Коммуникативная компетентность как условие качества библиотечного обслуживания | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Коммуникативная компетентность как условие качества библиотечного обслуживания

Статья посвящена коммуникативной компетентности сотрудника библиотеки. Авторы рассматривают коммуникативную компетентность как условие качества библиотечного обслуживания. Дано определение понятия, выделены компоненты и показатели коммуникативной компетентности. Обозначены направления формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения специалистов библиотечного обслуживания.

Communicative competence as quality condition of library maintenance.pdf Важнейшим условием существования любой сферы обслуживания является коммуникативная компетентность ее специалистов. Дальнейшее развитие человеческого общества ученые связывают с освоением космического пространства, накоплением и использованием естественно-научных знаний и биотехнологий и с совершенствованием социального взаимопонимания людей, обеспечиваемого многофакторными условиями, в том числе и коммуникативной компетентностью. Имеется множество определений коммуникативной компетентности. Наиболее простые определяют коммуникативную компетентность как систему качеств личности, обеспечивающую высокий уровень взаимодействия с людьми, позволяющую результативно достигать поставленные цели. Коммуникативная компетентность библиотекаря, следовательно, - это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Исследователи этой проблемы В.Н. Куницына, В.Н. Казаринова, В.М. Погольша [1], А.П. Панфилова [2], Л.А. Петровская [3], Е.В. Руден-ский [4] и другие исследователи выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности: - творческое мышление (проявляется в нестандартности, гибкости мышления, в результате которого общение становится своеобразным видом социального творчества); - культура речевого действия - грамотность в построении фраз, простота и ясность изложения мыслей, логичная аргументация, адекватный ситуации тон, темп, хорошая дикция; - культура самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; - культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению и культура эмоциональных оценочных суждений; свободное, незатрудненное владение нормами и правилами различных видов общения: социального, профессионального, праздничного и др. Таким образом, коммуникативная компетентность предполагает наличие у библиотекаря развитых умений задавать вопросы и отвечать на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, включаться в дискуссию, комментировать высказывания и давать им критическую оценку, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников общения и др. В условиях современной библиотечной практики библиотекарю приходится не только общаться с посетителями библиотеки при удовлетворении запросов, ведении справочно-консультационной работы, т. е. использовать профессиональную устную речь, но и владеть развитыми умениями письменной текстовой деятельности, владеть навыками создания в различных целях разного рода текстов и документов. Именно текст, как устный, так и письменный, организует межличностную и профессиональную коммуникацию. В современных условиях коммуникативная компетентность расширяет свое пространство и предполагает развитые умения по созданию текстов. Для этого библиотекарь должен ориентироваться в типах, стилях и жанрах текстов, уметь создавать разные их виды. Информационно-библиотечная деятельность всецело связана с текстом и документом, с процессом коммуникации и потребителями информации. Существует органическая связь между текстом как единицей коммуникации и специалистом, работающим с ним. Работа с текстом требует определенной коммуникативной компетентности и в то же время формирует и развивает её. Выделяются следующие показатели коммуникативной компетентности: лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический и социокультурный. Лингвистический показатель включает в себя развитый уровень речевой культуры, богатый и постоянно пополняющийся запас профессиональной лексики. Дискурсивный показатель обеспечивается умениями библиотекаря создавать устные и письменные тексты. Прагматический показатель свидетельствует о развитых волевых качествах личности, умениях достигать коммуникативных целей. Стратегический показатель определяет умения преодолевать трудности в общении, возникающие барьеры и разрешать конфликты в общении и межличностных отношениях. Социокультурный показатель демонстрирует соответствие коммуникативного поведения принятым социально-культурным нормам. Отсюда можно заключить, что коммуникативная компетентность является интегративным личностным ресурсом. Коммуникативная компетентность предполагает не только сформированные умения, но и постоянное обновление знаний, владение мобильностью и готовностью применять их для того, чтобы эффективно вести библиотечное обслуживание. В настоящее время на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств преподаются дисциплины «Коммуникативная культура», «Документоведение», «Аналитика текста». Они нацелены на обучение студентов навыкам устной и письменной текстовой деятельности, на формирование умений распознавания текстов по их типам, стилям, жанрам. Кроме того, данные дтисциплины формируют у студентов умение самостоятельно создавать тексты. Это значит, что будущие специалисты обучаются составлять не только вторичные тексты (аннотации, рефераты, обзоры и др.), но и многочисленные первичные тексты, различные по адресному и функциональному назначению (заметки, рецензии, пресс-релизы, рекламные тексты и др.); студенты готовятся квалифицированно участвовать в деловом общении и переписке. Знания основ коммуникативной культуры и текстологии обеспечивают основы коммуникативной компетентности будущих специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, повышают общий уровень их развития, формируют профессиональное отношение к библиотечно-информационному обслуживанию.

Ключевые слова

коммуникативная компетентность, библиотечное обслуживание, формирование профессиональных коммуникативныхумений и навыков, communicative competence, library maintenance, criteria of communicative competence, formation of communicative skills and habits

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Туева Людмила МихайловнаКемеровский государственный университет культуры и искусствкандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникацийltueva@mail.ru
Мартынова Елизавета ВасильевнаКемеровский государственный университет культуры и искусствкандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникацийlizaveta.martynova@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Куницына В.Н. Межличностное общение: учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. С. 414-476.
Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. средних учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия, 2007. 288 с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учеб. пособие. Москва: ИНФА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 165 с.
 Коммуникативная компетентность как условие качества библиотечного обслуживания | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).

Коммуникативная компетентность как условие качества библиотечного обслуживания | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2015. № 1(17).