Применение понятий «регистрация» и «явка» при исполнении наказаний и мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества | Уголовная юстиция. 2018. № 11. DOI: 10.17223/23088451/11/35

Применение понятий «регистрация» и «явка» при исполнении наказаний и мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества

Регистрация может определяться судом в двух синтаксических построениях: «являться для регистрации раз в месяц (квартал)» или «являться для регистрации раз в два (три) месяца». В первом случае должны применяться общепринятые астрономические понятия, обозначающие определенный промежуток времени, в течение которого должна быть реализована регистрация, а во втором - непосредственно время, в течение которого она должна быть реализована

The application of the concepts "registration" and "appearance" in the execution of punishments and measures not rel.pdf В современной практике исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, сложились две формы выражения обязывания осужденных на посещение уголовно-исполнительной инспекции. Такие формы обозначаются терминами «регистрация» и «явка». Порядок возложения обязанности в виде регистрации в УК РФ определяется при назначении наказания в виде ограничения свободы. В рассматриваемом аспекте УК РФ при применении других наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества, на регистрацию не указывает, а кроме того, вообще не применяет дефиницию «явка». В свою очередь, УИК РФ достаточно широко использует такую терминологию. Обязываются явкой в уголовно-исполнительную инспекцию осужденные к обязательным и исправительным работам, осужденные к ограничению свободы, а также условно осужденные. Термин же «регистрация» для осужденных предусмотрен УИК РФ при ограничении свободы, исправительных работах и при условном осуждении. Следует отметить, что в содержание понятия «регистрация» вкладывается обязанность осужденного являться в уголовно-исполнительную инспекцию с определенной периодичностью самостоятельно, «явка» же реализуется по вызову. Обе указанные меры относятся к профилактическим и обязательным для исполнения осужденными, что, на наш взгляд, вполне определенно включает их в разряд правовых предписаний. В этом случае в обязательном порядке предписание-диспозиция должна обеспечиваться соответствующим предписанием-санкцией, закрепляющей негативное последствие неисполнения первой [1, с. 97]. В соответствии с УИК РФ при исполнении ограничения свободы и исправительных работ неявка для регистрации без уважительных причин прямо отнесена к нарушениям порядка и условий отбывания наказания. В случае с условным осуждением неявка для регистрации, примененной в качестве обязанности, способствующей исправлению осужденных, может быть признана систематическим неисполнением возложенных обязанностей и повлечь за собой отмену условного осуждения с исполнением наказания, назначенного приговором. В свою очередь, неявка осужденного по вызову признается нарушением при исполнении наказаний в виде исправительных работ, ограничения свободы и при условном осуждении. При обязательных работах осужденному являться по вызову вообще «не надо». В случае исполнения ограничения свободы нарушением будет считаться неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию лишь для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания. А неявка по вызову, например, для проведения воспитательной или профилактической беседы к таким нарушениям отнесена быть не может. Однако необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в перечне исполняемых уголовно-исполнительными инспекциями наказаний и мер уголовно-правового характера имеется еще, как минимум, наказание, связанное с лишением осужденного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. Помимо этого, имеются и ст. ст. 72.1, 82.1 УК РФ, исполнение приговоров с применением которых возложено также на уголовно-исполнительные инспекции. С такими осужденными действующее законодательство Российской Федерации обязательность проведения профилактической работы не исключает, а следовательно, не исключает и права вызывать их в целях исполнения приговора и проведения такой работы. УИК РФ, определяя основные обязанности осужденных, уже включил в их перечень обязанность являться по вызову. Эти обязанности обязательны для всех осужденных, включая и осужденных без изоляции от общества. Упоминание обязанности «являться по вызову» в частных нормах представляется достаточным при определении ответственности за ее неисполнение. Помимо прочего, регистрировать означает записывать, отмечать с целью учета и (или) систематизации. Явиться для регистрации соответственно - явиться для записи, отметки с целью учета и (или) систематизации. Явиться же - это прийти куда-нибудь по вызову, по какой-нибудь официальной надобности [2, с. 156]. Как явка по вызову, так и явка для регистрации относятся к мероприятиям профилактической направленности, для осужденного фактически не различаются, однако вызов осужденного может реализовываться уголовно-исполнительной инспекцией самостоятельно, учитывая потребности в этом, а регистрация определяется приговором и (или) нормативными правовыми актами, при этом учесть потребности в явке осужденного в этом случае практически невозможно. Необходимость в таком разделении по сути одной профилактической меры объективно отсутствует. Однако применение в рассматриваемом аспекте единого понятия «явка по вызову» требует включения ее неисполнения в перечень нарушений, влекущих за собой негативные последствия для осужденного, вплоть до замены наказания либо отмены приговора с применением более сурового наказания. В пользу предлагаемого нами решения выступает и то обстоятельство, что на практике исполнение регистрации в любом случае вызывает множество вопросов. Например, при ограничении свободы на осужденного судом возлагается обязанность являться для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Уголовно-исполнительная инспекция устанавливает осужденному дни явки в соответствии с определенной судом периодичностью, за исключением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, установленных законодательством Российской Федерации, а также выходных дней, определенных для инспекции в соответствии с регламентом работы (п. 18 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11.10.2010 г. № 258). Логично, что эти дни, в случае назначения судом регистрации четыре раза в месяц, следует распределить по неделям. Однако в случае неявки осужденного в установленные уголовно-исполнительной инспекцией дни, но при самостоятельной явке его четыре раза в месяц в другие дни, будет ли это считаться нарушением? Очевидно - нет, так как осужденный не нарушал требований приговора. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция обязывает его до двух раз в месяц являться для регистрации. В случае если осужденный работает, то совпадение его рабочего времени с рабочим временем уголовно-исполнительной инспекции исключает такую явку, так как создает осужденному проблемы с работой. Если же осужденный не работает, то он должен вызываться в уголовно-исполнительную инспекцию с периодичностью, обеспечивающей контроль за его трудоустройством, а это явно более двух раз в месяц. Тогда назначение регистрации для осужденных к исправительным работам представляется не только целесообразным, но и вредным. В случае с регистрацией при условном осуждении, как правило, возникает два вопроса. Во-первых, как считать периодичность регистрации, и, во-вторых, в какие дни ее проводить. Общеизвестно, что регистрация может определяться судом в двух синтаксических построениях, например «являться для регистрации раз в месяц (квартал)» или «являться для регистрации раз в два (три) месяца». В первом случае должны применяться общепринятые астрономические понятия, обозначающие определенный промежуток времени, в течение которого должна быть реализована регистрация, а во втором - непосредственно время, в течение которого она должна быть реализована. Например, если регистрация назначена ежеквартально, то она должна проводиться поквартально - в первом квартале (январь, февраль, март), втором (апрель, май, июнь), третьем и т.д. Если регистрация назначается раз в два месяца, то время между двумя последующими регистра-циями не может превышать двух месяцев. При этом осужденный для регистрации может явиться в любой рабочий для уголовно-исполнительной инспекции день в рамках соответствующего периода и соответственно в любое рабочее время. Кроме того, если периодичность явки условно осужденного для регистрации не была определена судом, то указанная периодичность, а также дни явки условно осужденного устанавливаются уголовно-исполнительной инспекцией. При этом выделение для регистрации условно осужденных определенного дня в неделю либо месяц не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, так как регистрация и в этом случае должна осуществляться тем же порядком, что и при исполнении регистрации, возложенной на условно осужденного судом. Такой вывод обусловлен тем обстоятельством, что закон, наделяя уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, реализует возможность их влияния на режим осуществления контроля за условно осужденными. Однако такой контроль должен осуществляться с соблюдением принципов уголовного и уголовно - исполнительного законодательства [3, с. 234].

Ключевые слова

регистрация осужденных, наказания, не связанные с изоляцией от общества, уголовно-исполнительные инспекции, осужденный, registration of convicts, punishments not related to isolation from society, penitentiary inspectorates, convicts

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Уваров Олег НиколаевичФедеральное казенное учреждение уголовной исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказания России по Томской областиначальник; полковник внутренней службы, кандидат юридических наукcrim.just@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Чубраков С.В. К вопросу об обеспечении уголовно-исполнительных предписаний // Уголовная юстиция. 2016. № 2(8). С. 97-104.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М. : Стереотип, 1999. 944 с.
Зубков А. И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / руководитель авторского коллек тива и отв. ред. А.И. Зубков. М. : НОРМА, 1997. 528 с.
 Применение понятий «регистрация» и «явка» при исполнении наказаний и мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества | Уголовная юстиция. 2018. № 11. DOI: 10.17223/23088451/11/35

Применение понятий «регистрация» и «явка» при исполнении наказаний и мер, не связанных с изоляцией осужденных от общества | Уголовная юстиция. 2018. № 11. DOI: 10.17223/23088451/11/35