Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы | Уголовная юстиция. 2018. № 12. DOI: 10.17223/23088451/12/19

Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы

Анализируется информация, полученная в результате анкетирования сотрудников производственно-технических служб федеральных казённых исправительных учреждений по проблемам, связанным с низкими показателями привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских исправительных учреждений. Выявлены причины, оказывающие влияние на указанные показатели, и предложены рекомендации и мероприятия, направленные на профилактику и снижение производственного травматизма.

Prevention of industrial injuries of convicts engaged in paid labour in correctional facilities: Questions and answers.pdf При подведении итогов деятельности уголовно-исполнительной системы России за прошедший год и задачах на будущий год на расширенных заседаниях коллегии ФСИН России всегда обращается внимание на производственную деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС). При организации трудовой занятости осужденных к лишению свободы в УИС Российской Федерации проводится работа по исполнению требований законодательства Российской Федерации по охране труда, обеспечению безопасных условий труда работающих и снижению уровня травматизма на имеющихся промышленных объектах. Целью написания научной статьи является выявление проблем для углубленного изучения и выработки мероприятий, способствующих профилактике производственного травматизма в центрах трудовой адаптации осужденных, лечебно-производственных и учебно-производственных мастерских исправительных учреждений. В ежегодовых обзорах ФСИН России «о производственном травматизме в исправительных учреждениях» указывается, что одной из причин допущенных несчастных случаев на производстве является ослабление контроля за работающими осужденными со стороны инженерно-технического персонала, что, учитывая низкий квалификационный уровень и слабую подготовленность работников, приводит к нарушению пострадавшими требований охраны труда [1, с. 2]. В целях ужесточения контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по охране труда, создания условий для сохранения жизни и здоровья работающих необходимо территориальным органам ФСИН России, допустившим увеличение производственного травматизма, разработать конкретные мероприятия по профилактике и снижению производственного травматизма на производственных объектах подведомственных объектов [2, с. 5]. В целях профилактики производственного травматизма на промышленных объектах УИС требуется в рамках инструктажей по технике безопасности проводить с осужденными разъяснительную работу, направленную на стимулирование у них внутренней мотивации на неукоснительное соблюдение требований техники безопасности, поддержание трудовой и технологической дисциплины на должном уровне [3, с. 2]. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что одновременно с разъяснительной работой необходимо организовать работу по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда. В обзорах ФСИН России анализ причин травм, приводящих к росту производственного травматизма, указывает не только на слабый контроль администрации учреждений за проведением работ, но и на нарушение правил и инструкций по технике безопасности самими пострадавшими [4, с. 2]. Другими словами, рост уровня производственного травматизма свидетельствует не только об ослаблении контроля со стороны руководства территориальных органов, заинтересованных служб в подведомственных учреждениях за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работающих, но и на недостаточную фиксацию нарушений требований охраны труда у допущенных к оплачиваемому труду осужденных с последующим оформлением мер дисциплинарного характера. Проведённый анализ информации, полученной в результате анкетирования автором в 2014-2017 гг. в ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России 87 слушателей групп повышения квалификации по должностной категории «Начальники отрядов ИК, КП, ЛИУ, СИЗО и тюрем» и 269 слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казённых исправительных учреждений из разных территориальных органов ФСИН России, показал, что по фактам нарушения осужденными требований охраны труда привлекается к дисциплинарной ответственности только 3,4% от общего количества нарушителей. Получается, что, несмотря на предпринимаемые работодателями, в лице администрации федеральных казённых учреждений и организаций иных организационно-правовых форм, меры по соблюдению требований охраны труда в производственной деятельности исправительных учреждений крайне редко ставится вопрос о дисциплинарной ответственности осужденных за нарушение правил охраны труда. Сложившаяся ситуация указывает на то, что на производственных объектах подведомственных территориальным органам ФСИН России учреждений необходимо организовать и реализовывать превентивные меры по профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных. Статья 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) определяет условия труда осужденных к лишению свободы. На осужденных распространяется продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) раскрывают и закрепляют данное право. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. На работодателя, согласно ст. 212 ТК РФ, возлагается перечень обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Например, приобретать и выдавать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и других средств индивидуальной защиты, контролировать правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, участвовать в расследовании несчастных случаев с оформлением соответствующих документов и др. Статья 214 ТК РФ обязывает работника в области охраны труда: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и др. В соответствии со ст. 219 ТК РФ право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, подразумевает право каждого работника на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя и др. Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии со ст. 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. При проверках сотрудниками прокуратуры соблюдения требований охраны труда на производстве исправительных учреждений выявляются нарушения, связанных с недостаточным обеспечением безопасных условий труда, назначением на должность осужденных, не имеющих соответствующих документов для выполнения определенных видов работ и др. Наибольшее количество нарушений выявляется следователями прокуратуры по соблюдению законов в исправительных учреждениях при проверках совместно с государственными инспекторами труда государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации. При выявлении проверяющими прокурорами фактов несоставления рапортов по нарушениям осужденными требований охраны труда может быть поставлен вопрос о привлечении сотрудников и работников исправительного учреждения к дисциплинарной ответственности ввиду неосуществления должного контроля за работой осужденных. Например, за неисполнение обязанности правильно применять средства индивидуальной защиты, выданные осужденному в установленном порядке. По выявленным нарушениям оформляются представления и протесты. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования должностные лица, как исправительного учреждения, так и контрагента привлекаются к разным видам ответственности. Юридические лица за нарушения в области охраны труда также привлекаются к административной ответственности. Вопрос же о применении дисциплинарных взысканий к осужденным за нарушение установленных требований охраны труда на производственных объектах исправительных учреждений в практической деятельности ставится гораздо реже, чем по сотрудникам и вольнонаемных работникам. Сложность заключается в правоотношениях, возникающих в связи с привлечением осужденных к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда. Федеральной службой исполнения наказаний в подведомственные территориальные органы телеграммой от 12 апреля 2011 г. № 14/6359-041 и письмом от 13 августа 2015 г., исходящий номер 05-51704, направлялись указания по вопросам, связанным с применением норм трудового и уголовно-исполни-тельного законодательства Российской Федерации. В них говорится о том, что в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда осуждённые привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. ТК РФ связывает возникновение трудовых отношений с добровольным соглашением сторон при свободном волеизъявлении, являющимся правообразующим юридическим фактом. Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ, основанной на положениях ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных к лишению свободы является то, что они регулируются как нормами трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер. В отличие от регулируемых ТК РФ правоотношений работника и работодателя, возникновение трудовых отношений осужденных к лишению свободы связано не с заключением трудового договора, основанного на свободном волеизъявлении сторон, а с обязанностью трудиться в связи с вступлением в силу обвинительного приговора. Кроме того, в данных отношениях отсутствуют присущие трудовым отношениям стороны - работник и работодатель. Отношения, связанные с трудом осужденных к лишению свободы, трудовыми не являются, хотя опосредованно находятся в сфере действия ТК РФ. Данную точку зрения поддерживает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В письме от 18.08.2014 г. № 14-2/10/В-5159 также уточняется, что нормы трудового законодательства на осужденных распространяются в ограниченном объеме. В письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.08.2014 г. № 17-30-2014 также указывается, что осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В этом случае это не свободное волеизъявление осужденного, а его обязанность трудиться в определённых местах и на работах. В данных отношениях отсутствуют стороны трудовых отношений - работник и работодатель. Таким образом, трудовое законодательство в отношении осужденных применяется только в случаях, прямо предусмотренных статьями УИК РФ. Исчерпывающий перечень вопросов, когда на осужденных к лишению свободы распространяются без каких-либо изъятий нормы законодательства о труде Российской Федерации, определён ст. ст. 104 и 105 УИК РФ: продолжительность рабочего времени; правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; оплата труда. Остановимся подробнее на дисциплинарной ответственности за нарушение осужденными требований охраны труда. Автор полагает, что складывающиеся правоотношения по соблюдению в исправительных учреждениях безопасных условий труда должны носить обоюдный характер как для администрации исправительного учреждения, так и для осужденных, привлекаемых к общественнополезному труду. Соответствуют ли составленные администрацией колонии документы о нарушениях осужденными требований охраны труда на производстве и принятым по ним мерам дисциплинарной ответственности действующему законодательству Российской Федерации. Если конкретные действия (юридические факты) нарушают правоотношения по надлежащему выполнению требований охраны труда, которые возникают между администрацией исправительного учреждения и осужденными, то какими нормативно-правовыми актами они регламентируются. Как ранее было отмечено с осужденными, при исполнении и отбывании ими уголовного наказания в виде лишения свободы возникают особые трудовые отношения. В главе 55 ТК РФ отсутствуют статьи по особенностям регулирования труда такой категории работников, как осужденные к лишению свободы. Единственное упоминание содержится в ст. 227 по расследованию и учёту несчастных случаев в главе 25 ТК РФ. К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду. Применение дисциплинарных взысканий регламентируется в главе 30 ТК РФ. В ст. ст. 189-194 ТК РФ, законодателем предусмотрены такие понятия, как работодатель и работник. Таким образом, в теории и практической деятельности исправительных учреждений возникает сложная юридическая конструкция, основанная на применении отсылочных норм в уголовно-исполнительном и взаимосвязи трудовых институтов в трудовом законодательствах Российской Федерации. Предположим возможность привлечения осужденного, в качестве работника структурного подразделения федерального казённого учреждения, за совершение дисциплинарного проступка к дисциплинарному взысканию по ст. 192 ТК РФ. В указанной статье за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодателю даётся право применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Тогда администрация исправительного учреждения по собственной инициативе не сможет осуществить увольнение работника по основаниям, предусмотренным в ст. 81 ТК РФ. Применение мер взыскания в УИК РФ основано на нарушениях осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания. Можно говорить о нарушении установленного порядка исполнения и отбывания уголовного наказания (режим). На основании УИК РФ соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений регламентируют и конкретизируют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ) [5]. На этапе фиксации нарушений практические действия администрации исправительных учреждений заключаются в том, что начальники цехов (мастера участков) ссылаются на несоблюдение осужденным производственной инструкции, а начальник отряда -на несоблюдение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Как правило, в мотивированном рапорте (справке, заключении) указывается о том, что своими действиями осужденный нарушил требования инструкции по охране труда, а также п. 16 гл. 3 ПВР ИУ. В соответствии с абз. 8 п. 16 указанных Правил осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учёбе. В совокупности с названным основанием также для наложения взыскания являются ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. е 214 ТК РФ, работники обязаны соблюдать требования охраны труда и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Основанием будет являться зафиксированный надлежащим образом факт недобросовестного отношения к трудовым обязанностям, который должен содержать в себе исключительно объективные данные, например посредством акта о нарушении осужденным требований п. 16 ПВР ИУ, выписки из журнала выдачи сменного задания или иным образом. При этом не имеет значение, применялась ли ранее к осужденному мера взыскания за недобросовестное отношение к труду. Является ли обязанность осужденного к лишению свободы добросовестно трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, тождественным понятию обязанности осужденного соблюдать требования охраны труда на производственных объектах жилой и промышленной зоны учреждений. В научной литературе нет единого определения, соответственно нет единого понимания, какие действия осужденных к лишению свободы попадают под понятие «недобросовестное отношение к труду». Добросовестное отношение осужденных к обще-ственнополезному труду предполагает, прежде всего, изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у них трудовых навыков и привычек, профессиональных компетенций, осознанной потребности в труде Г6, с. 81]. Под добросовестным отношением к труду следует понимать общепризнанные правила поведения, например такие, как выполнение норм выработки, качества выполняемой работы, соблюдение графика работы и т.п. В большинстве производственных структурных подразделений исправительных учреждений ФСИН России применяется сдельно-премиальная система оплаты труда и бригадная форма организации труда. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда [7]. Норма выработки представляет собой установленное задание, которое осужденный должен выполнить за определённое время при соответствующих организационно-технических условиях. Уровень выполнения нормы выработки показывает результативность труда конкретного осужденного, привлекаемого к оплачиваемым работам. По его величине можно оценить трудовой вклад осужденного в конечный результат, а также его отношение к труду и профессиональному мастерству. По мнению автора, под недобросовестным отношением к труду можно понимать систематическое ненадлежащее исполнение осужденным трудовых обязанностей. Следовательно, осужденный к лишению свободы может добросовестно относиться к труду соблюдая обязанность трудиться путём выполнения либо «с небольшим недовыполнением» установленных норм выработки, качества продукции и услуг, соблюдения технологической дисциплины, но при этом допускать нарушения требований охраны труды. Также следует иметь в виду, что ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей может быть связано и с личными качествами, навыками и способностями конкретного осужденного, т. е. неумением выполнять предоставленную работу и неспособностью соблюдать трудовую дисциплину. Ещё одним основанием для принятия решения начальником отряда могут явиться ч. 2, 3, 6 ст. 11 УИК РФ и пп. 1, 3 п. 16 гл. 3 ПВР ИУ о неисполнении осужденными возложенных на них обязанностей по соблюдению требований федеральных законов Российской Федерации и ПВР ИУ, а также по выполнению законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Особое место среди локальных нормативных актов занимают документы, призванные обеспечить безопасность и условия труда на каждом рабочем месте. К ним относятся инструкции по охране труда для работников, инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ. Данные документы составляются на основе межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, инструкций по технической эксплуатации производственного оборудования [8]. Инструкции по охране труда, а так же производственные инструкции (обязанности по должности, характеристика работ по профессии или специальности, инструкции по видам оборудования или выполняемых работ), с которыми осужденных ознакамливают под подпись, содержат требования охраны труда. Администрация исправительных учреждений требует от осужденных соблюдения данных инструкций, отражающих трудовые функции и требования охраны труда. Соответствуют ли разработанные в исправительных учреждениях локальные нормативные акты (инструкции) и требования администрации о их соблюдении осужденными установленным в Российской Федерации требованиям федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Основной причиной низкого показателя по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях, по мнению автора, является отсутствие определённых законодательных норм права, регламентирующих основания привлечения осуждённых к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда. Вопросы, связанные с регулированием труда осужденных к лишению свободы, рассматриваются в главе 14 УИК РФ. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. В то же время в главе 14 УИК РФ и п. 16 и 17 гл. 3 ПВР ИУ не содержатся обязанности осужденных по соблюдению требований охраны труда, не предусмотрены действенные меры за нарушение требований охраны труда. Отсутствие данных обязанностей, зачастую, приводит к отмене прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказов и постановлений руководства исправительных учреждений о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденных, нарушающих требования охраны труда. Анализ и изучение вопросов привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда позволило предложить конкретные мероприятия по профилактике и снижению производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья лиц, привлекаемых к общественнополезному труду на производственных объектах исправительных учреждений. 1. Дополнить п. 16 гл. 3 ПВР ИУ словами осужденные обязаны соблюдать требования охраны труда. 2. Разработать ведомственную форму отчетности по профилактике несчастных случаев и производственного травматизма в исправительных учреждениях. Существующая ведомственная форма статистической отчетности 7-Т «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях, специальной оценке условий труда, трудоустройстве и реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью» (далее - форма 7-Т) разработана в целях анализа информации о пострадавших при несчастных случаях на производстве. Проведенное анкетирование слушателей по должностным категориям «Сотрудники (работники), ответственные за охрану труда и технику безопасности», «Начальники инспекций по охране труда территориальных органов ФСИН России» показало, что в случае введения в статистическую отчетность (7-Т или разработанную и утвержденную вновь форму) такого показателя, как количество осужденных и вольнонаемного состава, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда, принимаемые ответственными за данное направление сотрудниками действия будут разными. Около 65 % сотрудников высказались за то, чтобы в отчете показывать количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности. Обоснованием данного мнения у анкетируемых респондентов явилась целесообразность «показывать свою работу для того, чтобы при наступлении несчастного случая можно было доказать, что получивший производственную травму осужденный неоднократно наказывался за нарушение охраны труда и таким образом снять ответственность с сотрудников или работников, ответственных за профилактику несчастных случаев и производственного травматизма». 3. Рассмотреть возможность внесения дополнений в уголовно-исполнительное законодательство в части применения к осужденным к лишению свободы, нарушившим установленные требования охраны труда, дисциплинарного штрафа в размере до 200 рублей. В соответствие с ч. 3 ст. 117 УИК РФ дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Перечисленные рекомендации и мероприятия, на взгляд автора, могут способствовать мотивации осужденных к соблюдению производственной дисциплины, усилению собственной ответственности за соблюдение (выполнение) правил техники безопасности и требований охраны труда, и как следствие, уменьшение травматизма.

Ключевые слова

труд осужденных, ответственность осужденных за нарушение требований охраны труда, labour of convicts, responsibility of convicts for violation of labour protection requirements

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Корякин Евгений АнатольевичКировский институт повышения квалификации работников ФСИН Россиикандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системыe.a.koryakin@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 17 марта 2016 г. № 05-13739. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).
О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 10 марта 2017 № 04-14549. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).
О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 01 июня 2015 г. № 04-32645. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).
О производственном травматизме в исправительных учреждениях // Письмо ФСИН России от 05 марта 2018 г. № 09-14755. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон» (дата обращения: 20.03.2017).
Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений // Приказ Министерства юстиции РФ от декабря 2016 г. № 295. // «Консультантплюс»: Справочно-правовая система. Версия Проф. (дата обращения: 20.10.2017).
Корякин Е.А. Порядок привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях (на примере швейного производ ства) : науч.-метод. пособие. Киров : ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2017. 170 с.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 105.
Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с Программами обучения безопасности труда) // «Консультантплюс»: Справочно-правовая система. Версия Проф. (дата обращения: 20.02.2018).
 Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы | Уголовная юстиция. 2018. № 12. DOI: 10.17223/23088451/12/19

Профилактика производственного травматизма привлекаемых к оплачиваемому труду осужденных в исправительных учреждениях: вопросы и ответы | Уголовная юстиция. 2018. № 12. DOI: 10.17223/23088451/12/19