Непрерывное образование специалистов в области информационной и документационной деятельности в Испании по программе обучения SEDIC. Обзор. Перевод О.А. Жеравиной | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Непрерывное образование специалистов в области информационной и документационной деятельности в Испании по программе обучения SEDIC. Обзор. Перевод О.А. Жеравиной

Выделяется ряд значительных изменений, которые претерпела в 2004-1014 гг. система непрерывного образования библиотекарей, документалистов и представителей других направлений информационно-документационной сферы, осуществляемая Испанской ассоциацией информации и документации (SEDIC). Рассматриваются изменения, обусловленные средой, в которой явственно доминируют принципы цифрового, виртуального пространства и инструментарий 2.0. Анализируется информация, представленная на веб-сайте данной профессиональной ассоциации.

An overview of the ongoing training of information and documentation professionals in Spain through SEDIC training progr.pdf Непрерывное образование специалистов в области информационной деятельности представляет собой процесс постоянного активного обучения, имеющий целью обновление и совершенствование их познаний, навыков и подходов в условиях эволюции общества цифровой информации, а также потребностей и запросов, порождаемых информационным обществом. Доказано, что этот процесс усиливает мотивацию, облегчает труд и помогает профессиональному росту, повышая качество работы и уровень самостоятельности специалиста. С течением времени этот процесс укрепляется во всех сферах и областях деятельности. Этому способствуют как наличие политики, направленной на его укрепление путем создания общественной поддержки в его финансировании, так и заинтересованность со стороны учреждений и предприятий и осознание ими ключевой роли, которую играет образование служащих в развитии конкурентоспособности и его стратегического значения в глобализирующейся экономике [1]. Нет нужды доказывать необходимость и заинтересованность в непрерывном образовании любого работающего профессионала, но вместе с тем следует отметить, что крупные ассоциации специалистов в области информации и документации национального и международного уровня придают особое значение важности непрерывного образования и поддерживают его рабочими группами, секциями, занимающимися этим вопросом, а также привлекая учреждения и организации для осуществления этого процесса. Так, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в своем отделе «Поддержка профессии» имеет действующую с 2002 г. секцию под названием «Секция постоянного профессионального развития и обучения на рабочем месте», которая занимается всеми аспектами, связанными с профессиональным развитием и обучением на рабочем месте. Таким же образом обучение и непрерывное образование составляют одну из пяти областей основных направлений деятельности Американской библиотечной ассоциации (АЛА) с целью выполнения своей миссии - достижения наивысшего качества информационных библиотечных услуг. Предоставление профессионалам, работающим в библиотеках, возможности обучения для их развития и продвижения является составной частью этой миссии. Испанская федерация обществ архивистики, библиотечного дела, документации и музейного дела (ФЕСАБИД), включающая в себя 20 ассоциаций, называет среди своих задач поднятие уровня компетентности профессионалов посредством организации семинаров, курсов, конференций; распространение технических публикаций или любых других предназначенных для этой цели мероприятий, стимулируя производство и распространение образовательных материалов. И в целях популяризации таких акций Федерация на своей веб-странице информирует об образовательной деятельности своих ассоциаций. Так, был представлен отчет о деятельности одной из них - Коллегии библиотекарей и документалистов Каталонии, прошедшей большой путь осуществления непрерывного обучения своих специалистов [2]. Представление об особенностях, характеризующих непрерывное образование специалистов в области информации и документации в Испании, можно получить из отчетов некоторых университетских библиотек. Просмотр страниц со статьями расходов на содержание штата позволяет выделить эти главные черты, а также их связь с примерами успешной практики из области образования [3]. К таким особенностям относятся: - Различные способы и методы, выбираемые в зависимости от групп, к которым они применяются, и целей, для которых они предназначены. Например, в целях продвижения персонала могут быть предложены такие формы обучающих мероприятий и методик, как курсы (традиционные и онлайновые, внутри и вне библиотеки, в рабочие часы и вне рабочего времени), события дня, конференции и семинары (некоторые в виде вебинара), наставничество, тренинги и т. д. Последние все больше применяются и рекомендуются для развития навыков в таких областях, как лидерство, коммуникация и подход к клиенту [4]. В настоящий момент со стороны организаций, предлагающих свои услуги, или тех, кто разрабатывает курсы по заказу для конкретных библиотек, продвигаются активные методики образования-обучения и стимулируется использование платформ виртуального обучения, которые обеспечивают доступность образования для любого человека. - Осуществление каких-то образовательных мероприятий в сотрудничестве с другими библиотеками, входящими в тот же консорциум или сеть, которой принадлежит рассматриваемая библиотека. - Объединение с другими специалистами того же учреждения, когда речь идет о такой пересекающейся тематике как: языки, информатика, качество, техники управления и администрирования, здоровье, безопасность, устойчивость и т. д. - Курсы, спланированные и разработанные специально для отдельной библиотеки с целью учесть конкретную образовательную потребность. Такие курсы предоставляются признанными профессионалами определенного сектора или ассоциациями, занимающимися этими задачами в области данной профессии. - Учебные мероприятия, разработанные учреждениями и профессиональными ассоциациями, например SEDIC, в тесной привязке к образовательным потребностям, выявленным в рассматриваемом информационном учреждении. - Самообразование посредством получения специальных дидактических материалов (например, по формированию профессиональной технической библиотеки). - Инициативы, способствующие обмену идеями в самой рабочей среде посредством, например, проведения ежегодных встреч, на которых делятся опытом, рассказывая о полезной практике, новациях, или находят решение общих проблем [5]. - Посещение других библиотек для знакомства с развитием новых услуг как в национальном пространстве, так и за рубежом, причем в последнем случае - в англосаксонской среде. Цель и метод Цель данной статьи - определить наиболее значимые изменения, которые переживает непрерывное образование специалистов в области информации и документации в Испании в последние 10 лет (2004-2014), осуществляемое посредством курсов, ежегодно предлагаемых SEDIC. В качестве метода выступает анализ систематизированной и актуализированной информации, которую предоставляет ассоциация на своей вебстранице. Данные получены главным образом из различных источников, среди которых можем выделить по их значимости ежегодные отчеты о деятельности ассоциации [6], отчеты о ежегодно проводимых курсах и, кроме того некоторые материалы, предоставленные ассоциацией из ее баз данных10. Изменения в осуществляемой по программе SEDIC системе непрерывного образования специалистов в области информационно-документационной деятельности SEDIC - это Испанская ассоциация документации и информации, которая со времени своего основания в 1975 г. занимается содействием обмену опытом и образованию библиотекарей, специалистов в области документации и представителей других видов информационной деятельности. Непрерывное профессиональное образование является одним из основных направлений деятельности этой ассоциации, ставшей важным организатором процесса непрерывного образования для испанских специалистов, работающих в библиотеках, архивах, центрах документации и других информационных центрах. Ассоциация ежегодно составляет программы курсов и специализированных семинаров, имеющих своей целью обновление знаний, а также информирование о новых компетенциях и квалификациях, востребованных в связи с теми изменениями, которые происходят в профессиональной сфере. Данные программы открыты как для членов профессионального сообщества, так и для сторонних представителей; при этом для первых предусмотрены льготы в виде скидок от 34 до 50% на оплату за обучение. Как указывается на вебстранице ассоциации, цель данной ежегодной программы состоит в том, чтобы «давать ответ на те опасения, которые возникают у профессионалов в условиях появления новых обязанностей, все более многочисленных и разнообразных, по мере усложнения запросов общества и расширения спектра доступных технологий». Помимо этого, SEDIC проводит и такие виды образовательных акций, как курсы, организуемые по запросам учреждений, организаций и компаний с учетом их потребностей и конкретных условий; в режиме открытого доступа осуществляет бесплатное распространение материалов, предназначенных для самообразования специалистов по наиболее актуальным темам; организует посещение библиотек, тематические мероприятия, учреждает премии, проводит мастер-классы передового опыта, создает рабочие группы и многое другое. Если провести анализ разработанных ассоциацией и предложенных с 2004 по 2014 г. учебных курсов, можно увидеть основные изменения, которые произошли в практике непрерывного образования: А. От образования, получаемого в режиме физического присутствия обучаемого, - к образованию, получаемому через виртуальное пространство. Виртуальное образование позволяет любому профессионалу, интересующемуся какой-либо темой, быть введенным в курс дела в любом месте и в любой момент, причем без отрыва от повседневной работы. Как показано на рис. 1, где обозначено число курсов, предлагаемых ежегодно, в течение 10 лет разрабатывались курсы того и другого вида - с присутствием обучающихся и виртуальные, причем с преобладанием в отдельные годы курсов первого вида и концентрацией исключительно на виртуальном способе в 2014 г. Использование обучения в форме он-лайн, не требующего физического пространства, способствовало разработке и предложению большего числа курсов, имеющих высокий спрос. Этот аспект демонстрируется количеством разработанных курсов того и другого вида; число курсов он-лайн гораздо выше согласно данным годовых отчетов ассоциации. Рис. 1. Курсы, предложенные по годам в период 2004-2014 гг. (Источник: История курсов SEDIC) 2013 г. был последним, когда SEDIC предлагала курсы с традиционным присутствием слушателей, и число таких курсов составило 8, тогда как обычное предложение колебалось в пределах между 26 и 42 курсами ежегодно. Хотя онлайновое образование берет свое начало в 2000 г., его виртуальная платформа была запущена только в 2004 г., что гарантировало возможность создания курсов онлайн. Виртуальные курсы обходятся дешевле по сравнению с традиционными, учитывая число часов, которые облагаются налогом при онлайновом режиме. Различие в цене, рассчитанной для трехнедельных курсов, составляет приблизительно минус 34,4%. В контексте экономического кризиса, который затронул Испанию, начиная с сентября 2014 г. SEDIC принимает решение снизить цены, уменьшив их на 40%. Это решение оказалось благоприятным для ассоциации, так как привело к увеличению числа учащихся. Таблица 1, с данными начального и конечного годов указанного периода, показывает изменения в ценах на курсы каждого из двух видов обучения (первое число - это стоимость обучения для членов ассоциации, второе - для учащихся, не являющихся членами). Необходимо отметить один показатель, который не отражен в таблице в силу того, что рассматриваются только 2004 и 2014 гг.; он состоит в том, что начиная с 2006 г. безработным специалистам моложе 30 лет предоставляется скидка в размере 50% от стоимости обучения для членов ассоциации. Таблица 1 Стоимость курсов согласно форме обучения (Источник: Веб-страница SEDIC) Год Цены Продолжительность 2004 С присутствием учащихся: От 130/190 до 260/340 € От 8 до 24 ч В виртуальном режиме: 320/420 € 3 недели (45 ч) 2014 Виртуальные (до сентября): От 90/150 до 320/420 € 45 ч (3 недели) От 15 ч (1 неделя) до Виртуальные (начиная с сентября): От 50/100 до 190/290 € Б. От формального обучения - к самообразованию. Хотя самообразование не есть что-то новое, оно является реальностью, развитию которой способствуют успехи технологий и рост доступной информации, что, в свою очередь, порождает необходимость, заставляющую человека давать ответ в пределах ограниченного времени [7]. Образование вне учебных заведений превратилось в постоянный процесс личного роста, в который сегодня вовлекаются такие новые участники, как образовательные сообщества и такие пространства деятельности, как вебинары, социальные сети и др. SEDIC также стремится удовлетворить этот возможный спрос на подготовку со стороны специалистов и с 2002 г. предлагает Блоки самообразования онлайн, которые включают основные идеи по какой-то теме, сопровождаемой различными вспомогательными материалами. В декабре 2014 г. было доступно предложение 6 таких единиц продолжительностью от 12 до 18 часов. Эта опция, поддержанная Министерством образования, культуры и спорта, имеет формат совокупности практик на основе опыта общественного обучения через блог, в котором наставники предлагают содержание и дают задания. В блоге может участвовать сообщество людей, которые записываются в течение какого-то времени. Как только заканчивается период прохождения курса, материалы остаются доступными для свободной консультации, хотя возможность отправки комментариев закрывается. В. От макро- к микрообразованию. В настоящее время ассоциация предлагает курсы разнообразной продолжительности, от 1 до 3 недель, но ни один не выходит за эти временные рамки. Тем не менее до того года, которым отмечена нижняя временная граница данного исследования, для слушателей разрабатывались различные курсы, которые велись на протяжении месяцев и которые подразумевали присутствие учащихся в центре обучения по нескольку дней в неделю. Наиболее известным и традиционным был «Общий курс документации», который был введен в 1985/86 уч. г. и исчез в 2003/04; он проходил примерно в течение полугода. Этот вид курсов более общего характера и большей продолжительности, отличавшихся многообразием содержания, изначально задумывался для удовлетворения образовательных потребностей, имевшихся в профессиональной сфере, когда еще не было официального обучения в области библиотековедения и документации (спе-циалитета и лиценциатуры). Они были заменены затем курсами более специализированными, с весьма конкретной тематикой и менее продолжительными (8, 12, 16 и 20 часов для традиционной формы обучения и 15, 30 и 45 часов для обучения в режиме он-лайн). С тех пор, как был запущен онлайновый способ обучения, можно наблюдать преобладание 45-часовых курсов, которые ведутся в течение 3 недель. С учетом «отсутствия времени», на которое жалуется любой профессионал, в 2012 г. ассоциацией в качестве альтернативы был предложен другой вариант в виде курсов под названием «MnKpoSEDIC». Они носили вступительный и практический характер, продолжительность имели в три с половиной часа, и их цель состояла в том, чтобы «удовлетворить весьма конкретные образовательные запросы, что могло бы помочь специалисту в области информации и документации быть в ногу со временем в отношении актуальных проблем и новых технологий, как этого требует от него его повседневная деятельность». Г. От техник и инструментов для традиционной и гибридной среды -к технологиям цифровой среды. Данная профессиональная группа постоянно занимается технологическими нововведениями, и этот аспект требует актуализации знаний в большей степени, чем для представителей других видов деятельности, в пространствах организаций и учреждений, составной частью которых эта группа является. Посредством курсов SEDIC можно видеть воздействие технологий на услуги, процессы и задачи, которые осуществляются в различных информационных учреждениях, ввиду того, что эта тема представлена весьма значительно и связана с различными дисциплинами в системе образования, выстраиваемой на протяжении вышеупомянутого периода, как показывает история ее курсов [8]. Хотя непрерывное образование предназначено для любого профессионала, связанного с областью управления информацией, предложенные предметы раскрывают явное преобладание здесь сферы библиотек и центров документации. Есть курсы, сфокусированные на публичных, университетских и специализированных библиотеках и на центрах документации частных предприятий. Тем не менее не перестают проводиться курсы, которые связаны с работой, осуществляемой специалистами в архивах, как исторических, так и архивах предприятий, - хотя таких курсов в целом не так много. В качестве примера последних можно назвать «Архивы предприятия: стратегическое управление и обработка документов», «Управление публичными и частными архивами. Сравнительный анализ» или «Архивирование электронных документов». В последние годы можно наблюдать также наличие предложения, направленного на познание тех задач, которые осуществляют новые профессиональные профили, например «Основы деятельности кинематографического документалиста (исследователь фильмов)», «Контент Куратор», «Менеджер сообщества и онлайновая репутация». Также нужно иметь в виду, что проводится обучение, направленное на освоение инструментария и техник, которое не предназначено специально для какого-то конкретного сектора профессии, так как подобные знания имеют весьма широкое профессиональное применение. Таковыми, например, являются курсы по теме «Применение маркетинга в архивах, библиотеках и документальных службах». Или курсы, связанные с техниками управления качеством, планированием и оценкой, а также сориентированные на улучшение «Внимания к пользователю», знания «Систем хранения и защиты информации» или «Оцифровки документов». В течение этих 10 лет общее количество предложенных курсов составило 124 курса в форме традиционного присутствия слушателей и 78 - в форме онлайн, большинство из них - в разных изданиях, из чего можно сделать заключение об объединении каких-то тем. Если выделить те из них, которые согласно тематическим областям, установленным ассоциацией, вызвали больший интерес, претерпев более одного издания, получим ситуацию, которая показана в табл. 2 (полужирным шрифтом выделены три курса, которые дали большее число изданий, а также имели самый высокий средний показатель числа присутствовавших учащихся). Среди самых переиздаваемых курсов наблюдается отчетливая ориентация на такие их темы, как технологии, виртуализация, оцифровка и использование инструментов 2.0. Удивляет, что в число тем этих востребованных курсов попала и такая общеизвестная тема, как каталогизация, в частности, курсы, посвященные формату MARC21, и именно в силу того, что каталогизация, как якобы кризисная тема в глазах многих библиотекарей, несмотря на ее недооценку, похоже, перестала таковой быть. Какие-то из курсов явно фокусируются на своей актуализации с применением новых моделей, таких как RDA (ресурсы, описание и доступ), или обращением к вопросам обработки электронных ресурсов. Создается также впечатление, что мы тем самым имеем ясное доказательство того, что библиографический универсум остается необходимым и важным, несмотря на распространение семантического Веба и новых моделей соединенных данных. Другие курсы, пользующиеся большим спросом, связаны с темами оцифровки, что объясняется несомненными преимуществами, которые та привносит в сферу организации документации в любой отрасли профессиональной деятельности, способствуя поиску информации, доступу к ней, ее восстановлению и распространению, а также в силу возрастающего спроса на цифровые продукты. Таблица 2 Курсы, пользующиеся наибольшим спросом по тематическим областям и число проведения каждого из них (Источник: Справочник курсов SEDIC) Тематические области Аудиторные курсы Online курсы 1 2 3 1. Взаимодействие и услуги, предоставляемые пользователям Свободные приложения и социальные инициативы для библиотек и центров документации (2) Библиотечные услуги в Интернете (5) Обучение информационной грамотности в университетской библиотеке (4) Свободные приложения, открытые архивы и социальный Веб: правила и ресурсы для центров информации (4) 2. Поиск и источники информации Невидимый Интернет: Стратегии локализации и восстановления информации в Интранете (3) Источники информации в науках о здоровье и среда Web 2.0 (8) Исследование в инженерном деле и его источники информации: электронные средства, базы данных и Интернет (3 ed.) Юридическая документация в Интернете: Основные информационные ресурсы в испанской сфере, в сфере Европейского союза и сфере других стран (5) Экономическая и финансовая информация: Источники информации в национальных и международных организациях (3) Испанская юридическая документация и Европейский союз. Основные ресурсы в Интернете (4) 3. Управление коллекциями и фондами, содержанием и знаниями Архив и работа с цифровыми изображениями (7) Оцифровка документов (18 изд., с 2004 по 2014) Работа с документацией и электронное администрирование (4) Организация и управление электронными ресурсами (8) Введение в деятельность документалиста кинематографии (исследователь фильмов) (4) Электронные книги в библиотеках и информационных центрах (7) Окончание табл. 2 1 2 3 4. Анализ и представление информации Использование метаданных PREMIS при сохранении цифровых документов(4) Каталогизация с помощью MARC21 (18 изд., с 2006 по 2014) Каталогизация электронных ресурсов (3) XML иуправлениемета-данными: Применение для электронного издания (10) Модернизация процесса каталогизации: консолидированное ISBD [Международное стандартное библиографическое описание], FRBR [Функциональные требования для библио-графическихзаписей], FRAD [Функциональные требования к авторитетным данным], RDA [Ресурсы, описание и доступ] и связанные с ними данные (2) Электронные ресурсы: каталогизация, стандартизация y технический процесс(8) 5. Разработка продуктов и услуг Программы библиографической обработки: ProCite, Reference Manager, EndNote y Refworks (5) Интранет как корпоративный портал (9) Инструментарий второго поколения: документные агенты и роботы в Интернете (3) Документное управление с помощью Alfresco 4.2 (6) Электронные ресурсы в гибридной библиотеке: концепция, среда и организация (3) Архитектура информации для разработки вебсайтов (3) 6. Управление информационными массивами Развитие управленческих навыков у персонала информационных учреждений (5) Руководство и управление в библиотеке: установка на качество (8) Разработка и организация электронных библиотек (4) Архивы предприятия: стратегическое управление и документное обслуживание (5) Разработка проектов для библиотек и центров документации (4 ed.) Система управления качеством в библиотеке: введение и совершенствование (5) 7. Изучение и применение юридических норм Интеллектуальная собственность применительно к библиотекам и их цифровому пространству (4) Авторские права: правовое значение услуг, которые предлагают библиотеки (3) Авторские права и фотографии: Практическое применение в области библиотечных услуг (2) 8. Коммуникация Блоги для специалистов в области информации (3 ) Web Social для библиотекарей и документалистов (5) Английский для библиотекарей: услуги для пользователей, предоставляемые в библиотеке (3 ed.) Хранитель содержания (2) Прими Twitter всерьез (2) Д. Падение спроса из-за экономического кризиса. В отношении периода, рассматривающегося в данной работе, необходимо указать на влияние, оказанное экономическим кризисом на непрерывное образование. 60% испанских предприятий уменьшили свои вложения в образование для персонала вследствие той же причины [9]. Несмотря на это обстоятельство, 75% предприятий предоставляют образование, что выше среднего европейского показателя, который составляет 66%. Так же, как выделяется в экономическом отчете ассоциации за 2012 г., в 2009 г. обнаруживается изменение тенденции спроса на курсы благодаря сокращениям, которым были подвергнуты бюджеты учреждений, и как следствие этого - уменьшение вложений в образование (рис. 2). Это предполагает, что, несмотря на усилия, предпринятые по разработке новых курсов и предложение большего числа их изданий, появлялась необходимость отменять какие-то новые наборы по причине недостаточного числа записавшихся на курсы. Эта ситуация становится весьма распространенной в 2012 г., если учитывать соотношение предложенных, проведенных и отмененных курсов. Начиная с 2013 г. наблюдается значительное улучшение в отношении тенденции предыдущих лет. 2009 2010 2011 2012 2013 2014 OFERTADOS ■ IMPARTIDOS CANCELADOS Рис. 2. Курсы, проведенные и отмененные в период 2009-2014 гг. из предложенных ассоциацией SEDIC (Источник: отчеты о деятельности SEDIC) [Темный столбик отражает число предложенных курсов, светло-серый - проведенных, пестрый - отмененных] Вывод о снижении спроса на непрерывное образование под влиянием кризиса содержится в отчетах некоторых университетских библиотек, в которых отмечается сокращение расходов (они облагаются налогом в этих статьях, хотя предполагают капиталовложение), предназначенных для образовательной деятельности в последние годы, как следствие урезания бюджета библиотек. Так это излагается, например, в отчете университетской библиотеки Ла Риохи за 2012 г. [10. С. 10]. Сокращение числа учащихся характерно в Испании и для образования по специальности «Информация и документация». К этому отчасти имеют отношение и экономическая ситуация в стране и, возможно, другие причины, как, например, рост платы за обучение [11. С. 508]. Некоторые данные относительно преподавателей, учащихся и качества обучения Относительно преподавателей, которые вели курсы, выделяются специалисты, работающие в Государственном управлении или в частных компаниях, на фоне университетских преподавателей в области библиотечного дела и документоведения, которые составляют, по годам, приблизительно 18-25%. Можно было бы воспринимать это как твердое обязательство по вовлечению первых в процесс непрерывного обучения своих коллег. С другой стороны, ввиду специализации курсов SEDIC стремится к тому, чтобы преподаватели были специалистами по теме курса и при этом имеющими непосредственный опыт работы в данной конкретной сфере. На протяжении этого десятилетия ассоциация имела средний годовой показатель, составляющий 732 участника образовательных мероприятий. Среднее число учащихся на курсе колебалось между 7 и 28 как при традиционной форме обучения, так и при обучении в режиме онлайн; на 20 или 25 принятых, в зависимости от потребности в компьютерной аудитории учащихся, посещающих занятия, и на 25 обучающихся виртуально (в 2014 г. число обучающихся по этой последней и единственной форме увеличилось до 30). Речь идет в основном о профессионалах, которые работают в области государственного управления, в университетах и на предприятиях, и в меньшей степени о членах ассоциации моложе 30 лет, а также о безработных ее членах. Хотя объем работы этого не позволяет, было бы интересно выявить профессиональный профиль и конкретное трудовое положение каждого из учащихся, чтобы иметь возможность дать ответ на вопрос о причине высокого спроса на определенные курсы, как, например, на курс по каталогизации. В финале для определения успешности образовательных мероприятий применяется обычный метод, основывающийся на выявлении мнений участников, которые посредством заполнения анкеты показывают уровень своего удовлетворения курсом. Измеряются аспекты, связанные с подготовленностью преподавателей, предоставленным материалом, осуществленными видами деятельности и другими вопросами, которые определяют изложение курса. Эта информация используется для усовершенствования курсов при объявлении последующих наборов. Средний показатель, достигнутый в течение этих лет, по шкале от 1 до 5, составляет 4,1, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворения профессионалов качеством пройденного обучения. В заключение отметим, что тематический анализ предложенных ассоциацией SEDIC учебных программ в течение последних десяти лет отчетливо отражает постоянные изменения, которые претерпевают объемы массивов информации. Эти изменения касаются того, как создается (в каких формах), архивируется, обрабатывается, передается, доставляется и используется информация. Кроме того, эти изменения оказывают влияние на процессы и услуги, а также на специалистов, которые осуществляют свою деятельность (в ее новых профилях), с учетом новых форм организации услуг и изменений, проистекающих от новых ожиданий пользователей. Учитывая востребованность определенных тем проводимых курсов, можно заключить следующее: - Существует необходимость модернизации такого традиционного вида работы, как каталогизация, с помощью курсов, предназначенных для знакомства с изменениями в правилах ISBD (Международное стандартное библиографическое описание - примеч. переводчика) и их применением к электронным ресурсам. - Быстрое продвижение технологии обязывает специалистов знать о тех противоречиях, которые имеются в процессе развития и применения авторских прав, равно как и о появляющихся альтернативных моделях. - Расширение использования Интернета как хранилища и его мощных механизмов поиска приводит к необходимости приобретать умения, связанные с поисками и восстановлением информации. - Доступ к услугам с любого места и в любой момент требует знать положения, связанные с электронным изданием, оцифровкой, разработкой вебсайтов, пользованием социальными сетями, а также с применением мобильных устройств и с услугами, которые можно через них получать.

Ключевые слова

непрерывное образование, специалисты в области информации и документации, SEDIC, Испания, continuing professional development, information professionals and documentation, SEDIC, Spain

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пасиос Лосано Ана РейесУниверситет им. Карла III (Мадрид, Испания)доктор философии, доцент кафедры библиотековедения и документоведенияareyes@bib.uc3m.es
Всего: 1

Ссылки

Pineda Herrero P. La formacion continua en Espana: balance y retos de futuro // RELIEVE. 2007. Vol. 13, №. 1. P. 43-65. URL: http://www.uv.es/RELIEVE/v13n1/RELIEVEv13n1_2.htm (дата обращения: 30.12.2014).
Balague Mola N., Martinez P., Peydro, N. Balanj de 12 anys d'accions formatives al. Collegi Oficial de Bibliotecaris-Documentalistes de Catalunya (1986-1997) // Item. 1998. № 22 (gen.-juny). P. 74-87. URL: http://www.raco.cat/index.php/Item/article/view/22522/22356 (дата обращения: 13.01.2015).
IFLA (2004). Continuing Professional Development: Principles and Best Practices. URL: http://www.ifla.org/publications/continuing-professional-development-principles-and-bestpractices (дата обращения: 16.01.2015).
Trenner L. Business coaching for information professionals: Why it offers such good value for money in today's economic climate // Business Information Review. 2013. Vol. 30, № 1. P. 27-34.
Balague Mola N. y Fito Font N. (2014). Actualization profesional en el entorno universitario: la formacion en el Servicio de Bibliotecas de la Universidad Autonoma de Barcelona // BiD. Textos Universitaris de Biblioteconomia y Documentacio. Diciembre 2014. №. 33. URL: http://bid.ub.edu/es/32/nbalague2.htm (дата обращения: 13.01.2015).
SEDIC. Memorias de actividades de SEDIC (2004-2013). URL: http://www.sedic. es/p_memoriaactividades.asp (дата обращения: 30.12.2014).
Marcelo Garcia. Autoformacion para el siglo XXI. En: J. Gairin (coord.). Nuevas estrategias formativas par las organizaciones. Madrid: Wolters Kluwer, 2010. P. 141-170.
SEDIC. Historico de cursos (2004-2014). URL: http://www.sedic.es/f_cursos_historico.asp (датаобращения: 12.01.2014).
ADECCO. Encuesta Adecco Training. Tendencias en la formacion para el empleo 2014. URL: http://www.adecco.es/_data/NotasPrensa/pdf/555.pdf (дата обращения:19.01.2015).
Biblioteca Universidad de la Rioja. Memoria de la biblioteca 2012. Universidad de la Rioja. URL: http://biblioteca.unirioja.es/documentos/burmen12.pdf (дата обращения: 17.01.2015).
Ortiz-Repiso V., Calzada Prado J. y Aportela Rodriguez I. (2013). iQue esta pasando con los estudios universitarios de Biblioteconomia y Documentation en Espana? // El profesional de la informacion. 2013. Vol. 22, № 6 (noviembre-diciembre). P. 505-514.
 Непрерывное образование специалистов в области информационной и документационной деятельности в Испании по программе обучения SEDIC. Обзор. Перевод О.А. Жеравиной | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Непрерывное образование специалистов в области информационной и документационной деятельности в Испании по программе обучения SEDIC. Обзор. Перевод О.А. Жеравиной | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).