Коррупция в избирательном процессе: понятие и признаки | Уголовная юстиция. 2014. № 1 (3).

Коррупция в избирательном процессе: понятие и признаки

Обосновывается наличие коррупции в специфической сфере избирательных отношений. Предлагается авторское определение коррупции в избирательном процессе. По мнению автора, коррупцию в избирательном процессе характеризуют следующие признаки: сфера существования; определенный перечень субъектов; использование субъектами избирательного процесса своего статуса, служебного положения; характерная для данного вида коррупционных отношений цель. Содержанию каждого признака дается краткая характеристика.

Corruption in the election process: the concept and features.pdf Коррупция тем и феноменальна, что под влиянием времени, политических, социально-экономических условий она эволюционирует, расширяет сферы своего влияния. Как точно отметил В.В. Лунеев, «коррупция всеядна, всепроникающа и исключительно приспособительна. Она использует любые ниши, не контролируемые или слабо контролируемые государством» [1, с. 106]. Политическая власть всегда испытывает на себе воздействие различных групп давления, которые стремятся скорректировать политический курс в соответствии со своими интересами [2, с. 45]. Однако в настоящее время такое давление приобрело качественно иной характер и масштабы: посредством организации избрания «своих» кандидатов такие группы сами формируют соответствующий их интересам курс. Учитывая то, что ставки на выборах очень высоки, заинтересованные субъекты не останавливаются ни перед чем, чтобы выиграть ту или иную избирательную кампанию. Необходимость победы на выборах любой ценой породила различные «грязные» предвыборные технологии, активно используемые на выборах федерального, регионального и местного уровней. В основе применения подавляющего большинства указанных технологий лежит подкуп, продажность лиц, их использующих (способствующих применению), незаконное использование такими лицами своего статуса, служебного положения. Подкуп избирателя, члена избирательной комиссии, представителя средства массовой информации, представителя власти, иных субъектов избирательного процесса, когда последним, в обмен на незаконное использование ими своего статуса, служебного положения предоставляются денежные средства, иные материальные и нематериальные блага, является ничем иным, как коррупцией, только коррупцией в особой сфере - сфере избирательного процесса. Вместе с тем общепризнанный понятийный аппарат, характеризующий те или иные коррупционные отношения в рамках избирательных и выборных кампаний, еще не сформирован. Отсутствует единство мнений среди исследователей как в наименовании, определении содержания, так и в выделении признаков, субъектов и форм существования коррупции в сфере избирательных отношений. Для обозначения коррупционных проявлений в сфере избирательного процесса авторы используют различные термины: «электоральная коррупция», «избирательная коррупция», «коррупция в избирательном процессе», «политическая коррупция». По нашему мнению, весь спектр коррупционных проявлений в условиях избирательного процесса охватывает термин «коррупция в избирательном процессе». Этимология термина «электорат», что в переводе с латинского «elector» - «избиратель», не позволяет нам всю совокупность коррупционных отношений, возникающих в период проведения выборов и в связи с ними, называть «электоральная коррупция». Электорат - «совокупность избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию или ее кандидата на парламентских, президентских или муниципальных выборах» [3, с. 680]. Сказанное позволяет сделать вывод, что электоральная коррупция - это подкуп избирателей, т. е. разновидность коррупции в избирательном процессе. Под коррупцией в избирательном процессе следует понимать социально-негативное явление, искажающее реальную политическую конкуренцию, заключающееся в использовании субъектами избирательного процесса своего статуса, служебного положения в личных или групповых интересах, в целях противоправного извлечения выгод и преимуществ в ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, а также в предоставлении или обещании таких выгод и преимуществ [4, с. 14]. Коррупцию в избирательном процессе, как и любое другое явление, характеризует определенный набор признаков, позволяющих отличать ее от других похожих. К сожалению, признаки коррупции в избирательном процессе, как самостоятельной формы коррупции, в отечественной научно-правовой литературе еще практически не разработаны. Полагаем, что коррупцию в избирательном процессе характеризует следующий набор признаков: сфера существования; определенный перечень субъектов; использование субъектами избирательного процесса своего статуса, служебного положения; характерная для данного вида коррупционных отношений цель. Сферой существования этой разновидности коррупции является непосредственно избирательный процесс как в узком, так и широком его понимании [5, с. 35; 6, с. 42; 7, с. 276]. Наибольшую сложность вызывает определение круга субъектов коррупции в избирательном процессе. Поскольку исследуемый нами вид коррупции существует в сфере избирательного процесса, соответственно можно предположить, что ее субъектами являются субъекты избирательного процесса. Однако исчерпывающего перечня субъектов избирательного процесса ни в действующем законодательстве о выборах, ни в научно-правовой литературе не содержится. Не останавливаясь на рассмотрении научных подходов к выделению субъектов избирательного процесса, но на их основе, выделим субъектов коррупции в избирательном процессе. К субъектам коррупции в избирательном процессе относятся граждане Российской Федерации. Подавляющее большинство субъектов коррупции в избирательном процессе и есть граждане. Как правило, эта категория субъектов вступает в коррупционные отношения в сфере избирательного процесса в качестве избирателей, кандидатов, должностных лиц и т.п. Следующую группу субъектов коррупции в избирательном процессе образуют избиратели - граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. В коррупционных отношениях подкупа они выступают стороной пассивного подкупа, используя свой статус - право избирать для извлечения выгод материального или нематериального характера. Однако нельзя не отметить, что отнесение избирателей к числу субъектов коррупционных отношений некоторыми исследователями не поддерживается. Полагаем, что подкуп избирателей - это классический пример коррупционных отношений в форме сделки, где стороной пассивного подкупа выступает избиратель, а стороной активного подкупа - скупщик (кандидат лично, представитель кандидата, иное лицо). В коррупционных отношениях подкупа избирателей избиратель использует свой статус, свое право голосовать, предоставленное ему Конституцией Российской Федерации (на основании чего избирателю, включенному в список избирателей, собственно и выдают бюллетень на избирательном участке), в обмен на получение выгод материального или нематериального характера. Наиболее активными субъектами коррупции в избирательном процессе выступают кандидаты -лица, выдвинутые в установленном законом порядке в качестве претендентов на замещаемую посредством выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированные соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов. Именно эти субъекты в процессе выборов вступают в многочисленные коррупционные отношения в качестве стороны как активного, так и пассивного подкупа. Достаточно часто кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, находящиеся на государственной или муниципальной, службе используют преимущества своего должностного положения в целях собственного избрания или способствуют избранию других лиц (например, технология «локомотив», когда должностное лицо возглавляет список кандидатов без цели работы на выборной должности, активно использует в ходе избирательной кампании преимущества должностного положения в целях привлечения электората). Субъектами коррупции, набирающими все большую политическую силу, сегодня являются избирательные объединения. Согласно действующему законодательству, избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. В настоящее время все чаще появляется информация о том, что те или иные партии «продают» проходные места в списках на выборах того или иного уровня [8]. К субъектам коррупции в рассматриваемой сфере следует отнести доверенных лиц и уполномоченных представителей кандидатов и избирательных объединений, поскольку от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. Названные субъекты также вступают в коррупционные отношения в качестве субъектов активного или пассивного подкупа в интересах кандидата, чьим доверенным лицом, уполномоченным представителем являются или же, напротив, вопреки его интересам. Нужно отнести к субъектам коррупции и наблюдателей. Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Достаточно распространенными на практике являются случаи подкупа наблюдателей с целью предотвращения разглашения ими фактов фальсификации избирательных документов, итогов голосования. Особую группу субъектов коррупции в избирательном процессе образуют избирательные комиссии и их члены с правом решающего голоса. Работающие в избирательных комиссиях различного уровня - коллегиальных органах, формируемых в порядке и сроки, которые установлены законом, организующих и обеспечивающих подготовку и проведение выборов, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса принимают решения, имеющие принципиально важное значение для субъектов избирательного процесса: регистрируют кандидатов, списки кандидатов либо отказывают в регистрации; осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав; организуют на избирательном участке голосование в день голосования и т.п. Таким образом, от решений, принимаемых избирательными комиссиями на том или ином этапе избирательной кампании, во многом зависит конечный результат выборов. Именно поэтому заинтересованными субъектами заранее предпринимаются попытки повлиять на процесс формирования избирательных комиссий, осуществляются попытки установления неформальных отношений с членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, основанных на дружбе или подкупе во всех его проявлениях, задолго до начала избирательной кампании. Также к субъектам коррупции в избирательном процессе нужно отнести и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Несмотря на то, что их участие в работе избирательных комиссий имеет консультационный характер, тем не менее такие субъекты нередко используют предоставленные им законодательством о выборах права в интересах конкурентов за вознаграждение. Как, например, оплаченное кандидатом-конкурентом бездействие на заседании избирательной комиссии, где решается вопрос о регистрации кандидата, от которого такой член избирательной комиссии с правом совещательного голоса назначен. Пожалуй, одну из самых многочисленных групп субъектов коррупции в избирательном процессе образуют средства массовой информации и их представители. Именно на них избирательным законодательством возлагается обязанность информационного обеспечения выборов, в соответствии с предъявляемыми к такому обеспечению требованиями. Однако на практике, исходя из содержания только информационных материалов, можно безошибочно определить, кого поддерживает то или иное СМИ. К субъектам коррупции в избирательном процессе следует отнести также лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, либо находящихся на государственной или муниципальной службе, либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), либо служащими таких организаций. К числу субъектов коррупции в избирательном процессе нужно отнести и лиц, предоставляющих иным субъектам избирательного процесса выгоды материального и нематериального характера, а также лиц, «торгующих влиянием», «когда лицо, имеющее реальное или предполагаемое влияние на других лиц, торгует этим влиянием в обмен на материальную выгоду от лица, нуждающегося в таком влиянии» [9, с. 35-44]. Эта группа субъектов коррупции в избирательном процесса самая многочисленная, поскольку субъектом активного подкупа может выступать любой из ранее перечисленных субъектов, а также иностранные граждане и организации. Коррупция в избирательном процессе характеризуется использованием ее субъектами своего статуса, служебного положения. Так, например, использование статуса характерно для избирателей, кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, наблюдателей. А использование служебного положения для лиц, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, либо находящихся на государственной или муниципальной службе, либо являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, либо служащих таких организаций, представителей средств массовой информации. Целью коррупции в избирательном процессе, как и коррупции вообще является извлечение выгод материального и нематериального характера. Причем для разных субъектов коррупции в избирательном процессе характерно стремление к извлечению выгод и преимуществ разного рода. Так, кандидат преследует цель победы на выборах (хотя сегодня используется практика регистрации кандидатов, которые не преследуют цели избрания, а призваны компрометировать основного конкурента «своего» кандидата). Представители финансово-промышленных групп и организованной преступности, осуществляя финансирование предвыборной кампании того или иного кандидата, избирательного объединения, ожидают от него в случае прихода к власти исполнения договоренностей или просто заручаются поддержкой на будущее. Избиратели как субъекты подкупа преследуют цели извлечения выгоды материального характера здесь и сейчас, вероятно полагая, что полученные деньги, продуктовые наборы и т.п. - это то немногое, что они могут реально получить от использования своего избирательного права, в отличие от обещанных кандидатом или партией улучшений в будущем. Коррупция в избирательном процессе - явление, пока недостаточно хорошо изученное в отечественной науке. Вместе с тем негативные последствия существования и широкого распространения данного вида коррупции в избирательном процессе пре- ского, правового государства с развитым граждан-пятствуют формированию России как демократиче- ским обществом.

Ключевые слова

коррупция, избирательный процесс, понятие коррупции, признаки коррупции, субъекты коррупции, corruption, electoral process, concept of corruption, signs of corruption, subjects of corruption

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зырянова Ирина АлександровнаСибирский федеральный университет (г. Красноярск)доцент кафедры деликтологии и криминологии Юридического института, кандидат юридических наук, доцентsfu-sharm@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. № 4.
Шабалин В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. № 4.
Большой словарь иностранных слов. М., 2006. С. 680.
Дамм (Зырянова) И.А. Коррупция в российском избирательном процессе: понятие и противодействие: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Юридический институт КрасГУ. Красноярск, 2006. 32 с.
ХрусталевЕ.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998. № 2. С. 32-35.
Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 1998. № 3. С. 42-54.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / под ред. А.А. Вешнякова. М.: Норма, 2003. 816 с.
Сысоев В. Сколько стоит депутатский мандат? [Электронный ресурс] // http://www.ng.ru/politics/1999-12-20/3_ mandat.html (Дата обращения к ресурсу 25.03.2014).
Спекбахер К. Обзор деятельности Совета Европы в области борьбы с коррупцией, организованной преступностью и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Коррупция и экономические преступления. Красноярск, 2000. С. 35-44.
 Коррупция в избирательном процессе: понятие и признаки | Уголовная юстиция. 2014. № 1 (3).

Коррупция в избирательном процессе: понятие и признаки | Уголовная юстиция. 2014. № 1 (3).