное значение в качестве библиографического пособия.
Эксперты будут обращать внимание на следующие характеристики статьи:
Научность (касается исследования и разработки чего-либо нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам
исследования и выводами).
Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).
Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, по-
этому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).
Методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его
реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).
Убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).
Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов
от одной мысли к другой, взаимосвязанностью частей статьи).
Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров)
Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков)
Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).
Литература
Как писать научный текст: опыт Школы молодого автора : учеб.-метод. пособие / Н. А. Дидковская,
В. И. Дятлов, Н. В. Липатова, С .А. Панарин; сост. и отв. ред. С. Панарин. – Иркутск: Оттиск, 2012. –
240 с.
Методика подготовки основных видов научных работ : Монография / Г. И. Пещеров, М. А. Новикова. – М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2015. – С. 28 – 37.