Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях | Уголовная юстиция. 2017. № 10. DOI: 10.17223/23088451/10/18

Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях

С осужденными без изоляции от общества, не обнаруживающими в период отбывания наказания положительной устойчивой линии поведения, воспитательная работа должна проводиться в предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации объеме, а оптимизироваться она может лишь в отношении осужденных, характеризующихся в этом аспекте положительно.

Problems of organisation of educational work with convicts in corrective services.pdf На уголовно-исполнительные инспекции возложена обязанность организации и проведения воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [1]. Вместе с тем действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами не установлено форм и методов проведения такой работы, так как ст.ст. 109, 110 УИК РФ регулируют вопросы организации воспитательного воздействия на осужденных лишь к лишению свободы. Необходимо отметить, что, по общему правилу, исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Кроме того, воспитательная работа с осужденными отнесена УИК РФ к основным средствам исправления, которые, в свою очередь, должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения, а кроме того, - в строгом соответствии с законом. Учитывая такие требования, воспитательная работа, проводимая уголовно-исполнительными инспекциями, должна быть направлена на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. При этом она должна стимулировать и их правопослушное поведение. В соответствие с требованиями УИК РФ, касающимися общих прав и обязанностей осужденных, исключая обязанности, непосредственно возлагаемые на них назначенным наказанием, цели проведения воспитательной работы дополняются еще и положениями, вытекающими из этих норм: - разъяснение осужденным их прав и обязанностей, порядка и условий отбывания назначенного им наказания; - разъяснение необходимости исполнения осужденными установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан Российской Федерации; - разъяснение необходимости соблюдения осужденными требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания. Следует отметить, что правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказаний и соответственно применении средств исправления в рамках такого исполнения, реализовано на основе императивного (авторитарного) метода правового регулирования [2, с. 437]. В таком случае общая направленность воздействия на регулируемые в этой связи отношения обусловливает разрешительный тип правового регулирования. Как известно, в основе разрешительного типа регулирования, лежит общий запрет, т.е. «запрещено все, кроме...». Говоря иначе, можно совершать только те действия, которые разрешены нормами права [2, с. 440]. Таким образом, применяя к осужденным без изоляции от общества такое средство исправления, как воспитательная работа, уголовно-исполнительная инспекция не имеет права расширительно толковать те положения УИК РФ, которые регулируют исполняемые ею наказания. В любом случае, несмотря на то, что положения об организации воспитательной работы, предусмотренные УИК РФ, не распространяются на наказания, не связанные с лишением свободы, ее формы и методы определены именно в них и больше нигде не упоминаются: - воспитательная работа проводится в индивидуальных, групповых, массовых формах; - воспитательная работа проводится на основе психолого-педагогических методов. Проводимая с осужденным без изоляции от общества воспитательная работа, бесспорно, должна проводиться на основе психолого-педагогических методов. Форма же ее проведения явно лежит не в плоскости, основанной не при лишении свободы на массовом скоплении осужденных в пределах одного исправительного учреждения. Следует отметить, что УИК РФ, относящийся к групповым правовым основам исполнения наказаний [3, с. 17], не связанных с лишением свободы, определяет проведение воспитательной работы с осужденными к определенным видам наказания, таким, как ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы. При этом им устанавливаются и цели такой работы: - разъяснение осужденным их прав и обязанностей, порядка и условий отбывания назначенного им наказания; - разъяснение необходимости исполнения установленных законодательством Российской Федерации обязанностей граждан Российской Федерации; - разъяснение необходимости соблюдения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания; - формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Кроме того, УИК РФ не устанавливает порядка исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, требующего создания каких-либо их групп, а тем более - масс. В свою очередь, индивидуальные правовые основы, то есть приговор, определяя конкретное наказание, указывает на обязательность проведения воспитательной работы в отношении строго определенного лица. Таким образом, групповые либо массовые формы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, правовыми основами не предусмотрены, а следовательно, запрещены. Тогда и воспитательная работа с такими осужденными, во-первых, ограничивается наказаниями к ограничению свободы, исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и, кроме того, может проводиться лишь в индивидуальной форме. Вместе с тем воспитательная работа в процессе исполнения наказания должна дифференцироваться, то есть ее применение в зависимости от назначенного осужденному наказания, его личности, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, а также поведения оптимизируется, то есть такая работа на каждом этапе исполнения наказания должна быть достаточной для достижения поставленных целей, но ее не должно быть больше, чем для этого необходимо [4, с. 263]. Общеизвестно, что наказание, не связанное с изоляцией от общества, назначается судом в зависимости от личности осужденного, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления. Тогда воспитательная работа при исполнении таких наказаний может оптимизироваться в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания. Поведение осужденного, в свою очередь, может иметь как положительный, так и отрицательный характер. При этом лишь на уровне устойчивой его линии имеется связь поступков осужденного с уже сложившимися личностными (положительными или отрицательными) свойствами его сознания [4, с. 267]. Следовательно, с осужденными без изоляции от общества, не обнаруживающими в период отбывания наказания положительной устойчивой линии поведения, воспитательная работа должна проводиться в предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации объеме, а оптимизироваться она может лишь в отношении осужденных, характеризующихся в этом аспекте положительно.

Ключевые слова

punishments not related to isolation from society, corrective services, convicts, воспитательная работа, наказания, не связанные с изоляцией от обществ, осужденные, уголовно-исполнительные инспекции, educational work

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Уваров Олег НиколаевичФКУ УИИ УФСИН России по Томской областикандидат юридических наук, полковник внутренней службы, начальникcrim.just@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. 3-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. 120 с.
Филимонов В.Д., Филимонов О.В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2007. С. 263-267.
Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. М.М. Рассолова. 2-е изд., перераб. и. доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. 735 с.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 2 сентября 2017 г.).
 Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях | Уголовная юстиция. 2017. № 10. DOI: 10.17223/23088451/10/18

Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях | Уголовная юстиция. 2017. № 10. DOI: 10.17223/23088451/10/18