Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности

В настоящее время актуализируется интеллектуальная составляющая досуго-вой библиотечной деятельности. На решение этой задачи ориентирована рассматриваемая в статье учебная дисциплина «Муниципальная библиотека как интеллек-туально-досуговый центр», позволяющая сформировать необходимые компетенции, знания, умения и навыки. Ее содержание предполагает обращение к историко-теоретическим основам, практике функционирования и технологии нтеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек.

Formation of skills of librarians as organizers intellectually and leisure activities.pdf Профессиональное мировоззрение - одна из основных проблем библиотечной отрасли. Необходимость утверждать в профессиональном сообществе идею новой модели развития муниципальной публичной библиотеки сохраняется. Ее выбор является одним из самых дискуссионных вопросов. Складывается мнение, что как для государства, так и для учредителей муниципальных библиотек наиболее предпочтительной является модель «Библиотека - интеллектуально-досуговый центр». Однако в отрасли, имеющей давние традиции досуговой деятельности, идея перспективного развития библиотек именно в этом направлении многими воспринята как понижение их статуса. Связано это, прежде всего, с тем, что досуговая деятельность, как правило, понимается только как развлекательная, что приводит к постановке вопроса типа «Библиотекари или аниматоры?» [1]. Однако в действительности уровни досуга могут быть разными, среди них не только развлечение, но и просвещение (самообразование), созерцание и т. д. Один из смыслов добровольного обращения к книге - просвещение, в свою очередь, библиотекари, распространяя книжное знание различными публичными формами, осуществляют просветительскую деятельность. Есть основания сомневаться, что сегодня можно оставаться подлинно просвещенным человеком без обращения к книге. Разобраться самому, понять, овладеть подлинным знанием - к этому стремятся уже многие. Время готовых истин завершается, на арену информационного общества выходит человек-интеллектуал. Интеллект человека мы рассматриваем как способность осмысленно приобретать и использовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами [2]. Логично, что в только что принятом «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» среди основных направлений их развития акцентирована позиция «Библиотека как просветительский центр - коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны» [3]. Таким образом, проблема интеллектуализации личности библиотечными ресурсами находится в русле нескольких профессиональных видов деятельности - просветительской, образовательной, социально-культурной, досуговой и т. п. Грани между ними хрупкие, фактически они совпадают полями по многим параметрам, а главным фактором объединения является ориентация всех их, прежде всего или же в качестве одной из важных целей, на интеллектуальное развитие личности как свободного выбора человека, осуществляемого в досуговое время. Осознание практической значимости проблемы инициировало введение в учебный план подготовки библиотечных специалистов по третьему поколению ФГОС в Челябинской государственной академии культуры и искусств курса «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр» в качестве дисциплины по выбору профессионального цикла [4]. Его цель - обеспечить профессиональную подготовку библиотекарей-библиографов широкого профи -ля, способных выполнять функции организаторов интеллектуально-досуговой деятельности в универсальных муниципальных библиотеках - городских, сельских, обслуживающих как детское, так и взрослое население. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей; готовность к овладению перспективными методами библиотечно-библиографической деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий; готовность к созданию и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг; готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; способность к эффективному библиотечному общению с пользователями; готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной политики; готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере. Задачи дисциплины «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр» заключаются в изучении теоретических основ организации деятельности муниципальных библиотек как интеллектуально-досуговых центров; освоении знаний о практике функционирования и перспективах совершенствования деятельности муниципальных библиотек как интеллектуально-досуговых центров; формировании навыков организации эффективной интеллектуально-досуговой работы в условиях муниципальных библиотек; развитии профессиональной мотивации. В содержании дисциплины - три раздела. В рамках раздела «Историко-теоретические основы интеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек» предполагается обращение к темам «Интеллектуально-досуговая деятельность: основные понятия, особенности протекания в современных условиях развития российского общества», «Просветительско-досуговые традиции отечественных библиотек», «Современная муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр: цели, задачи, ресурсы». Раздел дисциплины под названием «Практика функционирования муниципальных библиотек как интеллектуально-досуговых центров» предполагает изучение тем «Зарубежные публичные библиотеки как востребованные учреждения знания и досуга», «Российские сельские библиотеки как культурно-досуговые центры» и «Интеллект-центр как модель муниципальных библиотек». Содержание раздела «Технология интеллектуально-досуговой деятельности муниципальных библиотек» включает темы «Система форм и методов организации досуга в условиях муниципальных библиотек» и «Инновационные формы и методы просветительско-досуговой деятельности муниципальных библиотек». Преподавание курса «Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр» в значительной мере позволяет обучить студентов разработать план, программу досуговой деятельности в отношении конкретной группы библиотечных пользователей, адаптировать к библиотечным условиям новый (инновационный) метод досуговой культурно-просветительной работы; обеспечивает овладение ими навыками ведения досуговой культурно-просветительной работы.

Ключевые слова

библиотека - интеллектуально-досуговый центр, интеллект, компетенции библиотекарей, профессиональная подготовка библиотекарей, library - intellectually and leisure center, intelligence, competence librarians, training librarians

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сокольская Леся ВасильевнаЧелябинская государственная академия культуры и искусствкандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельностиlsokolskaya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Макурина А. Библиотекари или аниматоры? // Библиотечное дело. 2011. № 18. С. 44.
Ефимое Ю.Е. Интеллектуализация личности и общества - новый уровень качества образования [Электронный ресурс] // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»: сб. науч. тр. URL: http//ito.edu/ru/2006/Samara/1 V/1 V-0-3.htm (дата обращения: 24.11.2014).
Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти. М., 2014. 18 с.
Муниципальная библиотека как интеллектуально-досуговый центр: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900.62 Библиотечно-информационная деятельность квалификации (степень) «бакалавр», форма обучения - очная, заочная; сроки изучения: очная форма - 4 семестр, заочная форма - 6 семестр / авт.-сост. Л.В. Сокольская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2013. 22 с.
 Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).