Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению рецидивных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям или иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества | Уголовная юстиция. 2015. № 1 (5).

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению рецидивных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям или иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества

При назначении наказания или иной меры уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного возлагаются обязанности и ограничения уголовно-исполнительного свойства, связанные с осуществлением контроля за исполнением приговора суда со стороны уголовно-исполнительной инспекции и соответственно проведением с ним профилактической работы. При этом как контроль за исполнением приговора суда, так и профилактическая работа, проводимая уголовно-исполнительной инспекцией с осужденными, осуществляются в соответствии с требованиями Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.

Activities of penal inspectorates to prevent recidivism by persons sentenced to penalties or other measures of criminal .pdf При назначении наказания или иной меры уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного возлагаются обязанности и ограничения уголовно-исполнительного свойства, связанные с осуществлением контроля за исполнением приговора суда со стороны уголовно-исполнительной инспекции и соответственно проведением с ним профилактической работы. При этом как контроль за исполнением приговора суда, так и профилактическая работа, проводимая уголовно-исполнительной инспекцией с осужденными, осуществляются в соответствии с требованиями Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов (Приказ Минюста России от 20.05.2009 г. № 142, Приказ Минюста России от 11.10.2010 г. № 258). Следует подчеркнуть, что профилактическая работа с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, организуется только индивидуально. А целью специального предупреждения рецидива, осуществляемого уголовно-исполнительной инспекцией, выступает устранение, ослабление или нейтрализация антиобщественных свойств личности осужденного. Кроме того, опосредованно, при исполнении наказаний и мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в ходе контроля его поведения уголовно-исполнительные инспекции влияют и на те условия, в которых негативные свойства личности осужденного могут проявиться. Необходимо отметить, что носителем личности преступника может быть только человек, который обладает таким правовым признаком, как состояние с государством в уголовных правоотношениях. Эти отношения возникают с момента совершения лицом преступления и длятся до момента утраты преступлением своего правового характера (например, до момента погашения или снятия судимости) [1, c. 86-98]. Совершение лицом правонарушения, его не правопослушное поведение при отбывании наказания или меры, не связанные с лишением свободы, а тем более нового преступления в период исполнения решения суда, не связанного с изоляцией от общества, являются свидетельством большей его общественной опасности по сравнению с иными осужденными. Такой вывод обусловлен теми обстоятельствами, что примененное к такому лицу наказание не явилось препятствием для его не правопос-лушного поведения и, фактически, не пресекло его преступную деятельность. В этом случае возможность исправления такого осужденного без изоляции от общества вызывает сомнение и представляется невозможным. Вместе с тем, говоря об антиобщественных свойствах личности осужденного, следует иметь в виду, что уже при назначении ему наказания или иной меры, не связанных с изоляцией от общества, такие свойства судом учтены и, фактически, судебным решением определены возможные профилактические меры. Такие меры связаны с проведением с осужденным индивидуальных профилактических бесед и осуществлением контроля исполнения им приговора суда. При этом содержание специального индивидуального предупреждения рецидива отличается в зависимости от примененного судом наказания или иной меры уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, например, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при уклонении от исполнения приговора суда, кроме проведения соответствующей профилактической беседы, уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным (ч. 3 ст. 33 УИК РФ). Однако единственной мерой реагирования на негативные проявления со стороны осужденного при специальном индивидуальном предупреждении является незачет в срок наказания определенного периода времени, в течение которого осужденный не исполнял судебное решение (ч. 1 ст. 36 УИК). Эта мера применяется к осужденному уголовно-исполнительной инспекцией самостоятельно. Вместе с тем неисполнение осужденным к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью своих обязанностей в соответствии со ст. 37 УИК РФ каких-либо правовых последствий повлечь за собой не может. При исполнении других наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, меры специального индивидуального предупреждения рецидива значительно шире. При исполнении обязательных работ помимо проведения бесед профилактического характера уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени (ч. 3 ст. 25 УИК РФ), контролируют исполнение осужденными обязанностей в соответствии с ч. 1 ст. 26 УИК РФ, за нарушения порядка и условий отбывания обязательных работ предупреждают об ответственности (ч. 1 ст. 29 УИК РФ). В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекции направляют в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания (ч. 2 ст. 29 УИК РФ). К ним относятся (ч. 1 ст. 30 УИК РФ) такие осужденные: а) более двух раз в течение месяца не вышедшие на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушившие трудовую дисциплину; в) скрывшиеся в целях уклонения от отбывания наказания. При исполнении исправительных работ помимо проведения бесед профилактического характера уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение осужденными условий отбывания наказания (в соответствии со ст. 40 УИК РФ); проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных (ч. 3 ст. 39 УИК РФ); ведут учет срока отбытого наказания (согласно ст. 42 УИК РФ). За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации (ч. 2 ст. 46 УИК РФ). При этом к нарушениям порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ относятся (ч. 1 ст. 46 УИК РФ): а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания (ч. 5 ст. 46 УИК РФ). К таким осужденным относятся осужденные, допустившие повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления предупреждения в письменной форме за любое из таких нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ч. 3 ст. 46 УИК РФ). При исполнении ограничения свободы помимо проведения бесед профилактического характера уголовно-исполнительные инспекции осуществляют привлечение осужденного к отбыванию наказания в соответствии со ст. 47.1. УИК РФ; ведут учет срока отбытого наказания (в соответствии со ст. 49 УИК РФ); контролируют порядок отбывания ограничения свободы и исполнение осужденным своих обязанностей (в соответствии со ст. 50 УИК РФ); ведут учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; осуществляют надзор за осужденными и принимают меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания; оказывают осужденным помощь в трудоустройстве; проводят с ними воспитательную работу; применяют установленные меры поощрения (в соответствии со ст.ст. 57, 59 УИК РФ); осуществляют надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы (в соответствии со ст. 60 УИК РФ). За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой настоящей статьи, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений (ч. 2 ст. 58 УИК РФ). Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются (ч. 1 ст. 58 УИК РФ): а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений; в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации; д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; е) невыполнение осужденным требования, указанного в ч. 3 ст. 50 УИК РФ; в случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление (ч. 3 ст. 58 УИК РФ). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы (ч. 5 ст. 58 УИК РФ). Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, согласно ч. 5 ст. 58 УИК РФ, влечет ответственность в соответствии со ст. 314 УК РФ. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается (ч. 4 ст. 58 УИК РФ): а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием. При исполнении отсрочки отбывания наказания помимо проведения бесед профилактического характера уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных (ч. 7 ст. 177 УИК РФ); осуществляют контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания (в соответствии со ст. 178 УИК РФ). В случае, если осужденный, к которому применена отсрочка отбывания наказания, уклоняется от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция объявляет предупреждение (ч. 1 ст. 178 УИК РФ). Осужденный считается уклоняющимся от воспитания ребенка, если он, официально не отказавшись от ребенка, оставил его в родильном доме или передал в детский дом, либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставил ребенка родственникам или иным лицам, либо скрылся, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка (ч. 3 ст. 178 УИК РФ). В случае, если осужденный отказался от ребенка или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания (ч. 2 ст. 178 УИК РФ). По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста или в случае смерти ребенка уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденного, его отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 4 ст. 178 УИК РФ). При исполнении условного осуждения помимо проведения бесед профилактического характера уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей (ч. 1 ст. 188 УИК РФ), а кроме того, контроль исполнения своих обязанностей (в соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ); проведение первоначальных мероприятий по установлению места нахождения условно осужденного в случае его уклонения от контроля (в соответствии с ч. 5 ст. 188 УИК РФ); установление периодичности явки условно осужденного для регистрации, если она не была определена судом (в соответствии с ч. 6 ст. 188 УИК РФ); исчисление отбытого испытательного срока (в соответствии со ст. 189 УИК РФ). При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам (ч. 1 ст. 190 УИК РФ). В случае неисполнения условно осужденным порядка и условий отбывания условного осуждения, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, уголовно-исполнительные инспекции вносят в суд соответствующее представление, а при наличии определенных оснований - представление о продлении испытательного срока (ч.ч. 2, 3 ст. 190 УИК РФ). Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда (ч. 4 ст. 190 УИК РФ). Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом (ч. 5 ст. 190 УИК РФ). Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней (ч. 6 ст. 190 УИК РФ). Как видно, уголовно-исполнительные инспекции обладают достаточно обширным арсеналом предупреждения совершения осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, повторных преступлений. Одна его часть применяется уголовно-исполнительными инспекциями самостоятельно, друга часть - через суд, но по инициативе уголовно-исполнительных инспекций. При этом профилактическими мерами однозначно должны пресекаться попытки уклонения осужденного от исполнения приговора суда, его стремления избежать контроля. Уголовно-исполнительные инспекции не должны оставлять без внимания такие попытки. Вместе с тем реальные правовые последствия неисполнения приговора, возложенных в связи с этим обязанностей и ограничений, для осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, могут наступить только в связи с соответствующим решением суда, выносимым по поводу исполнения уже имеющегося приговора (например, возложение тех же обязанностей или установление ограничений, продление испытательного срока, замена наказания, отмена условного осуждения или отсрочки с исполнением реального наказания). И в этом случае необходимо учитывать, что возможности уголовно-исполнительных инспекций в проведении профилактической работы с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, строго регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом и ведомственными нормативными правовыми актами, а расширительное их трактование при этом недопустимо.

Ключевые слова

уголовно-исполнительные инспекции, осужденные, предупреждение рецидива, исправительные работы, условное осуждение, penal inspectorate, convicted, recidivism prevention, corrective labor, probation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Уваров Олег НиколаевичФКУ УИИ УФСИН России по Томской областикандидат юридических наук, начальник; полковник внутренней службы (г. Томск)o-uvarov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению рецидивных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям или иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества | Уголовная юстиция. 2015. № 1 (5).

Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению рецидивных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям или иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества | Уголовная юстиция. 2015. № 1 (5).