Анализ речи опознаваемого при производстве предъявления для опознания: процессуальные и тактические аспекты | Уголовная юстиция. 2018. № 12. DOI: 10.17223/23088451/12/28

Анализ речи опознаваемого при производстве предъявления для опознания: процессуальные и тактические аспекты

Рассматриваются уголовно-процессуальный и тактический подходы к производству предъявления для опознания по признакам голоса и речи. Отмечается, что наиболее важной задачей является решение проблемы классификации признаков голоса и речи и выделения конкретных критериев, по которым опознающий мог бы определить особенности голоса и речи опознаваемого. Проанализированы особенности устной речи, выделяемые учеными, и предложена классификация признаков голоса и речи, подходящая для производства опознания.

Analysis of the speech of the person identified in the presentation for identification: Procedural and tactical aspects.pdf Познание человека, проблема человеческой личности издавна являлась и является одной из актуальных проблем науки, в особенности таких ее отраслей, как философия, медицина, психология, история, правоведение. Трудности в познании человеческой личности обусловлены как сложностью мироустройства этого объекта познания, так и тем, что человек при этом стремится познать себе подобного, по существу, самого себя, что, конечно, непросто. В юридических науках криминального цикла интерес к личности объясняется тем, что человек выступает в них как автор, «творец» всех противоправных деяний, и потому проблема познания личности через изучение совершенного ею, проблема воздействия на личность с целью невозможности совершения ею аналогичных деяний в будущем является определяющей для самого предмета той или иной из этих наук. В уголовном процессе, призванном по самой своей природе обеспечивать реализацию норм материального уголовного права, встает задача не только определить параметры предмета изучения личности участника следственных действий, но и обеспечить его установление в объеме, необходимом и достаточном для решения всех возникающих правовых вопросов по тому или иному уголовному делу. В криминалистике личность субъекта, совершившего преступление, устанавливается через познание ее отдельных свойств и качеств, получающих отражение в следах преступления, с тем, чтобы затем использовать эти знания в качестве средств воздействия на данную личность при производстве следственных действий [1, с. 148]. Восприятие информации человеком происходит через три репрезентативных системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Естественно, что большинство информации человек получает посредством зрения, однако, когда это невозможно или затруднено, на первый план выходит слух. Этот фактор учитывается и при расследовании преступлений, в частности при производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания по признакам голоса и речи. Как правило, исследования, касающиеся рассматриваемого следственного действия, сводятся к описанию процедуры его проведения, процессуальных аспектов, что является важным и необходимым, однако не дает ответа на вопрос - по каким признакам устной речи опознающий должен определить опознаваемого. С точки зрения криминалистики наиболее интересной задачей является решение проблемы класификации признаков голоса и речи и выделения конкретных критериев, по которым опознающий мог бы определить особенности голоса и речи опознаваемого. Целью данного исследования является анализ производства предъявления для опознания по признакам голоса и речи с точки зрения уголовного процесса, а также разработка классификации признаков устной речи, использование которых необходимо при проведении опознания. Под признаками устной речи мы будем понимать как особенности самой речи, так и особенности голоса, в соответствии с процессуальной традицией следственного действия - предъявление для опознания по признакам голоса и речи. Говоря о производстве рассматриваемого следственного действия, прежде всего необходимо подчеркнуть, что на основании особенностей расположения участников (опознаваемого и опознающего) выделяют две разновидности опознания по голосу и речи: 1) предъявление для опознания лица по голосу и речи в условиях нахождения участников в одном помещении; 2) предъявление для опознания лица по голосу и речи в условиях нахождения участников в разных помещениях или через перегородку. Целесообразно участие четырех понятых, место расположения которых необходимо максимально приблизить к месту расположения опознаваемого и опознающего. Результативность проводимого предъявления для опознания зависит от акустических характеристик обоих помещений или перегородки между участниками. Важно отметить, что для оценки последнего фактора необходимо привлечение специалиста-фоноскописта, обладающего специальными познаниями в области физиологии, психологии и акустики [2, с. 114]. В зависимости от обстоятельств дела и особенностей восприятия опознающего следователь решает, целесообразно ли получение голосовых проб для опознания в форме диалога следователя и опознаваемого лица или монолога опознаваемого. Если выбор следователя пал на монологовую форму, необходимо понимать, что её преимущество - естественность изложения и возможность опознающего не отвлекаться на голос собеседника опознаваемого, а недостаток - возможность опознаваемого скорректировать в той или иной форме голос или в значительной степени речь, прежде всего её содержательную составляющую. Если выбор следователя пал на диалоговую форму, необходимо понимать, что её преимущество - возможность противодействия следователя попыткам контролировать свой голос и речь, а недостаток - вынужденное переключение внимания опознающего с голоса опознаваемого на голос следователя, снижающее эффективность узнавания ввиду потери концентрации внимания. Недопустимо в случае монолога чтение с листа, так как в этом случае изменяются вокальные характеристики человека. В случае диалоговой формы получения вокальных проб следователь также не должен читать свои реплики с листа, так как в случае естественной «ритмики речи» опознающего и «читающей ритмики» следователя речь первого будет психологически восприниматься опознающим как обладающая более выраженными индивидуальными свойствами, чем в реальности. Понятно, что при подготовке к диалогу сам перечень реплик следователь должен сформулировать заранее, а к монологу - выбрав тему, вписать в неё слова и предложения, воспринятые ранее опознающим. Традиционно рекомендуется при выборе темы монолога ориентироваться на её доступность не только для опознаваемого, но и для статистов [3, с. 70]. В диалоговой форме коммуникации следователю необходимо задавать вопросы опознаваемому, которые содержат в себе элемент рассуждений, что значительно ограничит при ответе на них возможность недобросовестного опознаваемого корректировать голос и речь [4, с. 278-279]. Сам термин «опознание» означает процесс отнесения предъявляемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов или категорий [5, с. 199]. Следовательно, необходимо определить «категории», по которым будет проходить опознание по голосу и речи. В настоящее время авторами подчеркивается, что предъявление для опознания живых лиц по голосу и речи характеризуется противоречивостью, несовершенностью и излишней субъективностью, что и является причиной проблем, с которыми неизбежно сталкивается следователь. Так, например, Е.И. Галяшина отмечает, что основным недостатком метода аудитивного анализа является его субъективный характер и высокая обусловленность индивидуальными врожденными или тренированными способностями эксперта (в контексте статьи -опознающего) к аудитивному восприятию речевых особенностей [6, с. 207]. В то же время Т. А. Вольская в своей работе говорит о возможности использования голоса и речи человека в качестве объекта идентификации, доказывая такие свойства речи, как индивидуальность и устойчивость [2, с. 114-115]. Следовательно, принципиальным вопросом является не только создание системы классификации признаков устной речи, но и простота их формулирования для опознающего лица, как правило, не знакомого со специальной терминологией. В учебной и научной литературе рассмотрение вопроса об особенностях голоса и речи при предъявлении для опознания, как правило, не носит системного характера и сводится к перечислению следующих признаков: 1) особенности голоса: громкость, диапазон, высота, сила, тембр, интонация, певучесть, хриплость, сиплость и т. д.; 2) особенности речи: выразительность, скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, ошибки; особенности речи, вызванные дефектами речевого аппарата; наличие акцента, слов-паразитов, жаргона и т.п. [7, с. 84-85]. Заимствование терминов, принятых среди профессиональных вокалистов для определения высоты мужского голоса - бас, баритон, тенор - и женского - контральто, меццо-сопрано, - сопрано, также представляется нецелесообразным в силу их специфики и неоднозначности понимания для людей, не имеющих отношения к данной сфере. Наиболее подробная классификация признаков устной речи в криминалистике была представлена в работе [8, с. 6-11]. Авторы предлагают следующие группы признаков: 1. Звуковые особенности речи: голос, интонация, темп речи; характер, длительность и распределение пауз; характер и степень логической выделенности; степень фонетической редукции; диалектные черты; иноязычный акцент. 2. Семантико-грамматические признаки: характер заполнения пауз, мера выразительности, мера правильности, мера организованности текста. 3. Категориальные признаки речи: возрастные, социальные, территориальные особенности; национальная принадлежность. Для того чтобы классифицировать признаки устной речи для использования при опознаниии, необходимо четко определиться с понятиями и терминами, которые используются при производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи. Речь - это функционирование языка в процессе общения. Ее важнейшими свойствами являются: индивидуальность, свобода выражения, бессистемность, творческий характер, преднамеренность и обращенность к определенной цели, динамизм, вариативность [9, с. 358]. В данном случае основная проблема состоит в том, чтобы выделить структурные элементы явления, которое считается неструктурированным. Данная проблема была частично решена лингвистами путем формулирования правила рекурсивности (конечность формулирования предложения) и выделения различных лексических связей между словами [10], а также анализа устных показаний допрашиваемого лица [11]. Таким образом, существует возможность выделения конкретных элементов устной речи и характеристика их отличительных признаков. Следующим понятием, требующим рассмотрения, является голос человека. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. То есть для уточнения понятия «голос» следует раскрыть указанные характеристики звука. Высота звука (или высота голоса) определяется частотой колебаний голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100-250 Гц, у женщин в среднем 200-400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 до 1300 Гц (приблизительно четыре октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет две октавы. Диапазон голоса - это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Сила звука - интенсивность звуковых колебаний, которая связана с их амплитудой. Человек воспринимает разные по силе звуки как более громкие или более тихие. Громкость - это субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе, т. е. имеют одинаковую интенсивность, то высокий звук воспринимается как более громкий. Тембр - важная характеристика голоса. Объективно (т. е. с точки зрения акустических показателей) тембр -это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т. п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что, в конечном счете, зависит от строения его произносительного аппарата. Он изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т. д. По тембру различаются также одни и те же звуки, произносимые разными людьми. Именно благодаря тембру произносимых звуков мы часто различаем знакомых нам людей по голосу, не видя их (например, в разговоре по телефону) [12, с. 106-107]. Следователю при производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи важно учитывать следующие критерии признаков устной речи с учетом субъективного восприятия опознающего: 1) доступность понимания - следует избегать сложных формулировок и специальных терминов при описании признаков голоса и речи; 2) возможность объяснения бытовым языком - необходимо дать возможность опознающему самому описать те признаки, в которых он уверен, позволить проанализировать и сделать выводы о признаках, характеризующих опознаваемого (например, пол, возраст, профессия, национальность и т.д.); 3) формализация описываемых признаков - четкая классификация признаков устной речи необходима для единого понимания используемого термина как следователем, так и опознающим. К тому же все указанные признаки должны быть внесены в протокол и быть максимально четко определены. Предлагают следующую классификацию признаков устной речи: 1. Признаки голоса, к которым следует отнести: громкость (сила голоса), тембр (тон голоса), звуковые особенности голоса. Громкость голоса определяется по шкале «громко -средняя громкость - тихо». Тембр определяется как высокий или низкий, исходя из этого, можно говорить о мужском либо женском тембре. К звуковым особенностям голоса относятся такие характеристики, как глухой, звонкий, хриплый, сиплый. 2. Признаки речи, к которым относятся: интонация, темп, речевые паузы, дефекты речи, акцент, диалект, особенности структуры предложения, акцент на отдельных словах. Интонация является наиболее субъективным признаком и оценивается с точки зрения эмоциональности: интонация, выражающая вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание, подтверждение и т. д. Темп речи - скорость изменения тех или иных отрезков речи во времени. Темп может быть определен по шкале «быстрый - средний - медленный». Речевые паузы - это остановки голоса, разделяющие речевой поток на логические или эмоционально-смысловые части. Можно выделить короткие, средние и долгие речевые паузы. К дефектам речи относятся: шепелявость, заикание, картавость и другие проблемы с артикуляцией или произношением отдельных букв. Акцент непосредственно связан с национальностью опознаваемого, и здесь, скорее всего, важно будет то, имел ли опознающий опыт общения с представителями той или иной национальности и может назвать конкретный признак, либо просто указать наличие или отсутствие акцента в речи. Говоря о диалекте можно выделить территориальные и социальные особенности речи. Территориальный диалект указывает на принадлежность опознаваемого к определенной территории, социальный диалект можно оценить при помощи наличия в речи профессионализмов, жаргона или арготизмов. Стоит оговориться, что данный признак речи требует от опознающего наличие некоторых специальных знаний или опыта. Представляется, что обычному человеку сложно будет определить диалекты в речи. Особенности структуры предложения можно рассматривать с точки зрения синтаксиса - употребление сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, использование вводных слов, причастных и деепричастных оборотов. Акцент на отдельных словах в речи может выражаться в выделении слова голосом, неправильной постановке ударения, неоднократном повторении. 3. Личностные особенности речи - эти признаки больше относятся к уровню анализа и включают в себя выводы самого опознаваемого о личности опознающего: пол, возраст, профессия, эмоциональное состояние и т. д. При производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи важно предоставить возможность опознающему право самому выбирать очередность описания признаков устной речи, лишь направляя его показания и акцентируя внимание на тех признаках, которые он пропустил. Представленная классификация признаков устной речи при производстве предъявления для опознания по признакам голоса и речи способствует наиболее детальному описанию устной речи опознаваемого, при этом избегая сложных и непонятных формулировок для опознающего. Кроме того, указанная классификация может быть использована и в рамках других следственных действий, имеющих коммуникативный характер, в аспекте изучения личности [13].

Ключевые слова

предъявление для опознания, устная речь, признаки речи, presentation for identification, oral speech, features of speech

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ведерников Николай Трофимович Томский государственный университет профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры криминалистики Юридического институтаtsu-crime@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ведерников Н. Т. Личность преступника в криминалистике и криминологии // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 148-152.
Вольская Т.А. Процессуальные и тактические аспекты предъявления для опознания лиц по голосу и речи : дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. 201 с.
Петрова А.Н. Об особенностях предъявления личности для опознания по голосу и речи // Сборник материалов криминалистических чтений. 2012. № 8. С. 70-72.
Ахмедшин Р.Л. Тактика экспериментальных следственных действий. М. : Юрлитинформ, 2017. 319 с.
Большая психологическая энциклопедия. М. : Эксмо, 2007. 544 с.
Галяшина Е.И. Судебная фоноскопическая экспертиза // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2001. 302 с.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. : Зерцало, 1998. 352 с.
Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта: Наука, 2011. 696 с.
Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл - Текст». М.: Языки русской культуры, 1995
Алексеева Т.А. Основные проблемы анализа устной речи в криминалистике // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. С. 113-114.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М. : Инфра-М, 2008. 207 с.
Юань В.Л. О современных подходах к криминалистическому исследованию личности допрашиваемого // Сборник материалов криминалистических чтений. 2017. № 14. С. 93-94.
 Анализ речи опознаваемого при производстве предъявления для опознания: процессуальные и тактические аспекты | Уголовная юстиция. 2018. № 12. DOI: 10.17223/23088451/12/28

Анализ речи опознаваемого при производстве предъявления для опознания: процессуальные и тактические аспекты | Уголовная юстиция. 2018. № 12. DOI: 10.17223/23088451/12/28