Культурно-историческое значение музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 2(14).

Культурно-историческое значение музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина

Статья посвящена актуальному вопросу сохранения отечественного культурного наследия, неотъемлемой частью которого является музей-усадьба первого национального художника Сибири Григория Ивановича Чорос-Гуркина. Также рассматривается проблема воссоздания и сохранения мемориальных объектов деятеля изобразительного искусства Республики Алтай.

Cultural-Historical Value of Museum-Estate of G.I. Choros-Gurkin.pdf В истории российской культуры есть имена, ставшие символами высочайшей духовности. Творческий метод Г.И. Гуркина, в основу которого положено следование традициям русской пейзажной школы, пристальное, любовное исследование алтайской природы и национальной культуры, явился определяющим для формирования особенностей изобразительного искусства Алтая. Центральными проблемами культурного наследия являются сохранение и популяризация. Особого внимания заслуживает музей-усадьба первого профессионального художника Сибири Г.И. Чорос-Гуркина в селе Анос Че-мальского района Республики Алтай. Актуальность данной статьи состоит в том, что образное творчество художника тесно связано с духом и местом его искренних живописных и графических произведений, оказывающих влияние на своеобразие отечественных культурных явлений. Исследования, посвященные истории, восстановлению и перспективам развития музея-усадьбы, принадлежат родственникам художника В.Г. Гурки-ну, П.И. Каралькину; музейным сотрудникам В.В. Мурнину, Р.М. Еркиновой; исследователям творчества В.И. Эдокову, Т.М. Степанской, Г.И. Прибытко-ву, поэтессе, общественному деятелю Ю.В. Туденевой и др. [1-6]. Григорий Иванович Гуркин (1870-1937) - художник, «дитя Алтая» из рода Чорос, выпускник иконописной мастерской Алтайской духовной миссии, ученик И.И. Шишкина, представитель санкт-петербургской художественной школы пейзажа, воспитанного на демократических традициях русского идейного реализма конца XIX - начала ХХ в., литератор, государственный и общественный деятель, просветитель, выразитель духовных чаяний своего народа, красоты и богатства древней земли. Шедеврами живописи Г.И. Гурки-на, получившими большую известность, стали полотна «Озеро горных духов», «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Озеро Каракол», «Катунь весной», «Белуха» и др. Он сумел найти убедительную, высокохудожественную форму выражения своеобразных особенностей природы Сибири и внес своим творчеством огромный вклад в ее культурное развитие [7. С. 16]. Алтайское село Анос («Оносъ» - десять устьев в переводе с алтайского языка), один из характернейших уголков Сибири, было основано в 1856 г. Аносинская усадьба, построенная на средства художника в 1903 г., состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного аила, большого сада и пруда, являлась настоящим центром культурного развития. В усадьбу приезжали известные представители культуры и науки: А.В. Анохин, Г.Н. Потанин, Г.Д. Гребенщиков, В.Я. Шишков, А.Л. Коптелов, И. Ефремов, Г. Вяткин, И. Тачалов, Н.Я. Никифоров, ученик И.Е. Репина С.М. Прохоров, И.И. Тютиков и др. Рождение музея, галереи является значительным событием для любого пространства, а ее деятельность, направленная на популяризацию искусства, становится частью формирования культурной среды не только города, но и провинции. Идея создания художественного центра в селе Анос принадлежит Г.И. Чорос-Гуркину. Картинная галерея располагалась в мастерской художника и принимала гостей как в дореволюционный период, так и с 1929 по 1937 г., пока был жив ее создатель. Художник проводил экскурсии для всех категорий посетителей. Из стен художественной мастерской с. Анос вышло все художественное наследие Гуркина (за исключением произведений, написанных в Монголии и Туве). Среди посетителей мастерской в Аносе - педагог, музыкант, исследователь культуры алтайцев Андрей Викторович Анохин, которому приписывают открытие таланта выдающегося алтайского пейзажиста. По мнению Г.И. Прибыткова, «А.В. Анохин был для Г.И. Чорос-Гуркина олицетворением образованности, разносторонности, широты интересов и в науке и в искусстве, демократизма русской сибирской интеллигенции в отношении к малым народам, к их истории и национальной культуре. Может быть, и по этой причине Г.И. Чорос-Гуркин, живя в маленьком алтайском селении вдали от Бийска, Барнаула, Томска, параллельно с живописью и рисунком начал упорно заниматься сбором и изучением алтайского национального орнамента, аппликации, вышивки, устного народного творчества» [8. С. 56]. Григорий Николаевич Потанин - томский ученый, известный сибирский краевед, он также часто бывал в аносском доме и мастерской художника. Один из основателей сибирского областничества, Г.Н. Потанин внес большой вклад в изучение сибирских народов. Единство взглядов Г.И. Гуркина и Г.Н. Потанина способствовало их тесному сотрудничеству в исследовании культуры Алтая. Г.Н. Потанин привлекал алтайского художника к издательской деятельности, научно-исследовательской работе. Под руководством Г.Н. Потанина Г.И. Гуркин собирал материал для «Аносского сборника», изданного в Омске в 1915 г. [8. С. 59]. Особое внимание Г.Н. Потанина вызывали этнографические работы Г.И. Гуркина, которым он посвятил ряд статей в газете «Сибирская жизнь». Дружба томского ученого и алтайского художника была основана на глубоком сходстве мировоззрения, на общем пониманием места традиций Алтая в культурном пространстве России. Г.И. Гуркин поддерживал творческие связи с представителями сибирских литературных кругов. Среди единомышленников Г.И. Гуркина был публицист, писатель, организатор культурной жизни Г.Д. Гребенщиков. Сотрудничество художника из Аноса и писателя выразилось в такой работе Г.И. Гуркина, как иллюстрации к «Алтайскому альманаху» (1914) - столичному сборнику произведений сибирских авторов Г. Гребенщикова, В. Шишкова, И. Тачалова и др. Г.Д. Гребенщиков редактирует барнаульскую газету «Жизнь Алтая» с начала 1912 г., сделав ее одной из лучших сибирских газет, в которых освещались вопросы художественной культуры региона [8. С. 81]. В газете были опубликованы литературные произведения Г.И. Гуркина («Алтайцы и Катунь», «Праздник реки Катуни»), наполненные поэтичным образом могучего Алтая - защитника угнетенного народа [9. С. 77-89]. Попытки воссоздания музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина осуществлялись в 1957, 1982, 1989 гг. Первым инициатором восстановления музея в усадьбе отца был младший сын художника Василий Григорьевич Гуркин (1900-1961). Создание филиала государственного учреждения культуры «Национальный музей им. А.В. Анохина» на территории музея-усадьбы идет с 1999 г. Масштабная реконструкция музея-усадьбы началась в 2005 г. Статус мемориального музю присвоен в 2006 г. Историческим объектом является дом художника, который строили мастера-самоучки, хорошо знавшие тайны строительного ремесла. Восстановлена мастерская, где в настоящее время размещены репродукции первого национального пейзажиста и проводятся экскурсии для туристов. План реконструкции музея-усадьбы основан на воспоминаниях современников художника: сына Василия, внуков Г.И. Гуркина, жителей села Анос В.С. Керешевой, Е.П. Крутько, Е.Е. Чечегоевой, Е.П. За-харьевой, В.Ф. Тозыяковой и др. Концепция музея-усадьбы в сохранении не только творческого наследия первого живописца, который ввел в русское искусство пейзаж Сибири, но и той атмосферы, в которой рос и развивался его талант. Источником вдохновения художнику-пейзажисту служила алтайская природа, потому и одной из главных задач в реставрации музея-усадьбы является воссоздание культурного ландшафта времени жизни и деятельности художника. Все посадки в усадьбе Гуркин делал сам. Привозил из тайги саженцы сосен, берез, кедров, кустарников, разные цветы: огоньки, анютины глазки, из-под белков озера Каракол - замысловатые цветки белой и синей аквилегии, любящие расти на гребнях перевалов, и желтый альпийский мак, и кипенно-белый таежный левкой, и марьин корень, и бадан - таежный чай алтайцев. Справа от мастерской сохранилась высокая пихта. Пихты были посажены Гуркиным на берегу пруда, который также был обустроен талантливым алтайцем. Могильные курганы, каменные идолы - памятники старины художник подсмотрел у природы и соорудил их подобия в своей усадьбе. Сад плодовый занимал юго-восточную низину усадьбы, там росли сортовые яблони, саженцы плодовых деревьев, которые художник привозил издалека, кусты смородины. В саду был небольшой водопадик. Огород был расположен в северо-западной части усадьбы. Вверх по речке Аноске Гуркин держал пасеку. Художник превратил свою усадьбу в удивительный и прекрасный уголок живой природы. Восстановлению культурно-исторического ландшафта способствуют произведения художника - Аносовский бор (1903); Пучка (1906); Окно мастерской (1907); «Аносъ», Пруд, Юрта (все 1909); Юрта в саду художника (1912); Усадьба с домом (1915), многие из которых написаны во дворе усадьбы, рядом с мастерской или в саду художника [10. С. 27-31]. Таким образом, имя художника было широко известно не только сибирской, но и столичной интеллигенции. Его сотрудничество с деятелями искусства, культуры и науки придавало небольшому алтайскому селу Анос значение одного из художественных центров Сибири. Творчество Мастера ярко позиционировало историческую ситуацию Горного Алтая, а многогранность произведений отражала особенности географической и культурной среды алтайцев. Алтай в миниатюре - так называли усадьбу в селе Анос в начале ХХ в. Дом, мастерская, сад, юрта, парк художника, хозяйственные постройки символизируют культурно-историческое пространство Аноса и призваны воплотить национальное представление о первом сибирском художнике-пейзажисте. Уникальность усадьбы в том, что это органичное продолжение живой природы, не знавшее современных гидросооружений и строительной техники. Музей-усадьба не имеет аналогов в художественной практике региона и требует завершения восстановительных работ.

Ключевые слова

музей-усадьба, художник, Республика, Алтай, Гуркин, культурное наследие, село Анос, museum-estate, artist, the Republic of Altai, G.I. Gurkin, cultural heritage, the village Anos

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Брагина Любовь АнатольевнаАлтайский государственный университет (г. Барнаул)старший преподаватель кафедры теории искусств и культурологииbragina8@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Дневник и воспоминания Василия Гуркина, сына художника: (к 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина: / Гос. худож. Музей Алтайского края; публ., предисл., послесл., коммент. подгот. И. Галкина. Барнаул, 1995. 28 с.
Еркинова Р.М. 15 лет мемориальному дому-усадьбе Григория Ивановича Гуркина // Календарь юбилейных и памятных дат. Горно-Алтайск, 2004. С. 127-129.
Еркинова Р.М. Концепция создания музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина с. Анос Чемаль-ского района Республики Алтай - филиала Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина // Оносские встречи 2006 [материалы конф.]. Горно-Алтайск, 2006. С. 6-9.
Еркинова Р.М. Воссоздание исторического облика усадьбы художника Г.И. Чорос-Гуркина с. Анос Чемальского района // Оносские встречи 2006 [материалы конф.]. Горно-Алтайск, 2006. С. 10-29.
Прибытков Г.И. Две записи воспоминания Василия Гуркина об отце // Матетиалы науч.-практ. конф. «Г.И. Чорос-Гуркин и современность», посвященной 140-летию со дня рождения Г.И. Гуркина. Барнаул, 2010. С. 139-143.
Туденева Ю.В. «Здесь все еще о нем напоминает». Горно-Алтайск Юч-Сюмер-Белуха, 2005. 287 с.
Эдоков В.И. Мастер из Аноса. Барнаул, 1984. 72 с.
Прибытков Г.И. Г.И. Чорос-Гуркин. Горно-Алтайск, 2000. 188 с.
Эдоков В.И. Литературное творчество художника Г.И. Гуркина // Алт. фольклор и культура. Горно-Алтайск, 1982. С. 77-89.
Степанская Т.М. Художественное пространство алтайского пейзажиста Г.И. Чорос-Гуркина // Творчество А.Н. Либерова и российская пастель : история и современность // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Омск, 26 марта 2011. Омск, 2011. С. 27-31.
 Культурно-историческое значение музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 2(14).

Культурно-историческое значение музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 2(14).