Неформальные организационные структуры в отрасли культуры: к проблеме исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Неформальные организационные структуры в отрасли культуры: к проблеме исследования

В статье рассматривается проблема неформальных организационных структур - нерегламентируемых деловых объединений людей и организаций в отрасли культуры, их роли в деловых практиках учреждений культуры, а также проблемы, связанные с выявлением и изучением неформальных организационных структур в отрасли культуры.

Informal organizational structures in culture branch: to a research problem.pdf Не является секретом то обстоятельство, что любое учреждение осущест-вляет свою деятельность в подвижной, но при этом плотной среде нефор-мальных отношений и их внешних проявлений - связей, контактов, догово-рённостей, решений и проектов, не предусмотренных напрямую существую-щими формальными правилами выработки и реализации управленческих ре-шений. Это связано с тем, что «формализованные» системы управления (т.е.базирующиеся на гласных, отражённых в нормативных документах различ-ного уровня принципах, подходах и правилах) не обладают стопроцентнымкоэффициентом полезного действия, не содействуют наиболее результатив-ным решениям, не реагируют должным образом на потоки внешних измене-ний и открывающиеся в них деловые возможности. Часто эти системы простомешают учреждениям и людям, интегрированным в них, осуществлять ихдеятельность на возможном уровне результативности и эффективности (на-пример, из-за административной инерции, связанной с диспропорциями меж-ду бюрократическими и адаптивными организационными структурамиуправления). Организации и люди начинают искать альтернативные возмож-ности и формы осуществления их деятельности и вступать в нерегламентиро-ванные (неформальные) взаимоотношения. Это особенно характерно для со-обществ (деловых, отраслевых), отличающихся относительно низкой ресурс-ной обеспеченностью, которая стимулирует организации и людей на актив-ный поиск ресурсов, «не предусмотренных» в русле осуществления «фор-мальных» деловых практик. К таковым, в частности, можно отнести науку,образование, культуру - отрасли, в которых всегда имела место острая борь-ба за источники ресурсов и их финансовых эквивалентов, как бюджетных,так и внебюджетных.На практике неформальные отношения накапливают опыт совместного(делового и межличностного) общения вовлеченных в них людей, обретаютустойчивость и долговременный характер. Тем самым они складываются вопределённыеленных условиях выполнять функции управления разнообразными деловымипроцессами как на уровне отдельной организации, так и на уровне межорга-низационных сетевых взаимодействий [2].На уровне обыденной практики это означает, что любой руководительлюбого учреждения культуры владеет элементарными технологиями под-ключения к системам неформальных связей, существующих в ближайшейвнешней среде учреждения. Он всегда знает - кому позвонить, сделать обра-щение в письменном виде, кого куда пригласить для прямого общения и т. д.,чтобы решить тот или иной вопрос с максимальной результативностью. Так-же он чётко представляет себе, как следует реагировать на поступающиепросьбы и запросы извне. Известны и необъявляемая цена любого решения, иформы и размеры ответной благодарности, и меры возможной ответственно-сти. И всё это выглядит настолько повседневным и очевидным, что не реф-лектируется и даже не проговаривается, - просто учитывается в любых делахи справедливо считается важным.Неформальные организационные структуры не являются чем-то незнако-мым для современной науки менеджмента. Обобщение их существенныхчерт, описываемых в управленческой науке, позволяет увидеть их основныепризнаки:- неформальные структуры существуют повсеместно (в любой организа-ции);- неформальные структуры укоренены в психологии человеческого об-щения;- неформальные структуры возникают спонтанно;- неформальные структуры возникают и развиваются вне поля компетен-ции руководящих инстанций;- неформальные структуры могут оказывать серьёзное влияние на сферуделовых отношений в организации, а тем самым - становиться важным фак-тором принятия управленческих решений.Следует заметить, что процессы, связанные с возникновением и развити-ем неформальных структур в организации, чаще всего рассматриваются намикроуровне - в среде одной отдельно взятой организации - и изучаются сцелью предоставить ее менеджменту практические рекомендациидля отрасли культуры и смежных отраслей (образование, наука, отчаституризм и гостеприимство) распространение проектного подхода ко многимпроцессам, ранее встроенным в процессы административно-бюрокра-тические. Этот подход требует стыковки и координации ресурсов, которымиобладают многие организации, что влечет активизацию сетевых взаимодей-ствий и возникновение устойчивых сетей, в которые вовлекаются многиелюди, занимающие различные должности в различных организациях, и в си-лу этого имеющие доступ к различным ресурсам, востребованным в ком-плексе в различных проектах, создающих социально-экономические блага.Деятельность этих сетей может не подвергаться административной рег-ламентации (либо подвергаться таковой в отдельных звеньях либо элементахсети), не формализовываться в учредительных и нормативных документах.Вместе с тем позиции и влияние этих сетей могут быть весьма значимымикак для судьбы отдельных проектов, реализуемых в отрасли, так и для со-стояния и развития отдельных учреждений. Так, практикующие руководите-ли учреждений культуры нередко ищут прямые (сетевые) выходы на руково-дителей из сферы высшего профессионального образования, а в ряде регио-нов имеется опыт «личной унии» - ситуации, когда, например, директор му-зея одновременно является действующим университетским профессоромили/и администратором [4. С. 133]. Такая позиция позволяет выстраиватьвокруг определенных проектов достаточно гибкие конфигурации кадров,грантовых и программных средств, издательских мощностей, музейных кол-лекций и архивных ресурсов и т.д. Важно, что определённую выгоду от по-добных конфигураций в той или иной степени имеют все участники данногосетевого взаимодействия, а оно во многом определяет возможности, планы ирезультаты учреждения культуры, которое в него вовлечено.Для руководителя учреждения культуры всё это формирует объективнуюнеобходимость хорошо ориентироваться в сетевых неформальныхнежелание людей, вовлечённых в сетевые взаимодействия, не то что при-знавать себя их субъектами, но даже осмыслять себя с этой стороны. Сущест-вует явный культурный запрет на такое осмысление, связанный, возможно, стем, что в реальных практиках сетевых взаимодействий имеется множествонарушений и/или обходов действующих формальных норм и правил;- невовлечённость многих представителей академической (а во многом иуниверситетской) науки в живые среды деятельности отраслевых практиков.Есть объективная разница между доцентами-музеологами и руководителямиучреждений культуры. Для последних первые - это люди вне их системы, инаоборот.Поэтому, чтобы изучить конкретную неформальную сеть (например, врегионе), увидеть ее историю, понять её структуру, состав и механизмы из-менений, необходимо эту сеть обнаружить, зафиксировать и описать. Длярешения этой задачи необходимо следующее:- личная вовлеченность исследователя в систему сети, личное участие веё деятельности, личные знакомства и связи с ее агентами по совместной дея-тельности;- система информантов - агентов сети, соглашающихся (на условияханонимности либо на других условиях) сообщать информацию о фактах сете-вых взаимодействий при реализации различных проектов в отрасли - мотивыи стимулы их создания, источники финансирования и практики их освоения,подбор кадров и его мотивации, роль кадров, должностей и учреждений впроекте, фиксацию и распределение результатов, их механизмы;- подбор фактической базы - «кейсы» - реальные прецеденты сетевыхвзаимодействий, подтвержденные прямо - информантами и косвенно - доку-ментами проекта, факты по структуре и составу системы сетевых отношенийи по ее реальным практикам.Такое исследование наряду с традиционной междисциплинарной методо-логией требует также особых методов, к которым можно отнести:- наблюдение внутреннее - исследователь, сам будучи вовлеченным вопределённые неформальные сети и участвуя

Ключевые слова

организационная структура управления, управление организацией, неформальные отношения в управлении, отрасль культуры, сетевые структуры, organizational management structure, organization management, and informal relations in administration, industry culture, network structure

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загоскин Денис ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Музей и культурное наследиеdenzag@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Костылева А.Ю. Иерархический и сетевой принципы подхода к управлению музейными ресурсами: к постановке вопроса // Музей и современные технологии. Томск, 2006. С. 110-114.
Бард А., Зондерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 251 с.
Друкер П. Практика менеджмента. М. : Вильямс, 2007. 400 с.
Загоскин Д.В., Черняк Э.И. Опыт и перспективы комплексного развития музейного дела в формате регионального музейного учреждения (на примере Томского областного краеведческого музея, 2000-2005 гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2007. № 1. С. 121-131.
 Неформальные организационные структуры в отрасли культуры: к проблеме исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Неформальные организационные структуры в отрасли культуры: к проблеме исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Полнотекстовая версия