Ресурсы духовного просвещения в практике воспитания | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Ресурсы духовного просвещения в практике воспитания

Введение нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» вызвало острую дискуссию - от неприятия, связанного с угрозой клерикализации, до полного одобрения. В статье аргументируется, почему курс в полной мере обладает значительным просветительским и образовательным потенциалом и наряду с передачей определенных знаний, формированием умений, навыков и компетенций способен обеспечить реализацию задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан и их социализацию.

Resources of spiritual education in practice of education.pdf Введение в учебный процесс школы в 2011 г. нового учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» вызвало острую дискуссию в российском обществе - от полного неприятия, связанного с угрозой клерикализации, до его полного одобрения. Страсти вокруг нового курса не утихли до сих пор. В настоящей статье авторы берутся аргументировать, почему он в полной мере обладает значительным просветительским и образовательным потенциалом и наряду с передачей определенных знаний, формированием умений, навыков и компетенций способен обеспечить реализацию задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан и их социализацию. Современная школа призвана решать актуальные проблемы воспитания и социализации в условиях поликультурного и многонационального российского общества, а также постоянно изменяющегося мирового сообщества, активно культивируя внутри себя те общественные ценности и модели отношений, которые присутствуют в окружающем ребенка мире. Совместное обучение школьников разных национальностей и вероисповедания в одном классе требует развития толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям, формирования российской идентичности через поликультурную компетентность. Поликультурную компетентность мы понимаем как интегрированное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что результатом изучения данного курса для школьников может стать понимание того, что каждая духовная культура имеет свой контекст и свою логику развития; ни одна из них не может быть лучше или хуже другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием [1. С. 11]. Именно культура может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур, приобщения к решению «вечных» вопросов человечества: «Что есть добро и зло?», «В чем смысл жизни?», «Для чего человек приходит в этот мир и каково его предназначение в нем?», «Что есть нравственный выбор и свобода»? и т.д., конечно, с учетом возрастных особенностей, знаний и опыта школьников. Именно культура создает то объединяющее начало, на котором строится новый предмет. К преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики», отбору содержания нового предмета и выбору методического обеспечения учебников [2, 3], определены в качестве основных культурологический, аксиологический, коммуникативный и деятельностный подходы. Общей целью введения предмета является просвещение школьников в области основ религиозных культур и светской этики, формирование у них первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, проживающих в России, людей разного вероисповедания. В то же время важным является формирование понимания того, что культура в нашей страны является органической частью культуры мировой. В рамках культурологического подхода в процессе изучения курса школьники осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Известно, что культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, на котором в различные исторические эпохи интегрируются элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности. В содержании учебников важным является то, что культура осмысливается в логике истории развития человечества, во взаимосвязи современности с прошлым. Материал учебников подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли представить, как жили раньше наши предки и как живут сейчас представители разных сообществ; какой мир окружает человека сегодня; каковы были и есть ценности и нравственные основы жизни; почему люди поступали и поступают так, а не иначе; каковы были и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды - все, что мы называем «образ жизни». Религиозная культура включает в себя религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы), религиозные обряды (ритуалы, правила поведения, предписания и запреты), религиозное искусство (архитектуру, музыку, живопись и т.д.). Изучение истории религии важно для понимания истоков культуры. Религиозная культура заложила основы морали и правовых отношений человечества, сформировала эстетические и нравственные идеалы, является источником вдохновения, обеспечивая разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Этические и религиозные учения всегда составляли ядро культуры: они отражали стремление человечества к духовно и этически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозная и светская культуры как главные ценности человечества представлены в учебниках через традиции, язык, быт представителей каждой культуры, знакомство с которыми дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, понять ее. В учебном материале большое внимание уделяется описанию деталей жизни, быта, поведения представителей разных культур. Это знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, этикетными нормами языка (приветствие, обращение, прощание и т.д.), образом жизни, повседневным поведением, т.е. течением жизни в ее реально-практических формах. В то же время быт - это мир вещей, который связан с глубинными символами, идеями, интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох и культур. Через них раскрываются те невидимые черты культуры, по которым человек узнает своего или чужого. Этот подход является общим, сквозным во всех смысловых блоках модулей курса и помогает ответить на вопросы: - какими предметами люди пользуются, какие производят, какие из них имеют особое значение, например свято почитаются, являясь теми атрибутами, по которым можно узнать/опознать данную культуру (предметно-атрибутивный материальный мир культуры); - как ведут себя люди в разной обстановке, ситуациях; в дни обычные и особые - праздничные; как работают, отдыхают; как строят свои отношения с окружающими, старшими, младшими, сверстниками и т.п. (ритуально-поведенческий уровень культуры); - почему, зачем, во имя чего люди живут так, а не иначе (ценностно-нормативный уровень, духовная составляющая культуры). В процессе духовно-нравственного становления личности особенно важно то субъективное основание ценностных смыслов, которое человек вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, а также опыт отношений с людьми и окружающим миром. Постепенное присвоение и усвоение учащимися нравственных знаний, норм и ценностей, накопление опыта взаимоотношений происходит в учебной и внеурочной деятельности в школе и вне ее, в социально ориентированной деятельности и составляет основу духовно-нравственного воспитания. Для младших школьников процесс усвоения и присвоения знаний лежит в несколько иной плоскости, чем для учащихся основной школы. В соответствии с принципом возрастосообразности логика подачи материала в учебниках представлена в форме «путешествия». Как путешественник, остановившийся в доме мусульманина (иудея, православного, буддиста), начинает понимать мусульманскую (иудейскую, православную, буддийскую) культуру, узнавая ее через быт, образ жизни, поведение ее представителей, переживая реальные чувства, так и ребенок, чтобы понять ту или и иную культуру, должен не просто «знать» ее устав, а хотя бы в какой-то мере к ней приобщиться [3]. Одна из базовых концептуальных основ курса - аксиологический подход к определению целей и задач курса, результатов его освоения учащимися, к отбору и логике представления содержания, разработке методического аппарата. Через аксиологический контекст - знакомство с основными ценностями культуры народов нашей страны, этическими нормами общества (светскими и религиозными) происходит осознание ребенком себя как самоценной личности и как части человеческой общности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, нравственных качеств. В качестве результатов обучения концепция нового предмета подразумевает формирование базового уровня личности гражданина, патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою причастность к судьбе Родины, глобальные проблемы современности и свою роль в их решении; уважающего ценности других культур конфессий, мировоззрений. Это креативный, мотивированный к познанию, творчеству, обучению и самообучению гражданин; это человек, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения общего результата, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Задача формирования у школьников российской идентичности рассматривается сегодня как важнейшее условие укрепления российской государственности, выступает как одна из важнейших задач воспитания. При этом этническая и региональная идентичность рассматриваются как базовые. Становление гражданской идентичности - это формирование россиянина, внутренней установки «Я - гражданин России». Общечеловеческая идентичность - еще одна составляющая процесса самоидентификации современного человека. Она основывается на тех качествах личности, которые позволяют свободно общаться с людьми разных наций, рас, этнических и культурных групп, чувствовать себя частью большого глобализирующегося современного мира, а также частью своего народа, своей страны, своего рода и семьи. Содержание курса способствует формированию у ребенка историко-географического образа России в его пространственно-временной динамике, представления о современном социально-политическом устройстве российского государства, знания своей этнической и региональной принадлежности. Важно также то, что материалы курса знакомят детей с золотым фондом культурного и научного наследия России и мира, дают ориентацию в системе морально-этических норм и ценностей, здорового образа жизни. Новый предмет не должен рассматриваться в учебном процессе школы обособленно, в отрыве от других предметов. Он предоставляет возможность для выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями: связать воедино представления о происхождении жизни на земле, о человеке, о географии и культуре древних цивилизаций и т.д. Для педагогов, преподающих новый предмет, и родителей важно знать, что данный курс строится на основе культурологического подхода, учитывающего просветительский и развивающий характер нового предмета; с учетом обязательной направленности курса на объединение обучающихся, но не на их разобщение (при внешнем организационном делении детей на группы), а также принципа возрастосообразности (учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения, воспитания и социализации; учет ситуации предстоящего перехода детей из начальной в основную школу) [4]. Родители и педагоги, таким образом, должны осознавать и суметь объяснить детям, что все они - представители разных культурных традиций, из которых складывается общая культура нашей страны. Организационное деление курса условно и основывается на том, чтобы дети имели возможность узнать свои исконные культурные традиции, научились воспринимать иные и таким образом лучше узнавать самих себя и уважительно относиться к представителям других социальных групп и вероисповеданий. В основу построения курса заложен ряд методических принципов, реализация которых позволяет успешно решить задачи нового предмета (образовательные, социализации, воспитательные) и является условием выполнения требований к личностно-значимым результатам освоения курса, развитию компетентностной сферы личности (таких ключевых, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, социального взаимодействия и др.). К таковым принципам относятся следующие: - диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зрения, создание личностно-значимой учебной ситуации. Лич-ностно-значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, т.е. возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать; - приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы; - актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников); - опора на самостоятельность мышления учащихся, которое, в свою очередь, развивается не стихийно, а является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности; - вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата); - деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности; - соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения; - органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности [4]. Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением - нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи [5. С. 383-387]. По мнению многих философов, политологов, социологов, психологов (Б. Братусь, А. Верховский, Е. Дубова, А. Кочетков, В. Ольшанский, А. Панарин, Е. Строев, А. Шеман и др.), сегодняшний отечественный социально-экономический кризис имеет духовные корни: проблемы общества могут быть объяснены не столько кризисом в экономике, культуре, экологии, образовании, сколько кризисом человека, не способного к воспроизводству культуры как самореализующейся системы. Однако ситуация такова, что значительная часть населения страны, оторвавшись от традиционных духовных ценностей, является деструктивной силой общества. В данных условиях первостепенное значение приобретает поиск «инструментов» преодоления кризисных явлений. Одним из них является качественное обновление системы образования как важного источника приумножения культурного богатства человечества. Сфера образования, несомненно, несет свою долю ответственности за многие негативные явления, ибо причиной их является сам человек, утративший способность активно противостоять злу во всех его проявлениях, потерявший веру в духовные ценности мира и смысл человеческой жизни, лишившийся ориентиров, не находящий ответа на важнейшие мировоззренческие вопросы. Однако система образования до настоящего времени все еще ориентирована преимущественно на овладение предметным знанием: образование, продолжая развиваться в русле сциентистской модели, начинает отставать от требований современной эпохи, одним из признаков которой является необходимость наличия у субъекта,, личностного начала в ситуации выбора и самостоятельного принятия решений. Отсюда принципиально важной функцией образования является обретение им целостности не только в смысле единства обучения, воспитания и развития, но и в смыслах единства материальной и духовной природы человека, единства знания и веры, понимаемой как мировоззренческая убежденность человека, без которой немыслимы его самореализация и жизнетворчество. В связи с этим возрастает необходимость просветительской работы в области исконных, проверенных временем духовных ценностей, ставших историческим выбором народов, сформировавших культуру, традиции и российские этносы в целом; ценностей, которые составили основу повседневного образа жизни народа, вошли в язык, обычаи, стали архетипами мировоззрения, что и осуществляется в рамках широкомасштабного педагогического эксперимента по апробации нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», породившего бурные дискуссии в обществе и поставившего во весь рост проблему мировоззренческого самоопределения личности. Данный эксперимент направлен на преодоление секуляризации современного образования, недостаточно учитывающего фактор изменения религиозной ситуации в стране в целом, связанной с деятельностью неорелигиозных и традиционных духовных институтов, которые представлены христианством, исламом, буддизмом и иудаизмом. Каждая из этих конфессий, в соответствии с традиционной для нее культурой, обладает мощным арсеналом воздействия на процессы воспитания. Кроме того, государственные стандарты школьного образования включают в себя изучение тем, связанных с культурным осмыслением библейских и традиционных российских духовных ценностей, особенно в курсах отечественной истории, классической литературы, русского языка, мировой художественной культуры. Наблюдения показывают, что стандарты профессионального образования уделяют недостаточное внимание подготовке специалистов, которые могли бы соединить культурные ценности религии и светское содержание [6]. Таким образом, в условиях современного кризиса, показателем которого является бурное мировоззренческое брожение, на передние рубежи общественной жизни все больше выдвигается обращение к области духовной культуры. Ее стержнем, бесспорно, являются традиционные духовные ценности. Поскольку одна из главных задач современного образования состоит в воспитании, прежде всего, нравственной, свободной, ответственной личности, весьма важным направлением ее решения является формирование уважительного отношения к отечественным духов -ным традициям, их осмысление в контексте мировой культуры. Курс ни в коем случае не ставит задачу религиозного воспитания! Это дело семьи и конфессии, к которой принадлежит ребенок. Система образования призвана осуществлять просвещение подрастающих поколений. Известна трактовка этого термина, данная Н.В. Гоголем: «Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь» [7. С. 74-75]. В связи с этими обстоятельствами необходима глубокая перестройка концептуально-методологических основ образования, которые опирались бы на содержательные связи философии и педагогики с культурными смыслами духовности (народной, светской и религиозной), рассматриваемыми как дополняющие друг друга измерения человеческого существования, ориентированные на единство знания, понимания и веры, что будет способствовать социализации и личностной идентификации личности [8]. Необходимо подчеркнуть, что использование традиционных духовных ценностей в образовании подрастающих поколений требует от преподавателя корректного отношения: акцент должен делаться не на религиозной догматике, а на культурно-мировоззренческих смыслах.

Ключевые слова

духовно-нравственная культура, поликультурная компетентность, просвещение, воспитание, spiritual and moral culture, polycultural competence, education, education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Костюкова Татьяна АнатольевнаТомский государственный университетдоктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологииkostykova@inbox.ru
Шапошникова Татьяна ДмитриевнаИнститут теории и истории образования (г. Москва)кандидат педагогических наук, старший научный сотрудникtatianashap@inbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Иоффе А.Н. Основы мировых религиозных культур: учеб.-метод. пособие / А.Н. Иоффе, И.А. Мишина, Е.В. Мацияка и др. М.: АПКи ППРО. 2012. 216 с.
Костюкова Т.А. Основы православной культуры: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова. М.: Дрофа. 2012. 197 с.
Шемшурин А.А. Основы светской этики / под ред. Т.Д. Шапошниковой. М.: Дрофа. 2012. 170 с.
Шапошникова Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Рабочая программа 4-5 кл. / Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. М.: Дрофа. 2012. 295 с.
Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. М.: АСТ. 2003. 458 с.
Модернизация современного российского образования: Формирование компетентности педагога в сфере духовно-нравственного развития личности // Сборник научни трудове от на-ционална конференция с международно участие «40 години Шуменски университет 19712011».
Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990. Т. 6. С. 74-75.
Ануфриев С.И. Информационное общество : проблема мировоззренческого самоопределения молодежи / С.И. Ануфриев, Т.А. Костюкова, О.С. Михайлова, М.С. Хабибулин // Информация и образование: границы коммуникации: сб. науч. тр. по материалам II Всероссийской на
 Ресурсы духовного просвещения в практике воспитания | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Ресурсы духовного просвещения в практике воспитания | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2013. № 4 (12).

Полнотекстовая версия