Здоровье населения и общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны от состава преступления «незаконная организация и проведение азартных игр в России» | Уголовная юстиция. 2017. № 9. DOI: 10.17223/23088451/9/7

Здоровье населения и общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны от состава преступления «незаконная организация и проведение азартных игр в России»

Рассмотрены общественно-опасные последствия при совершении преступления - незаконные проведение и организация азартных игр. Автор приходит к выводу о необходимости установления дополнительной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, где основным объектом будет являться здоровье и нравственность граждан. В связи с этим предлагается внести изменения в уголовное законодательство, закрепив ответственность, в частности, за преступление, повлекшее патологическое расстройство здоровья.

Public health and public morality as an object of criminal law protection from illegal organisation and conduct of gambl.pdf Учитывая негативные последствия от проведения азартных игр на территории России, законодателем был принят Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» [1], который ввел строгие требования к организации и проведению азартных игр. Однако граждане продолжили осуществление азартных игр вне установленных законом игорных зон, что повлекло за собой появление неограниченного количества неподконтрольных игорных заведений. В связи с этим была введена уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр, которая была закреплена ст. 171.2 УК РФ. При рассмотрении ст. 171.2 УК РФ в научноисследовательских работах авторы исследуют вопрос, связанный с объектом данного состава преступления. По нашему мнению, данный вопрос является весьма актуальным, однако он до настоящего времени не раскрыт в полном объеме, не учтены все факторы, влияющие на преступность. Законодателем ст. 171.2 УК РФ заложена в главу 22 УК РФ «преступления в сфере экономической деятельности», что, по нашему мнению, исключает рассмотрение основного объекта преступления как здоровье, а также права и законные интересы граждан, общественная нравственность, что, в свою очередь, закреплено Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ [1]. Данное мнение основано на тех обстоятельствах, что до введения в действие запрета по организации и проведению азартных игр игорная деятельность осуществлялась в свободной форме, азартные игры могли проходить в различных общедоступных заведениях, в частности в ресторанах, закусочных, рынках или клубах. Данные обстоятельства порождали рост преступности в местах проведения азартных игр. Кроме того, контроль над игорными заведениями, в частности игорным оборудованием, не производился, не все игорные заведения были зарегистрированы надлежащим образом. В заведениях организаторы использовали игорное оборудование, которое умышленно приводило к гарантированному убытку всем игрокам. В связи с данными обстоятельствами и необходимо было ввести контроль над проведением азартных игр. Для этих целей было решено создать отдельные игорные зоны, которые были бы подконтрольны государственным органам. Таким образом, объектом рассматриваемого вида преступления признаются общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и проведения азартных игр. Именно наличие ст. 171.2 УК РФ в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» повлекло за собой многочисленную критику. Так, авторы юридических исследований Г.Ф. Лукьяница [2] и Р.А. Севостьянов [3] указывали на необходимость рассмотрения ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр как преступление, совершенное в сфере «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». По нашему мнению, данная критика является обоснованной. Так, согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 244-ФЗ [1], с 1 июля 2009 г. на территории России была запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Данные обстоятельства указывают на то, что действия лиц, осуществляющих незаконные организацию и проведение азартных игр, негативно влияют на общество, что также находит свое подтверждение как в истории отечественного права, так и в различных исследовательских работах. Многочисленными исследованиями доказано, что азартные игры представляют собой опасность для всего общества, поскольку привычка к азартным играм формирует у человека психологическую зависимость - лудоманию, которая порождает как социальную, так и медицинскую проблему [4, с. 3]. Н.И. Бумаженко [5] также указывает, что азартные игры являются патологией, и люди, страдающие от этого увлечения, в большей мере являются «психозависимыми». Также автор выделяет, что азартные игры относятся к группе, объединенной занятием, которая не одобряется обществом. Психолог И.Г. Малкина-Пых указывает, что «у мужчин расстройство начинается в подростковом возрасте, у женщин - во второй половине жизни, при этом у новичка оно может возникнуть после первой игры при крупном выигрыше. Затем периодические выигрыши и проигрыши играют роль прерывистого подкрепления - самого мощного режима подкрепления при оперантном обусловливании» [6]. Данный автор также указывает на негативный характер азартных игр, при которых азартное поведение принимает хронический и прогрессирующий характер. Кроме того, согласно Международной классификации болезней (10-й пересмотр) [7], при классификации психических и поведенческих расстройств выделяется раздел F 63.0 - патологическая склонность к азартным играм, согласно которому суть расстройства заключается в частых повторных эпизодах азартной игры, которые доминируют в жизни пациента в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям и обязательствам. В таком случае определяется необходимость внесения изменений в законодательные акты. В научных работах уже имеется ряд предложений в данной области. Так, О.А. Иванова указывает на необходимость отнесения азартных игр к угрозам общественной нравственности [8, с. 299]. Также имеется законопроект Генеральной прокуратуры РФ о включении статьи по проведению азартных игр в главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», которым предлагалось дополнить УК РФ ст. 241.1 «Незаконные организация игорного заведения или проведение азартных игр», где под незаконной организацией игорного заведения будет считаться организация либо содержание игорного заведения, организация проведения азартных игр, совершенные в нарушение установленного порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, а равно систематическое предоставление помещений для незаконного проведения азартных игр. Полагаем, что при внесении данных изменений возникнет вопрос о квалификации деяний по ст. 171.2 и 241.1 УК РФ, что, в свою очередь, создаст необходимость и изменения ст. 171.2 УК РФ. Полагаем, что данные изменения не сделают эффективнее борьбу с незаконными азартными играми, а также не окажут и в полной мере защиту прав нравственности. С учетом указанных выше предложений авторов, с учетом положения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ [1], который прямо указывает на то, что запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, возникает вопрос по обоснованности создания каких-либо игорных зон, поскольку сам факт наличия игорных зон, в том числе и создание игорной зоны на территории Республики Крым, не указывает на защиту нравственности со стороны государства. По нашему мнению, законодательные изменения должны вноситься с учетом существующего законодательного закрепления положения об азартных играх, которое предусматривает возможность создания и ликвидации игорных зон. Так, Федеральным законом от 22.07.2014 № 278-ФЗ [9] в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым на территории Республики Крым разрешено создание игорной зоны. При этом в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 121-ФЗ [10] игорная зона, созданная на территории Краснодарского края до 23 июля 2014 г., подлежит ликвидации до 1 января 2019 г. Деятельность по организации и проведению азартных игр в указанной игорной зоне может осуществляться организаторами азартных игр на основании разрешений на осуществление такой деятельности, выданных до 23 июля 2014 г. В связи с данными обстоятельствами в целях защиты общества от негативного влияния азартных игр на психику человека, его материального и семейного положения, необходимо установить жесткие требования к лицам (игрокам), посещающим легальные заведения, расположенные на территории игорных зон. В настоящее время различные игорные заведения устанавливают минимальный возраст посещения казино. Так, согласно информации казино «ORACUL», расположенному в игорной зоне Азов-Сити Краснодарского края, установлен возраст 18 лет. Стоит отметить, что указанные требования строго основаны на Федеральном законе от 29.12.2006 № 244-ФЗ [1], который в ч. 2 ст. 7 указывает, что посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста 18 лет. В Соединенных Штатах Америки регулирование азартных игр возложено на штат, что указано в п. 1 ч. «а» параграфа 3001 «Congressional findings and policy» Свода законов Соединенных Штатов Америки [11]. В большинстве штатов возраст, с наступлением которого разрешается посещение азартных игр, установлен в 21 год. Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 г. № 219-III «Об игорном бизнесе» установлен запрет на участие в азартных играх граждан Республики Казахстан в возрасте до 21 года [12]. Кроме того, в таких странах, как Латвия, Литва и Бельгия, также установлен возрастной ценз в 21 год. В большинстве случаев данный возраст объясняется тем, что совершеннолетним считается лицо, достигшее 21 года, либо связано с тем, что употребление спиртных напитков разрешено с 21 года. Учитывая, что азартные игры - особая категория игр, которая может вызвать привычку, следовало бы установить возрастной ценз в 21 год. Также полагаем необходимым установить входной ценз, где вход будет осуществляться при внесении денежных средств на депозит игорного заведения в сумме 15 000 руб., которые при выходе из игорного заведения будут возращены игроку обратно. Данное нововведение исключит полный проигрыш всех денежных средств, на оставшиеся денежные средства игрок сможет покинуть заведение и уехать домой, обезопасив себя от негативных последствий. Поскольку азартные игры в большом количестве проводятся вне игорных зон, куда допускаются лица разного возраста, материального положения и психологического состояния, то в данном случае игрок является более уязвимым и способен не только потратить все свои сбережения, но и получить патологическую зависимость. Учитывая основные положения уголовного закона, направленного на защиту прав и свобод человека и гражданина, полагаем необходимым изменить норму уголовного закона, установив дополнительную ответственность за совершение преступления, повлекшего за собой общественно-опасные последствия в виде образования патологического расстройства, связанного с психическим расстройством. Еще в Соборном уложении 1649 г. в главе X «О суде» [13] законодатель внес кардинальные изменения в законодательство «Московского госу-дарьства», определив одной из целей деятельности судов защиту прав потерпевшего, которого указывал как челобитчика. Также в ч. 1 главы X «О суде» Соборного уложения 1649 г. указывается принцип неотвратимости и равенства всех перед законом «делати всякие государевы дела, не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящаго от руки неправед-наго», тем самым законодатель указывал на существенное значение пострадавшего от какого-либо деяния. В ст. 48 гл. 2 Устава уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. [14] законодатель указывает лиц, потерпевших от преступного действия, тем самым закрепляя статус пострадавших от преступных посягательств. Учитывая необходимость введения ст. 171.2 УК РФ, связанную с контролем деятельности азартных игр, а также учитывая те обстоятельства, что азартные игры негативно влияют на человека, полагаем необходимым внести изменения в УК РФ таким образом, что основная статья по незаконным азартным играм должна остаться в разд. 22 УК РФ, а специальная норма, которая будет содержать основной объект - здоровье граждан, нравственность общества, - будет содержаться в гл. 25 «преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Указанная дополнительная статья должна установить следующее общественно опасное деяние: незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, повлекших за собой общественно опасные последствия в виде образования патологического расстройства, связанного с психическим расстройством. Еще одним важным аспектом в данной сфере будет являться деятельность организаторов либо лиц, осуществляющих проведение азартных игр по склонению граждан к участию в азартных играх. Данные выводы основаны на изученных материалах уголовного дела Республики Хакасия. Так, лица, которые играют в азартные игры, привлекаются третьими лицами с целью увеличения количества игроков и как результат получения большей прибыли. В связи с этим следует установить ответственность за склонение игроков к азартным играм в заведениях, расположенных вне игорной зоны, либо в заведениях игорной зоны без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с целью получения прибыли данных заведений.

Ключевые слова

азартные игры, незаконные организация и проведение азартных игр, противодействие преступной деятельности, gambling, illegal organisation of gambling, counteraction to criminal activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Усынин Владислав ВитальевичХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катановааспирант кафедры уголовного права и криминологии Института истории и праваmsosuskrh@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: ред. от 22.07.2014 № 278-ФЗ // Российская газета. 31.12.2006. № 297; 30.07.2014. № 169.
Лукьяница Г.Ф. Уголовно-правовые меры борьбы с азартными играми: автореф. дис.. к.ю.н. М., 1993. С. 13.
Севостьянов Р.А. Проблемы уголовной ответственности за организацию и ведение игорного бизнеса: автореф. дис.. к.ю.н. Саратов, 2009. с. 26.
Синицына Л.В., Бурдюг Д.Л. Игровая зависимость в противоправном поведении // Юридическая психология. 2008. № 2.
Бумаженко Н.И. Виктимология. Учеб.-методич. пособие. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. 115 с.
Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2010. 864 с.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств / ВОЗ; Россия, СПб., 1994. 303 с.
Иванова О.А. Азартные игры как угроза общественной нравственности // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 299-302.
Федеральный закон от 22.07.2014 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 30.07.2014. № 169.
Федеральный закон от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 06.05.2016. № 97.
United States Code / официальный сайт Службы советника по ревизии законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=Gambling&f=treesort&fq=true&num=15&hl=true&edition=prelim&granuleId= USC-prelim-title15-section3001. Режим доступа: Компьютер. Сеть Науч. Б-ки Том. гос. ун-та, свободный (дата обращения: 24.09.2016).
Сайт правовой информации (законодательства) Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30085891#pos=252;-219. Режим доступа: Компьютер. Сеть Науч. Б-ки Том. гос. ун-та, свободный (дата обращения: 24.09.2016).
Соборное Уложение 1649 года // Официальный сайт Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm. Режим доступа: Компьютер. Сеть Науч. Б-ки Том. гос. ун-та, свободный (дата обращения: 25.09.2016).
Устав уголовного судопроизводства от 20.11.1864 // Официальный сайт системы «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/57791498/#ixzz4LMMtYFLy. Режим доступа: Компьютер. Сеть Науч. Б-ки Том. гос. ун-та, свободный (дата обращения: 26.09.2016).
 Здоровье населения и общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны от состава преступления «незаконная организация и проведение азартных игр в России» | Уголовная юстиция. 2017. № 9. DOI: 10.17223/23088451/9/7

Здоровье населения и общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны от состава преступления «незаконная организация и проведение азартных игр в России» | Уголовная юстиция. 2017. № 9. DOI: 10.17223/23088451/9/7